Головной мозг или Кто умнее?
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок биологии в 8 классе по теме "Головной мозг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovnoy_mozg_8_klass_2012.doc | 117 КБ |
etap_uroka.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с применением ФГОС в среднем звене
Город Дудинка Красноярского края.
ТМОУ «СОШ №3»
Учитель Кульбака Галина Владимировна. Класс 8 «А».
Тема: Головной мозг или Кто умнее?
Цели и задачи:
Познавательные:
- сформировать у учащихся знания об особенностях строения и функциях головного мозга;
Личностные:
- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;
- поддержание интереса к изучаемому материалу;
- практическая направленность изучаемого материала.
Метапредметные:
- продолжить формирование УУД:
- Умения работать на слух;
- умения сворачивать информацию в виде таблиц или схем и разворачивать (читать таблицу, схему);
- умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;
- умения сравнивать;
- умения работать с компьютером, цифровыми источниками информации (интернет, учебными дисками по предмету);
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- умения слушать и слышать партнера, учителя;
- навыка корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю;
- навык построения монологической речи;
- навыки коммуникационных умений (работа в паре) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;
- навыка самопроверки и взаимопроверки;
- навыки исследовательской деятельности;
- навыки логического мышления и умения делать выводы.
Оборудование и материалы: проектор, экран; презентация учителя по ходу урока; слайды из презентаций учащихся; листочки для биологического диктанта; зеленые карандаши или ручки для взаимопроверки; тематическое планирование; два учебника «Биология. Человек» (Батуев и Дрогомилов); листы с дополнительной информацией к теме (на случай, если останется время на уроке) ; карточки с индивидуальными заданиями – для работы в парах; лист самоанализа «Как я провел урок»; листы-протоколы проведения практической части «Определение ведущего полушария»; Таблица «строение головного мозга и расположение его в теле человека». На доске – план урока.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний. Урок исследование.
Методы:
- словесный (биологический диктант, объяснение нового материала, беседа),
- наглядный (использование ИКТ, схем и таблиц),
- проблемно-поисковый и исследовательский (вопросы типа «как вы думаете?», домашнее задание – лабораторная работа; практическая работа);
- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
- самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка, самоконтроль);
- работа в парах (индивидуальные карточки);
Ход урока:
1-2 Орг.момент. Постановка целей и задач. Слайд №1
Здравствуйте, проверьте у всех ли на столе все принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. Садитесь. Слайд №2 В кабинете работает аппаратура, поэтому соблюдайте правила техники безопасности: не трогайте шнуры и приборы, перемещайтесь по кабинету внимательно и аккуратно.
Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами сейчас изучаем? (Нервная система). Как вы думаете, для чего ее нужно изучать? (Чтобы знать из каких органов она состоит, как они работают, что нужно делать, чтобы нервная система работала без сбоев). На прошлом уроке мы с вами изучали строение и функции спинного мозга человека. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовы ли вы к тому, чтобы двигаться по пути познания этой важной для человека системы органов. Возьмите, пожалуйста, лист «Как я провел урок» и запишите на нем, что вы ожидаете получить от урока.
3. Проверка домашнего задания.
Слайд №3
У вас на столе лежат листочки для написания биологического диктанта
Подписываем работу, нумеруем ответы – 16 пунктов. Внимание, начали.
Биологический диктант.
1. Электрическая волна, бегущая по нервному волокну.
2. К какой части нервной системы относятся головной и спинной мозг?
3. Скопления тел нейронов в виде бабочки образуют…
4. Пути, по которым нервные импульсы бегут от рецепторов кожи к спинному мозгу, называются…
5. Относительное постоянство внутренней среды организма…
6. Нейрон, по которому нервный импульс бежит от спинного мозга к мышце, называется…
7. Часть ЦНС, находящаяся в черепной коробке…
8. Возникновение нервного импульса -…
9. Нервы и нервные узлы образуют …
10. Пути, по которым нервные импульсы бегут от спинного мозга к мышцам, называются…
11. Скопление отростков нейронов вокруг «бабочки» образует …
12. Часть ЦНС, расположенная в позвоночном столбе - …
13. Аксоны и дендриты – это …
14. Нейроны, расположенные в органах чувств и коже, называются …
15. Угасание нервного импульса - …
16. Нерон, передающий возбуждение от чувствительного к исполнительному нейрону - …
Закончили работу. Обмениваемся работами с товарищем, сидящим за следующей партой, берем зеленый карандаш и приступаем к проверке. На слайде ответы и критерии оценки. Подсчитайте количество правильных ответов и запишите внизу крупным шрифтом.
Слайд №3
Ответы:
1. импульс
2. ЦНС
3. серое вещество
4. восходящие
5. гомеостаз
6. исполнительный
7.головной мозг
8. возбуждение
9. ПНС
10. нисходящие
11. белое вещество
12. спинной мозг
13. отростки нейронов
14.чувствительные
15. торможение
16. вставочный
Возьмите каждый свою работу. Поднимите руки те, у кого она написана на «5», «4», «3», есть ли «2»? Положите ваши работы на край стола, дежурный соберет их и положит на учительский стол. Зафиксируйте свой результат на листочке «Как я провел урок» и далее по ходу урока фиксируйте в нем свои результаты.
Хотелось бы послушать полный ответ о строении и функциях спинного мозга. (учащийся у доски) /можно с планом ответа для слабых учеников/.
Слайд №4 Для учащихся класса – внимательно слушайте ответ выступающего и соотнесите свои знания с его ответом. Зафиксируйте в листе «Как я провел урок» собственную оценку своих знаний.
Слайд №5 Как вы думаете, что изображено на этом слайде? (рефлекторная дуга)
Какого рефлекса? (одергивания руки). А может это коленный рефлекс? (Нет, т. к. здесь задействованы 3 нейрона, а в коленном – 2) Назовите эти нейроны (чувствительный, вставочный и исполнительный). Давайте зарисуем схемы этих рефлексов. Не забывайте работать с картой самооценки «Как я провел урок».
4. Изучение нового материала.
Скажите, пожалуйста, вы довольны качеством усвоенного материала? (да) В таком случае, я могу сказать, что тема «Спинной мозг» стала и ежу понятна!
Слайд №6
Кто знает откуда пошло такое выражение? (Ежа невозможно ничему научить. У него не вырабатываются условные рефлексы). Как вы думаете – почему? (Возможно потому, что у него маленький мозг) А кто, по-вашему, должен быть самым умным? (Наверное, тот, у кого мозг большой) Давайте в тетрадях запишем ваше предположение. Итак, сегодня мы будем разбираться в теме Головной мозг или Кто умнее? Слайд №7.
Слайд №8 Запишем тему урока в тетрадь.
Предлагаю познакомиться с данными слайда. Слайд №9 Слайд №10
Следуя вашей логике, среди животных самым умным должен быть (слон), а среди людей (мистер Х). Запишем свои предположения в тетрадях и вернемся к ним в конце урока
Давайте с вами посмотрим на некоторые интересные факты , связанные с головным мозгом. Слайд №11 выступление ученика)
Думаю, немаловажным моментом является вопрос – а для чего, собственно, нужно изучать головной мозг? А как вы думаете? (Если мы будем знать как устроен и работает наш мозг, мы сможем влиять на его работу, а значит на свое здоровье. Или: Если мы будем знать, как работает мозг, мы сможем поддерживать условия для продолжительной и эффективной его работы).
Ну что же, начнем. Слайд №12 Как вам кажется, почему г. мозг так много энергии и кислорода потребляет? (Возможно потому, что отвечает за самые сложные виды деятельности /функции/). Как же люди узнавали о функциях г.мозга? (Методы изучения - выступление ученицы) Слайд №13
Слайд №14
Структурной единицей всей нервной системы и в частности головного мозга является (нейрон). Его отростки – аксоны образуют (белое вещество). А тела – серое вещество. Вот так выглядит головной мозг человека.
Слайд №15, Слайд №16, Слайд №17
Теперь нам нужно разобраться с тем, какое строение имеет головной мозг. Кора, подкорковые ядра = серое вещество. Кора образует извилины и борозды. Самая крупная борозда делит передний мозг набольшие полушария - левое и правое. Под корой располагается белое вещество. Слайд №18
Как и у всех позвоночных, мозг человека состоит из отделов
Познакомимся с их месторасположением и функциями, пользуясь следующими слайдами Слайд №19.
Проведем небольшой опыт по изучению глотательного рефлекса. Сделайте несколько глотательных движений и понаблюдайте за собой: что вы ощущаете? (После нескольких глотательных движений, их сложнее или даже невозможно совершить) Итак, для совершения этих движений необходимо наличие (слюны в ротовой полости) и отвечает за этот рефлекс (продолговатый мозг). Кроме глотательного рефлекса продолговатый мозг контролирует многие защитные рефлексы – чихательный, моргания, кашля, рвотный, дыхательные.
Слайд №20
Следующий отдел головного мозга – мост. Найдите, пожалуйста в учебнике рефлексы, контролируемые этим отделом г.мозга.
Слайд № 21
Этот отдел г.мозга называется (мозжечок) Может, кто-то из вас знает главную его функцию? (координация движений. Проведем еще один опыт по определению работы мозжечка – пальценосовую пробу.
Слайд №22
При нарушениях работы мозжечка наблюдается несогласованность деятельности мышц. Врожденная патология мозжечка – ДЦП (видеофрагмент)
Слайд №23 Средний мозг.
Один из рефлексов, контролируемых средним мозгом является реакция зрачка на свет. Предлагаю этот эксперимент провести дома самостоятельно и зафиксировать результат наблюдения в тетради. Вечером при слабом освещении посмотреть в зеркало и отметить состояние зрачка. Затем – …продолжите сами, что нужно сделать далее? (включить яркий свет и отметить то, что произойдет со зрачком).
Слайд №24 Промежуточный мозг
Функции промежуточного мозга. Вспомним еще раз - что такое гомеостаз? (относительное постоянство внутренней среды организма)
Слайд №25
Передний мозг. Строение и функции: речь ассоциативное мышление, восприятие речи, письменной и устной, восприятие музыки, анализ (обработка) всей информации, полученной от органов чувств; формирование целостной картины и способность сделать вывод и принять правильное решение.
Слайд №26, Слайд №27
Поражения головного мозга – менингит, сотрясение, ДЦП, инсульт.
Слайд №28
Как вы считаете – что нужно делать, чтобы наш мозг был как можно дольше здоров и служил нам верой и правдой? (Соблюдать гигиенические нормы).
Слайд №29
Дыхательная гимнастика. «+» для нервной системы – улучшение кровоснабжения мозга, а следовательно снабжение кислорода и питательными веществами и удаление продуктов распада и углекислого газа; улучшение проводниковой функции спинного мозга; улучшение зрения, слуха, нормализация обменных процессов; улучшается внимание, память, сон; быстрее восстанавливается организм после нагрузок
«+» для органов грудной и брюшной полости – массаж и улучшение кровообращения.
Давайте вспомним, как правильно дышать во время такой гимнастики.
Физминутка.
Положите ладонь на живот. Сделайте активный вдох так, чтобы ваша грудь не поднималась , а живот надулся как шарик (рука фиксирует). Затем делаем медленный выдох, который должен быть в 4 раза медленнее, чем вдох. Повторим несколько раз.
Слайд №30,31 Питание, витамины. Противопоказания – курение, алкоголь, наркотики.
На основании полученной информации, к каким выводам вы приходите? (вместе с учениками) Слайд №32
- Нужно вести здоровый образ жизни;
- Правильно питаться;
- Соблюдать режим работы и отдыха;
- Заучивать наизусть стихи и правила;
- Формировать условные рефлексы – навыки и умения: вязание, рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с инструментами и т.п.
5. Закрепление изученного материала.
Ну что же, посмотрим, как вы усвоили новый материал.
Слайд №33,34 В тетрадях отразите названия отделов г.мозга согласно нумерации. Давайте сверимся. Не забывайте в листе «Как я провел урок» фиксировать свой результат.
Слайд №35, Слайд №36 ,37 На экране задание, аналогичное тому, что вам предстоит выполнять на экзамене в 9 и 11 классах. Ваша задача - соотнести отделы г. мозга с их функциями. (На доске - образец заполнения таблицы ответов). /Можно пользоваться учебниками./
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Проверим, запишем результат в свои листы. Образец заполнения таблицы ответов - Слайд 38.
Помните о фиксации результатов!
Слайд №39 Еще одно задание аналогичное ЕГЭ. Найдите ошибки в тексте. Сверим свои ответы. Слайд №40.
Слайд №41
Физминутка.
Устали? Давайте немного разомнемся. (2 минутки)
О головном мозге люди пока еще знают очень мало. Но, кое-что нам все-таки известно помимо того, о чем вы сегодня узнали. Слайд № 42
Например, о том, что большие полушария обладают свойством асимметрии, т.е. левое полушарие мозга отвечает за работу правой стороны тела, логическое мышление, понимание речи, письмо. Правое же полушарие руководит левой частью тела и отвечает за образное мышление, восприятие музыки, пространственное мышление. У большинства людей полушария развиваются неравномерно и одно из них, является ведущим. Это отражается на поведении человека, его способностях. Проведя небольшой эксперимент, вы можете убедиться в этом.
Вашего одноклассника – Валеру, очень заинтересовало это явление, и он пишет реферат на тему асимметрии головного мозга. А вам интересно какое полушарие ведущее у вас? Тогда с помощью Валеры мы проведем несколько тестов. Слайд №43 Учащийся инструктирует, ребята проводят тесты и фиксируют на специальном бланке «Ведущее полушарие». Перепишите полученные данные в свою тетрадь, а бланки тестов сдайте Валере для анализа и обработки. Теперь проведем первичный анализ полученных данных, и Валера расскажет, где на практике эти сведения можно использовать. Слайд №44
Надеюсь, что информация была для вас интересна и полезна.
6. Подведем итоги урока.
Слайд 45
Вернемся к началу нашего урока, так, кто же самый умный?/У меня на уроке к этому вопросу вернулись сами дети/. Оказывается, что самый большой мозг принадлежал мистеру Х – пациенту психиатрической больницы. Так зависит ли разумность человека от размеров его мозга? Нет!
Вывод: ум человека не зависит от размеров его мозга. Посмотрите на свои листы «Как я провел урок» и ответьте на вопросы: «Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами? Довольны ли вы этими результатами?» У каждого из вас есть свои способности и развивая их, развивая то полушарие г.мозга, которое не является у вас ведущим, человек открывает перед собой неограниченные возможности.
Желаю вам удачи на этом пути!
Слайд 46
7. Запишите домашнее задание (выведено на экран).
Домашнее задание: п. 45, 46,
Провести опыт по изучению реакции зрачка на свет;
Составить 10 вопросов для игры «Слабое звено»,(или)
Составить кроссворд по теме «Головной мозг»,
Приготовить сообщение об особенностях работы мозга у левшей и информацию о знаменитых левшах. Слайд 47. До свидания!
Этап урока | Время | Цели | Задачи | Приемы и методы | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1.Организа-ционный | 1 мин | Настроить на восприятие нового материала. Обозначить место изучаемой темы в системе знаний по анатомии человека. | Обеспечить готовность уч-ся к началу урока. Обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся во время урока; санитарно-гигиенические условия. | Деление учащихся на пары в соответствии с планированием урока | Учащиеся располагаются по местам, согласно полученным карточкам, готовят принадлежности. | Организует распределение учащихся по местам, проверяет наличие принадлежностей, готовность к уроку. Приветствует, заполняет журнал, подводит учащихся к формулированию целей и задач урока. |
2. Постановка целей урока. | 2 мин | Совместно с учащимися сформулировать цели урока, объявить план урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу, задать высокий темп работы. Ознакомить с работой по карте самооценки. | Упражнение с карандашом. (активизация деятельности) Инструктаж. | Формулируют с помощью учителя цели и задачи урока. Выполняют упражнение с карандашом. Ознакамливаются с работой по карте самооценки. | Наблюдает, фиксирует правильность выполнения задания, оценивает обстановку. Проводит инструктаж. |
3. Проверка изученного материала. | 17 мин | Проверить качество подготовки домашнего задания. | Развивать навык работы на слух; навык взаимопроверки и самопроверки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; навык построения монологической речи; навык взаимопроверки и самопроверки. Развивать умение разворачивать информацию из схемы. | Биологический диктант. Словесный метод. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Индивидуальная работа. Беседа. | Оформляют работу. Работают на слух. Проверяют и оценивают работы друг друга. После проверки работы кладут на край стола. Дежурный собирает работы и кладет на учительский стол. Один учащийся дает полный ответ у доски. Один учащийся рисует схемы рефлекторных дуг. Остальные - наблюдают, проверяют. Фиксируют качество своих знаний по данному вопросу. | Организует индивидуальную работу с учащимися. Диктует понятия, определения, наблюдает. Проводит опрос в форме беседы. Подводит предварительные итоги по домашнему заданию. |
4. Переход к изучению нового материала. | 3 мин | Настроить на восприятие нового материала. | Постановка проблемы «Кто умнее?» . Сформулировать и выдвинуть гипотезу. | Обсуждение, выдвижение предположения. Наглядный. Проблемно-поисковый. Индуктивный. Самостоятельная работа. Беседа. | Записывают в тетрадь тему урока и дату. Обсуждают данные слайдов. Выдвигают гипотезу и записывают её в тетрадь. | Организует, наблюдает, при необходимости комментирует, задает наводящие вопросы. |
5. Изучение новой темы. | 20 мин. | Изучить строение головного мозга, его отделов и их функций. Изучить вопросы гигиены головного мозга. | На базе полученных ранее знаний продолжить формирование мировоззрения здорового образа жизни. Развивать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, концентрировать внимание. | Словесный, наглядный, индуктивный, исследовательский. | Слушают, анализируют, задают вопросы, участвуют в объяснении новой темы, используя знания в области физики, зоологии. Проводят мини-опыты, наблюдают , анализируют результаты, делают выводы. | Строит объяснение нового материала в виде беседы с учащимися. Использует в объяснении слайды. Инструктаж по мини-опытам. |
6. Физминутка. Дыхательная гимнастика. | 2 мин | Снятие напряжения. Смена деятельности. | Формирование навыков заботы о своем здоровье. | Словесный, наглядный. | Выполняют упражнения. | Демонстрирует упражнения, комментирует, наблюдает. |
7. Закрепление полученных знаний. | 15 мин | Закрепить полученные на уроке знания. | Провести выполнение заданий по усвоенному материалу. Развивать умение слушать и слышать партнера, учителя; навык корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю; навыки коммуникационных умений (работа в паре) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; навыка решения биологических задач. Развитие личности. Создать условия для комфортной работы, заинтересовать. Отработать навыки логического мышления, синтеза, анализа, умения сравнивать, решать биологические задачи (если останется время) | Взаимообучение, самостоятельная работа, частично-поисковый | В парах выполняют работу, самопроверка. Фиксируют результаты в карте самооценки. | Организует, наблюдает, помогает (консультирует) |
8. Физминутка. Упражнения для позвоночника. | 2 мин | Снятие напряжения. Смена деятельности. | Формирование навыков заботы о своем здоровье. | Словесный, наглядный. | Выполняют упражнения. | Демонстрирует упражнения, комментирует, наблюдает. |
9. Практическая часть. Тест на определение ведущего полушария | 10 мин | Определить ведущее полушарие, показать практическую направленность, получить данные для написания реферата на научно-практическую конференцию. | Развитие навыков наблюдения, умения сопоставлять и делать выводы; развитие монологической речи, навыка публичного выступления, индивидуальное развитие учащегося; поддержание интереса к науке; навыка работы с научной литературой, создание презентаций. Развитие личности. | Наглядный, словесный, наблюдение, частично-поисковый, исследовательский. | Ученик дает инструкции, остальные проводят тесты, фиксируют результаты в бланк и тетрадь. Сдают бланки ученику-инструктору. | Наблюдает, контролирует, при необходимости, помогает ученику-инструктору. Сообщает о листе с анализом по тестам, которые можно взять домой. |
10. Домашнее задание. | 2 мин | Записать домашнее задание. | Добиться, чтобы каждый ученик внес домашнее задание в дневник. | Словесный, наглядный (на слайде) | Записывают д/з. | Контролирует, проводит инструктаж, заинтересовывает в качественной подготовке домашнего задания. |
11. Подведение итогов урока. | 2 мин | Подвести итоги урока. | Проверить соответствие целей и задач урока и их достижения. | Словесный, наглядный. | Слушают, оценивают урок. Делают выводы о качестве своей работы на уроке на основании карты самооценки. | Подводит итоги урока, благодарит за урок, прощается. |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Цели | Задачи | Приемы и методы | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1.Организа-ционный | 1мин | Настроить на восприятие нового материала. Обозначить место изучаемой темы в системе знаний по анатомии человека. | Обеспечить готовность уч-ся к началу урока. Обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся во время урока; санитарно-гигиенические условия. | Деление учащихся на пары в соответствии с планированием урока | Учащиеся располагаются по местам, согласно полученным карточкам, готовят принадлежности. | Организует распределение учащихся по местам, проверяет наличие принадлежностей, готовность к уроку. Приветствует, заполняет журнал, подводит учащихся к формулированию целей и задач урока. |
2. Постановка целей урока. | 1мин | Совместно с учащимися сформулировать цели урока, объявить план урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу, задать высокий темп работы. Ознакомить с работой по карте самооценки. | Упражнение с карандашом. (активизация деятельности) Инструктаж. | Формулируют с помощью учителя цели и задачи урока. Выполняют упражнение с карандашом. Ознакамливаются с работой по карте самооценки. | Наблюдает, фиксирует правильность выполнения задания, оценивает обстановку. Проводит инструктаж. |
3. Проверка изученного материала. | 10мин | Проверить качество подготовки домашнего задания. | Развивать навык работы на слух; навык взаимопроверки и самопроверки. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; навык построения монологической речи; навык взаимопроверки и самопроверки. Развивать умение разворачивать информацию из схемы. | Биологический диктант. Словесный метод. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Индивидуальная работа. Беседа. | Оформляют работу. Работают на слух. Проверяют и оценивают работы друг друга. После проверки работы кладут на край стола. Дежурный собирает работы и кладет на учительский стол. Один учащийся дает полный ответ у доски. Один учащийся рисует схемы рефлекторных дуг. Остальные - наблюдают, проверяют. Фиксируют качество своих знаний по данному вопросу. | Организует индивидуальную работу с учащимися. Диктует понятия, определения, наблюдает. Проводит опрос в форме беседы. Подводит предварительные итоги по домашнему заданию. |
4. Переход к изучению нового материала. | 1 мин | Настроить на восприятие нового материала. | Постановка проблемы «Кто умнее?» . Сформулировать и выдвинуть гипотезу. | Обсуждение, выдвижение предположения. Наглядный. Проблемно-поисковый. Индуктивный. Самостоятельная работа. Беседа. | Записывают в тетрадь тему урока и дату. Обсуждают данные слайдов. Выдвигают гипотезу и записывают её в тетрадь. | Организует, наблюдает, при необходимости комментирует, задает наводящие вопросы. |
5. Изучение новой темы. | 15 мин. | Изучить строение головного мозга, его отделов и их функций. Изучить вопросы гигиены головного мозга. | На базе полученных ранее знаний продолжить формирование мировоззрения здорового образа жизни. Развивать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, концентрировать внимание. | Словесный, наглядный, индуктивный, исследовательский. | Слушают, анализируют, задают вопросы, участвуют в объяснении новой темы, используя знания в области физики, зоологии. Проводят мини-опыты, наблюдают , анализируют результаты, делают выводы. | Строит объяснение нового материала в виде беседы с учащимися. Использует в объяснении слайды. Инструктаж по мини-опытам. |
6. Физминутка. | 2 мин | Снятие напряжения. Смена деятельности. | Формирование навыков заботы о своем здоровье. | Словесный, наглядный. | Выполняют упражнения. | Демонстрирует упражнения, комментирует, наблюдает. |
7. Закрепление полученных знаний. | 5 мин | Закрепить полученные на уроке знания. | Провести выполнение заданий по усвоенному материалу. Развивать умение слушать и слышать партнера, учителя; навык корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю; навыки коммуникационных умений (работа в паре) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; навыка решения биологических задач. Развитие личности. Создать условия для комфортной работы, заинтересовать. Отработать навыки логического мышления, синтеза, анализа, умения сравнивать, решать биологические задачи (если останется время) | Взаимообучение, самостоятельная работа, частично-поисковый | В парах выполняют работу, самопроверка. Фиксируют результаты в карте самооценки. | Организует, наблюдает, помогает (консультирует) |
8. Практическая часть. Тест на определение ведущего полушария | 5 мин | Определить ведущее полушарие, показать практическую направленность, получить данные для написания реферата на научно-практическую конференцию. | Развитие навыков наблюдения, умения сопоставлять и делать выводы; развитие монологической речи, навыка публичного выступления, индивидуальное развитие учащегося; поддержание интереса к науке; навыка работы с научной литературой, создание презентаций. Развитие личности. | Наглядный, словесный, наблюдение, частично-поисковый, исследовательский. | Ученик дает инструкции, остальные проводят тесты, фиксируют результаты в бланк и тетрадь. Сдают бланки ученику-инструктору. | Наблюдает, контролирует, при необходимости, помогает ученику-инструктору. Сообщает о листе с анализом по тестам, которые можно взять домой. |
9. Домашнее задание. | 2 мин | Записать домашнее задание. | Добиться, чтобы каждый ученик внес домашнее задание в дневник. | Словесный, наглядный (на слайде) | Записывают д/з. | Контролирует, проводит инструктаж, заинтересовывает в качественной подготовке домашнего задания. |
10. Подведение итогов урока. | 2 мин | Подвести итоги урока. | Проверить соответствие целей и задач урока и их достижения. | Словесный, наглядный. | Слушают, оценивают урок. Делают выводы о качестве своей работы на уроке на основании карты самооценки. | Подводит итоги урока, благодарит за урок, прощается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии для 8 класса по теме" Головной мозг"
Конспект урока+ презентация. Опрос проводиться в игровой форме...
Урок биологии в 8 классе "Строение и функции головного мозга".
Урок изучения нового материала с презентацией и видеороликом....
Педагогические технологии на занятиях курса по выбору " Удивительные секреты головного мозга"
"Удивительные секреты головного мозга " - авторская программа , разработана для 9 - го класса....
Тема урока: "Спинной и головной мозг"
Данное электронное приложение выполнено для интерактивной доски Smart. Урок в 8 классе из раздела "Нервная система"....
Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...
Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся...
8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.
Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения л...