Календарно-тематическое планирование по биологии. 5 класс «Природоведение. Природа живая и неживая»
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику В.М. Пакуловой , Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс. в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
Курс «Природоведение» продолжает одноимённый курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе и направлено на достижение следующих целей:
· Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живо и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
· Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
· Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
· Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_prirodovedenie.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Замдиректора Директор
предметов по УВР МБОУ СОШ №3
естественного цикла Никишина Ж.А. Бутова В.Д.
Прот. № _________ ______________ ____________ от_______2011 г. _______________ ____________
Календарно-тематическое
планирование
по биологии.
5 класс
2011-2012 учебный год
«Природоведение. Природа живая и неживая».
Учитель Надехина Ольга Геннадиевна
г.Ногинск Московской области
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
Курс «Природоведение» продолжает одноимённый курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе и направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живо и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Количество учебных часов 68 (2 часа в неделю)
Тематический план:
Название темы | Количество часов |
Введение | 2 |
1. Вселенная | 5 + 1 ч из резервного времени |
2.Строение и свойства вещества | 11 |
3.Воздух | 6 |
4.Вода | 3 + 1 час из резервного времени |
5.Горные породы | 3+ 1 час из резервного времени |
6.Почва | 4 |
7.Организмы | 6 |
8.Растения | 7+ 1 час из резервного времени |
9.Грибы | 2+ 1 час из резервного времени |
10.Животные | 5 |
11.Растения и животные уголка природы | 3 |
12.Природа едина | 2 |
13.Человек, его здоровье и безопасность жизни | 3+ 1 час из резервного времени |
Резервное время | 6 |
Итого | 62 + 6 резерв |
Лабораторных работ | 14 |
Базовый учебник:
В.М. Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 4-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2010 год.
Методические пособия для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.- 92 с.
- Г.В.Чередникова «Поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс - Волгоград, Учитель, 2007.-123 с.
- В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, И.А. Степанов «Основы природоведения», М,: Просвещение – 2006.- 239 с.
- М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2005.-174 с
- Интернет-ресурсы - Сайт учителя биологии.
Дополнительная литература для обучающихся:
- В.М.Пакулова, Н.В.Иванова Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. Природа живая и неживая», 5 класс, 2-е издание, стереотипное, «Дрофа», Москва, 2011 г.
- Интернет-ресурсы
- www.km.ru education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно-тематическое планирование 5 класс «Природа»
№ урока | Дата | Тема урока | Изучаемые вопросы | Домашнее задание | Использование ИКТ |
Введение (2часа) | |||||
1. | Вводный инструктаж. Правила поведения в кабинете биологии. Изучение природы. Что такое природоведение? | Природа живая и неживая. Человек и природа. Для чего изучают природу? | С.3-6 | ||
2. | Методы изучения природы | С.3-10 | През. «Методы изучения природы» |
1.Вселенная (5 часов + 1 час из резервного времени)
3. | Звезды на небе | Размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Лаб.раб.№ 1. «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария» | С.13-20 | През. «Вселенная. Звёзды» | |
4. | Земля – наш дом | Форма и размеры Земли, вращение Земли Лаб.раб.№ 2. «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий) | С.20 -24 | ||
5. | Оболочки Земли | Сферы Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера) | 24 - 26 | През. «Гидросфера, атмосфера» | |
6. | Луна - естественный спутник Земли | Луна | 26-30 | През «Луна» | |
7. | Солнечная система | Планеты, метеоры, метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. | 30 - 35 | През. «Солнечная система» | |
8. | Ориентирование.
| Практ. раб. № 1 - на местности по компасу, № 2 - по солнцу, часам , № 3 - по звёздам. | 36 - 38 |
2.Строение и свойства вещества (11 часов)
9. | Тела и вещества | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Тела живой и неживой природы. | 41-44 | През. «Вещества» | |
10. | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | Лаб. раб.№ 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». | 44 - 47 | ||
11. | Вещества смеси | Вещества чистые и смеси | 48-49 | ||
12. | Молекулы. Атомы. Элементы. | Строение | 49 - 51 | През. «Молекулы» | |
13. | Движение частиц вещества | Диффузия | 51 - 53 | ||
14. | Взаимодействие частиц | Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах | 53 - 55 | ||
15. | Разнообразие веществ | Простые и сложные вещества | 55 - 57 | ||
16. | Явления природы. Физические явления. | 57 - 59 | През. «Физ. и хим. явления» | ||
17. | Химические явления. Горение | Реакция горения, значение | 60 - 62 | ||
18. | Окисление | Реакция окисления. дыхание | 62 -64 | ||
Обобщающий урок по теме «Строение и свойства вещества» |
3. Воздух (6 часов)
19. | Воздух – смесь газов | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. | 67-69 | През. «Воздух» | |
20. | Свойства воздуха | Физические свойства (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, теплопроводность, давление). | 69 - 71 | ||
21. | Вес воздуха и атмосферное давление | 71 - 74 | |||
22. | Изменение давления воздуха с высотой. Снеговая линия. Снеговые вершины, ледники. | Барометры. Лаб. раб. № 4 «Работа с картой. Определение местонахождения гор со снежными вершинами» | 74 - 78 | През. «Горы. Ледники» | |
23. | Движение воздуха. Ветер | Движение воздуха в горизонтальном направлении. Работа ветра в природе. | |||
24. | Погода и её предсказания | Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Лаб. раб. № 5 «Описание погоды за месяц, сезон» | 78 - 82 | През. «Погода. Метеорология» |
4. Вода (3 часа + 1 час из резервного времени)
25. | Состав воды. Три состояния воды | Что такое гидросфера? Состав воды | 85 - 89 | През. «Вода» | |
26. | Тепловое расширение воды | Температура кипения воды, плавление льда. Изменение объема воды при нагревании | 89 - 91 | ||
27. | Вода – растворитель Работа воды в природе | Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды. Охрана воды | 92-96 | ||
28. | Обобщающий урок по теме «Вода». Тест «Вода» | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Вода» |
5. Горные породы (3 часа + 1 час из резервного времени)
29. | Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы | Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень) использование человеком обломочных горных пород. Лаб. раб. № 6.«Описание и определение свойств минералов и горных пород» | 99 -104 | През. «Строение Земли» През «Горные породы» | |
30. | Разрушение горных пород | 104-107 | |||
31. | Полезные ископаемые. Металлы. | Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Лаб. раб. № 7 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | 108-112 | През «Полезные ископаемые» | |
32. | Обобщение по теме «Горные породы» |
6. Почва (4 часа)
33. | Образование почв и их разнообразие | Образование, структура почв | 115 -119 | През «Почва» | |
34. | Состав и свойства почв | Влагопроницаемость, воздухопроницаемость | 119-120 | ||
35. | Уход за почвой. Влияние растений на почву | Уход, обработка почвы | 121-125 | През «Уход за почвой» | |
36. | Разрушение почв. Обобщение знаний по теме «Почва». Тест «Почва» | Эрозия почв, ее виды. Охрана почв | 125-128 | През. «Разрушение почв» |
7. Организмы (6 часов)
37. | Организм и его свойства | 131-135 | През. «Организм и его свойства» | ||
38. | Где живут организмы? | Среда обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. | 135-138 | ||
39. | Увеличительные приборы | Лупа, микроскоп, правила работы | 138-141 | През. «Микроскоп» | |
40. | Строение клетки | 141-142 | През. «Строение клетки» | ||
41. | Строение организмов | Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы | 142-146 | През «Строение организмов» | |
42. | Обобщение по теме «Организмы» Тест «Организм - единое целое» | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Организмы» | 145-146 |
8. Растения (7 часов + 1 час из резервного времени)
43. | Признаки растения | 149-152 | |||
44. | Разнообразие растительного мира | Растения цветковые и нецветковые. Многообразие цветковых растений | 153-158 | ||
45. | Строение цветковых растений | Цветковые растения, их органы. Лаб. раб. № 8 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» Домашняя Лаб. раб «Влияние температуры, воздуха, влажности на прорастание семян» | 158-161 | През. «Строение цветка» | |
46. | Место обитания дикорастущих растений: «Зеленая аптека» | Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения | 161-167 | През «Лекарственные растения» | |
47. | Красная книга растений | Охрана растений | 167-170 | През. «Красная книга» | |
48. | Многообразие культурных растений | Культурные растения, условия их жизни. Многообразие: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. значение в жизни человека | 170-174 | ||
49 | Обобщение по теме «Растения» Тест «Строение растений» |
9. Грибы (2 часа + 1 час из резервного времени)
50. | Разнообразие грибов | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Разнообразие грибов | 177-179 | През «Грибное царство» | |
51. | Шляпочные грибы Тест «Грибы» | Строение. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | 179-184 | През «Грибы» | |
52 | Обобщение по теме «Грибы» Тест «Грибы» | Лаб. раб. № 9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» |
10. Животные (5 часов)
53. | Признаки животных | Признаки животных, сходство и отличия с растениями | 187-189 | През. «Животные» | |
54. | Условия жизни и многообразие диких животных | Условия жизни, многообразие | 189-195 | През. «Многообразие животных» | |
55. | Значение диких животных и их охрана | Значение диких животных в природе и жизни человека, их охрана. Животные Красной книги Лаб. раб. № 10 «Узнавание различных видов животных своей местности» | 195-199 | През. «Красная книга» | |
56. | Домашние животные | Домашние животные, условия их жизни. Многообразие, уход за ними, создание благоприятных условий жизни | 200-202 Творческая .раб. «Мои любимые питомцы» | През. «Животноводство» | |
57. | Обобщение по теме «Животные» |
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)
58. | Комнатные растения | Создание благоприятных условий для жизни. Уход за ними Лаб. раб. № 11 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями» | Тв. раб. «Растения моего дома» | ||
59 | Домашние питомцы | Создание благоприятных условий для жизни в живом уголке. Уход за ними Лаб. раб. № 12 «Составление рекомендаций по уходу за питомцами» | |||
60. | Урок – игра «Мои питомцы» |
12. Природа едина (2 часа)
61. | Связи живого и неживого | Цепи питания. Пищевые цепи | 202-206 | През «Пищевые цепи» | ||
62. | Природа – наш друг | Охрана природы. Правила поведения в природе | През. | |||
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни ( 3 часа + 1 час из резервного времени) | ||||||
63. | Человек и окружающая среда. Общий обзор строения человека. Образ жизни | Лаб. раб. № 13 «Определения показателей развития своего организма» | 209 - 212 | |||
64. | Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливней, под градом и т.д.) | 212 - 214 | ||||
65. | Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи | Лаб. раб. № 14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи (ушиб, растяжение связок, капиллярное и венозное кровотечение ) | 214 - 217 | |||
66. | Здоровый образ жизни. Вредные привычки | 218 - 221 | ||||
67. | Обобщение по курсу природоведения. Урок-игра «Угадай-ка» | |||||
68. | Летнее задание | Наблюдение за растениями и животными в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Программа факультатива «Природа живая и неживая» (Введение в естественные науки)
Предлагаемая программа «Природа живая и неживая. Введение в естественные науки» (разработана на основе программы В.И. Сивоглазова, А.А. Плешакова «Природа и человек. Введение в естес...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс...
Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....