«Специфика управления учебной деятельностью обучающихся в контексте новых требований к образовательным результатам».
методическая разработка (биология, 10 класс) на тему

Материал содержит пример урока биологии, где показано, как происходит управление учебной деятельности на уроке. Дана структура урока и ступенчато расписан ход  урока. А также дано описание работы учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВО – ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методическая разработка

по теме:

«Специфика управления учебной деятельностью обучающихся  в контексте новых требований к образовательным результатам».

Автор-разработчик:

преподаватель биологии

ГБОУ СПО ПППЭТ МО

Дмитренко Е.М.

г.Павловский Посад,

2011-2012 учебный год.

В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества. Особенностью специфики управления учебной деятельности  является многообразие взаимодействия, помогающего актуализировать личностный опыт каждого обучающегося.  

Рассмотрим управление учебной деятельностью обучающихся  на примере урока по «Общей биологии», по теме:  «Деление клеток».

Цели урока.

Структура урока.

Работа преподавателя.

Работа обучающихся.

Примечание.

1.Расширить и углубить знания обучающихся:

-  о клетке как структурной единицы живого;

-  о делении клетки как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов;

- о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении.

2.Продолжить развитие умений учащихся анализировать биологические явления (выявлять основные этапы деления клеток).

3.Сформировать знание об основных положениях клеточной теории.

4.Выработать умения применять их для доказательства материального единства органического мира.

5.Закрепить умение:

 - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- находить основные фазы митоза.

Организация начала занятия.

I.Актуализация опорных знаний и умений.

II.Изучение нового материала.

1.Размножение.

2.Жизненный цикл клетки. Подготовка клетки к делению – интерфаза.

3.Деление клетки – митоз.

III.Обобщение.

IV.Закрепление.

V.Подведение итогов урока.

VI. Задание на дом.

Принять рапорт от дежурного, проверить присутствующих и готовность к занятию.

Проверка знаний обучающихся об обмене веществ и его роль в клетке.

 

Беседа на основе восстановления знаний разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники».

Осуществление контроля над работой обучающихся.

Демонстрация учебного фильма «Митоз и мейоз клетки».

Обобщающая беседа.

Организуется просмотр обучающимися микропрепаратов.

Выставление аргументированных оценок.

Стр. 108 – 113, учебника. Заполнить таблицу «Фазы митоза».

Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм.

1.Ответы на вопросы с использованием таблиц:

- составьте общую характеристику обмена веществ и энергии в клетке;

- что такое пластический и энергетический обмен;

- как происходит освобождение энергии при расщеплении органических веществ в клетке;

- каковы особенности обмена веществ в растительной клетке.

2. Защита презентации «Особенности световой и темновой фазы фотосинтеза».

3. Задания по группам, с  использованием  материалов опорного конспекта «Генетический код»:

№1 – Раскрыть содержание понятия  «код ДНК».

№2 – Рассказать, как осуществляется процесс считывания информации с молекул ДНК.

№3 – Показать каким образом передается в клетке информация о строении белка.

№4 – Определить, как происходит сборка молекул белка в рибосомах.

4.Биологическая 5-минутка (тестирование по пяти вопросам, на каждый вопрос 1 минута):

-почему роль зеленых растений К.А.Тимирязев назвал космической;

- какой тип дыхания организмов появился на Земле в связи с возникновением фотосинтеза;

- какие функции выполняет тРНК;

- какие структуры приобретает полипептидная цепь;

- почему синтез белка в животной клетке называют матричным.

В ходе беседы обучающиеся подводятся к выводу:

-  что деление клеток одноклеточных организмов – основа их размножения;

- деление клеток многоклеточных организмов – основа их роста и развития.

Самостоятельная работа обучающихся с учебником и рисунком, по инструктивным карточкам.

Просмотр фильма, с поиском ответов на поставленные вопросы. Затем беседа по этим вопросам:

- какие изменения претерпевают ядро, хромосомы, центриоли в процессе митоза;

- что происходит с хромосомами в период подготовки клетки к делению;

- в чем заключается  сущность митоза;

- каково его биологическое значение?

В ходе беседы обучающихся подходят к формулировке основных положений клеточной теории на основе установления общности в строении, жизнедеятельности, обмену веществ, размножении и химическом составе клетки, записывают в тетрадь положения.

При просмотре микропрепаратов обучающиеся находят и определяют фазы митоза, рассматривают состояние хромосом и других органоидов клетки. Зарисовка фаз митоза.

Взаимооценка ответов с использованием схемы «Рекомендации по оценке  устных ответов».

На основе полученных знаний и умений заполнить таблицу:

Этапы митоза

Характеристика этапов.

Заполнить журнал «Мои достижения».

Данные методы способствуют возможности опроса всех обучающихся, тем самым обеспечить контроль, самоконтроль, выявить пробелы в знаниях.

 

Актуализации полученных ранее знаний (повторение).

Моделирование.

Поиск необходимой информации.

Синтез целого из частей.

Мини проектная деятельность.  

Самоконтроль, адекватность восприятия оценки преплодавателя, обучающихся.

Анализ, самоанализ, алгоритм действия.

Самоанализ.

Вывод: специфика управления учебной деятельностью обучающихся  в контексте новых требований к образовательным результатам заключается в формировании у обучающихся  навыков и стойкой привычки самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с использованием специальной литературы, тестовых заданий, проектов, Интернет-ресурсов и т.д. В изменившихся условиях существенно меняется роль учащегося в образовательном процессе. Имея в своем распоряжении большой выбор доступных средств обучения и источников знаний, обучаемый становится все более активным участником процесса обучения. Также меняется роль учителя (преподавателя), а именно: учитель (преподаватель) не единственный источник знаний, он направляет обучающегося, помогает ему ориентироваться в огромном потоке информации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

"Задания для контроля проверяемых учебных действий в соответствии с требованиями к планируемым результатам ФГОС по иностранному языку в основной школе".

Специфика обучения предмету «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности. Современный урок иностранного языка– это проблемный, реверс...

Эссе по теме: «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии»

Эссе по теме:«Система и структура учебной деятельностив контексте современной методологии»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»

Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье проведен анализ факторов, влияющих на выбор старшеклассниками индивидуального образовательного маршрута. Проведены интервью с учащимися для выявления факторов. На основании выявленных факторо...