УРОК ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 классе «Закономерности наследственности»
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Урок по общей биологии в 11 классе с использованием метода проблемного изучения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 45 КБ |
reshenie_geneticheskih_zadach.ppt | 814 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №22 с углубленным изучением
иностранных языков
Открытый урок внеклассного чтения по сказке Ю. Олеши
«Три толстяка»
Разработано учителем
начальных классов
Томнатовой Г.Г.
Ульяновск 2009
Открытый урок внеклассного чтения по сказке Ю. Олеши
«Три толстяка»
Цели:
- Учить учащихся анализировать содержание сказки, образы главных героев, определять основную мысль данной сказки, отрабатывать навык чтения по книге и наизусть.
- Развивать устную речь учащихся, умение четко выражать свои мысли.
- Прививать интерес к чтению художественной литературы, воспитывать в детях доброту, желание бороться за справедливость.
Оборудование: рисунки к сказке, напечатанные листочки с заданиями, книга «Три толстяка», портрет Ю. Олеши, плакаты с объяснением значений терминов: тема художественного произведения, основная мысль, завязка, кульминация, развязка.
План урока:
(оформление на доске)
- Проверка знания содержания сказки (лист №1).
- Определение ключевых моментов сказки.
- Анализ образов главных героев сказки:
а) чтение отрывков наизусть;
б) работа в группах (лист №2).
4. Жизненная позиция Ю. Олеши (учитель).
5. Определение основной мысли сказки:
- дифференцированная работа (лист №3);
6. Итог урока.
7. Д/з: отзыв о прочитанной сказке.
Схема урока:
Основная мысль сказки Ю. Олеши
«Три толстяка»
Анализ Определение Анализ Жизненная
содержания ключевых образов позиция
сказки моментов гл. героев автора
Ход урока:
- Организационный момент;
- Вступительное слово учителя: сообщение темы урока, основных задач.
- Сегодня проводим итоговый урок по произведению Ю. Олеши «Три толстяка».
- К какому жанру художественных произведений относится прочитанное произведение? (Это сказка)
- Это сказка народная или авторская? (Авторская).
- В названии сказки «Три толстяка» выражена тема или основная мысль? (Тема)
- Наша задача на уроке определить с какой целью написал Ю. Олеша эту сказку, то есть определить основную мысль.
- Что необходимо выполнить сначала, чтобы сформулировать основную мысль?
Основная мысль
знать знать анализировать знать
содержание ключевые образы авторскую
моменты главных героев жизненную
позицию
Работа над знанием содержания сказки.
- Работа с листочками №1.
Задание: определить последовательность событий в сказке «Три толстяка».
Дополнительные вопросы по каждому отрывку.
1 пункт.
Чем закончилось первое выступление народа против власти Трех Толстяков? (Поражением)
2 пункт.
Как удалось спастись Тибулу? (Он передвигался по проволоке по площади, он дошел до фонаря, потушил свет и через люк попадает в квартиру доктора Гаспара).
3 пункт.
Что сделали с продавцом, когда увидели, что он приземлился в торт для Трех Толстяков?
4 пункт.
Кто должен был вылечить куклу? (доктор Гаспаро)
5 пункт.
Почему доктор Гаспаро не смог вылечить куклу? (У него не было зубчатого колеса).
6 пункт.
Как Суок удалось найти ключ от клетки, в которой сидел Просперо?
7 пункт.
Клетку Просперо открывает Суок, но Просперо должен каким-то образом выйти из дворца. Как ему удается это сделать?
8 пункт.
Почему была одержана победа над Тремя Толстяками? (Потому что на сторону народа перешли гвардейцы. Восстал весь народ).
Ключевые моменты.
Учитель: сказка начинается с неудачного мятежа в ходе которого поймали Просперо – это завязка.
Заканчивается сказка –захватом дворца Трех Толстяков.
А какое событие на ваш взгляд является кульминационным? (Когда в подвал спускается Суок)
Анализ образов героев сказки.
- Чтение отрывков из сказки с целью определения героя.(Рассказывают учащиеся0
- Кому из героев принадлежат слова:
Три Толстяка.
- Ты забыл, с кем хочешь воевать. Мы сильны и могущественны.
Все принадлежит нам. Я владею всем хлебом, который родит наша земля.
Второму принадлежит весь уголь.
Третий скупил все железо.
Мы богаче всех. Самый богатый человек в стране беднее нас в сто раз. За наше золото мы можем купить все, что хотим.
Речь Просперо.
- Мне противно вас видеть.
- Ваш мозг заплыл жиром. Вы ничего не видите дальше своего брюха.
- А знаете ли вы, что крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжелым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают дворцы, они выгоняют их со своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь, для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются вам служить. Ученые, чиновники, судьи, актеры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас и получал за это гроши, в то время пока вы жирели, все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие – все идут войной против вас, против жирных богачей, заменившем сердце – камнем.
Доктор Гаспар Арнери.
- Вот посмотрите. В этом флаконе бесцветная жидкость. Попав на какое-нибудь тело, под влиянием сухого воздуха она окрашивает тело в черный цвет, притом как раз такого лиловатого оттенка, который свойственен негру. А в этом флаконе эссенция, уничтожающая эту окраску.
Туб.
- Однажды меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки». Я не знал, для чего это нужно было. Я сделал такую куклу. Я был большим ученым. Кукла должна была расти, как живая девочка. Я сделал такую куклу.
Когда вас разлучили Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы с длинной красной бородой.
Три Толстяка приказали мне: «Вынь сердце мальчика и сделай для него железное сердце». Я отказался. Я сказал, что нельзя лишить человека его человеческого сердца. Меня посадили в клетку. Я просидел среди зверей восемь лет. Я оброс шерстью, и зубы мои стали длинными и желтыми, но я не забыл вас. Я прошу у вас прощения.
Тибул.
- Итак, ты должна будешь разыграть роль куклы наследника Тутти.
- Постой, это не все. Ты знаешь: оружейник Просперо сидит в железной клетке во дворце Трех Толстяков. Ты должна освободить оружейника Просперо.
Я знаю тайну, которая даст возможность Просперо сбежать из дворца. Там есть подземный ход. Начало этого хода находится где-то на кухне в кастрюле. Ты найдешь этот ход.
- Не будем терять времени. Путь предстоит далекий.
Суок.
- Меня послал Тибул. Я не кукла. Я живая девочка. Я пришла тебя освободить.
- У меня ключ от твоей клетки. Я украла ключ у наследника Тутти.
После освобождения оружейник разбил свою цепь, сломал клетку пантеры и схватил зверя, чтобы свободно пройти по двору.
- Работа в группах. Анализ образов героев. Определить положительные и отрицательные черты характера.
Три толстяка
Просперо
Доктор Гаспаро
Тибул
Туб
Суок
Тутти
Жизненная позиция автора сказки.
Юрий Карлович Олеша был удивительным человеком. Он очень любил людей. Он считал, что люди должны жить в мире, согласии. Все люди должны быть счастливы.
Девизом его жизни были слова: «Стучите! Тревожьте!»
К нему могли прийти гости в 6 часов утра, да еще с арбузом в руках. Он встречал их всегда с радостью.
Сказку «Три Толстяка» Ю. Олеша написал большими буквами по – школьному, написал на перо обыкновенной ученической ручки, на большом рулоне газетной бумаги.
По национальности поляк. Окончил школу в Одессе. Затем переехал в Москву.
Определение основной мысли сказки.
Дифференцированная работа.
1 группа имеет лист с тремя предлагаемыми ответами (средние дети).
2 группа – только один (слабые дети).
3 группа – у них нет никаких вариантов. Они должны сами сформулировать основную мысль.
- Автор рассказывает, как бедные люди силой отбирают власть и богатство у Трех Толстяков, которые ни с кем не хотели им делиться.
- Только добрые люди вместе и сообща могут бороться и победить жадность и жестокость ленивых правителей.
- Суок, Тибул, Просперо, используя простой народ, прогнав Трех Толстяков, сами стали провителями.
Итог урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков общей биологии 10 класс
Тематическое планирование уроков общей биологии, 10 класс,68 часов, к учебнику Д.К. Беляева....
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Презентация по биологии на тему; "Закономерности наследственной изменчивости" (9 класс).
Презентация по биологии: "Наследственная изменчивость" предназначена для сопровождения урока в 9 классе. В материале презентации расматривается вопрос о характеристиках наследственной изменч...
Конспект урока по биологии в 9 классе. Закономерности наследственной изменчивости
Конспект урока по биологии в 9 классе. Тема: "Закономерности наследственной изменчивости". По учебнику Л.Н.Сухоруковой и В.С.Кучменко....