Поурочный дидактический материал 10 класс общая биология
материал по биологии (10 класс) по теме
Тематический поурочный дидактический контроль знаний изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
ПОУРОЧНЫЕ ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
Дидактический материал для проведения уроков в десятом классе средней общеобразовательной школы
Учитель биологии МОУ СОШ № 1
Гагаузова Р.В.
Курганинск
2011
Пояснительная записка
Настоящая подборка дидактического материала подготовлена со следующими целями:
1. Предложить удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу общей биологии в 10 классе.
2. Сориентироваться на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения материала на разных уровнях деятельности – от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции, до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.
3. Применять дифференцированный подход к оцениванию знаний, с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.
5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащихся как внутри одного параграфа, так и в разных параграфах.
6. Научить школьников работе с заданиями, различными по формулировкам, построению, уровням сложности.
7. Формировать у школьников приемы работы с информацией – от тренировки памяти, до систематизации материала по разным основаниям.
Настоящий дидактический материал составлен в соответствии со структурой и последовательностью изложения материала, предложенной в новом учебнике по общей биологии:
Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для
10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов,
И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – М. : Дрофа, 2005. – 368 с. : ил.
В настоящей разработке предложены задания разной структуры: тестовые задания, биологические диктанты, «немые» рисунки. Это позволит применять дифференцированный подход к оцениванию знаний учащихся, разнообразить методы и формы проведения самостоятельных работ и опроса по домашнему заданию.
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО
Биологический диктант
I вариант
1. Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития всех организмов является … .
2. Совокупность реакций биологического синтеза органических веществ в организме – … …, или … .
3. В процессе жизнедеятельности между организмом и окружающей средой происходит постоянный обмен веществами и энергией, поэтому все живые системы являются … системой.
4. Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение – … .
5. Индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти – … .
6. Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия – … .
II вариант
1. Совокупность реакций расщепления органических веществ, которые сопровождаются выделением энергии, – … …, или … .
2. Способность живых систем сохранять относительное постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов лежит в основе такого свойства организмов как … .
3. Способность организмов воспроизводить себе подобных – … .
4. Способность живых организмов приобретать новые признаки в ходе онтогенеза – … .
5. Необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни – … .
6. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, – … .
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО
Какие утверждения верны?
I вариант
1. В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы.
2. На углерод, водород, кислород и азот в живых организмах приходится около 50 % химического состава.
3. Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.
4. Единица строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития организмов – клетка.
5. Любая биологическая система состоит из отдельных частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани), которые функционируют независимо.
6. В ходе синтеза органических веществ в организме (ассимиляции) образуется и выделяется энергия.
7. Процесс распада сложных органических веществ в организме (диссимиляция) сопровождается поглощением энергии.
8. Все живые системы являются открытыми, так как в процессе жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществами и энергией.
9. Реакции матричного синтеза – это образование всех молекул и клеточных структур путем деления или самоудвоения.
II вариант
1. В основе способности организмов к размножению лежат реакции матричного синтеза.
2. Основой наследственности является постоянство внутренней среды организма.
3. Изменчивость организмов обусловлена изменениями наследственных задатков – генов.
4. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора.
5. Онтогенез – процесс исторического развития вида.
6. Филогенез – это индивидуальное развитие организма.
7. Все живые организмы способны избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия.
8. Ритмичность, как свойство живых организмов, способствует приспособлению организмов к меняющимся условиям существования.
9. Пример ритмичности у организмов – чередование периодов сна и бодрствования.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
1. Важнейшие процессы жизнедеятельности организмов (кодирование наследственной информации, обмен веществ и др.) начинаются с уровня:
а) молекулярно-генетического
б) клеточного
в) тканевого.
2. Какое из утверждений наиболее правильно?
а) живые системы отличаются от тел неживой природы составом химических элементов
б) только живые системы построены из молекул
в) клетка – структурно-функциональная единица всего живого.
3. К растительным тканям относятся:
а) эпителиальная, механическая, соединительная
б) покровная, механическая, основная
в) мышечная, нервная, проводящая.
4. У животных организмов выделяют:
а) четыре основных типа тканей
б) два основных типа тканей
в) пять основных типов тканей.
5. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?
а) биогеоценотический
б) биосферный
в) популяционно-видовой.
6. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?
а) экспериментальный
б) микроскопия
в) метод наблюдения и описания объектов.
7. Основы систематики растений и животных заложены благодаря методу
а) историческому
б) сравнительному
в) экспериментальному.
КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ
Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.
1. Кто предложил использование микроскопа для исследования тканей?
а) Роберт Гук
б) Карл Бэр
в) Теодор Шванн
2. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических тем, что:
а) встречаются только в тканях животных
б) не имеют оформленного ядра
в) обладают генетическим материалом
3. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:
а) единстве живой и неживой природы
б) сложности строения живых систем
в) единстве происхождения живого
4. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:
а) обобщила имеющиеся знания о строении организмов
б) создала базу для развития цитологии
в) оба утверждения верны
5. Существование вирусов не противоречит клеточной теории, так как
а) они могут размножаться только внутри живых клеток
б) они являются паразитами на генетическом уровне
в) обладают некоторыми свойствами неживой материи
6. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке?
а) способность проводить нервный импульс
б) способность сокращаться
в) способность к обмену веществ
7. С развитием какой области знания связано появление клеточной теории?
а) с развитием физики
б) с развитием философии
в) с развитием микроскопии
8. Что точнее отражает сущность клеточной теории?
а) все растения состоят из клеток
б) все клетки имеют одинаковую форму и размеры
в) клетки всех организмов сходны по своему строению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое и поурочное планирование к разделу “Общая биология 10-11 класс” Авторы: Н.Д. Андреева (1ч.в неделю) 34ч. 2013-2014гг
В данном материале представлено тематическое и поурочное планирование к разделу “Общая биология 10-11 класс” Авторы: Н.Д. Андреева (1ч.в неделю) 34ч. 2013-2014гг...
Тематическое и поурочное планирование к разделу “Общая биология 9 класс” Авторы: Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова 2013-2014гг
В данном материале представлено тематическое и поурочное планирование к разделу “Общая биология 9 класс” Авторы: Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова 2013-2014гг...
Дидактический материал к урокам биологии
Дидактический материал к урокам биологии по теме "Эволюциия животного мира" Автор:Деглан Светлана Владимировна,учитель биологии, МБОУ СОШ №6 х.Тельман,Гулькевичский район, Краснодарский край....
Дидактический материал ФГОС по биологии для 7 и 9 классов
Вся практика для 7 и 9 класса в соответствии ФГОС в двух документах. Удобно для подготовки к урокам...
Дидактический материал к урокам биологии и математики "Удивительный мир древнего моря в математических заданиях"
Дидактический материал включает в себя интеграцию тем по математики и биологии и может быть использован в качестве заданий на разных этапах урока по эволюции живой природы....
Дидактический материал к уроку биологии в 8 классе на тему: "Витамины"
Данный материал является готовым продуктом.При изучении темы "Витамины" обучающимся может быть предложена самостоятельная работа по составлению характеристики витаминов, используя план:- сут...
дидактический материал к уроку биологии 5 класс
дидактический материал к уроку биология 5 класс Тема: Природные зоны Земли их обитатели...