Тематический план по биологии 10 класс 2 ч
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы Журавлева И.А.
Тематический план
по биологии в 10 классах
на 2011-2012 учебный год;
учебник «Биология. Общая
биология. 10-11кл»,
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,
В.В.Пасечник, Дрофа – 2009г;
программа «Общая биология. 10-11кл»,
В.В.Пасечник, Дрофа – 2009г.
2ч. в неделю, 68ч. в год;
К.р. – 3;
Л.р. - 8;
Р.к. - 4.
Учитель: Галда Е.Н.
УМК:
1. Учебник «Биология. Общая биология 10-11кл», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Дрофа – 2009г;
2. Программа «Общая биология. 10-11кл»,В.В.Пасечник, Дрофа – 2009г.
3. Рабочая тетрадь «Биология. Общую биология. 10-11.», В.В.Пасечник, Г.Г.Шевцов, Дрофа – 2010г;
4. Биология 10кл. Поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника, автор-составитель И.В.Лысенко, Волгоград: Учитель – 2009г.
5.ЦОР:
Биология и экология
Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии"
http://bio.1september.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru
Государственный Дарвиновский музей
http://www.darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия
http://www.livt.net
Проблемы эволюции
http://www.macroevolution.narod.ru
Теория эволюции как она есть
http://evolution.powernet.ru
Чарлз Дарвин: биография и книги
http://charles-darwin.narod.ru
Экологическое образование детей и изучение природы России
http://www.ecosystema.ru
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» - http://catalog.iot.ru
№ | Содержание изучаемого материала | Количество часов | Да- та | Формируемые понятия | Повторение | Дома-шнее зада-ние | Диффе-ренци-ация | Формы и методы | Тип урока | Оборудование | Меж-пред-мет-ные связи |
1 | Введение (2ч) Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1 | Классическая, эволюционная, физико-химическая биология, научный факт, научный метод, методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный | §1,2, вопр | Сообщение | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Вводный | Учебник, тетрадь, портреты ученых | История физика химия | ||
2 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Р.к. Популяционно-видовой и экосистемный уровни организации на примере местных видов и биоценоза степи | 1 | Жизнь, открытая система, уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный | §1,2 | §3,4, вопр | Дифференцированные карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Формирование новых знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Химия физика | |
3 | Основы цитологии (31ч) (1 час за счет резервного времени на входную к.р.) Методы изучения цитологии. Клеточная теория. | 1 | Клеточная теория | §1-4 | §5, вопр | Разноуровневые тесты | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Формирование новых знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Открытая биология) | Орг. Химия, физика | |
4 | Особенности химического состава клетки. | 1 | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы | §5 | §6, вопр | Дидактические карточки | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Изучение нового материала | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
5 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Гидрофильные и гидрофобные вещества | §6 | §7 | Реферат | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия, физика | |
6 | Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | Буферная система | §7, материал 9 класса | §8 | Дидактические карточки | Рассказ, беседа, анализ, поисковый метод | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Химия, физика | |
7 | Контрольная работа по повторению | 1 | §8 | Разноуровневые задания контрольной работы | Индивидуальный письменный опрос | Контрольная работа | ТекстырРазноуровневых заданий контрольной работы, тетради | ||||
8 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Углеводы, моносахариды, олигосахариды, полисахариды | §8 | §9, вопр | Сообщение | Исследовательский метод, самостоят. работа с учебником, демонстрация, анализ | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
9 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | Липиды, воска, фосфолипиды | §9 | §10, вопр | Дифференцированные карточки | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Открытая биология) | Орг. Химия, физика | |
10 11 | Строение и функции белков. | 2 | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры, денатурация | §10 | §11, вопр | Дидактические карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
12 13 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 2 | Нуклеиновая кислота, нуклеотид, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин, урацил, комплементарность, тРНК, иРНК, рРНК | §11 | §12, вопр | Сообщение | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, модель ДНК | Орг. Химия, физика | |
14 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | §12 | §13, вопр | Дидактические карточки | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
15 16 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Л.р. №1 Строение эукариотических клеток | 2 | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом | §13 | §14, вопр | Дифференцированные карточки | Лабораторная работа. исследоват. метод, сравнеие, анализ, беседа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Лабораторный практикум) | Орг. Химия, физика | |
17 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Л.р.№2 Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука | 1 | Цитоплазма, гиалоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли, рибосомы | §14 | §15, вопр | Дидактические карточки | Лабораторная работа. исследоват. метод, сравнеие, анализ, беседа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, лабораторное оборудование, лук | Орг. Химия, физика | |
18 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. | 1 | ЭПС: гладкая, шероховатая, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения | §15 | §16, вопр | Сообщение | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
19 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органиды движения. Л.р.№3 Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках | 1 | Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, строма, органоиды движения | §16 | §17, вопр | Дидактические карточки | Лабораторная работа. исследоват. метод, сравнеие, анализ, беседа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, лабораторное оборудование, листья элодеи | Орг. Химия, физика | |
20 | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Л.р.№4 Строение прокариотических клеток | 1 | Мезасома, аэробы, анаэробы, споры, плазмиды | §17 | §18, вопр | Разноуровневые тесты | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Лабораторный практикум) | Орг. Химия, физика | |
21 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | 1 | Сапрофиты, паразиты, симбионты, гифы | §18 | §19, вопр | Дифференцированные карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
22 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Р.к. Вирусные заболевания, распространенные в нашем регионе | 1 | Капсид, бактериофаг | §19 | §20, вопр | Сообщение | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
23 | Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент | §20 | §21, вопр | Дидактические карточки | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
24 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | Фосфорилирование, подготовительный этап, бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение), полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание | §21 | §22, вопр | Разноуровневые тесты | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
25 | Питание клетки. | 1 | Питание, автотрофы, гетеротрофы | §22 | §23, вопр | Дифференцированные карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
26 27 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | 2 | Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотосистемы 1 и 2 | §1-23 | §24, вопр. | Дидактические карточки | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
28 | Контрольная работа за 1 полугодие | §24 | Разноуровневые задания контр. работы | Индивидуальный письменный контроль | Контрольная работа | ТекстырРазноуровневых заданий контрольной работы, тетради | |||||
29 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | 1 | Хемосинтез, железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии | §24 | §25, вопр. | Разноуровневые тесты | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
30 31 | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 2 | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома | §25 | §26, вопр. | Сообщение | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Лабораторный практикум) | Орг. Химия, физика | |
32 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетках организма. | 1 | Оперон, структурные гены, оператор, репрессор | §26 | §27, вопр. | Дидактические карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Орг. Химия, физика | |
33 | Обобщение по теме «Основы цитологии» | 1 | §27 | Разноуровневые тесты | Обобщение, контроль ЗУН | Обобщение | Учебник, тетрадь, таблица | ||||
34 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10ч) Жизненный цикл клетки. | 1 | Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический и пост синтетический период, репликация | Митоз (9кл) | §28, вопр | Дидактические карточки | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Формирование новых знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
35 | Митоз. Амитоз. | 1 | Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз | §28 | §29, вопр | Дифференцированные карточки | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (1С Репетитор) | Химия | |
36 | Мейоз. | 1 | Мейоз, конъюгация, кроссинговер | §29 | §30, вопр | Дидактические карточки | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
37 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Р.к. На примере организмов нашего региона | 1 | Бесполое, вегетативное размножение | §30 | §31, вопр | Сообщение | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица, гербарий | Технология | |
38 | Формы размножения организмов. Половое размножение. Р.к. На примере организмов нашего региона | 1 | Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники | §31 | §32, вопр | Реферат | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | ||
39 | Развитие половых клеток. | 1 | Геметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца | §32 | §33, вопр | Разноуровневые тесты | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Подготовка к ЕГЭ) | ||
40 | Оплодотворение. | 1 | Оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение, микроспора, пыльцевое зерно, макроспоры, зародышевый мешок | §33 | §34, вопр | Дифференцированные карточки | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, модель цветка, иллюстрации | ||
41 | Онтогенез - индивидуальное развитие организмов. | 1 | Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента | §34 | §35, вопр | Дидактические карточки | Рассказ, беседа, анализ, поисковый метод | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
42 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | 1 | Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция | §35 | §36, вопр | Дидактические карточки | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
43 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | 1 | Периоды постэмбрионального периода: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое развитие | §28-36 | §37, вопр | Сообщение | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
44 | Основы генетики (19ч) (1 час за счет резервного времени на итоговую к.р.) История развития генетики. Гибридологический метод | 1 | Гибридологический метод, чистые линии | §37 | §38, вопр | Разноуровневые тесты | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Формирование новых знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Лабораторный практикум) | ||
45 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | Аллельные гены, монозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные гены, правило единообразия гибридов первого поколения, правило расщепления | §38 | §39, вопр | Дифференцированные карточки | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | ||
46 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. | 1 | Закон чистоты гамет | §39 | §39 | Дидактические карточки | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | ||
47 48 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | 2 | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида | §39 | §40, вопр | Разноуровневые тесты | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | ||
49 50 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 2 | Решетка Пеннета, закон независимого наследования признаков | §40 | §41, вопр | Дифференцированные карточки | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | ||
51 52 | Хромосомная теория наследственности. | 2 | Хромосомная теория наследственности, закон Моргана, кроссинговер, генетические карты | §41 | §42, вопр | Сообщение | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Лабораторный практикум) | ||
53 54 | Взаимодействие неаллельных генов. | 2 | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерное действие гена, плейотропность | §42 | §43, вопр | Дидактические карточки | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | ||
55 | Цитоплазматическая наследственность. | 1 | Цитоплазматическая наследственность | §1-43 | §44, вопр | Разноуровневые тесты | Рассказ, беседа, анализ, поисковый метод | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | ||
56 | Итоговая контрольная работа | §44 | Разноуровневые задагия контрольной работы | Индивидуальный письменный контроль | Контрольная работа | ТекстырРазноуровневых заданий контрольной работы, тетради | |||||
57 | Генетическое определение пола. | 1 | Аутосомы, половые хромосомы, гомо- и гетерогаметный пол | §45, вопр | Дифференцированные карточки | Работа в парах постоянного состава, демонстрация, самостоят. работа | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Открытая биология) | |||
58 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Признаки, сцепленные с полом | §45 | §45, вопр | Реферат | Элементы модульного обучения, самостоят работа, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | ||
59 | Фенотипическая изменчивость. Л.р.№5 Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой Л.р.№6 Изучение фенотипов растений Р.к. На примере местных растений | 1 | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость | §45 | §46, вопр | Дидактические карточки | Лабораторная работа. исследоват. метод, сравнеие, анализ, беседа | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, живые растения и гербарии, линейка | технология | |
60 | Генотипическая изменчивость. | 1 | Наследственная изменчивость: комбинативная, мутационная | §46 | §46, вопр | Разноуровневые тесты | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
61 | Виды мутаций. | 1 | Генные, хромосомные, геномные мутации, виды хромосомных мутаций: делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия | §46 | §47, вопр | Дидактические карточки | Групповая работа, сравнение, поисковый метод | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия | |
62 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | 1 | Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации | §47 | §48, вопр | Дифференцированные карточки | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица, иллюстрации | Химия, физика | |
63 64 | Генетика человека (6ч) Методы исследования генетики человека. Л.р.№7 Составление родословной | 2 | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический | §48 | §49, вопр | Разноуровневые тесты | Лабораторная работа. сравнеие, анализ, рассказ, беседа, анализ, поисковый метод | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний | Учебник, тетрадь, таблица | Химия, физика | |
65 66 | Генетика и здоровье | 2 | Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование, наследование, сцепленное с полом, хромосомные болезни | §49 | §50, вопр | Сообщение | Беседа, исследоват. метод, анализ, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица, ЦОР (Биология 6-11. Подготовка к ЕГЭ) | ||
67 68 | Проблемы генетической безопасности. | 2 | Медико-генетическое консультирование | §50 | §51, вопр | Дифференцированные карточки | Словесно-наглядный, беседа, самостоят работа с учебником, демонстрация | Комбинированный | Учебник, тетрадь, таблица | Химия, физика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-123577-1350415415.jpg)
Учебно – тематический план по биологии для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии, раздел "Неживая природа" для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-123577-1350415415.jpg)
Учебно – тематический план по биологии для 7 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии для 7 класса, раздел "Растения. Грибы. Бактерии" в специальной коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-123577-1350415415.jpg)
Учебно – тематический план по биологии для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии, раздел "Животные" для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-123577-1350415415.jpg)
Учебно – тематический план по биологии для 9 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.
Учебно – тематический план по биологии, раздел "Человек" для 9 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356392-1385644620.jpg)
Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс
Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...