Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 9 класса, УМК И.Н. Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9.zip | 50.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса биологии
Класс: 9 | |
Количество часов в год: 68 | |
Количество в неделю: 2 | |
Плановых контрольных работ: 6 | |
Плановых лабораторных работ: 4 | |
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего в год- 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 5 лабораторных работ, обобщающих уроков, экскурсий. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Основная цель курса Биология: общие закономерности освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи:
- обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования, добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний, продолжить формирование у школьников общеучебных умений;
- развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы, особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
- воспитания:
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Раздел 2. Основы учения о клетке (11 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа. Решение генетических задач.
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни Опарина А.И. и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Раздел 7. Учение об эволюции (11 часов)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.
Раздел 8. Происхождение человека (6 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Раздел 9. Основы экологии (13 часов)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое разнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение в основы общей биологии | 3 |
2 | Основы учения о клетке | 11 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 |
7 | Учение об эволюции | 11 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 |
9 | Основы экологии | 13 |
Итого | 68ч |
Перечень лабораторных работ
Л.р.№1. Сравнение растительной и животной клеток
Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток
Л.р. № 3. Решение генетических задач
Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов
Перечень контрольных работ
Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.
Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов
Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости
Контрольная работа №4 Учение об эволюции
Контрольная работа №5 Происхождение человека
Контрольная работа №6 Основы экологии
Материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: барометр, весы учебные с разновесами; комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. лупа бинокулярная; лупа ручная, микроскоп школьный ув. 300–500. Модели: митоз и мейоз клетки, основные генетические законы. Микропрепараты: набор микропрепаратов по общей биологии (базовый). Коллекции: морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.). Живые объекты: комнатные растения по экологическим группам.
- Информационно-коммуникативные средства:
Биология 9 класс [Электронный ресурс] Олимпиады 9 класс. Биология: Олимпиады. А.В. Науменко; ИТД "Корифей". - Волгоград: ООО ИТД "Корифей".
Экология [Электронный ресурс]: Общий курс.- М. ЗАО Новый диск 1998.
Медиатека по Биологии [Электронный ресурс]: Сетевая версия.- М.ООО Кирилл и Мефодий 2000.
Биология 6 - 9 класс Библиотека электронных наглядных пособий (ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий»).
Список литературы
УМК
Учебник:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва,
«Вентана-Граф», 2009 год.
Методическая библиотека:
Сборник программ «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы; М.: «Вентана – Граф», 2009г.
Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое
пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
Дополнительная литература:
Ауэрбах, Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 2009.
Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.
Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии 6-11классы. Издательство «Учитель» Волгоград.2005.
Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008. – 400 с.: ил.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
Биологическая база данных в Интернете
Сайт «Развитие, биология, генетика».
style::{Hyperlink;http://mglinets.narod.ru }
Экологические ссылки для школьников.
http://websib.ru/noos/ecology/
Сайт «Промышленная экология»
style::{Hyperlink;http://promeco.h1.ru }
Сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
style::{Hyperlink;http://charles-darwin.narod.ru }
Сайт «Развитие Жизни на Земле»
style::{Hyperlink;http://www.dinos.ru }
База данных по школьным учебникам.
style::{Hyperlink;http://textbook.keldysh.ru }
База данных по Олимпиадам.
style::{Hyperlink;http://www.mccme.ru/olympiads }
Всероссийская система тестирования «Телетестинг».
style::{Hyperlink;http://www.teletesting.ru }
informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии".
college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
www.biodan.narod.ru «БиоДан. Новости биологии»
http://evolution.powernet.ru/- Теория эволюции как она есть
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Календарно – тематическое планирование
Раздел 1. Введение в основы общей биологии
Цель: познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии», сформировать четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества, сформировать знания об основных методах биологического исследования.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Биология – наука о жизни. Общие свойства живого. | 1 | 3.09.12г | Знать: комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы; уметь: самостоятельно проводить научное исследование | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. |
2 | Общие свойства живых организмов | 1 | 7.09 | Знать: свойства живого; уметь выделять особенности развития живых организмов | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. |
3 | Многообразие форм живых организмов | 1 | 10.09 | Знать: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы, основные таксономические единицы; уметь: определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Таксон, система, иерархия. Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы |
Раздел 2. Основы учения о клетке
Цель: сформировать знания об истории клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл, развить понятие о клеточном уровне жизни.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток | 1 | 14.09 | Уметь: приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение; называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории, объяснять общность происхождения растений и животных. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М. Шлейдена. |
2 | Химический состав клетки. | 1 | 17.09 | Уметь: приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам; называть неорганические и органические вещества клетки; характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологическую роль воды, солей неорганических кислот | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода, минеральные соли. |
3 | Белки и нуклеиновые кислоты | 1 | 21.09 | Уметь: давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК; называть продукты, богатые белками; приводить примеры белков, выполняющих различные функции; перечислять виды молекул РНК; характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. |
4-5 | Строение клетки. Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | 2 | 24.09 28.09 | Уметь: различать по немому рисунку прокариот и эукариот; называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Органоиды. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. |
6 | Органоиды клетки и их функции | 1 | 1.10 | Уметь: называть функции основных органоидов клетки | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
7 | Обмен веществ и энергии в клетке | 1 | 5.10 | Уметь: давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция; называть этапы обмена веществ, роль, АТФ и ферментов в обмене веществ, характеризовать сущность процесса обмена веществ | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. |
8 | Биосинтез белков в живой клетке | 1 | 8.10 | Уметь: давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка, анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция; характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. |
9 | Биосинтез углеводов – фотосинтез | 1 | 12.10 | Уметь: давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез; называть органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла; характеризовать фазы фотосинтеза. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. |
10 | Обеспечение клетки энергией | 1 | 15.10 | Уметь: давать определение понятию диссимиляция, анализировать содержание определений гликолиз, брожение, дыхание; перечислять этапы процесса диссимиляции; называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ, описывать роль АТФ в обмене веществ. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена |
11 | Контрольная работа №1 Основы учения о клетке | 1 | 19.10 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Цель: сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основные стадии.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Размножение организмов | 1 | 22.10 | Уметь: давать определение понятию размножение, называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения, приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения, характеризовать сущность бесполого и полового размножения, объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения |
2 | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 2. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | 1 | 26.10 | Уметь: называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. | Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. |
3 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | 29.10 | Уметь: узнавать и описывать по рисунку половые клетки, выделять различия мужских и женских половых клеток, выделять особенности бесполого и полового размножения, объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения, использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |
4 | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | 1 | 2.11 | Уметь: давать определения понятиям «Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез», называть начало и окончание постэмбрионального развития, его виды, характеризовать сущность периодов развития, анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) |
5 | Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | 12.11 |
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Цель: ознакомить учащихся с предметом генетики, некоторыми её достижениями, значениями для практики, для развития медицины и различных областей биологии; раскрыть сущность основных понятий генетики.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | 1 | 16.11 | Уметь: давать определения понятиям «Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип», называть признаки биологических объектов – генов и хромосом, характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
2 | Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | 19.11 | Уметь: давать определения понятиям «Гомо-, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков, воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления,описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Гомо-, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |
3 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. | 1 | 23.11 | Уметь: описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, называть условия закона независимого наследования, анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. |
4 | Сцепленное наследование генов | 1 | 26.11 | Уметь: давать определения понятиям «Гомологичные хромосомы, конъюгация», объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. |
5 | Взаимодействие генов | 1 | 30.11 | Уметь: приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов, называть характер взаимодействия генов, описывать проявление множественного действия гена | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. |
6-7 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Лабораторная работа № 3. Решение генетических задач. | 2 | 3.12 7.12 | Уметь: называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека, приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом; решать простейшие генетические задачи. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Гетеро- и гомогаметный пол, половые хромосомы. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. |
8 | Наследственные заболевания человека, сцепленные с полом. | 1 | 10.12 | Уметь: называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости, приводить примеры генных и геномных мутаций, называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. |
9 | Наследственная изменчивость | 1 | 14.12 | Уметь: называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости, приводить примеры генных и геномных мутаций, называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. |
10 | Другие типы изменчивости. Лабораторная работа № 4. Изучение изменчивости у организмов | 1 | 17.12 | Уметь: давать определение термину изменчивость, приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды, анализировать содержание основных понятий, выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. |
11 | Контрольная работа №3 Основы наследственности и изменчивости | 1 | 21.12 |
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Цель: сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции и познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Генетические основы селекции организмов | 1 | 24.12 | Уметь: называть практическое значение генетики, приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком, анализировать содержание основных понятий, характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции, объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. |
2 | Особенности селекции растений | 1 | 28.12 | Уметь: давать определение термину порода, сорт, называть методы селекции, приводить примеры сортов культурных растений, объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. |
3 | Особенности селекции животных. | 1 | 11.01.13г | Уметь: давать определение термину порода, сорт, называть методы селекции животных, приводить примеры пород домашних животных, объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных. |
4 | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | 14.01 | Уметь: Давать определение термину «биотехнология, штамм», Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности, объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с/х, медицины, микробиологический синтез. |
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира
Цель: познакомить учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле, сформировать знания об условиях, способствующих возникновению живого из неживого, о возникновении планета Земля.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1-2 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 2 | 18.01 21.01 | Уметь: давать определение термину «гипотеза», называть этапы развития жизни, объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. |
3 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | 25.01 | Уметь: давать определение термину «Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты», описывать начальные этапы биологической эволюции | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни: химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. |
4 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | 28.01 | Уметь: давать определение термину «Ароморфоз, идиоадаптация», приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции |
Раздел 7. Учение об эволюции
Цель: познакомить учащихся с развитием эволюционных идей ученых, раскрыть их вклад в развитие учения.
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Идея развития органического мира в биологии | 1 | 1.02 | Уметь: давать определение термину эволюция, выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Эволюция, искусственный отбор. Предпосылки возникновения теории Дарвина. |
2-3 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции | 2 | 4.02 8.02 | Уметь: давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование, называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. |
4 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | 11.02 | Уметь: называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде, приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде, объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора. |
5 | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | 15.02 | Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. |
6 | Вид, его структура и особенности | 1 | 18.02 | Уметь: называть признаки популяции, перечислять критерии вида, анализировать содержание определения понятий вид, популяция, приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. |
7 | Процесс образования видов – видообразование | 1 | 22.02 | Уметь: приводить примеры различных видов изоляции, описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | Умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции. |
8 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 | 25.02 | Уметь: давать определения понятиям прогресс и регресс, раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Биологический прогресс и регресс. |
9 | Основные направления эволюции | 1 | 1.03 | Уметь: давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, называть основные направления эволюции, приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. |
10 | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | 1 | 4.03 | Уметь: называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия. |
11 | Контрольная работа №4 Учение об эволюции | 1 | 8.03 |
Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез)
Цель: сформировать у учащихся понятия о происхождении человека от животных, движущих силах антропогенеза: биологических и социальных, изучить этапы антропогенеза, различные точки зрения на происхождение человека
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | 11.03 | Уметь: давать определения понятиям Антропология, антропогенез, объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Антропология, антропогенез. Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них. |
2 | Доказательства эволюционного происхождения человека | 1 | 15.03 | Уметь: объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. |
3-4 | Этапы эволюции вида Человек разумный | 2 | 18.03 22.03 | Уметь: называть признаки биологического объекта – человека, объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими, перечислять факторы антропогенеза. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Движущие силы антропогенеза. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека. |
5 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | 1.04 | Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека, доказывать единство человеческих рас. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Человеческие расы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. |
6 | Контрольная работа №5 Происхождение человека | 1 | 5.04 |
Раздел 9. Основы экологии
Цель: изучить основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, биосферу и её границы,
функции живого вещества, роль человека в биосфере, характер приспособлений организмов к различным экологическим факторам, круговорот веществ в биосфере
№ УЭ | Учебные элементы | Кол – во часов | Дата | Планируемые результаты | Основные понятия | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | 1 | 8.04 | Уметь: давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор, приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы, выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов. |
2 | Закономерности действия факторов среды на организмы | 1 | 12.04 | Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. |
3 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | 1 | 15.04 | Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. |
4 | Биотические связи в природе | 1 | 19.04 | Уметь: давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, называть типы взаимодействия организмов, приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты |
5 | Популяция как форма существования видов в природе | 1 | 22.04 | Уметь: называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции, изучать процессы, происходящие в популяции. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура |
6 | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | 1 | 26.04 | Уметь: называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции, изучать процессы, происходящие в популяции. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. |
7 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | 1 | 29.04 | Уметь: давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема, называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы, приводить примеры естественных и искусственных сообществ, характеризовать структуру наземных и водных экосистем. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. |
8 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме | 1 | 3.05 | Уметь: называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности, описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду, объяснять значение круговорота веществ, составлять схемы пищевых цепей. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов. |
9 | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | 6.05 | Уметь: называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии, приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях, описывать свойства сукцессии. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. |
10 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | 10.05 | Уметь: давать определения понятиям биосфера, называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы, характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы, объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения | Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. |
11 | Рациональное использование природы и ее охрана | 1 | 13.05 | Уметь: называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы, приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую | Природные ресурсы. Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. |
12 | Экологические проблемы | 1 | 17.05 | Уметь: называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих | Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. |
13 | Контрольная работа №6 Основы экологии | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...