Дидактический материал ФГОС по биологии для 7 и 9 классов
методическая разработка по биологии на тему
Вся практика для 7 и 9 класса в соответствии ФГОС в двух документах. Удобно для подготовки к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._mat._7.docx | 287.09 КБ |
did.mat_._9.docx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Перечень работ по биологии 7 класса
Лабораторная работа:
Л.р.1. Многообразие кольчатых червей
Л.р.2. Знакомство с разнообразием ракообразных
Л.р. 3. Изучение представителей отрядов насекомых
Л.р.4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Л.р.5. Изучение внешнего строения птиц.
Л.р.6. Изучение особенностей различных покровов тела
Л.р.7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Самостоятельные работы:
С.р.№1: Зоология – Насекомые
С.р.№2.: Позвоночные – Птицы
Экскурсии:
Изучение многообразия птиц
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных
Контрольно-обобщающие уроки по теме
- Многоклеточные животные. Беспозвоночные
- Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные
- Эволюция строения и функций органов и их систем
Лабораторная работа №1
Многообразие кольчатых червей
Цель: изучить многообразие представителей типа кольчатые черви
Оборудование: картинки с изображением кольчатых червей
ХОД РАБОТЫ
- Даны представители типа кольчатые черви.
- Изучите картинка.
- Используя материал учебника, определите к какому классу типа кольчатые черви относятся данные представители.
- Заполните таблицу: (вместо цифр надо написать название животных)
название признак | 1 | 2 | 3 |
Внешний вид | |||
Полость тела | |||
Кровеносная система | |||
Питание | |||
Нервная система | |||
Класс |
- Зарисуйте внешнее строение данных представителей и подпишите.
- Сделайте вывод: объясните выражение: «Плуг принадлежит к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дождевыми червями и всегда будут обрабатываться ими …»
Л.р.2. Знакомство с разнообразием ракообразных
Оборудование:
Ручная лупа, микроскоп, предметные стекла, пипетки, культура дафнии, влажный препарат рака.
Ход работы
- Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
- Поместите дафний из культуры в каплю воды на предметное стекло и рассмотрите их под малым увеличением. Отметьте особенности внешнего строения тела.
- Рассмотрите внешний вид речного рака. Ответьте на вопросы: какую форму тела имеет это животное? Каковы его размеры?
- Потрогайте покров рака и убедитесь в том, что он плотный.
- Из скольких отделов состоит тело речного рака? Назовите их. Убедитесь, что головогрудь неподвижна. Названия отделов запишите в таблицу.
- Рассмотрите органы головогруди: две пары усиков (коротких и длинных), одна пара сложных глаз, сидящих на коротких стебельках и др.
- Найдите ходильные ноги. Сколько их? Обратите внимание на их членистое строение. Какая пара ног имеет клешни? Какое значение имеют эти ноги в жизни речного рака?
- На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?
- На рабочем листе заполните таблицу
Особенности внешнего строения речного рака
Признаки | Строение |
1. Форма тела | |
2. Покров | |
3. Отделы тела | |
4. Органы, расположенные на головогруди | |
5. Органы брюшка |
- Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа членистоногих.
Л.р. 3. Изучение представителей отрядов насекомых
Цель работы: научиться определять и объединять насекомых в группы по их характерным признакам.
Оборудование: рисунки учебника, наглядная таблица «Представители насекомых», §
Ход работы:
- Заполните таблицу
Тип развития | Группа | Тип ротового аппарата | Число и строение крыльев | Представители |
С неполным превращением | ||||
С полным превращением |
Представители групп насекомых:
Медведка обыкновенная_______________________________________________
Яблоневая тля _______________________________________________________
Постельный клоп_____________________________________________________
Жук-олень___________________________________________________________
Бабочка крапивница___________________________________________________
Кома-пискун_________________________________________________________
- Заполните схему?
Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Группа прямокрылые.
Признаки:___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Группа Равнокрылые.
Признаки:____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Группа Клопы или Полужесткокрылые. Признаки:___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Группа Бабочки, или Чешуекрылые.
Признаки: __________________________________________________________
___________________________________________________________________
Группа Жуки, или Жесткокрылые.
Признаки: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Группа Двукрылые насекомые.
Признаки: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Группа Перепончатокрылые.
Признаки:________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод по работе
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.
Ход работы
1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.
Л.р.5. Изучение внешнего строения птиц.
Цель. Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.
Оборудование: пинцет, лупа, чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух) .
Ход работы
- Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму ее тела, окраску оперения
Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы по образцу
- Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунок различных типов перьев.
- Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части
- Какие особенности внешнего строения птицы связаны с ее приспособленностью к полету?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Л.р.6. Изучение особенностей различных покровов тела
Цель: Изучить особенности строения различных покровов тела
Оборудование: учебник, инструктивная карта, рисунки животных
Ход работы
- Внимательно рассмотрите предложенные вам рисунки животных.
- Выявите сходство и различия в покровах этих животных.
- Прочитайте соответствующий параграф в учебнике и заполните таблицу.
Покровы тела
Типы и классы животных
Особенности покровов
Одноклеточные_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многоклеточные:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Свободноживущие плоские черви_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.Ленточные, круглые и кольчатые черви__________________________________________ _____________________________________________________________________________
3.Членистоногие_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4.Рыбы_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
5.Земноводные________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6.Пресмыкающиеся____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7.Птицы______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
8.Млекопитающие_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
- Рассмотрите чешую рыб, раковины моллюсков, перья птиц с помощью лупы.
Отметьте прочность и плотность этих покровов.____________________________________ ___________________________________________________________________ ____ _____
- Напишите вывод ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Л.р.7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Цель работы: определение возраста животных.
Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.
Ход работы.
- Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.
- Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число.
Самостоятельные работы:
С.р.№1: Зоология беспозвоночных.
Вариант 1.
Часть I (А)
На каждый вопрос выберите только один ответ.
А1. Сократительная вакуоль у простейших: а) способствует передвижению; б) удаляет только воду; в) удаляет воду и продукты обмена.
А2. Первичная полость тела впервые появилась у: а) круглых червей; б) кольчатых червей; в)кишечнополостных.
А3. Какие органы движения характерны для саркодовых? а) жгутики; б) ложноножки; в)реснички.
А4. Какой зародышевый листок выстилает пищеварительную полость гидры?
а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма.
А5. Что такое регенерация? а) слияние; б) почкование; в) восстановление утраченных
участков.
А6. Как происходит заражение человека бычьим цепнем? а) при питье; б) при употреблении плохо проваренного мяса; в) с грязными руками.
А7. Чем начинается выделительная система плоских червей? а) воронкой; б) почкой; в) «пламенистой»(звездчатой) клеткой.
А8. Дополнительный хозяин кошачьего сосальщика: а) муравей; б)рыба;
в) водяной моллюск.
А9. Как называются болезни вызываемые паразитическими червями? а) гельминтозы;
б) протозойные; в) инфекционные.
А10. Сколько пар глаз у паука? а) 1; б) 2; в) 4.
А11. Видоизменением каких органов являются крылья насекомых? а) складки хитиновогопокрова; б) конечностей; в) мышц.
А12. У каких моллюсков имеется голова с глазами? а) беззубка; б) малый прудовик; в)жемчужница.
А13. Назовите орган выделения у паука-крестовика: а) почки; б) мальпигиевы (коксальные) сосуды; в) протонефридии.
А14. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне: а) груди и брюшка; б) груди;
в) головогруди.
А15. Сердце насекомых: а) в виде трубки; б) в виде звезды; в) однокамерное.
А16. Реактивный способ передвижения характерен для: а) перловицы и беззубки; б)осьминогов и кальмаров; в)большого прудовика и катушки.
А17. Наиболее вероятными предками членистоногих являются: а) кольчатые черви; б)
моллюски; в) круглые черви.
Часть II (В)
Выберите три верных ответа
B1. Какие отряды насекомых развиваются с полным превращением? а) прямокрылые;
б) чешуекрылые; в) двукрылые; г) стрекозы; д) жесткокрылые.
В2. Кто относится к классу ракообразных? а) клещи; б) циклоп; в) скорпионы; г) крабы;
д) дафнии.
B3. Установите соответствие:
А – жгутиконосцы Б – саркодовые | 1-амеба; 2-эвглена; 3-вольвокс; 4-фораминиферы, 5-радио-лярии, 6-лямблии; 7-лейшмании, 8-солнечники, 9-трихо-монады, 10-трипаносома. |
Часть III (С)
С1. Самка аскариды обладает колоссальной плодовитостью - до 200 - 300 тыс. яиц в сутки. Объясните биологический смысл такой плодовитости.
Зоология беспозвоночных.
Вариант 2.
Часть I (А)
На каждый вопрос выберите только один ответ.
А1. В организме кого происходит половой процесс размножения малярийного плазмодия? а)человека; б) комара; в) малого прудовика.
А2. У каких простейших может быть автотрофное питание? а) эвглена; б) инфузория;
в)амеба.
А3. На какой стадии развития гидра зимует? а) планула, б) взрослая особь; в) зигота.
А4. Какие кишечнополостные образуют колонии? а) медузы; б) гидры;
в) коралловые полипы.
А5. Через что осуществляется дыхание у кишечнополостных? а) легочные мешки; бжабры; в) вся поверхность тела.
А6. Что развивается из яйца свиного цепня? а) финна; б) взрослый червь; в) церкарии.
А7. Какая полость тела у круглых червей? а) целом; б) протоцель; в) миксоцель.
А8. К какому классу относится дождевой червь? а) пиявки; б) малощетинковые;
в) многощетинковые.
А9. Личинки каких моллюсков паразитируют на рыбах? а) двустворчатых; б)брюхоногих; в) головоногих.
А10. Какой тип нервной системы у моллюсков? а) диффузный; б) узловатый; в)диффузно-узловатый.
А11. Назовите орган дыхания у насекомых: а) легочный мешок; б) поверхность тела и
конечности; в)трахеи.
А12. У насекомых с неполным превращением в развитии отсутствует стадия:
а) личинки; б) куколки; в) имаго.
А13. Человек заражается чесоткой: а) при укусе клеща; б) через одежду и при рукопожатии; в) при чихании другого человека.
А14. Какое животное может размножаться партеногенезом? а) гидра; б) дождевой червь; в) пчела.
А15. У кого грызущий тип ротового аппарата? а) у комара; б) пчелы; в) майского жука.
А16. Тело таракана: а) не разделено на отделы; б) состоит из сросшихся головы и груди; в)состоит из головы груди и брюшка.
А17. Где начинается переваривание пищи у пауков? а) в желудке; б) вне тела; в) в кишке.
Часть II (В)
Выберите три верных ответа
B1. Отметьте черты, характерные для плоских ленточных червей: а) гермафродиты; б)пищеварительная система; в) отсутствие пищеварительной системы; г) сильно развита
половая система; д) кровеносная система.
B2. Какие простейшие развиваются со сменой хозяев? а) амеба; б) малярийный плазмодий; в) эвглена; г) лейшмании; д) токсоплазмы.
B3. Установите соответствие:
А – жгутиконосцы Б – саркодовые | 1-амеба; 2-эвглена; 3-вольвокс; 4-фораминиферы, 5-радио-лярии, 6-лямблии; 7-лейшмании, 8-солнечники, 9-трихо-монады, 10-трипаносома. |
Часть III (С)
С1. Самка аскариды обладает колоссальной плодовитостью - до 200 - 300 тыс. яиц в сутки. Объясните биологический смысл такой плодовитости.
С.р.№2.: Позвоночные
Вариант №1
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | |
1. Нервная система трубчатого типа. | I РЫБЫ II ЗЕМНОВОДНЫЕ III ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ IV ПТИЦЫ V МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
2. Хорошо развит передний мозг. Мозжечок развит слабо, так как движения медленные и однообразные. Из органов чувств хорошо развиты зрение и обоняние. | |
3. Почки располагаются между плавательным пузырем и позвоночником. От них отходят мочеточники, впадающие в мочевой пузырь. Канал мочевого пузыря открывается отверстием, расположенным чуть позади анального. | |
4. Две почки крупные, два мочеточника, которые открываются в клоаку. Моча в органах выделения не накапливается. А из клоаки сразу удаляется наружу. | |
5. В легких бронхи ветвятся. Бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками, которые оплетаются капиллярами. Образуются альвеолы. | |
6. Дышат ячеистыми легкими. Легкие снабжены многочисленными выростами и легочными перегородками, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность. | |
7. Сердце трехкамерное. Состоит из двух предсердий и одного желудочка. В правом предсердии – венозная кровь, в левом – артериальная. В желудочке – смешанная. Два круга кровообращения. | |
8. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Два круга кровообращения. Малый круг – это путь крови из правого желудочка по артериям, артериолам, капиллярам и венам к левому предсердию. У них правая дуга аорты. | |
9. На челюстях расположены очень мелкие зубы, есть язык. Развились слюнные железы, смачивающие добычу слюной. | |
10. Анальное отверстие открывается в специальное образование - клоаку, (расширенную часть задней кишки). |
Вариант №2
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | |
1. У этих организмов нет зубов. В пищеводе обособляется зоб. Желудок делится на два отдела: железистый, где происходит химическая обработка пищи и мускульный – механическая обработка. Длина тонкого отдела кишечника увеличивается, а толстого укорачивается. | I РЫБЫ II ЗЕМНОВОДНЫЕ III ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ IV ПТИЦЫ V МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
2. Есть ядовитые зубы. Они сообщаются с ядовитыми железами, которые развились из слюнных желез. В кишечнике на границе тонкого и толстого отделов возникли зачатки слепой кишки. | |
3. Кровеносная система замкнутого типа. | |
4. Сердце двухкамерное. Состоит из предсердия и желудочка. Кровь движется по одному кругу кровообращения. | |
5. Дыхательная система состоит из трахеи, бронхов, легких. | |
6. В покое дыхание обеспечивается движениями грудной клетки. Опускаясь, грудина увеличивает ее объем и растягивает воздушные мешки. Воздух, идущий в них, проходит через легкие – происходит вдох. Затем при поднятии грудины осуществляется выдох. | |
7. Две почки, находящиеся в поясничной области, по бокам от позвоночника. Моча из почек стекает по двум мочеточникам в мочевой пузырь, а из него по мочеиспускательному каналу – наружу. | |
8. Почки располагаются в области тазовых костей. Есть мочевой пузырь. | |
9. Очень сильно увеличилась кора головного мозга. В коре есть борозды и извилины. | |
10. Головной мозг имеет пять отделов: передний, средний, продолговатый, промежуточный, мозжечок. |
Вариант №3
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | |
1. Все отделы головного мозга увеличены. Становится выпуклым мозжечок. | I РЫБЫ II ЗЕМНОВОДНЫЕ III ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ IV ПТИЦЫ V МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
2. Нервная система состоит из двух отделов: центральная нервная система и периферическая. ЦНС делится на спинной и головной мозг. | |
3. Почки состоят из многочисленных почечных канальцев. Они пронизаны густой сетью капилляров. В почках жидкие продукты распада попадают в почечные канальцы, а потом транспортируются по выделительной системе наружу. | |
4. Дышат жабрами, которые состоят из жаберной дуги, жаберных лепестков и тычинок. | |
5. Вентиляцию легких обеспечивает появившаяся диафрагма, которая отделяет брюшную полость от грудной. Дыхание осуществляется также за счет сокращения и расслабления межреберных мышц. Вдох сопровождается увеличением объема грудной полости. Выдох приводит к ее уменьшению. | |
6. Сердце трехкамерное, с частичной перегородкой в желудочке, поэтому кровь не сильно смешивается. Два круга кровообращения: большой и малый. Есть организмы, у которых сердце четырехкамерное, но кровь смешивается в аорте. | |
7. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Два круга кровообращения. Большой круг – это путь крови из левого желудочка по артериям, артериолам, капиллярам и венам к правому предсердию. У них левая дуга аорты. | |
8. На челюстях этих животных есть однотипные зубы либо костные пластинки. Которые служат для удержания добычи. | |
9. Хорошо развиты органы зрения и слуха. Некоторые могут различать добычу с высоты 100 метров или расстояния более 1 километра. | |
10. В состав крови входит плазма и форменные элементы крови. |
Вариант №4
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | |
1. Являются гетеротрофами по способу питания. | I РЫБЫ II ЗЕМНОВОДНЫЕ III ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ IV ПТИЦЫ V МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
2. От желудочка отходит крупный сосуд – аорта, который делится на артерии, идущие к жабрам. Кровь отдает углекислый газ, присоединяет кислород, становится артериальной. Артерии разносят ее ко всем органам. Отдают органам кислород, забирают углекислый газ. Кровь становится венозной, собирается в вены и идет в предсердие. | |
3. Зубы делятся на резцы, клыки, коренные. Количество зубов характерно для особей определенного вида. Печень и поджелудочная железа очень хорошо развиты. Длина толстого кишечника увеличивается. У некоторых развивается слепая кишка, где происходит переваривание растительной пищи. Желудок может быть простой и сложный. | |
4. В системе органов дыхания есть воздушные мешки. За счет них происходит двойное дыхание. | |
5. Присуще двойное дыхание. Дышат через кожу или простые легкие. | |
6. Органы выделения представлены: почками, мочеточниками, мочевым пузырем. | |
7. Продолговатые почки красно-бурого цвета находятся в полости тела справа и слева от позвоночника. Моча от почек по мочеточникам сначала течет в клоаку, затем в мочевой пузырь. Когда мочевой пузырь наполняется, его стенки сокращаются и моча проходит назад в клоаку, а затем наружу. | |
8. Кровеносная система состоит из сердца и сосудов: артерий, вен и капилляров. | |
9. Эритроциты крови имеют форму овала. | |
10. Кровь выполняет следующие функции: транспортную, регуляторную, защитную. |
Экскурсии:
Изучение многообразия птиц
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных
Контрольно-обобщающие уроки по теме
Контрольная работа №1
Многоклеточные животные. Беспозвоночные
Вариант 1
1. В образовании коралловых рифов и атоллов участвуют:
а) актинии;б) губки; в) кораллы; г) гидры.
2. Прикрепленный образ жизни ведет:
а) корнерот;б) красный коралл; в) гидромедуза; г) португальский военный кораблик.
3. Функцию защиты у кишечнополостных выполняют клетки:
а) нервные;б) железистые; в) стрекательные; г) промежуточные.
4. Регенерация происходит благодаря клеткам:
а) железистым;б) эпителиально-мускульным; в) нервным; г) промежуточным.
5. Мезоглея – это:
а) слой поверхностных клеток;
б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;
в) слой внутренних клеток;
г) слой, расположенный под энтодермой.
6. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?
а) Круглые червиб) Плоские черви в) Кольчатые черви г) Кишечнополостные
7. Из перечисленных видов червей отметьте круглых червей, паразитирующих у человека.
а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка
б) печёночный сосальщик, бычий цепень
в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка
8. Тип Кольчатые черви включает классы…
а) Гидроидные, Сцифоидные
б) Коралловые полипы
в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви
г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки
9. Печёночный сосальщик паразитирует в…
а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных
б) в толстом кишечнике человека
в) в тонком кишечнике человека
г) в мышцах
10. В организм человека яйца аскариды попадают с…
а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом
б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами
11. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…
а) медуза,б) черепаха, в) малый прудовик, г) корова
12. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?
а) Круглые червиб) Плоские черви в) Кольчатые черви г) Кишечнополостные
13. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.
а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка
б) печёночный сосальщик, бычий цепень
в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка
Вариант 2
1. Основной отличительный признак кишечнополостных:
а) наличие стрекательных клеток;б) радиальная симметрия;
в) наличие пищеварительной полости;г) наличие внутреннего скелета.
2. Пищеварение у гидр:
а) внутриклеточное;б) полостное; в) внеклеточное; г) комбинированное.
3. Двухслойное строение тела имеет
а) амёба;б) вольвокс; в) стеклянная губка; г) инфузория туфелька.
4. К колониальным кишечнополостным относятся:
а) гидры;б) актинии; в) медузы; г) кораллы.
5. Половые клетки у кишечнополостных образуются в:
а) эктодерме;б) энтодерме; в) кишечной полости; г) мезоглее.
6. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?
а) Круглые червиб) Плоские черви в) Кольчатые черви г) Кишечнополостные
7. Из перечисленных видов червей отметьте плоских червей, паразитирующих у млекопитающих.
а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка
б) печёночный сосальщик, бычий цепень
в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка
8. Тип Круглые черви произошли от…
а) кишечнополостныхб) древних плоских червей в) кольчатых червей
9. Бычий цепень паразитирует в…
а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных
б) в толстом кишечнике человека
в) в тонком отделе кишечника человека
г) в мышцах
10. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…
а) прибрежной полосе морейб) небольших водоёмах
11. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…
а) комарыб) комнатные мухи в) грызуны
12. Тип Плоские черви включает классы…
а) Гидроидные, Сцифоидные
б) Коралловые полипы
в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви
г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки
13. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…
а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом
б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами
ОТВЕТЫ
Вариант 1: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – б; 6-в; 7-в; 8-г; 9-а; 10-б; 11-в; 12-а; 13-а
Вариант 2: 1 – а; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – а; 6-в; 7-б; 8-б; 9-в; 10-а; 11-б; 12-в;13-а.
Контрольная работа №2
Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные
Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.
1. К хордовым относят:
а) теплокровных животных; б) бесчерепных (ланцетников); в) многоклеточных животных; г) животных, имеющих нервную систему.
2. Позвоночные животные произошли от:
а) моллюсков; б) членистоногих; в)современных ланцетников; г)бесчерепных.
3. Для позвоночных не характерно наличие:
а) головного мозга; б) хорды; в) позвоночника; г) сердца.
4. Приспособлением рыб к водной среде не является:
а) наличие парных конечностей в виде плавников; б) боковая линия; в)головной и спинной мозг; г)дыхание при помощи жабр.
5. Кровеносная система рыб:
а) имеет один круг кровообращения; б)имеет два круга кровообращения; в)имеет трехкамерное сердце; г)незамкнутая.
6. С помощью плавательного пузыря рыба:
а) переваривает пищу; б)быстрее передвигается; в)воспринимает направление и силу тока воды; г)опускается на глубину или всплывает.
7. К хрящевым рыбам не относится:
а) акула белая; б) химера европейская; в) сом обыкновенный; г)скат двукрылый.
8. Приспособлением земноводных к наземному образу жизни не является:
а) дыхание легкими и влажной кожей; б) подвижное соединение головы с туловищем;
в) два круга кровообращения, трехкамерное сердце; г) глаза и ноздри.
9. Земноводные в своей жизни не могут обойтись без водной среды, так как:
а) имеют перепонки между пальцами ног; б) имеют кожное дыхание; в) размножаются икрой; г) имеют непостоянную температуру тела.
10. К отряду безногих земноводных относится:
а) саламандра пятнистая; б)лягушка остромордая; в) червяга кольчатая; г) тритон обыкновенный.
11. К отряду бесхвостых земноводных не относится:
а) тритон гребенчатый; б) квакша обыкновенная; в) жаба зеленая; г) лягушка прудовая.
12. Приспособлением пресмыкающихся в связи с жизнью на суше не является:
а) внутреннее оплодотворение; б) легочное дыхание; в) пятипалые конечности; г) кожное покрытие.
13. К признакам сходства земноводных и пресмыкающихся не относят:
а) два круга кровообращения; б) непостоянную температуру тела;
в) внутреннее оплодотворение; г) конечность пятипалого типа.
14. К признакам более высокой организации пресмыкающихся в сравнении с земноводными не относят:
а) зачатки коры головного мозга; б)трехкамерное сердце; в)внутреннее оплодотворение; г)зародышевую и скорлуповую оболочки яйца,
15. К отряду чешуйчатых не относят:
а) ящерицу прыткую; б)варана серого; в)ужа обыкновенного; г)черепаху дальневосточную.
16. Для представителей отряда черепах нехарактерный признак — это:
а)костный панцирь; б)плавательные перепонки между пальцами конечностей; в)отсутствие зубов; г)зубы в ячейках.
17. К теплокровным животным относят:
а) пресмыкающихся и земноводных; б) птиц и млекопитающих; в) пресмыкающихся и рыб; г)земноводных и рыб.
18. Признаками более высокой организации птиц по сравнению с пресмыкающимися не считают:
а) четырехкамерное сердце; б) теплокровность; в)ячеистые легкие; г)внутреннее оплодотворение.
19. К особенностям птиц, связанным с полетом, не относят:
а)образование киля; б)двойное дыхание; в)полые, тонкостенные кости; г)два круга кровообращения.
20.К особенностям птиц, связанным с полетом, не относят:
а) копчиковую железу; б) роговой клюв; в)перьевой покров; г)срастание (кроме шейного) отделов позвоночника.
21.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:
а)постоянная температура; б)строение яиц, богатых желтком; в)наличие двух кругов кровообращения; г)строение головного мозга, состоящего из одних и тех же отделов.
22. Среди птиц самый большой по числу видов отряд:
а)куриные; б) воробьинообразные; в)гусеобразные; г) хищные.
23. Плавающие, но не летающие птицы — это:
а)гуси; б)пингвины; в)чайки; г) лебеди.
24. К бескилевым птицам относят:
а)голубя сизого; б) страуса африканского; в) ястреба-перепелятника; г) тетерева обыкновенного.
25. Показателем сложного поведения птиц не является:
а) гнездостроение; б)пищеварение; в)кочевки и перелеты; г)забота о потомстве.
26. К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относится:
а)внутреннее оплодотворение; б)развитие коры больших полушарий; в)живорождение; г) теплокровность.
27. Для первозверей нехарактерный признак — это:
а)непостоянная температура тела; б)размножение яйцами; в)наличие клюва; г) живорождение.
28. К отряду грызунов не относится:
а) белка обыкновенная; б) заяц-беляк; в) бобр европейский; г)суслик малый.
29. К признакам приспособленности китообразных к жизни в воде не относят:
а)передние конечности в виде ласт; б)обтекаемую форму тела; в) развитые кожные железы;
г)отсутствие шерстного покрова.
30.Характерной особенностью приматов как высокоорганизованных млекопитающих является:
а) стадный образ жизни; б) высокоразвитый головной мозг; в)теплокровность; г)живорождение и уход за потомством.
31.Для приматов не характерно:
а) развитие полушарий головного мозга; б) снабжение ногтями конечных фаланг пальцев; в) прямохождение; г) способные к схватыванию пальцы стопы.
Контрольная работа №3
Эволюция строения и функций органов и их систем
В-1
1. Выберите один правильный ответ
1.К органам дыхания не относятся:
а) легочные артерии; в) бронхи;
б) легкие; г) воздушные мешки.
2.По своему составу кровь в сердце птиц
а) только венозная; в) венозная и артериальная раздельно;
б) только артериальная; г) смешанная.
3.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной перегородкой
а) брыжейкой; в) диафрагмой;
б) ганглием; г) кутикулой.
4.Сердце млекопитающих
а) однокамерное; в) трехкамерное;
б) двухкамерное; г) четырехкамерное.
5.К скелету нижней конечности не относится следующий элемент:
а) цевка; в) голень;
б) бедро; г) лучевая кость.
6.Кровь большинства пресмыкающихся течет по:
а) одному кругу кровообращения;
б) двум кругам кровообращения;
в) трем кругам кровообращения;
г) четырем кругам кровообращения;
7.Наибольшего развития передний мозг достигает у
а) рыб; в) пресмыкающихся;
б) земноводных; г) млекопитающих.
2. Из перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся к классу Птицы:
- В пищеварительной системе имеется зоб.
- Животные имеют постоянную температуру тела.
- Передние конечности превращены в крылья.
- Для животных характерно выкармливание детенышей молоком.
- В ротовой полости имеются зубы.
- Тело покрыто перьями.
- Имеется ушная раковина.
- В дыхательной системе имеются воздушные мешки.
- Крупные полые кости.
- Есть особый орган чувств - вибрисы.
- Для животных характерно живорождение.
- Развитие детеныша происходит внутри матки.
- В скелете имеется киль.
3. «Подберите пары»
1) Пищеварительная система.
2) Дыхательная система.
3) Выделительная система
4) Нервная система.
А) трахея.
Б) мозжечок.
В) печень.
Г) почки
4.Дайте определение понятиям:
Онтогенез -
Инстинкт -
Гаметы -
5.Дайте ответ на вопросы:
Какие особенности строения земноводных связаны с водной средой? Какие с наземной?
6. Вставьте пропущенное слово:
- Кожная складка, покрывающая тело моллюсков ….
- Для гидр, актиний, медуз характерна симметрия тела ….
- Эвглена зеленая передвигается с помощью ……….
- Личинка бабочки называется …
- Нервная трубка ланцетника тянется вдоль тела над …….
- Сердце рыб состоит из ……. камер
- По своему составу кровь в сердце рыб …….
- Отдел желудка птиц, в котором пища перетирается ……..
- Размножение гидры с помощью половых клеток …..
Контрольная работа
«Эволюция строения и функций органов и их систем»
В-2
1. Выберите один правильный ответ
1. Для животных характерна лучевая симметрия тела:
а) моллюски; в) кишечнополостные;
б) плоские черви; г) рыбы.
2.Движение при помощи жгутиков или ресничек характерно для:
а) амебы; в) инфузории;
б) планарии; г) бычьего цепня.
3.Наружный скелет имеется у:
а) моллюсков; в) медуз;
б) круглых червей; г) гидр.
4.Первичная полость тела имеется у:
а) круглых червей; в) кишечнополостных;
б) кольчатых червей; г) моллюсков.
5.Замкнутой кровеносной системой обладают:
а) членистоногие; в) кольчатые черви;
б) моллюски; г) круглые черви.
6.Три пары конечностей имеется у
а) паукообразных; в) ракообразных;
б) насекомых; г) моллюсков.
7. Размножение почкованием характерно для:
а) амебы; в) дождевого червя;
б) гидры; г) морской звезды.
2. Из перечисленных признаков выбрать только те, которые относятся к классу Млекопитающие:
- В пищеварительной системе имеется зоб.
- Животные имеют постоянную температуру тела.
- Передние конечности превращены в крылья.
- Для животных характерно выкармливание детенышей молоком.
- В ротовой полости имеются зубы.
- Тело покрыто перьями.
- Имеется ушная раковина.
- В дыхательной системе имеются воздушные мешки.
- Крупные полые кости.
- Есть особый орган чувств - вибрисы.
- Для животных характерно живорождение.
- Развитие детеныша происходит внутри матки.
- В скелете имеется киль.
3. «Подберите пары»
1) Кровеносная система.
2) Пищеварительная система.
3) Дыхательная система.
4) Выделительная система.
А) предсердие.
Б) бронхи.
В) мочеточники.
Г) зоб.
4.Дайте определение понятиям:
Раздражимость -
Почкование -
Рефлекс -
5.Дайте ответ на вопрос:
Какие особенности внешнего и внутреннего строения птиц являются приспособлением к воздушной среде обитания?
6. Вставьте пропущенное слово.
- Инфузория туфелька передвигается с помощью …..
- Избыток воды амеба выделяет с помощью …..
- Стадия, отсутствующая у насекомых, развивающихся с неполным превращением …..
- У большинства рыб гидростатическую функцию выполняет ….
- Сердце лягушки состоит из …. камер
- По своему составу кровь в желудочке земноводных …..
- Смена оперения называется …
- Отдел желудка птиц, в котором происходит выделение желудочного сока …….
- Отдел мозга, отвечающий за поведение животных …..
1.Ответы; 1-а,2 —в,3 —в,4--г,5-г,6-в,7-г,
1-в,2-в, 3-а, 4-а, 5- в, 6-6, , 7-б.
2.Ответы: - I- 1,2,3.6, 8,9, 13;
II-2, 4, 5, 7, 10, 11, 12.
3 1в, 2а, 3г, 4б.
1а, 2г, 3б, 4в.
В- 1 Мантия, радиальная, жгутика,
Гусеница, хордой, 2, венозная, контурно покровные, мускулистый, диафрагма.
В-2 Половое, ресничек, сократительная вакуоль, куколка, плавательный пузырь, 3, смешанная, линька, железистый, передний.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам биологии
Дидактический материал к урокам биологии по теме "Эволюциия животного мира" Автор:Деглан Светлана Владимировна,учитель биологии, МБОУ СОШ №6 х.Тельман,Гулькевичский район, Краснодарский край....
Раздаточный материал к уроку биологии в 5 классе "Из истории биологии"
Дидактический материал предназначен для лучшего усвоения материала по теме "Из истории биологии"( к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Веденского) Используя этот материал можно легко организовать...
Дидактический материал к урокам биологии и математики "Удивительный мир древнего моря в математических заданиях"
Дидактический материал включает в себя интеграцию тем по математики и биологии и может быть использован в качестве заданий на разных этапах урока по эволюции живой природы....
Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений
Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная работа содержит следующий материал д...
Дидактический материал к уроку биологии в 8 классе на тему: "Витамины"
Данный материал является готовым продуктом.При изучении темы "Витамины" обучающимся может быть предложена самостоятельная работа по составлению характеристики витаминов, используя план:- сут...
дидактический материал к уроку биологии 5 класс
дидактический материал к уроку биология 5 класс Тема: Природные зоны Земли их обитатели...
дидактический материал к уроку биологии
задание к разделу: класс "круглы, плоские и кольчатые черви"Загадки и ребусы Задание к разделу «Класс Круглые, Плоские и Кольчатые Черви»Задание 1. ЗАГАДКИ ПРО ДОЖДЕВО...