Урок
материал по биологии по теме
Методическая разработка, представляет комбинированный урок с использованием технологии разноуровневого обучения учащихся 6 – х классов.
Тема урока: "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".
Цель урока – знакомство учащихся со способами воздушного питания растений.
Опрос учащихся проводится с использованием элементов игровой технологии. Проводится игра: "Крестики-нолики", "Лото". Тестовый опрос, представлен двумя вариантами, разной степени сложности.
Изучение нового материала начинается с постановки познавательной задачи, с демонстрации опыта английского ученого – химика Джозефа Пристли и опыта немецкого ученого Ю. Сакса. Для закрепления изученного материала используется демонстрация видеофрагмента "Значение фотосинтеза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Комбинированный урок с использованием технологии разноуровневого обучения учащихся в 6 – м классе.
Тема урока: "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".
Каменских Ирина Петровна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Задачи:
- продолжить знакомить учащихся со способом питания растений;
- развивать понятие о функциях листа;
- прививать практические умения и навыки постановки опыта и проведения наблюдений;
развивать у школьников:
- умение выражать свои мысли;
- анализировать опыты;
- аргументировать свою точку зрения;
воспитывать у школьников:
- положительное отношение к природе;
- заботу и сохранение зеленых насаждений.
Оборудование: стакан с водой, спиртовка, спички, спирт, йод, таблицы, комнатное растение пеларгонии, зачётные листы (каждому ученику), конверт с игрой "Крестики-нолики", коробка с игрой "Лото", карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Учащиеся занимают рабочие места.
II. Актуализация знаний.
1. Подумайте, что такое питание.
2. Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
3. Чем питание растений отличается от питания животных, человека?
4. Что является источником энергии для растений?
1. Работа в паре
Каждому ученику выдается зачётный лист:
Зачётный лист Ученика (цы) 6-го класса ------------------- | 1.Игра "Крестики-нолики"---- 2.Игра "Лото"----- 3.Тест "Почвенное (корневое) питание растений" Итоговая оценка:----- |
Игра "Крестики-нолики"
Раздаются листы с утверждениями и листы, в которых пронумерованы (от 1 до 9) клеточки игрового поля:
– крестик ставится, если ученик согласен с данным утверждением;
– нолик ставится, если ученик не согласен с данным утверждением.
1 х | 2 0 | 3 0 |
4 0 | 5 х | 6 0 |
7 0 | 8 0 | 9 х |
"Какие утверждения верны?"
- Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
- При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
- Мочковатая корневая система характерна для растений одуванчика лекарственного и подорожника большого.
- Мочковатая корневая система характерна для растений ржи и лопуха большого.
- Стержневая корневая система характерна для растений подорожника большого и лопуха большого.
- Кора корня на уровне зоны всасывания образована основной тканью.
- Проведение веществ в корне осуществляется только в нисходящем направлении.
- Восходящий ток растворов питательных веществ в корне осуществляется по древесине.
- Функции корня: опорная, транспортная, запасающая.
После окончания игры ученики меняются своими зачетными листами и проверяют работы друг у друга:
Учитель называет номера клеток, в которых должны стоять крестики, а затем критерии оценок:
- если ошибок нет-"5",
- за одну ошибку-"4",
- за две ошибки-"3",
- а если ошибок более двух-"2".
Ученики выставляют себе оценки в свой зачетный лист напротив игры "Крестики-нолики".
Игра "Лото"
Учитель раздает ученикам:
- альбомные листы, на которых приклеены картинки растений и написаны названия корневых систем.
Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями корневых систем, к которым они относятся.
Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру:
- "5"-если нет ни одной ошибки,
- "4"-если одна ошибка,
- "3"-если две ошибки и
- "2"-если ошибок три и более.
Тест "Почвенное (корневое) питание растений".
Вариант 1
1. Питание – это процесс:
а) переваривания пищи;
б) приобретения пищи и энергии;
в) образования кислорода и выделение углекислого газа.
2. Пищеварение – это процесс:
а) механической и химической переработки пищи;
б) приобретения пищи.
3. В процессе пищеварения в результате химической обработки пищи:
а) сложные вещества пищи распадаются на более простые, доступные для усвоения организмом;
б) сложные вещества пищи распадаются до воды и углекислого газа;
в) пища превращается в кашеобразную массу.
4. К минеральным удобрениям относятся:
а) зола; б) компост; в) навоз.
5. К органическим удобрениям относится:
а) селитра; б) суперфосфат; в) торф.
Вариант 2
1.Число "лучей" древесины и луба в пределах радиального проводящего пучка, как правило, больше у растений:
а) двудольных;
б) однодольных.
2. При нехватке азота в почве:
а) тормозится рост растения, формируются мелкие листья;
б) замедляются процессы деления и растяжения клеток;
в) замедляется обмен веществ.
3. У взрослых растений картофеля корни по происхождению:
а) главный и боковые;
б) боковые и придаточные;
в) придаточные и главный;
г) придаточные.
4. К органическим удобрениям относится:
а) селитра; б) суперфосфат; в) торф.
5. Вторичное утолщение корня обусловлено делением клеток образовательной ткани:
а) верхушечной;
б) боковой;
в) вставочной;
г) верхушечной и боковой.
После окончания работы ученики меняются своими листами и проверяют работы друг у друга. Выставляют себе оценки в зачетный лист.
Ответы:
Вариант 1
1б, 2а, 3а, 4а, 5в.
Вариант 2
1б, 2а, 3б, 4в, 5б.
По результатам всех трех заданий ученикам выставляется итоговая оценка, которая пойдет в журнал.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Изучение нового материала.
IV. Постановка познавательной задачи.
Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт (1579 – 1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмм в кадку с землей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван – Гельмонт извлек деревце из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Как, вы думаете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Объясните, чего не учел голландец?
V. Решение познавательной задачи (в органической связи с изученным на предыдущем уроке).
Идею о воздушном питании выдвинул русский ученый М.В. Ломоносов (1753): "Откуда же новый сок сосны собирается и умножает их возраст, о том не будет спрашивать, кто знает, что многочисленные иглы нечувствительными скважинами почерпают в себе с воздуха жирную влагу, которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тепло".
Учитель предлагает ученикам перевести образные выражения Ломоносова на биологический язык и записать тот же текст, но современным стилем.
"Нечувствительные скважины" - "устьица".
"Жирная влага" - "сок", образующийся при растворении продуктов фотосинтеза.
"Тончайшие жилки" - ситовидные трубки луба.
Вопросы:
- В какой части клетки идет образование "жирной влаги"?
- Какое вещество образуется при взаимодействии воды и углекислого газа?
- Первичный продукт фотосинтеза – простой углевод (глюкоза). Тогда почему по ситовидным трубкам от листьев перемещается глюкоза, а не крахмал, который затем обнаруживается в семенах, клубнях и других запасающих органах?
2.Рассказ учителя с демонстрацией опыта английского ученого – химика Джозефа Пристли.
Английский ученый – химик Джозефа Пристли (1733 – 1804), посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт он поставил в 1771году. Так его описывал автор:
"Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма".
Вопросы:
1. Почему в первом случае животное погибло?
2. Что обязательно надо учитывать для достижения положительного результата?
Итак, вы уже знаете, что для нормального роста и развития растениям необходима вода, минеральные и органические вещества. Воду и минеральные вещества растение получает из почвы. А органические вещества зеленые растения способны создавать из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих слов "фотос" - свет, "синтез" - соединение). Способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений.
Фотосинтез-процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из неорганических веществ.
Вопрос:
1. Могли бы мы с вами жить, если бы на Земле не было растений?
Скажем "Спасибо" растениям от всех живущих на Земле!
Учитель объясняет опыт немецкого ученого Ю. Сакса и демонстрирует растение пеларгонии, на котором после выдерживания в темном шкафу были прикреплены трафареты. Учитель срезает листик, демонстрирует его обесцвечивание и дальнейшее окрашивание йодом. Учащимся предлагается объяснить результаты опыта.
Вопросы:
1. Какие вещества образуются в листьях?
2. Какие условия необходимы для образования крахмала?
4.Учитель демонстрирует результаты опыта, подтверждающего, что для образования крахмала необходим углекислый газ.
Подводя итоги, учащиеся делают вывод, что для образования органических веществ в листьях зеленого растения необходим углекислый газ, вода, свет и хлоропласты.
VI. Закрепление изученного материала.
Демонстрация видеофрагмента "Значение фотосинтеза"
О космической роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А.Тимирязев. "Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение".
Ежегодно в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется около 200 млрд. тонн кислорода. Благодаря фотосинтезу на Земле есть питательные вещества для всех животных (в том числе и человека), грибов, бактерий, атмосфера имеет защитный озоновый слой и нужное содержание углекислого газа, что предотвращает перегрев Земли.
VII. Домашнее задание (с.62 - с.63)
В конце урока проводится рефлексия: учитель задает ученикам вопросы, побуждая их оценить себя в процессе деятельности.
- Какую новую, значимую лично для вас информацию вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы своей оценкой за игру "Крестики-нолики"?
- Почему?
- Из-за чего возникли затруднения?
Оценки за урок: 2-3 оценки за работу на уроке.
«Алые паруса»
проект для одаренных детей
социальной сети nsportal. ru.
Методическая разработка. Комбинированный урок с использованием технологии разноуровневого обучения учащихся в 6 – м классе.
Тема урока: "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".
Автор работы: Каменских Ирина Петровна, идентификатор: 218-339-675
ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе ул. Железнодорожная 5-б
МБОУ СОШ № 3 ,п.Пурпе
Purpe_3@mail.ru. тел. 8(34936) 67-340, факс 67-341
Краткая аннотация
Методическая разработка, представляет комбинированный урок с использованием технологии разноуровневого обучения учащихся 6 – х классов.
Тема урока: "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".
Цель урока – знакомство учащихся со способами воздушного питания растений.
Опрос учащихся проводится с использованием элементов игровой технологии. Проводится игра "Крестики-нолики", "Лото"
Тестовый опрос, представлен двумя вариантами, разной степени сложности.
Изучение нового материала начинается с постановки познавательной задачи, с демонстрации опыта английского ученого – химика Джозефа Пристли и опыта немецкого ученого Ю. Сакса. Для закрепления изученного материала используется демонстрация видеофрагмента "Значение фотосинтеза"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112245.jpg)
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330164-1383160067.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401226-1391934239.jpg)
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-231919-1415628616.jpg)
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/10/06/picture-545858-1538813006.jpg)
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-613559-1431228819.jpg)
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...