Урок зоологии "Многообразие рыб"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок-игра позволяет в более доступной форме понять систематику животных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_ryb.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок зоологии
«Многообразие рыб»
Цель урока.
1) Рассмотреть многообразие рыб по:
- признакам систематических групп;
- некоторым особенностям жизнедеятельности (питание, размножение;
- чертам приспособленности в связи с экологической нишей водной среды обитания.
2) Формировать умение описывать и сравнивать.
Оборудование: рисунки представителей разных отрядов класса Рыбы, к/ф «Многообразие рыб», раздаточный материал.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
- Большинство рыб плавают головой вперёд. Но есть и исключения. В реках центральной Африки обитает рыба нож, которая при желании может плавать хвостом вперёд. Она ночная охотница. У неё хорошее зрение (что не свойственно для рыб) и обоняние. Преследуя добычу, она плывёт как все рыбы. Но стоит её учуять опасность, как она быстренько «переключает коробку передач на задний ход» и спокойно прячется в зарослях водорослей.
- Почему рыбы такие разные и по внешнему виду и по образу жизни? (Для снижения конкуренции за среду обитания и пищу рыбы, как и другие живые организмы приспособились к разным условиям местообитания и «выработали» свой образ жизни).
- На этом уроке и рассматриваются вопросы многообразия рыб как по систематическому положению, так и по особенностям приспособления к экологическим факторам среды обитания)
- Просмотр к/Ф «Многообразие рыб»
Задание: запомнить особенность показанных рыб либо в строении, либо в образе жизни.
- Игра «Встреча в океане»
Цель игры:
Сформировать знания о систематических признаках рыб
Участники:
- учитель – аквалангист.
- учащиеся – рыбы разных классов и отрядов
Оборудование:
- магнитофон ;
- аудиозаписи;
- рисунки рыб разных систематических групп (можно в учебнике, т.к. учащиеся будут работать с текстом учебника)
Ход игры:
- учащимся даётся задание по группам – прочитать в учебнике характеристику отрядов рыб и составить описание отряда на примере одного представителя от первого лица;
- учитель-аквалангист под музыкальное сопровождение «плавает в океане» и поочерёдно встречается с разными рыбами;
- учащиеся-рыбы знакомятся с аквалангистом, рассказывая о себе (рыбе), называя признаки принадлежности к отряду;
- аквалангист предлагает рыбам поучаствовать в составлении систематического справочника (от каждой группы учащиеся выписывают в столбик на доске признаки «своего» отряда.
- Закрепление
Учащимся раздаются красные и зелёные карточки. Учитель читает суждения, учащиеся, если они согласны, поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную. Оценивание: кто правильно определил суждение 5 раз получает «5».
- У сельдеобразных хрящевой скелет
- Рыбы – раздельнополые животные
- Акулы и скаты имеют хрящевой скелет
- Парные плавники у скатов расположены вертикально
- У акулы торпедообразное обтекаемое тело для быстрого движения в толще воды
- Рыбы отряда Скаты не имеют плавательного плавника
- Все рыбы мечут икру
- Трескообразных можно отличить по своеобразному усику на нижней стороне головы
- Все рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками
- Чтобы осетрам лучше было добывать различных беспозвоночных на дне, у них передняя часть головы вытянута в рострум.
- Д/З Заполнить таблицу
Оценивание за составление таблицы по критериям:
- правильное определение систематического положения;
- чёткое перечисление (а не переписывание текста) признаков отряда
- аккуратность выполнения
Систематическая группа | Признаки |
Класс:……………….. Отряд:………………. Представители:……….. | 1. 2. 3. … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...