Элективный курс "Изучаем лес"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkolnogo_lesnichestva.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Стифонова
учитель биологии, 1 категории
МКОУ Кумылженская СОШ № 1 им. Знаменского А.Д
Кумылженского района Волгоградской области
Изучаем лес.
Рабочая программа курса по выбору.
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору « Изучаем лес» в 9 классе предполагает выход за рамки традиционной программы по биологии и включает в себя возможность знакомства учащихся с экологическими проблемами леса.
Продолжительность курса 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
В век научно – технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются всё большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Программа курса ставит следующие цели:
- воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе;
- пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны;
- дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;
- научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками и определителями;
- развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно – исследовательских работ;
- выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, чётко определить права и обязанности по отношению к ней;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.
В программу курса входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических занятий по пройденным темам, проведение опытных и научно – исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых традиционных праздников природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Птицы – наши друзья», «Берегите первоцветы!» и т.д., участие в районных, областных слётах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях(«Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.) в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса.
Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа может быть продолжена за счёт практических часов или в летнем лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжается выполнение индивидуальных или групповых опытных работ и наблюдений за природой по заданию руководителя и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства.
Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствующего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчёт о проделанной, с которым он выступает перед остальными учащимися.
В процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной санитарии.
Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов.
До начала выполнения всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.
К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно – исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться работники государственной лесной охраны и другие специалисты лесного
хозяйства.
Тематический план.
Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические работы |
1. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. Охрана природы | 3 | 1 | 2 |
3. Лес – основной компонент окружающей среды | 5 | 2 | 3 |
4. Основные сведения о лесных ресурсах мира | 2 | 1 | 1 |
5. Основы лесоведения и лесоводства | 7 | 5 | 2 |
6. Охрана и защита леса | 5 | 3 | 2 |
7.Лесовосстановление | 5 | 3 | 2 |
8. Основы лесной таксации | 2 | 1 | 1 |
9.Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе | 5 | 2 | 3 |
10.Итоговая конференция | |||
Итого | 36 | 19 | 17 |
Программа.
- Вводное занятие.
Знакомство учащихся с целями и задачами, программой и планом работы на год.
Обзорная экскурсия в лес.
- Охрана природы.
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе.
Оказание помощи в оформлении школьного уголка природы.
Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир – посмотри.»
- Лес – основной компонент окружающей среды.
Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохозяйственное значение леса.
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зелёных насаждений в жизни человека. Лес – место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники.
Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация викторины «Лес – мир добра и чудес».
Экскурсия в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
- Основные сведения о лесных ресурсах мира.
Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира.
Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах.
5.Основы лесоведения и лесоводства.
Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород России. Биологические особенности и условия их произрастания.
Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса.
Охраняемые виды редких растений области и района.
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.
Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды, растения.
Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей.
Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды, лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».
Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья.
Беседы среди своих сверстников и младших школьников на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».
Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.
- Охрана и защита леса.
Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесённые в «Красную книгу». Животные, занесённые в «Чёрную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьёв как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Изучение отличительных признаков во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке празднике природы «День птиц». Проведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены человеком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».
Определение видов животных по повреждённым растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Участие в трудовой операции «Муравейник» для их учёта и охраны.
- Лесовосстановление .
Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке.
Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников.
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.
Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений.
Участие в трудовой операции «Лесные семена».
- Основы лесной таксации.
Условные и топографические знаки. Единицы измерения и учёта в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т.д.
Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них.
Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объёма леса на корню.
- Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе.
Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц). Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.
Викторина «Что когда бывает?»( о сезонных явлениях природы).
Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животные – синоптики», «Растения – барометры».
Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
Примерные темы опытов, рекомендуемые для самостоятельной работы.
Работы по заданиям специалистов лесного хозяйства.
- Выявление и описание природных памятников реликтовых, редких и ценных видов растений и животных, встречающихся на территории района и области.
- Анализ влияния рубок ухода за лесом при формировании ценных лесных насаждений (по уходу за дубом, сосной).
- Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров.
- Учёт муравейников по кварталам и определение мероприятий по их охране.
- Пушные и охотничьи звери, встречающиеся на территории района, и их хозяйственное значение.
- Выявление сырьевых баз и ресурсов ценных лекарственных трав, грибов и ягод в районе и составление схематической карты их размещение.
Опыты по заданию специалистов лесного хозяйства.
- Опыт выращивания сеянцев в питомнике ( в открытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой плёнкой). В итоге дать сравнительные результаты.
- Опыт выращивания сеянцев отсортированными крупными семенами, зачащённым севом в строку и вразброс по площади. Сравнение результатов выхода стандартного посадочного материала и практические выводы.
- Опыт использования минеральных и органических удобрений при выращивании посадочного материала в питомнике.
- Влияние сроков посева семян различных древесных пород на их всхожесть
Темы, выполняемые по заданию руководителя курсов.
- Биологические и истребительные меры борьбы, применяемые к вредителям леса.
- Итоги фенологических наблюдений в течение календарного года за сезонным развитием растений, поведением животных и природными явлениями.
- Главнейшие виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории района и их практическое значение.
- Краткая биологическая характеристика и определение хозяйственной ценности для человека различных видов растительного и животного мира (дерева, птицы, зверя, растения, насекомого).
- Итоги фенологических наблюдений. Выявление взаимной связи и зависимости между явлениями природы, поведением животных и фазами развития некоторых видов растений (желательно использовать народные приметы).
- Состояние охраны окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на территории района.
- Выявление и анализ различных видов эрозий(пахотной, пастбищной, водной, дорожной и т.д.) и предлагаемые меры по их предотвращению.
- Роль леса в экономической жизни района и области.
Литература
1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1998.
2. Шаронова Н.В. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса. Завуч. 2000. №4.
3. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ: Биология. Практика административной работы в школе. 2003. №5.
4. Брылёв В.А. Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград: Издательский отдел Волгограинформпечати, 1992.
5. Смирнов А.В. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1981.
6. Браун В. Настольная книга любителя природы. - М.: Гидрометеоиздат, 1987.
7. Реймерс И.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.
8. Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.
9. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству. М., Лесная промышленность, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...