Урок- спектакль "Пришельцы из царства Невидимок"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок-спектакль по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека" построен в форме заседания членов КОАПП (комитета охраны авторских прав природы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prishelcy_iz_carstva_nevidimok.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
урока- спектакля
по теме «Роль бактерий в природе и народном хозяйстве»
«Пришельцы из царства Невидимок»
Цели урока: раскрыть положительную роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве, промышленности»
Методика урока:
Форма урока: урок дидактическая игра – спектакль
Литература :
Т. Константиновский 5 таинственных К-М.:
Невидимый мир Биология Знание , 1988
Оборудование: микроскопы, таблички-бейджики с названиями и фото животных, бактерий, растение гороха, продукты: сыр, творог, ряженка
Структура урока
- Вступительное слово учителя, цели урока,
- Театральное действие
- Обсуждение
- Домашнее задание
Птица –секретарь: КОАПП, КОАПП! Комитет охраны авторских прав природы открывает свое заседание. Позвольте представить вам председателя заседания уважаемого Кашалота.
Сова: Но где же он?
Гепард: Да вот же он, но почему он вооружен микроскопами?
Кашалот: Друзья мои! Прошу покорнейше извинить за опоздание. Прежде чем объявить тему сегодняшнего заседания комитета я должен удостовериться в том, что здесь присутствует весь КОАПП в полном с составе. Птица-секретарь, пожалуйста, список. Действительные члены КОАПП-Сова?
Сова: Тут я, где ж мне быть-то!
Кашалот: Гепард?
Гепард: К Вашим услугам, дорогой председатель!
Кашалот: Стрекоза?
Стрекоза: Прилетела-прилетела на заседание.
Кашалот: Рак?
Рак: Здесь я. Но к чему эти микроскопы?
Кашалот: Уважаемый Рак, все по порядку! Сегодняшнее заседание КОАПП мы посвятим миллиардному царству невидимок, при участии которых происходят события сверхфантастические. Именно им обязана наука появлению новой дочери – биотехнологии.
Сова: Ух, больно мудреное словечко! Пойми его.
Стрекоза: Уважаемый Кашалот! Вы достаночно заинтриговали нас, но все же, кто участник нашего заседания?
Гепард: Я, кажется, догадываюсь, о ком идет речь. Уважаемый Кашалот, Вы имеете ввиду малюток-бактерий, но так ли?
Кашалот: Именно их!
Рак: Этим организмов в 1 млн мм, а порой итого меньше, существ, не имеющих ядра в клетке, неспособных в большинстве случаев к самостоятельному движению?
Стрекоза: Это что ж на заседании мы их через микроскоп видеть будем?
Ни с кем еще подобным образом не общалась, чем же они так знамениты?
Кашалот: Милая Сова, плоды их деятельности Вы можете созерцать без всяких усилий и технических, и оптических средств!
Рак: Интересно, каким образом пройдет эта встреча, и где же наши гости? Ой, что это сверкнуло?
Сенная палочка: Сверкнуло золото, которым я покрыта! За блеском этого зловещего металла не разглядеть, конечно, кто под ним..
Сова: И кто ж под ним?
Сенная палочка:
Бактерия простая,
Сенная палочка
Меня так называли
Пока в деревне я жила на сене,
Теперь же по-латыни величают,
Двойное имя дали мне: Бацилиус-Субтилис!
До чего же мне надоели роскошнейшие эти имена.
И слава, что нежданно привалила,
Статьи и фотографии в журналах,
Обильный стол и клетка золотая,
В которых я живу, забот не зная,
С какой бы радостью ее променяла
На сена клок, что мокнет под дождем,
Где я когда-то резвилась
С подружками, увы, не суждено
Узнать им правду горькую о том,
Как я попалась в золотые сети.
Нет повести печальнее на свете!
Кашалот: Так расскажи нам, Сенная палочка!
Сова: Только без декламации, а то я смысла не уловлю.
Сенная палочка: История обыденная – деревенскую простушку, наивную и доверчивую, сманили в город.
Сова: Кто сманил-то, болезная моя?
Сенная палочка: Микробиологи, они обожают работать с сенными палочками. Прежде, когда я еще не прониклась таким отвращением к золоту, я бы сказала, что у нас золотой характер: мы неприхотливы, выносливы, причем до такой степени, что нас, вернее, наши споры можно кипятить без всякого вреда. Наконец, и это самое главное – мы совершенно безопасны!
Кашалот: Т.е. не вызываете болезней?
Сенная палочка: Более того – иные даже лечим!
Бацитроцин, антибиотик мощный,
Кто производит? Сенные палочки.
Сначала я предполагала, кстати,
Что и меня микробиологи зовут
Для этой чистой, благородной цели,
Как я ошиблась, была наивна.
Сова: Что дальше-то было?
Сенная палочка: Я попала в лабораторию канадского ученого Бевериджа. Там были шкафы с полками, на них стояло множество чашечек с разноцветными жидкостями. Из разговора сотрудников я узнала, что это растворы солей металлов. И вот нас, сенных палочек, поселили в этих жидкостях. Я оказалась в чашке с раствором хлористого золота. Первое мгновение меня охватило ликование, я купаюсь в золоте! Откуда мне было знать, что этот благородный металл – яд, отравляющий душу и тело!
Гепард: Да, все тяжелые металлы ядовиты.
Сенная палочка: Уже через пару минут я почувствовала ужасную тяжесть, а через две мне стало так плохо, что я еле шевелила жгутиками. И тогда я приняла отчаянное в тех обстоятельствах решение: защититься от проникновения ядовитых атомов внутрь моего организма с помощью самих этих атомов.
Сова: Клин клином – так что ли?
Сенная палочка: Именно так! Я стала осаждать атомы золота на стенках своей единственной клеточки. Через десять минут она была покрыта сплошной золотой броней!
Стрекоза: И Вы остались живы?
Сенная палочка: Как видите, но какой ценой! Я всегда была такой подвижной, а сейчас? Разве в этих доспехах побегаешь на перегонки, разве взлетишь, как бывало, в поднебесье вместе с восходящими потоками воздуха?
Кашалот: А каковы судьбы других сенных палочек?
Сенная палочка: В сущности та же, что и у меня, только панцири у них подешевле: у кого из олова, у кого из меди, никеля, вольфрама. Слишком долго перечислять – это будет перечень из сорока с лишним металлов. Но мне пора на службу.
Кашалот: А сейчас, уважаемые почетные члены КОАПП, перенесемся мысленно на болото, в царство сфагнума, который, медленно отмирая, образует залежи ценного топлива.
Сова: Какого же? /к залу/
Кашалот: Здесь зреет клюква, но встречаются крохотные озерца, где вдруг вспыхивают крохотные огоньки. Суеверные люди считают, что болотные огни зажигают нечистые духи. Наука же объяснила, что огни на болотах – это горючий газ.
Сова: Но кем и как он вырабатывается?
Гепард: Болотный газ – это метан! Он горит бесцветным пламенем без копоти. Метан всегда сопровождает месторождения нефти, вулканических выбросов выделяется со дна стоячих водоемов, содержится в навозе и нечистотах.
Кашалот: А вырабатывается газ бактериями, получившими название метанобразующих.
Метанококк: Позвольте представиться – я метанококк - /к залу/. Надеюсь, вам известно какой формы мое тело, к тому же я – анаэроб. Занимаюсь преобразованием углекислого газа в метан, а уж из него производят многие ценные вещества, например, ацетилен, хлороформ. Не буду хвастать, но одновременно я могу убить двух зайцев, поселившись, к примеру, пардон, на навозной куче, жиже свинарников. Во-первых, за пять часов я превращу эту зловонную массу в ценное удобрение. Во-вторых, образуемый при этом метан обогревает свинарники, к тому же способствую очищению территории и воздуха от залежей отходов свиноводства. В десятках миллионов установок по утилизации отходов свиноводства, установленных в Китае, Японии тружусь я. Со своими родственниками я могу поколдовать и над ботвой картофеля, свеклы, соломой.
Метанокисляющая бактерия: А я, хотя и родственница метанококку, проделываю совершенно противоположную работу: разлагаю метан до безобидного углеродного газа, а потому меня привлекают для борьбы со скоплениями метана в шахтах, тем самым обеспечиваю безопасность труда шахтеров. А зовут меня по латыни метилококкус, т.е. метанокисляющая бактерия.
Сова: Чудеса, да и только!
Стрекоза: А я вот наслышана о дружбе бактерий с растениями. Говорят, что они дефицитные для растений вещества добывают, например, азот.
Рак: Интересно, как это азот вдруг попал в дефицитный? Ведь всем известно, сколько его в воздухе находится.
Сова: Право, не знаю. Сколько ж? /к классу/
Рак: Бери – не хочу!
Кашалот: Видите ли, азот-то есть, да не в том виде, что нужен растению. В воздухе он в свободном состоянии, а растению нужен в виде соединений, веществ.
Стрекоза: Есть один микробчик, который живет в почве, такой коричневый, со жгутиками. Он просто гений и не спорьте. К нему академики приходили учиться, представьте себе! Люди, чтобы соединить азот с водородом, строят огромные колонки, давление там больше 200 атмосфер, температура выше 500 градусов, а микробчик берет азот из воздуха и соединяет с разными там атомами играючи. А зовут его Азотобактер. Скромный такой, бескорыстный: изготавливает азотные удобрения, и пользуйтесь, кто хочет. А сам в таких условиях живет – в сырой земле. Здоровьем слаб. Чуть что – кислотность повышается, влажность понижается – жгутики кверху. О, да вот и он к нам пожаловал!
Азотобактер: Милая Стрекоза, право, мне не ловко, Вы так меня расхвалили.
Стрекоза: И не скромничайте! Лучше поведайте, в чем Вы еще специалист.
Азотобактер: Помимо фиесации азота, я умею образовывать витамины группы B, никотиновые кислоты, вещества, жизненно важные для человеческого организма. Из меня можно выделить антибиотик, тормозящий образование вредных для растений грибов. Моим крестным отцом стал в 1901 году голландский ученый микробиолог М.Бейеринк.
Птица-секретарь: А ведь у этого скромного труженика есть конкуренты. Я их на гороховом поле встречала. Ух, они и ловкачи! Азотную пищу готовят только для избранных растений из семейства бобовых.
Сова: Для кого же, подскажите? /к классу/
Птица-секретарь: А ведь бобовых на свете 2 тысячи видов. В 1886 году два немецких ученых разгадали их тайные помыслы. Оказывается, эта семейка не просто снабжает бобовые растения азотом в соединениях, а свыгодой. Да еще с какой! Растения им предоставляют теплые квартиры в виде клубеньков – выростов в корнях, да снабжают бесплатным питанием – дефицитной глюкозой. А еще напевают с растениями бобовых:
Удивительный вопрос
Что такое симбиоз?
Без него и я, и ты
И не туды, и не сюды!
Сова: А что такое симбиоз? /к классу/
Кашалот: Между прочим, ученые института Сельскохозяйственной микробиологии города Пушкин, прежнего Царского села, работая с этими бактериями по имени Ризобии, создали биологическое удобрение для почв – ризоторфин. Изготовление этого удобрения обходится в 40 раз дешевле производства минеральных азотных удобрений. К тому же ризоторфин – экологически чистый продукт.
Стрекоза: Рядом с этими бактериями в почве трудятся миллионы почвенных бактерий, повышая ее плодородие. На одном Га почвы в верхнем слое толщиной в 15 см содержится до 5 тонн бактерий и микробов. Всю свою жизнь посвятил изучению почвенных бактерий ученый Вл.Ник.Виноградский, он стоял у истоков создания почвенной микробиологии.
/В это время приходит Кашалот со стаканом ряженки и кусочком сыра/
Сова: Уважаемый Кашалот, а что это Вы принесли? Вы, должно быть, хотите объявить обеденный перерыв в заседании?
Кашалот: Что Вы, Сова, просто я принес новых гостей – молочнокислых пропионовых бактерий.
Гепард: Молочнокислые бактерии? Что же они такого грандиозного совершили? Я вот слышал, что их называют бактериями-ворами, а ведь мы ведем речь о весьма добрых делах невидимок!
Сова: Преступников нам только не хватало!
Кашалот: А пусть они вам сами объяснят.
Болгарская палочка: Мы, молочнокислые бактерии, одни из немногих, кто способен усваивать молочный сахар – лактозу, содержащуюся в молоке. Мы – большие гурманы, любим сахара, не можем жить без витаминов, а воруем мы сахар молочный, который с возрастом не все могут усваивать, а потому не могут питаться молоком. Мы же превращаем молочный сахар – лактозу – в молочную кислоту, благодаря ей продукт становится доступен всем людям, ведь он превращается в простоквашу, жирную часть молока мы превращаем в сметану; кипяченое молоко, заквашенное этой сметаной, мы превращаем в ряженку. Молочная кислота оберегает продукты от вредных бактерий. Кефир мы дарим людям, потрудившись совместно с дрожжами. Меня – болгарскую палочку – прославил Илья Ильич Мечников – основатель учения об иммунитете – защитных реакциях организма, основатель науки о долголетии – геронтологии. Я произвожу напиток йогурт, который считают хорошим средством против старения. Мои сестры творят творог, квасят капусту, даже силос.
Сова: Что же это за квашеная кукуруза?
Болгарская палочка: Наши бактерии первые помощники славных сыроделов, а именно этим занимаются пропионовые бактерии.
Кишечная палочка: Но прежде, чем перед вами предстанет пропионовая бактерия, познакомьтесь со мной – кишечной палочкой. Я тоже отношусь к молочнокислым бактериям, но живу в кишечнике человека. Я разлагаю там полезные вещества до более простых. Готовлю так же витамины. Со мною рядом живут в кишечнике бактерии-защитники от непрошенных гостей бактерий-паразитов – возбудителей холеры, тифа, дизентерии и т.д.
Пропионовая бактерия: Мы – пропионовые бактерии – старожилы Земли, нам где-то 3 млрд. лет. Обитаем мы в одном из отделов желудка жвачных животных. Мы – палочки медленно растущие, самые мирные в микробном царстве. Мы уже 8 тыс. лет трудимся над сырами. Начали эту деятельность впервые в междуречье Тигра и Ефрата, в Европу мы попали с сырами 2 тыс. лет назад, а в Россию лишь в 1795 году.
Гепард: Сыр – ценный продукт, его можно предлагать и двухлетнему ребенку и столетнему жителю. Белки и жиры сыра легко усваиваются.
Кашалот: Все сыры делят на 3 группы: мягкие, например, плавленые сырки; полутвердые, например, знаменитый «Рокфор», в молоко овец для его изготовления вносят еще и голубую плесень, затем сыр выдерживают в пещерах при температуре 9 градусов 3 месяца. Но превыше всего ценят твердые сыры. Они с глазками, ноздреватые, иногда со «слезой» - каплей жидкости. Чем больше глазков, тем лучше сыр.
Пропионовая бактерия: У нас есть еще одна профессия: мы вырабатываем витамин B, которым лечат заболевания крови. Мы так же вырабатываем пропионовую кислоту, которой обрабатывают упаковки для сливочного масла, черного хлеба для большего срока хранения.
Рак: Профессор Московского университета А.И.Воробьев утверждал, что среди полезных для человека бактерий пропионовые занимают одно из первых мест.
Птица-секретарь: Подходит к завершению заседание КОАПП.
Кашалот: Главными героями нашего заседания были представители царства бактерий. Без этих невидимок, первопоселенцев, первожителей планеты жизнь во всем ее красочном проявлении, многообразии приостановилась бы. Мы познакомились сегодня лишь с теми, кто играет в природе и в жизни человека положительную роль, с теми, кто дал начало развитию отрасли науки и техники – биотехнологии.
Птица-секретарь: Чтобы удостовериться насколько успешным было наше заседание КОАПП, позвольте провести маленький экзамен для всех, собравшихся на коапповской поляне.
- Какие группы бактерий были гостями нашего заседания?
- Каким образом можно извлекать из растворов солей металлы, какие бактерии принимают в этом участие?
- Что такое симбиоз? Какая группа бактерий и с какими растениями находится в симбиозе?
- Чем славна бактерия Азотобактер?
- С именами каких ученых связано развитие почвенной микробиологии?
- Какие бактерии являются долгожителями? Какой продукт они производят?
- С помощью каких бактерий можно бороться с отходами животноводства?
- Кого из бактерий называют ворами и почему?
- Какие продукты и вещества производятся с помощью бактерий?
- Что такое биотехнология?
Кашалот: Полагаю, что заседание КОАПП вызвало живой интерес у всех присутствующих. Пусть не в обиде останутся те из представителей царства бактерий, о ком мы сегодня не упомянули. С ними вам помогут познакомиться материалы учебника. Кроме того, обратите внимание и на негативные стороны деятельности невидимок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к разработке урока «Путешествие в Царство швейной машины»
Презентация урока по предмету технология 5 класс. Урок проходит в виде игры - путешествия. Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины». Презентацию можно использовать для проведения...
разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)
Урок биологии по теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....
разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)
Урок биологии по теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....
Нестандартный урок: "Ссора в царстве степенных функций"
Методическая разработка нестандартного урока в 9 классе с применением театрализованной и игровой формы работы....
Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"
Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и с...
Урок-путешествие в царство Имени Прилагательного
Урок повторения и систематизации ранее изученного материала....
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...