Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИЗНИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_biologiya.doc | 42 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИЗНИ»
(136 часов; 4 часа в неделю)
Авторы: АРТИЗОВА Н.Б.
Москва. 2011
СТРУКТУРА КУРСА
«БИОЛОГИЯ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИЗНИ»
1. Введение - 2 часа
2. Признаки и структурная организация жизни - 4 часа
3. Молекулярно-генетический уровень организации жизни - 20 часов
4. Органоидно-клеточный уровень организации жизни - 25 часов
5. Организменный уровень организации жизни - 20 часов
6. Популяционно-видовой уровень организации жизни - 25 часов
7. Биогеоценотический уровень организации жизни - 15 часов
8. Биосферный уровень организации жизни - 15 часов
9. Заключение - 10 часов
ВВЕДЕНИЕ
( 2 ч.)
Краткая история развития биологии
Научные дисциплины, выделяемые в биологии. Объекты изучения научных дисциплин.
Методы исследования молекулярной биологии, цитологии, популяционно-видовой биологии, биоцитологии.
ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
( 4 ч.)
Основные признаки живого – его отличия от неживого.
Уровни организации жизни и происходящие на них процессы.
Биогенез и абиогенез. Развитие эволюционных представлений.
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
( 20 ч.)
Химический состав живого. Химические элементы составляющие живые системы. Неорганические вещества- компоненты живого.
Вода. Биологические свойства воды. Роль воды в клетке и организме.
Липиды. Углеводы. Белки. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ.
Наследственная информация. Генетический код и его свойства. Регуляция активности генов. Молекулярная теория гена. Геном.
Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живом.
Наследственность. Изменчивость на молекулярно-генетическом уровне организации жизни. Типы наследственной изменчивости. Мутационная теория . Типы мутаций. Соматические, генеративные и летальные мутации .
Мобильные генетические элементы.
Искусственное получение мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Переоткрытие законов Г.Менделя. Хромосомная теория наследственности. Хромосомная определение пола организма. Цитоплазматическая наследственность. Формы изменчивости организмов. Генетика-наука о наследственности и изменчивости. Генетика и медицина. Генетика и селекция.
ОРГАНОИДНО-КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
( 25 ч.)
Возникновение представлений о клетке.
История и методы изучения клетки. Клеточная теория. Структура клетки.
Типы клеток. Строение прокариотной клетки.
Строение эукариотной клетки.
Строение и функции клеточных мембран. Поступление веществ в клетку. Ядро. Вакуолярная система клетки. Пластиды и метахондрии – мембраны и органоиды. Не мембранные органоиды.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Автотрофное питание. Гетеротрофное питание. Синтез рибонуклеиновой кислоты и белка. Фотосинтез-обеспечение энергией клетки. Первый этап его изучения. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Окисление органических веществ. Гликолиз. Брожение. Аэробное окисление в митохондриях. Обмен веществ.
Жизненный цикл клетки. Хромосомы.
Реализация наследственной информации на клеточном уровне.
Деление клетки.
ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
( 20 ч.)
Многообразие организмов.
Вирусы - это неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Самовоспроизведение организмов. Бесполое размножение и половое размножение у животных.
Образование и развитие половых клеток у животных. Мейоз.
Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.
Развитие животных после рождения.
Образование половых клеток и половое размножение у растений. Двойное оплодотворение. Чередование поколений в жизненном цикле растений.
Наследование признаков у организмов.
Фенотип организма как результат проявления генотипа. Индивидуальное развитие организмов.
Изменчивость признаков у организма.
Организм и среда его обитания.
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
( 25 ч.)
История развития представлений о виде и эволюции.
Дарвинизм и его основные положения.
Вид как основная систематическая категория живого.
форма существования вида в природе.
Популяция как единица эволюции. Основные свойства популяций. Возрастная и половая структура популяции. Изменение численности популяций.
Основные движущие силы (элементарные факторы) эволюции видов в природе.
Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе.
Приспособление организмов к условиям обитания как результат эволюции.
Образование новых видов организмов как результат эволюции.
Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.
Основные методы селекции растений и животных.
Биологическое значение эволюции и селекции организмов.
БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
(15 ч)
Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы.
Биоценоз как природное сообщество организмов, его структура и устойчивость.
Структура биоценоза как основа поддержания его целостности. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структуры пищевых связей и их роль в сообществе . Роль конкуренции в сообществе . Цепи питания.
Биогеоценоз и его основные компоненты.
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.
Биогенная миграция атомов.
Продукция биогеоценозов. Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов. Организация экосистем. Развитие экосистем. Устойчивость экосистем. Проблемы охраны природы. Саморегуляция. Смена экосистем.
Агробиоценоз как искусственное сообщество организмов.
БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
( 15 ч.)
Структура биосферы и функции ее живого вещества.
Биомасса биосферы.
Биогеохимический круговорот как основа существования биосферы.
Возникновение биосферы и начало ее эволюции.
Краткая история эволюции биосферы.
Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы.
Ноосфера.
Современные экологические проблемы.
Значение охраны биосферы для жизни на Земле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
( 10 ч.)
Современная биология – бурно развивающаяся наука.
Последние достижения современной биологии.
Биология- составная часть медицины.
Проблемы биологии на нынешнем этапе развития, решение которых имеет огромное значение для развития знания о природе.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса биологии (Общие закономерности жизни) рассчитана на 136 часов учебного времени. (4 часа в неделю).
Основная задача курса – формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира. Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественно-научных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия.
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающегося обучения: реализация принципа «от целого к частям»; учет возрастных особенностей учащихся, их конкретно-образного мышления.
Изучение важной медицинской проблемы (генетика и медицина); (биология – составная часть медицины) будет содействовать развитию у школьников позитивного отношения к науке в целом, как реально движущей силе развития общества, и к медицине в частности, как к одному из важнейших средств для решения глобальной проблемы сохранения здоровья человека.
Содержание курса предполагает применение различных методов обучения: традиционных, творческих, игровых.
В разделах: «Популяционно-видовой уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации», «Биосферный уровень организации» учитель имеет возможность самостоятельно расширить диапазон изучения таких тем, как: ноосфера, современные экологические проблемы, круговорот веществ в биогеоценозах и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...