Интегрированный урок Берегите лес
методическая разработка (биология) по теме

 

 

     Моей проектной работой был интегрированный урок по теме: «Берегите лес!», так как я учитель биологии и веду ОБЖ, то и разработала данный урок. Это мероприятие лучше провести как воспитательное внеурочное, так как оно очень объемное и задействовано много учеников.

     Как учитель биологии много внимания уделяю значению леса, а как учитель ОБЖ его защите.       Эта тема заинтересовала меня еще и потому, что 2010 год был очень пожароопасным, а пожары являются одной из серьезнейших проблем российских лесов.

      В 2010 году пожары охватили около 10 млн.га леса в 22 регионах России. Из-за пожаров погибло 60 человек и сгорело около 2,5 тыс. домов. Мой муж работает в пожарной охране леса, и принимал непосредственное участие в тушении. По моей просьбе сделал фотографии, которые я использовала в проектной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_beregite_les.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа

Им. Героя Советского Союза И.И. Борзова

С.Середниково, Шатурского района, Московской области

Интегрированный урок по теме:

«Берегите лес»

Выполнил: Дупик В.А.

Ноябрь 2011


 Введение

Пожары являются одной из серьезнейших нерешенных проблем российских лесов. То, что они наносят огромный ущерб признается даже руководством федерального органа, отвечающего за лесное хозяйство. По данным российской официальной статистики, лесные пожары в год могут уничтожить до 70 миллионов м3 древесины  и до 700 тыс. гектаров лесных насаждений.

О серьезности проблемы природных пожаров говорит, например, и тот факт, что всего за сезон 2010 г. в РФ, по предварительной оценке, полученной на основе спутниковых данных, такие пожары бушевали на территории около 10-12 миллионов гектаров.

Сильнейшие природные пожары полыхали в европейской части России с июля. Лишь в конце августа - одновременно с похолоданием, пришедшим в регион после двух месяцев аномальной жары - глава МЧС РФ Сергей Шойгу объявил, что со стихией удалось справиться.

Всего стихия бушевала в 22 регионах России. Из-за пожаров погибли 60 человек, сгорели около 2,5 тысячи домов. Огонь также подбирался к ядерным центрам, расположенным в Сарове (Нижегородская область) и Снежинске (Челябинская область), но их удалось отстоять.


Цель урока: воспитание у учащихся любви к родному краю, природе; умение нести ответственность за свои по ступки.

Задачи:

а)        образовательная:

  1. повторение произведений русских поэтов и писателей;
  2. обобщение знаний о пользе, которую приносит лес для чело века;
  3. повторение темы «Окружа ющая среда»;
  4. усвоение правил пожарной безопасности в лесу;

б)        воспитательная:

-        воспитание ответственно сти за свои поступки;

-        внушение чувства любви
к природе;

в)        развивающая:

  1. навыки творческого осмыс ления и обобщения;
  2. развитие интеллекта - по знавательных интересов, речи и словарного запаса.

Формы проведения: обще классная и индивидуальная.

Оборудование:

  1. выставка рисунков «Я люб лю лес»;
  2. репродукции картин Шишкина, Репина;
  3. магнитофонная запись звуков в лесу;
  4. плакаты с изречениями: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богат ства, не имеет будущего» (древ няя мудрость) и «Охранять при роду - значит охранять Роди ну» (М.М. Пришвин);

• иллюстрации низового и верхового пожаров (видеоза пись);

• фотографии пожаров (сделаны в июле-августе 2010г. в Шатурском районе).

Методы урока:

Организация учебно-познава тельной деятельности: методы индуктивный, творческий, на глядный;

Стимулирование интересов: наглядный, проблемно-поиско вый;

Стимулирование ответствен ности: приучение - убеждение;

Контроль: устный, письмен ный.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к эффектив ному восприятию.

Учитель ОБЖ: «Закройте гла за, сядьте поудобнее, мы сейчас с вами перенесемся в необычное место (включается запись звуков в лесу: пение птиц, шорох ли ствы, стук дятла). Не открывая глаз, расскажите, что вы себе представили сейчас (опрашива ются 2-3 человека). Можно от крыть глаза. Вы, наверное, поня ли, что говорить сегодня на уро ке мы будем о лесе: о его красоте, о произведениях о нем; о том, ка кой враг есть у леса и как нужно правильно разводить костер в лесу, чтобы не случилось беды».

3.        Изложение нового матери ала.

Учитель Биологии: «Ребя та, на дом вам было задание подобрать и выучить отрывки из произведений русских поэтов и писателей о лесе (заслушива ются небольшие отрывки произведений.

А.А. Фет «Учись у них - у дуба, у березы»;

Учись у них - у дуба, у березы

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

С.Я. Маршак «Лес»

Лес

Многоэтажный этот дом
Не знает праздного безделья.
Упорным занят он трудом
От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала
В лаборатории высокой.
И движутся внутри ствола
Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,
Но это мнимая дремота.
В глуши, в покое, в тишине
Идет незримая работа.

Ф.И. Тютчев: «Листья»

Листья

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Итак, мы видим, что в про изведениях великих писателей издавна описывалась красота леса, ее величие, влияние на душу человека».

Несколько ребят из класса сами решили написать не большой рассказ на тему: «Мне нравится бывать в лесу, пото му что...»: давайте их послуша ем (заслушивается 2-3 рассказа).

Один из рассказов ученицы:

Сказочный мир леса

« Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею идешь - и нет конца пути...»

(Майков.А.Н.)

« Вот оно тридевятое царство, тридесятое государство », - подумала я, впервые оказавшись в лесу. Мне было тогда четыре года. С тех пор лес и сказочный мир поня тия для меня неразделимые. Каждый раз, когда мама берёт меня за грибами или яго дами, я не перестаю поражаться красоте и гармонии, царившей здесь. Находясь в лесу, забываешь обо всём на свете, много ходишь, но при этом не чувствуешь усталости. Испытываешь лишь радость, покой и единение с природой. Душа поёт!

Лес - загадка, он полон тайн и чудес. Прижмёшься к дереву - наполнит оно тебя силой. Вздохнёшь полной грудью - почувствуешь лёгкость. Дышишь, не надышишься! Воздух наполнен благоуханием цветов, терпким запахом грибов, горьковатостью трав, сладостью ягод и смолянистым ароматом хвои. Если лечь на спину и глядеть вверх, то открывается перед тобой удивительная картина. Солнечные лучи, проникая сквозь ветви деревьев, рассыпаются радужными бликами, заливая лес сказочным светом. Так и хочется взлететь, чтобы парить над этой красотой. Здесь даже тишина наполнена звуками. То раздаётся мелодичная трель, то протяжные переливы, то лёгкое посвисты вание. Кукует кукушка, трещит сорока, жужжит шмель, пищит комар. Время от вре мени слышится стук дятла. От ветерка шумит листва. Создаётся впечатление, что ты на концерте.

Лес для меня - источник радости. Домой я возвращаюсь всегда очень довольная и в прекрасном настроении.

Мне нравится в лесу бывать; с грибами в прятки поиграть;

Лесную ягоду откушать и птичьи песенки послушать.

Учитель ОБЖ: «О том, что вам нравится лес в любое время года, говорит и выставка ваших рисунков (обращение к выстав ке, небольшой обзор). Но давай те поведем разговор о пользе леса. Как вы думаете, чем еще полезен лес кроме красоты?» (варианты ответов (в.о.): свежий воздух, много цветов, ягод, гри бов, из деревьев делают мебель, книги, тетради и т.д.)

Учитель Биологии: «Совершенно верно. Лес - это легкие нашей планеты; около 60% кислорода поставляет лес в земную атмосферу. Дерево средней величины может вос становить за сутки столько кис лорода, сколько необходимо для дыхания трех людей. Лес -это самый верный наш по мощник в борьбе за урожай: он хранит влагу, поддержива ет полноводность наших ве ликих рек, смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Кроме того, лес - это наряд нашей земли. Там, где лес, -там чистый воздух. Леса - это зеленые лаборатории, выраба тывающие кислород, уловите ли ядовитых газов и пыли. Не зря еще древние говорили: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богат ства, не имеет будущего».

Учитель ОБЖ: «Но у леса есть страшный враг! Как вы думаете какой? Правильно, огонь! Все, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов.

Лесной пожар страшен. Унич тожены деревья, птице негде свить гнездо, прочь уходит зверь. Лесной пожар называют стихийным бедствием. Но так ли уж оно стихийно?

Оказывается, что из-за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 10% лесных пожаров, а остальные 90% - по вине человека.

Ребята, когда и в каких слу чаях человек становится винов ником лесного пожара? (в.о.: бросил непотушенную сигаре ту, спичку; оставил не залитый костер; мыл машину и на траву пролил бензин и т.д.)

А разбитая бутылка может быть причиной пожара в лесу? (в.о.: да, ее осколки могут «срабо тать» как лупа в солнечный день).

Конечно, причин много, но да вайте внимательно рассмотрим, как действует на все живое вокруг костер, даже если за ним следят».

Учитель Биологии: «Жар от костра распространя ется не только вверх, но и в стороны. Стволы деревьев, на ходящихся неподалеку от огня, сильно нагреваются в нижней части: это приводит к отмира нию живых тканей ствола.

Все это в конечном итоге вызывает ги бель дерева.

Такие мертвые дере вья - жертвы лесных костров -мы встречаем в лесу.

Чтобы ство лы деревьев не пострадали от нагревания тепловыми луча ми, костер должен быть разве ден не ближе 10 метров от де ревьев.

Огонь отпугивает всех лес ных обитателей. Это - всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц, обычно, увидев его, они спасаются бегством.

Если в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 метров по кидают гнезда совы, дрозды, дру гие птицы, - покидают надолго и насиживаемые яйца успевают остыть, а кладка погибает.

Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головней или полусго ревших дров останется хотя бы маленькая искорка, она через день-два способна разгореться».

Учитель Биологии: заранее готовит литературную композицию.

1 чтец.

Забывчивый охотник не разметал

Не растоптал костер, он в лес ушел.

А ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер.

И, сыпя искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростер.

2 чтец.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол

И лес гудел от огненной метели.

С грозным треском падали стволы,

И как снежинки искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

3 чтец.

Ребята!

Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен!

Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал -

Скорей об этом

4 чтец.                                                                        Дай сигнал.

Костер вы бросили в лесу -                                                Пусть помнит каждый

И вот несчастье на носу.                                                гражданин:

Костер в Лесу опасен -                        Пожарный номер ноль-

Запомни это каждый.                                                один!

Возле дома и в лесу

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для  людей и для зверей.

Учитель ОБЖ: «Лесной пожар легче потушить в первые мину ты его возникновения! Если вре мя упущено, на тушение пожара требуется много людей, техники, а это приносит большой ущерб.

При низовом пожаре (включа ется видеозапись лесного пожара) огонь высотой до 1 метра движет ся со скоростью 1 км/час с темпе ратурой пламени 200-400° С. При верховом пожаре огонь охватыва ет деревья во всю высоту и дви жется со скоростью 5-25 км/час с температурой пламени до 1000° С.

Если вы оказались около зоны лесного пожара, необходи мо быстро уйти от опасного ме ста. Единственная и очень важ ная помощь при этом - немед ленно сообщить о случившемся в лесничество, пожарную охра ну, милицию (можно повторить, как правильно сообщить по те лефону о пожаре).

Поэтому, если вы отправи лись в лес в теплую погоду, с собой есть в термосе горячий чай и вы не собираетесь ноче вать, то нужно запомнить первое и самое важное правило:

I. БЕЗ НАДОБНОСТИ НЕ РАЗВО ДИТЬ КОСТЕР В ЛЕСУ.

А если вы вымокли и нужно высушить одежду или расположи лись на ночлег и нужно приготовить горячую пищу, - какие пра вила при разведении костра нуж но соблюдать? Давайте все вместе составим памятку правил пожар ной безопасности при разведении костра (после совместного обсуж дения записывать в тетради):

ПАМЯТКА


Находясь в лесу, не нарушайте правила пожарной безопасности:
* При разведении костров используйте места вдали от кустарников и скошенной травы, хвойного молодняка и низко свисающих крон деревьев.
* Запрещается разводить костёр в лесопосадках, находящихся вблизи полей с созревшими сельскохозяйственными культурами.
* Для разжигания костров нельзя применять бензин и другие горючие смеси.
* Не поджигайте камыш, не выжигайте сухую траву под деревьями, на лесных полянах, в садах, на полях.
* Не бросайте горящие спички, окурки, тлеющие тряпки и ветошь.
* Не оставляйте костёр без присмотра, особенно в ветреную погоду.
* Уходя из леса, потушите костёр: залейте водой, присыпьте землей. 
Берегите лес от пожара!

II.  Правильно выберите мес то для костра:

- вдали от деревьев;

- лучше на берегу реки.

III. Окопайте место вокруг ко стра или обложите его камнями.

IV.  Не делайте костер очень высоким.

V.  Используйте, если есть, старое кострище.

VI. Обязательно потушите ко стер водой, забросайте песком или землей или просто затопчите».

Чтобы надежно затушить костер, необходимо:

1. Покидая привал, тщательно залейте костер водой. Затем разворошите его, залейте еще раз, пока он не перестанет парить.

2. Надо хорошо перемешать костер лопатой (если у вас нет лопаты, можно использовать топор, заостренную сырую палку, и т.п.). Не забудьте сдвинуть все камни, крупные головешки, обгоревшие остатки бревен - под ними могут быть угли - и залить их дополнительно водой. Особо позаботьтесь о том, чтобы залить водой периферийную часть кострища.

3. Ощупайте угли и пепел - они должны быть холодными.

4. Закрепление пройденного материала.

Учитель Биологии подго тавливает заранее литературную инсценировку; четверо учащих ся декламируют:

1-й чтец:

Покачнулся старый лес, Трудно, бедному, ему, Задыхается в дыму. Стонет лес: Воды! Воды! Выручайте из беды!

2-й чтец:

Пожарные в небе -Такая работа: Стремительно прыгают Вниз с самолета. Отважные люди. Бесстрашные парни. Рывок!

Парашют раскрывают Пожарные.

3-й чтец: Как в море,

Бушует огромное пламя, И дым горизонт Застилает клубами.

(Окончание следует)

Хором: Скорее!

Иначе беда разразится! Скорее! С огнем надо срочно сразиться!

4-й чтец: Лес гибнет.

А это - большие потери, О помощи просят И птицы, и звери.

Хором:

Скорее! Скорее! (Тревожная музыка.)

1-й чтец:

В дыму задыхаются лоси,

Берлогу медведь

С неохотою бросил.

Но надо сражаться,

Но надо спасаться.

И ветви, как руки, деревья

С мольбой протянули в испуге.

Хором:

Скорее! Скорее!

2-й чтец: На подмогу Десантник стремится

И в жаркое пекло Спешит приземлиться.

3-й чтец: Геройство и отвага Нас крепко подружили,

В борьбе с огнем сплотили О подвиге мечты.

4-й чтец: Не зря стоят на страже Пожарные дружины,

Недаром есть Повсюду дозорные посты!

1-й чтец:

Все так изранено в лесу

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя,

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет — я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Ужели ухарства следы,

Беспечности следы?

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Учитель ОБЖ: «Тревожную ситуацию сейчас описали ребя та, но мне хочется верить, что в жизни никто из вас не станет причиной лесного пожара. Вы будете беречь лес сами и расска зывать об этом своим друзьям, чтобы всегда соблюдались пра вила пожарной безопасности в таком красивом и таком необ ходимом человеку месте - лесу!»

Заключение

Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его.

Охранять, беречь – все это только слова. До дела редко руки доходят. Охранять умеют немногие, а если умеют, то уж по-настоящему.

Бывали ли вы когда-нибудь в лесу? Конечно, бывали. Я не могу ошибиться в этом. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сколько леса сгорает ежегодно от неправильного поведения в нем! Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». Да и не только спички делают из дерева. Взять, например, ель. У нее используют верхушку и сучья, хвою и кору, ствол и часть, остающихся после сруба – пень. Все это используют в разных отраслях нашей промышленности. Из частей ели делают лекарства, мебель, доски, пенопласт и многое другое, всего не перечислить.

Но человек не всегда умело использует ресурсы леса. Как объяснить тот факт, что ежегодно на свалках гниют миллионы га леса?
А каково состояние самих лесов? Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер. Хорошо, если в этом лесу дежурит зеленый патруль. Патруль этот вовремя подоспеет и предотвратит пожар. А если такого патруля в этом лесу и в помине нет?

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что зеленые насаждения служат надежной защитой от атмосферных загрязнений, это одно из важнейших средств оптимизации условий проживания в городах. Деревья – своего рода санитары. Исследованиями доказано, что в воздухе городского района, отделенного от завода лесной полосой, на четырнадцать процентов меньше сернистого газа, чем в воздухе до этой полосы, окиси углерода – на тридцать семь процентов, фенола – на тридцать шесть.

По тому, как мы относимся к насаждениям, можно судить о нашем культурном уровне.


Используемая литература

1. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России. "Лесной бюллетень", № 8-9 1998 г.

2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001;

3. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.  Самыгин С.И. и др. (1996)    

4. Учебник выживания в экстремальных ситуациях.  Питер Дарман (2001)

5. Человек в экстремальных условиях природной среды.  Волович В.Г. (1983) 

6. Школа выживания в природных условиях.   Ильин А.А. (2003)  

7. Энциклопедия выживания. Один на один с природой.  Кудряшов Б.Г. (1996)

8. Энциклопедия безопасности-3.   Громов В.И., Васильев Г.А. (2000)    

9. Адрес интернета http://www.fire.nad.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированное занятие "Берегите русский лес!"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с региональным компонентом. В разработке имеются сценарий, технологическая карта, картинный материал и музыкальное сопровождение (в разделе &q...

"Авторская разработка интегрированного урока по теме"Береги честь смолоду"

Данный урок совмещает в себе две дисциплины :литературу и обществознание....