урок биологии 6 класс "Внешнее строение листа".
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Модульный урок с использованием ИКТ, работа с учебником, заполнение схемы, решение познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iurok_vneshnee_stroenie_lista.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа поселка Осаново-Дубовое
Шатурского муниципального района
Московской области
Муниципальный конкурс
«Мой самый лучший урок»
Тема урока:
«Внешнее строение листа»
6 класс
Учитель биологии
Куликова Нина Васильевна,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж 35 лет
2011 год
ТЕМА УРОКА «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА».
6 класс
Цели урока:
образовательные: через формирование умений самостоятельного поиска информации и навыков работы с учебной литературой, учебно-тематическими картами (модулями)
-познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения;
--научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле; различать простые и сложные листья; развивающие:
-развивать и углублять знания учащихся о двудольных и однодольных растениях; -развивать навыки проведения наблюдений и формирования выводов; воспитательные: -воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование:
комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок; гербарий «Морфология листа», таблицы по теме «Лист»,
электронное приложение «Биология. Сфера.»
Ключевые понятия и слова :
Лист, строение листа, листовая пластинка, основание листа, прилистники, способы
прикрепления листьев, черешковый и сидячий листья, влагалищный лист,
простые и сложные листья;
рассеченные листья;
форма края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый,
извилистый;
Формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, стреловидная, перистая,
пальчатая, линейная;
Жилкование листьев: дуговое, параллельное, сетчатое (перистое, пальчатое).
Пед. технологии: модульные, ИКТ.
Методы: частично-поисковые, проблемные, словесные, наглядные.
Формы: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа с учебником, тестовые
задания, заполнение таблицы, схемы, поисковая беседа.
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний о побеге, строении почек, росте и развитии побега.
индивидуальный, фронтальный опрос учащихся;
1.Сформулируйте важнейшие термины и понятия:
побег почечное кольцо
узел почка вегетативная
пазуха листа почка генеративная
листовой рубец почка верхушечная
конус нарастания почка спящая
2. Допиши предложения:
- Побегом называют-
- При очередном листорасположении -
- При супротивном листорасположении листья
- У растений с мутовчатым листорасположением листья развиваются ….
- Верхушечной называют почку…..
- Придаточные почки – это……
- Для сидячих почек характерно то, что они …..
- Снаружи вегетативные почки покрыты ….
- На зачаточном побеге располагаются ……
- Верхушку зачаточного побега называют……
- В генеративных почках находятся …….
3.Проверка умения распознавать почки верхушечные и боковые, выявлять их особенности расположения на стебле; вегетативные и генеративные по внешнему виду.
Работа уч-ся с натуральными объектами
Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Лист – один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре. Листья некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину.
-По каким признакам мы определяем то или иное растение? (ответы учащихся).
Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев.
-В строении листьев самых разных растений можно ли выделить некоторые общие черты?
Давайте познакомимся с внешним строением листа.
Инструкция по работе с учебно-тематическими картами.
Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам.
Рефлексия, обсуждение выполнения заданий учебных элементов.
МОДУЛЬ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА».
Примерные ответы уч-ся к модулю.
1. В статье говорится о внешнем строении листа, видах и функциях листа.
2. главные смысловые блоки:
- понятие лист и его функции;
- внешнее строение;
- виды листьев;
- типы жилкования.
3. Лист – это часть побега.
Функции: - фотосинтез
Газообмен
Испарение воды
4. лист состоит из трех частей: листовой пластинки, черешка, основания листа.
Листья , имеющие черешок – черешковые;
У алоэ, пшеницы черешков нет, они прикрепляются к стеблю основание листовой пластинки = сидячие.
5. По форме листья: округлые, овальные, сердцевидные, игольчатые.
По форме края: зубчатые, пильчатые, цельнокрайные.
6. простые листья состоят из одной листовой пластинки;
Сложные – из нескольких .
7. Сетчатое жилкование _ жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть.
Параллельное жилкование – жилки расположены параллельно одна другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Строение листа"
обобщающий урок по теме "Лист" ...
урок по ботанике "Строение листа"
"Строение листа"...
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"
Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...
Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
Урок изучение нового материала.Урок проводится с использованием ИКТ....
Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс
Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....
Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс
На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти среди комнатных растений растения, име...