Элективный курс "Изучаем лес"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

В век научно – технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются всё большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shkolnogo_lesnichestva.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Стифонова

учитель биологии, 1 категории

МКОУ Кумылженская СОШ № 1 им. Знаменского А.Д

Кумылженского района Волгоградской области

Изучаем лес.

Рабочая программа курса по выбору.

Пояснительная записка.

Программа курса по выбору « Изучаем лес» в 9 классе предполагает выход за рамки традиционной программы по биологии и включает в себя возможность знакомства учащихся с экологическими проблемами леса.

Продолжительность курса 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

      В век научно – технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются всё большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.  

     Программа курса ставит следующие цели:  

- воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

- углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе;

- пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны;

- дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;

- научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками и определителями;

- развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно – исследовательских работ;

- выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, чётко определить права и обязанности по отношению к ней;

- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.

В программу курса входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических занятий по пройденным темам, проведение опытных и научно – исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.  

    Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых  традиционных праздников природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Птицы – наши друзья», «Берегите первоцветы!» и т.д., участие в районных, областных слётах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях(«Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.) в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса.

 

 Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа  может быть продолжена за счёт практических часов или в летнем лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжается выполнение индивидуальных или групповых опытных работ и наблюдений за природой по заданию руководителя  и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства.

   Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствующего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчёт о проделанной, с которым он выступает перед остальными учащимися.

   В процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной санитарии.

   Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов.

До начала выполнения всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.  

   К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно – исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться работники государственной лесной охраны и другие специалисты лесного

хозяйства.

Тематический план.

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Охрана природы

3

1

2

3. Лес – основной компонент окружающей среды

5

2

3

4. Основные сведения о лесных ресурсах мира

2

1

1

5. Основы лесоведения и лесоводства

7

5

2

6. Охрана и защита леса

5

3

2

7.Лесовосстановление

5

3

2

8. Основы лесной таксации

2

1

1

9.Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе

5

2

3

10.Итоговая конференция

Итого

36

19

17

Программа.

  1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с целями и задачами, программой и планом работы на год.

Обзорная экскурсия в лес.

  1. Охрана природы.

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе.

Оказание помощи в оформлении школьного уголка природы.

Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир – посмотри.»

  1. Лес – основной компонент окружающей среды.

Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохозяйственное значение леса.  

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зелёных насаждений в жизни человека. Лес – место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники.

Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация викторины «Лес – мир добра и чудес».  

Экскурсия в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.

  1. Основные сведения о лесных ресурсах мира.  

Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира.

Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах.

 

   5.Основы лесоведения и лесоводства.         

Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород России. Биологические особенности и условия их произрастания.

  Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса.  

Охраняемые виды редких растений области и района.

  Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных  насаждений.  

Краткие сведения  о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды, растения.  

   Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей.  

    Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды, лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

   Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья.  

   Беседы среди своих сверстников и младших школьников на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».  

Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.

 

  1.  Охрана и защита леса.  

Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.  

   Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесённые в «Красную книгу». Животные, занесённые в «Чёрную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьёв как биологический метод борьбы с вредителями леса.

   Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

Изучение отличительных признаков во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

  Участие в подготовке празднике природы «День птиц». Проведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены человеком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».

   Определение видов животных по повреждённым растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

   Участие в трудовой операции «Муравейник» для их учёта и охраны.

  1. Лесовосстановление .

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение.

    Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке.

Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников.

Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.

Распознавание основных видов минеральных  и органических удобрений.

Участие в трудовой операции «Лесные семена».

  1. Основы лесной таксации.

Условные и топографические знаки. Единицы измерения и учёта в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т.д.  

   Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим  и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них.

   Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объёма леса на корню.

  1. Организация  метеорологических и фенологических наблюдений в природе.

 

Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.

    Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц). Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.

 Викторина «Что когда бывает?»( о сезонных явлениях природы).

Беседы: «Народные  приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животные – синоптики», «Растения – барометры».  

Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.  

Примерные темы опытов, рекомендуемые для самостоятельной работы.

Работы по заданиям специалистов лесного хозяйства.

  1. Выявление и описание природных памятников реликтовых, редких и ценных видов растений и животных, встречающихся на территории района и области.
  2. Анализ влияния рубок ухода за лесом при формировании ценных лесных насаждений (по уходу за дубом, сосной).  

   

  1. Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров.

  1. Учёт муравейников по кварталам и определение мероприятий по их охране.

  1. Пушные и охотничьи звери, встречающиеся на территории района, и их хозяйственное значение.

  1. Выявление сырьевых баз и ресурсов ценных лекарственных трав, грибов и ягод в районе и составление схематической карты их размещение.

Опыты по заданию специалистов лесного хозяйства.

  1. Опыт выращивания сеянцев в питомнике ( в открытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой плёнкой). В итоге дать сравнительные результаты.  
  2. Опыт выращивания сеянцев отсортированными крупными семенами, зачащённым севом в строку и вразброс по площади. Сравнение результатов выхода стандартного посадочного материала и практические выводы.  
  3. Опыт использования минеральных и органических удобрений при выращивании посадочного материала в питомнике.
  4. Влияние сроков посева семян различных древесных пород на их всхожесть

Темы, выполняемые по заданию руководителя курсов.

  1. Биологические и истребительные меры борьбы, применяемые к вредителям леса.
  2. Итоги фенологических наблюдений в течение календарного года за сезонным развитием растений, поведением животных и природными явлениями.
  3. Главнейшие виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории района и их практическое значение.
  4. Краткая биологическая характеристика и определение хозяйственной ценности для человека различных видов растительного и животного мира (дерева, птицы, зверя, растения, насекомого).
  5. Итоги фенологических наблюдений. Выявление взаимной связи и зависимости между явлениями природы, поведением животных и фазами развития некоторых видов растений (желательно использовать народные приметы).
  6. Состояние охраны окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на территории района.
  7. Выявление и анализ различных видов эрозий(пахотной, пастбищной, водной, дорожной и т.д.) и предлагаемые меры по их предотвращению.
  8. Роль леса в экономической жизни района и области.

                              Литература

1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. – М.:  Просвещение, 1998.

2. Шаронова Н.В. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса. Завуч. 2000. №4.

3. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ: Биология. Практика административной работы в школе. 2003. №5.

4. Брылёв В.А. Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград: Издательский отдел Волгограинформпечати, 1992.

5. Смирнов А.В. Мир растений. -  М.: Молодая гвардия, 1981.

6. Браун В. Настольная книга любителя природы. - М.: Гидрометеоиздат, 1987.

7. Реймерс И.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.

8. Воронцов А.И., Семенкова И.Г. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.

9. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству. М., Лесная промышленность, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...