Урок биологии 6 класс "Великое переселение" (Семейство Пасленовые).
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии в 6 классе по теме "Семейство Пасленовые". На уроке используется учебное видео, возможно использование презентаций, подготовленных детьми (тема мини проекта "Табачная история") и (или) учителем.Презентация не помещается на сайт из-за большого обьема! Поэтому, разделила ее на 2части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_biol.doc | 58.5 КБ |
krossvord.doc | 34 КБ |
chast_1.ppt | 1.42 МБ |
chast2.ppt | 1.83 МБ |
dop_material_k_uroku.doc | 30.5 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 72.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии с элементами интеграции с географией.
Тема: «Великое переселение» (Семейство Пасленовые).
Цель: формирование знаний об основных систематических группах покрытосеменных растений; об основных признаках цветковых растений различных семейств и классов.
Задачи: знакомить уч-ся с отличительными признаками растений семейства пасленовых; показать значение растений этих семейств для человека; формировать умение составлять морфологические описания растений; вовлечь уч-ся в мировое историческое и культурное пространство, путем изучения путей появления культурных растений;
воспитывать самостоятельность.
УМК: мультимедиакомплекс, учебник, тетрадь, модель цветка крестоцветных и пасленовых (картофеля), физическая карта мира, корзина с плодами ( томат, картофель, семена подсолнечника, плоды сладкого и горького перца, пакетик семян петунии…), учебный видеофильм к теме урока (признаки растений семейства пасленовых, разнообразие растений семейства), презентации, подготовленные учениками.
Структура урока:
I. Орг. момент - 1мин. Раздаются карточки разных цветов - красные, зеленые, желтые - каждому уч-ся на парту, напоминаю для чего они, обращаю внимание на то, что таблица в тетради начерчена на предыдущем уроке и сегодня ее продолжим заполнять и т. п.
II. Проверка знаний уч-ся
III. Изучение нового материала
I. Закрепление, итоги урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока:
I.-Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня мы узнаем что-то новое и интересное. А для этого мы попробуем совершить путешествие. Предлагаю вам побыть сегодня репортерам. И записывать важную информацию в таблицу.
Отправляясь в дальний путь, что необходимо взять с собой? (- багаж) Правильно. А ваш багаж это знания, которые пригодятся в пути.
II. Проверка знаний:
Индивидуальная – по карточкам-заданиям разного уровня сложности
Фронтальная работа с уч-ся класса:
- на магнитной доске расположены карточки таксонов в разном порядке предлагаю ученику исправить ошибку, мною допущенную (перепутан порядок единиц классификации);
Вопросы: назовите основную единицу классификации;- самую крупную единицу классификации;
- рассматривая модель цветка крестоцветных, вспоминаем и записываем формулу цветка;
Отгадываем криптограмму (актуализация знаний):
К
О
Л
У
М
Б
1. Растения, которые выращивает человек для получения пользы. (культурные)
2. Он бывает простой или двойной, как у крестоцветных, состоит из лепестков венчика и чашечки. (околоцветник)
3. Их в цветках крестоцветных четыре. (лепестки)
4. Самый распространенный род культурных растений семейства крестоцветных. (капуста)
5. По количеству семян у крестоцветных такой тип плода. (многосемянной)
6. Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала:
Половину ее во щи,
Чтобы были щи не тощи;
А другую половинку-
В пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
По вкусу – кочерыжка. (кольраби)
III. Какое слово получилось ребята? – Колумб. Какое отношение имеет этот человек к нашему сегодняшнему уроку и … к этой полной корзинке, в которой так много полезных растений? (клубни картофеля, кабачок, помидор, семена подсолнечника, сладкий и горький перец…)
Сйчас мы это узнаем и с вашей помощью тоже.
Напоминаю, что вы сегодня репортеры – люди, которые внимательно слушают, записывают, задают вопросы. А записывать вы будете в таблицу (основа с предшествующего урока)
Класс | Семейство | Строение цветка | Плод | Представители семейства | Значение | Что-то очень интересное |
Итак, какое отношение имеет господин Колумб к сегодняшнему уроку и еще кое-что важное нам поможет понять Кристина (презентация №1» Великое переселение» подготовлена уч-ся самостоятельно, учитель только консультировал)
Спасибо.
Среди растений «перебравшихся» через океан много представителей семейства пасленовых: картофель, томат, перец сладкий, табак. Можем ли мы представить свой рацион без этих растений? Особенно без картошки?..
Ученые, занимавшиеся историей картофеля в Европе, много спорили о том, кто первый перевез питательные клубни через океан.
Персонаж пирата Френсиса Дрейка (мини инсценировка, ученик):
«Три тысячи чертей! Как это кто? Я, Френсис Дрейк, известный английский мореплаватель и пират, в 1580 году первым доставил картофельв Европу из английских владений в Северной Америке. В немецком городе Оффенбюрге мне поставлен памятник, и надпись на памятнике это подтверждает!»
- Прошу прощения, уважаемый мистер Дрейк, но европейцы познакомились с картофелем гораздо раньше… Присаживайтесь…
Давайте на примере картофеля познакомимся с признаками семейства Пасленовые. Пасленовые, как и крестоцветные, относятся к классу двудольных растений (Включение мультимедиа, отрывок о признаках семейства – 1мин.30с). После чего обращаемся к модели цветка, выясняем формулу и записываем, (Ч(5) Л(5) Т5 П1)
Плоды ягоды (см. рис174 уч-ка стр. 218) – томат, картофель, паслен, либо коробочка – петуния, белена.
Давайте сделаем паузу и передохнем: мини-игра «третий лишний». Если растение лишнее, то вы встаете и топаете, а если нет, то хлопаете.
Это растения семейства крестоцветных: редька, капуста, картошка, редис.
Это декоративные растения: роза, вьюн, тюльпан, осот. А сейчас будут только растения, занесенные в красную книгу: Марьин корень, Венерин башмачек, подорожник.
Девочки, выполнявшие задание вначале урока индив. с гербарием, по карточке определителю зачитывают признаки, определенного раст. из сем-ва пасленовых (картофель).
« Картошка – хлебу присошка». « Картофель – хлебу подпорка».
А вот индейцы говорили так: « Еда без чуньо, что жизнь без любви». ( чуньо индейцы называли сначала замороженные, а затем высушенные на солнце клубни картофеля).
А что вы знаете о картофеле? (…)
Но ведь в нашей корзине не только картофель. Сл. Перец, а вот томат, а вот семена замечательного декоративного растения – петунии (рис.с уч-ка 174) А вот … , впрочем об этом нам расскажет Александра ( презентация № 2 «Табачная история» - история появления табака в Старом Свете, его значение)
IV. Закрепление.
Четко, кратко по колонкам таблицы повторяем-проверяем:
-сегодня мы познакомились с семейством…
-относящемуся к классу …
-цветки имеют формулу…
-плоды у них … либо …
-среди них много …, … , … растений.
А что вы записали в последней колонке? (зачитывают по желанию).
Итак, ребята, почему же наш урок назывался «Великое переселение»? ...
Оценки
V. Д.з.
Основное: §. №48, вопр. стр.217, зад в рабочей тетради №171.
Дополнительное (по желанию):
-Мини-сочинение «Если бы Колумб не открыл Америку…»;
-Презентация «Полезные растения семейства розоцветных»;
-Любимый рецепт блюда из картошки (оригинально оформить)
Рефлексия.
Спасибо за урок, ребята. Прошу вас, уходя, оставить на край стола цветную карточку (красная - урок очень понравился, зеленая-, желтая-)
Приложение.
Карточки №1 (выс.слож.) – определи растение гербария с помощью карточки-определителя и научи это делать друга (гербарии раст. сем-ва крестоцветных и одно опережающее – семейства пасленовых). 3-4 человека.
Карточка-задание№2 (средний уровень сложности) Превратите выражение данное ниже, в известную пословицу или поговорку:
« Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более чем другой представитель этого же семейства». (Ответ: «Хрен редьки не слаще.») 1 уч-ся.
Карточка-задание №3 (слаб.): Найдите растение семейства крестоцветных, которым соответствует их назначение:
2. Пастушья сумка
3. Хрен
А.Культурное растение
Б.Пряное растение
В.Лекарствен-ное растение
1.Кольраби
Карточка-задание№4 (средний ур-нь):
Найдите на рисунках органы двудольных и однодольных растений. Запишите номера, соответствующие однодольным в левый столбик, а двудольным – в правый.
Карточка-задание №5
Используя как образец диаграмму и формулу цветка колокольчика (вверху), составьте формулы по приведенным на рисунках диаграммам цветков растений.
Предварительный просмотр:
Криптограмма
К
О
Л
У
М
Б
1. Растения, которые выращивает человек для получения пользы. (культурные)
2. Он бывает простой или двойной, как у крестоцветных, состоит из лепестков венчика и чашечки. (околоцветник)
3. Их в цветках крестоцветных четыре. (лепестки)
4. Самый распространенный род культурных растений семейства крестоцветных. (капуста)
5. По количеству семян у крестоцветных такой тип плода. (многосемянной)
6. Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала:
Половину ее во щи,
Чтобы были щи не тощи;
А другую половинку-
В пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
По вкусу – кочерыжка. (кольраби)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения.
Табак был завезен в Европу из Южной Америки в XVI веке. Несмотря на существовавшие в свое время запреты со стороны как церкви, так и государства, курение табака стало распространенной привычкой среди населения европейских стран.
Доказано, что одна пачка сигарет лишает человека 400 минут или 6 часов 40 минут жизни. Это означает, что при такой частоте курения сигареты отнимают у курильщика 144.000 минут или 32 дня жизни ежегодно, оставляя ему лишь 11 месяцев.
Предварительный просмотр:
Из истории табака
До конца 15 века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, северо- американские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.
Слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560-м году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение впоследствии получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале 19 века алкалоид - соответственно, "никотин".
Со второй половины 16 века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.
Смертность от курения во всем мире:
• Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения за 1998г. на Земле каждые 10 сек. из-за курения умирает 1 чел.
• 10.000.000 смертей ежегодно случится по всему миру к 2020 году.
• 3.000.000 человек умирало каждый год во всем мире от курения в 90 годы.
• В США курит 20% населения. По данным 1998 г., от курения умерло 432 тыс. человек.
• По представленным данным московского общества "Оптималист", 80% взрослого населения России - курит.
• По официальным данным ОРТ, в России, только из-за курения, ежегодно умирает 300 тыс. человек.
• Московский кардиологический центр утверждает, что в России от курения ежегодно умирает 500 тыс. чел.
• Московское общество "Оптималист" представляет цифру в 800 тыс.
• Если взять в среднем, это 400 - 500 тыс. человеческих жизней в год, никотин уносит в могилу.
• Сверх смертность мужского населения России, специалисты связывают с двумя причинами: алкоголизм и курение.
• Только от болезней вызванных курением, в России ежедневно умирает до 1000 человек.
• По данным газеты Аргументы и Факты от 30.01.2001г. курение по ранжиру риска занимает первое место, с уровнем смертности 41,4% от числа всех погибших.
- Около 30% смертей от раковых заболеваний напрямую связаны с курением.
Томат
Среди первых растений, вывезенных европейцами с берегов Южной Америки, было растение с ярко-оранжевыми ягодами, которые перуанцы у себя на родине называли «томатль», откуда и произошло европейское название растения — «томат». Ягоды этого растения европейцы считали ядовитыми и поэтому долгое время томаты выращивались только как декоративные растения, пока, наконец, итальянцы не начали употреблять их в пищу. И тогда за свой отменный вкус эти ягоды получили новое название «помид'ор», что означало «золотое яблоко».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""
Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения многообразия семейств растений....
Урок биологии по теме "Семейство пасленовые. Картофель" (конспект)
Урок построен с использованием сигнальных загадок, схем....
Урок по биологии "Класс двудольные. Семейство Пасленовые".
Разработка урока по теме. 6 класс....
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...
Урок биологии 6 класс по теме Пасленовые
Для изучения материала в помощь моим ученикам прилагается презентация для ознакомления с основынми признаками растений семейства Пасленовые, видеоурок и небольшой тест для проверки усвоения материала...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...
Конспект учебного занятия по предмету "Биология" по теме «Овощные пасленовые: томат», 7 класс.
Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования...