Урок 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Тема урока: Возникновение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.
2. Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с различной литературой, обрабатывать собранный материал.
3. Развитие навыков применять знания по биологии, химии, физике, астрономии при объяснении вопросов происхождение жизни на земле и углубить диалектно – материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеологических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать интерпретационный характер современной науки и роль российских ученых в решении изученной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Возникновение и начальные этапы развития жизни на Земле.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…
А.С.Пушкин
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.
- Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с различной литературой, обрабатывать собранный материал.
- Развитие навыков применять знания по биологии, химии, физике, астрономии при объяснении вопросов происхождение жизни на земле и углубить диалектно – материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеологических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать интерпретационный характер современной науки и роль российских ученых в решении изученной проблемы.
Оборудование:
1.Рисунки научной картины мира философов античности.
2.Портреты Л.Пастера, Ф.Энгельса, А.М.Бутлерова и А.И.Опарина.
3.Таблицы с изображением приборов Л.Пастера и С.Миллера.
4.Таблица опытов Ф.Реди.
5.Схемы на слайдах: Образование коацерватов, формирование мембранных структур.
6.Видеопроектор.
Метод проведения урока: конференция, сообщение учащихся, беседа.
План урока.
I. Вступление. Ознакомление учащихся с целью занятия.
Окружающий нас мир огромен и разнообразен. Каждый из нас пытается познать этот мир и осознать свое место в нем. И делаем мы это на основе знаний о явлениях и закономерностях природы, чтобы познать мир мы должны создать научную картину мира, узнать, как сформировалась наша планета – Земля – и как на ней зародилась жизнь. В этом нам помогут науки: биология, химия, астрономия, физика, биохимия, биофизика, молекулярная биология, генетика.
Были сделали различные открытия в области этих наук. Достижения ученых велики. Соединив достижения этих наук, можем представить общую научную картину мира с момента происхождения Земли и появления на ней жизни и до современных форм живых организмов. Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок биологии, химии и астрономии по теме «Возникновение и начальные этапы развития жизни на Земле».
II. История взглядов о возникновении жизни на Земле ученых – философов античности и средневековья.
Учитель. Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы еще в пору античности.
Мыслители древности искали единое в многообразии окружающего мира и каждый из них это делал по-своему.
Сообщения о картине мира:
1) Фалеса (Альботова Асият)
2) Анаксимандра (Чочаева Танзиля)
3) Гераклита (Байсултанов Инал)
4) Демокрита (Дебискаева Азиза)
5) Аристотеля (Кочкарова Зарета)
Выводы (делает учитель).
Натурфилософские взгляды древнегреческих мыслителей кажутся нам наивными. Но именно этими учеными – мыслителями были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблема жизни и эволюции.
III. Теория биогенеза и абиогенеза.
Учитель биологии.
Во всех высказываниях ученых просматриваются две точки зрения
биогенез абиогенез
био – жизнь а – отрицание
генезис – развитие
Сторонники теорий биогенеза считали, что все живое происходит от живого, а, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники – сторонники абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т.е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни. Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач и натуралист Франческо Реди.
Сообщение 6 (Опыты Ф.Реди по таблице) (Барасбиева Марина)
Сообщение 7 (Опыты М.М.Терховского и Спалланцани) (Хутуева Марьям)
Учитель (биология).
Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались в XVIII и в начале XIX века.
Возможность самозарождения допускали – Эразм Дарвин – эволюционист, дед Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарк.
Споры вокруг самозарождения разгорелись с новой силой в середине XIX века, когда французский медик Пуше в 1859 году опубликовал трактат о самозарождении микроорганизмов.
Французская академия наук назначила специальную премию за попытку осветить вопрос по-новому.
Спустя 3 года, в 1862 году премию получил французский ученый Луи Пастер.
Сообщение (опыты Луи Пастера) (Балаева Лейля)
Таким образом, Пастер опроверг возможность самозарождения, но не показал, как возникла жизнь на Земле.
Вопрос. Какие открытия опровергли представления о возможности образовали органических веществ только в живых организмах? Как отвечают на этот вопрос химики?
IV. Химия. Выступления учащихся с сообщением об искусственном синтезе.
Сообщение 9 (Жазаев Рамазан)
Сообщение 10 (Опыты Ф.Вёлера) (Чочаева Фатима)
Выводы. (делает учитель химии)
1.Самозарождение быть не может.
2.Органические вещества в своем составе имеют те же химические элементы, что неживая природа, - это указывает на единство живой и неживой природы.
V. Биология. Определение жизни Ф.Энгельсом, критерии живого, определение живого.
Учитель биологии. Итак, ребята, мы переходим к рассмотрению второго вопроса: анализ определения жизни Ф.Энгельсом и современными учеными.
Впервые научные подходы с позиций диалектического материализма к определению сущности жизни и ее происхождения были представлены во 2-й половине XIX в. Ф. Энгельсом в работах «Анти – Дюринг» и «Диалектика природы».
Ф.Энегельс в книге «Анти – Дюринг» дает классическое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
Его определение состоит из двух частей.
В I части указывается на характерное для живых тел, резко отличающее их от неживых тел, - на содержание в них белка. Белки являются главной и постоянной составной частью всех без исключения живых систем, от самых примитивных до самых сложных и высокоорганизованных. «Повсюду, где мы встречаем жизнь, - пишет Ф. Энгельс, - мы находим, что она связана с каким – либо белковым телом, и повсюду, где встречаем какое – либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни».
Но белки – вещества с легко изменяемой структурой. Для живого состояния характерно присутствие не любого белка (труп состоит также из белка), но лишь белка, сохраняющего свою уникальную конфигурацию, свою первичную, вторичную и третичную структуры. При умирании организма белка его утрачивают натуральную структуру, макромолекулы развертываются, и белки переходят в денатурированное состояние. Для поддержания белка в природной, присущей живому состоянию форме необходимо наличие условий, при которых может быть устойчивой природная форма белка.
Во II части определения Энгельс говорит о способе существования белка. Этот способ – обмен веществ, при помощи которого создаются и поддерживаются условия для сохранения белка в природном состоянии в живой системе и выполнение присущих ему функций. Определение жизни, сформулированное Энгельсом, прекрасное по форме и глубокое по содержанию, оказало существенное влияние на развитие исследований белка как основного субстрата жизни и до сих пор пользуется широким признанием.
Далее учитель биологии предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником.
Беседа по вопросам:
- О чем говорит Энгельс в I части своего определения?
- О чем говорится во II части определения?
Учитель биологии. В этих определениях указана материальная основа жизни – белковые тела. Понятие белка у Энгельса диалектично: это и химическое соединение, и живая система. Неоднократно он отмечал, что должны быть и другие химические соединения, определяющие явления жизни. В определениях жизнь представлена как особая форма движения материи, качественная специфика которой заключается в постоянном обмене веществ с окружающей природой и самообновлении живого.
Вопрос: Что же мы будем считать критериями живого? Что отличает живое от неживого?
Ответ:
- Обмен веществ.
- Способность к росту.
- Способность к индивидуальному развитию.
- Способность к воспроизведению себе подобных.
- Способность к эволюционному развитию.
- Раздражимость.
- Движение, подвижность.
Учитель биологии. Исходя из этих критериев, можно ли считать ледник или реку живыми телами?
Ответ: Для них характерно – рост, подвижность, обмен веществ, развитие, но они не способны к воспроизведению себе подобных.
Учитель биологии. Звезды, планеты, звездные системы (галактики) рождаются, стареют и умирают, т.е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды. Можно ли считать их живыми телами?
Ответ: Нет, так как новые образования не будут подобны исходным, т.е. способность к самовоспроизведению себе подобных отсутствует.
Учитель биологии. К какому же выводу приводят эти примеры?
Ответ: Эти примеры приводят к выводу о том, что лишь комплекс критериев может считаться необходимым и достаточным для определения жизни. Если не будет отвечать хотя бы одному критерию – считать живым телом нельзя.
Учитель биологии. Только в 50-х годах нашего столетия стало ясно, что жизнь связана не только с белками, но и с нуклеиновыми кислотами – носителями наследственной информации. Некоторые ученые были склонны считать живыми уже единичные молекулы белка.
Вопрос: Можно ли согласиться с их точкой зрения? Как вы считаете?
Ответ: Так как белки не обладают способностью к самовоспроизведению и обмену веществ, следовательно, образование белка в результате химического процесса не равносильно возникновению жизни.
Вопрос: А какие же сложные соединения обладают свойством воспроизведения себе подобных?
Ответ: таким свойством обладают нуклеиновые кислоты и даже отдельные фрагменты ДНК.
Вопрос: Можно ли их считать носителями жизни?
Ответ: Экспериментально доказано, что самокопирование ДНК и реализация заключенной в ней информации происходят только при наличии ферментов, источников энергии – АТФ, воды и других соединений. А также при условии изоляции от среды и связи с окружающим миром. Очевидно, что отдельные молекулы нуклеиновых кислот тоже не являются живыми.
Учитель биологии. Жизнь – одно из самых сложных, если не самое сложное явление природы, и очень трудно в рамках одного определения отразить все ее признаки. Но, безусловно, важнейшими из них являются: 1)обмен веществ, 2)самовоспроизведение, 3)способность к индивидуальному и историческому развитию.
Но наука, основываясь на современных данных разнообразных отраслей естествознания (молекулярной генетики, биофизики, биохимии и др. наук), значительно расширила представления о химическом составе живых тел.
Что же нового появилось по этому вопросу у химиков?
VI. (Химия) Рассмотрение вопроса о критериях живого с точки зрения химии.
Учитель химии. Ни белки, ни нуклеиновые кислоты отдельно, сами по себе не являются носителями жизни, живого.
Опираясь на данные самых разных отраслей естествознания, ученые выявили ряд новых, существенно неизвестных в конце XIX – начале XX века свойств жизни.
В частности, установлено, что наряду с белками огромную роль в явлениях жизни играют и такие органические молекулы, как нуклеиновые кислоты, жиры, углеводы, фосфорорганические соединения, вода и минеральные вещества. При этом органическим молекулам свойственна зеркальная (оптическая) изомерия, т.е. вещества могут существовать в двух структурных формах, схожих и вместе с тем отличных друг от друга, как левая и правая ладони.
Например, оптические изомеры молочной кислоты.
Эта особенность молекул – существовать в двух зеркальных формах – известна в науке под названием «хиральность». К числу органических веществ, обладающих ею, принадлежат и молекулярные «кирпичики» живого – аминокислоты и сахара (можно показать), им присуща абсолютная хиральная чистота: белки содержат только «левые» аминокислоты, а нуклеиновые кислоты – только «правые» сахара. Эта важнейшая черта отличает живое от неживого.
(Сделать заранее рисунки на большом листе бумаги и при рассказе их демонстрировать).
Схема для демонстрации.
Неживой природе присуща тенденция к установлению зеркальной симметрии (рацемизации) – равновесию между левым и правым изомером (можно привести пример). В результате многочисленных экспериментов выявлено, что белки, состоящие только из «левых» аминокислот, обладают целым рядом преимуществ перед рацемическими или хирально «грязными»: они достигают значительных размеров и способны образовывать спиральные структуры, играющие важнейшую роль в реализации белковых функций.
То же можно сказать и о нуклеиновых кислотах. В рацемическом растворе полинуклеиновая цепочка перестает расти, как только в нее включается нуклеотид с левой (неприродной) формой сахара, причем рост цепи прекращается очень быстро – она содержит не более 3 – 4 звеньев нуклеотидов. Эксперименты пролили свет и на связь хиральной чистоты с процессом самоудвоения ДНК и др., реакции матричного типа, которые не могут начинаться и поддерживаться в рацемической среде.
Таким образом, можно утверждать, что жизнь характеризуется не только способностью к самовоспроизведению, основываясь на самоудвоении молекулы ДНК, но и хиральной чистотой.
VII. (Биология) Определение жизни А.С.Мамзиным и М.В.Волькенштейном, обсуждение этого вопроса.
Учитель биологии. Итак, ребята, жизнь характеризуется не только способностью к самовоспроизведению, основанной на самоудвоении молекул ДНК, но и хиральной чистотой.
Философские определения жизни, сделанные Ф.Энгельсом, сохраняют свое значение и для настоящего времени, хотя прошло более 100 лет. Однако новые открытия требуют дополнения и развития в определенной жизни.
Далее учитель биологии предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником и плакатом.
На плакате даны современные определения жизни, предложенные отечественными учеными А.С.Мамзиным и М.В.Волькенштейном:
«Жизнь в ее элементарной форме можно определить как способ существования открытых коллоидных систем, содержащих в качестве своих обязательных компонентов соединения типа белков, нуклеиновых кислот и фосфорорганических веществ, обладающих свойствами саморегулирования и развития на основе накопления и преобразования веществ, энергии и информации в процессе взаимодействия таких систем с окружающей средой» (А.С.Мамзин).
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построение из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот» (М.В.Волькенштейн).
Вопрос: Какие же выводы можно сделать, сравнивая эти два определения?
Ответ: Из этих определений мы видим, что:
- жизнь связана со сложным коллоидным состоянием цитоплазмы;
- характеризуется обменом веществ и энергии;
- характеризуется особым способом реализации наследственной информации, заключенной в нуклеиновых кислотах;
- живые тела представляют открытые системы, в которые энергия поступает извне. Без поступления энергии жизнь существовать не может;
- живые тела (существа), в отличие от тел неживой природы, способны: а) к саморегуляции – сохранению и поддержанию относительного постоянства своего состава и свойств; б) самовоспроизведению; г) индивидуальному и историческому развитию.
Вопрос: Какая биологическая структура отвечает всем этим требованиям?
Ответ: Всем этим требованиям отвечает клетка, поэтому она и является элементарной единицей жизни.
Учитель биологии. Общая картина возникновения жизни из неживой материи при соответствующих условиях на Земле в те далекие времена, представленная Энгельсом, подтверждается современной наукой, и ее можно изобразить в виде схемы.
Схема (на доске). Элементы – неорганические соединения – органические соединения – доклеточные формы жизни – одноклеточные организмы – колониальные организмы – многоклеточные организмы (запись на доске и в тетрадях).
Учитель биологии. Итак, ребята, мы подошли к рассмотрению третьего вопроса «Современные представления о происхождении планеты Земля и жизни на ней».
VIII. (Астрономия) Выступление учителя географии с сообщением о современных представлениях происхождения Земли.
IX. (Химия) Выступление учителя химии об этапах химической эволюции.
Существует множество гипотез о возникновении Земли и зарождении на ней жизни. Из всех наибольшее признание получили гипотезы О.Ю. Шмидта в середине XX века и гипотеза Александра Ивановича Опарина о возникновении жизни.
Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Эразма Дарвина (написаны красочно на плакате):
…В природе мировой,
В борьбе стихий,
В развитии постепенном
Все существа,
Все формы создались,
И Жизнею
Могучею зажглись!
Учитель химии. Химическую эволюцию, или абиогенный синтез органических молекул из неорганических веществ можно разделить на три этапа:
1-й этап – начальный этап неорганической эволюции – возникновение атомов химических элементов.
2-й этап – образование простейших неорганических соединений.
3-й этап – образование простейших органических соединений биополимеров.
1-й этап. Происхождение химических элементов.
Центральные части Солнца и других звезд почти не имеют в составе настоящих химических элементов и образованы из плазмы.
Плазмой в физике называется ионизированный газ, состоящий из хаотически движущихся положительно заряженных частиц (атомные ядра) и отрицательно заряженных частиц (электроны).
В центральной части Солнца, где температура очень высокая (3 – 20 млн. град.), все вещества находятся в состоянии плазмы. А на поверхности Солнца, где температура снижается до 5500°С, большинство веществ находится в виде химических элементов. При спектральном анализе было установлено, что на поверхности Солнца обнаружено 60 химических элементов, среди которых преобладает Н и Не. Это объясняется тем, что другие элементы с более высоким Аr и сложной структурой, атомного ядра не могут долго существовать при высокой температуре. Количество атомов водорода в Солнечной атмосфере в 4 – 5 раз больше атомов Не и в 1000 раз больше других элементов. В глубинах Солнца и звезд происходит образование сложных ядер из простейших вследствие захвата протонов и нейтронов. Образование ядра гелия из водорода идет в 3 этапа:
1-й этап. Из ядра водорода (протона 1Р) и нейтрона 1n – образуется ядро тяжелого водорода – дейтерия – Д (дейтерий):
1Р+1n – 2Д
2-й этап. При соединении 2Д с еще одним 1Р – образуется ядро легкого изотопа гелия – 3Не:
2Д + 1Р – 3Не
3-й этап. В результате слияния двух ядер легкого гелия образуется ядро обычного тяжелого гелия 4Не и высвобождается 2 протона (1Р):
3Не + 3Не – 4Не + 21Р
В ходе термоядерных реакций создаются ядра новых элементов. При соединении трех ядер гелия – возникает ядро изотопа углерода
34Не – 12С
В результате присоединения к ядру углерода другой частицы гелия – возникают изотопы кислорода, неона, магния и других элементов.
О
С Мg
Nе
2-й этап неорганической эволюции. Образование простейших неорганических веществ.
Водород, азот, кислород, фосфор (так называемые биогенные элементы – почему?) широко распространились в космосе и имели большую возможность реагировать между собой с образованием простейших неорганических соединений. Этому способствовало наличие энергии в космосе в виде электромагнитного излучения и тепла, испускаемого звездами.
Преобладание водорода, кислорода, азота и фосфора в живых системах не случайно: водород – хороший восстановитель, легко образует с кислородом и азотом водородные связи, имеющие большое значение в образовании биологических структур и для процессов жизнедеятельности. Кислород обладает большой окислительной активностью, а для фосфора характерно образование макроэргических связей (АТФ), в которых запасается энергия при химических реакциях.
3-й этап химической эволюции. Образование простейших органических соединений. Связан со специфической валентностью углерода – главного носителя органической жизни, его специфичностью к соединению почти со всеми элементами, к образованию цепей, циклов, с его каталитической активностью и другими свойствами.
Простейшие органические молекулы широко распространены в межзвездной среде.
Учитель химии вывешивает на доску таблицу и дает задание 1:
Запишите возможные генетические цепочки, исходя из схемы.
Задание 2. Для превращения (см. п. 2) укажите условия протекания реакций, запишите уравнения реакций по схеме:
С – СаС2 – С2Н2 – С2Н4 – С2Н3ОН – СН3СОН – СН3СООН – СН2Сl – СООН – NН2 – СН2 – СООН – дицептид
X. (Химия) Выступление учащихся с сообщениями о происхождении Земли и атмосферы (при изложении вопроса можно сократить материал).
Сообщение учащегося. (Альботова Асият)
Большинство ученых считают, что земля и другие планеты Солнечной системы возникли при конденсации космического вещества из первичного протопланетного, т.е. газопылевого, облака. С тех пор, вследствие выпадения космической пыли и метеоритов, масса Земли увеличилась. Этот процесс незаметно идет и сейчас. Постепенно уплотнение первичного холодного пылевого облака привело к вторичному разогреванию.
Вторичное охлаждение поверхностных слоев протопланеты обусловило образование твердой оболочки земной коры. Начало образования коры относится к периоду, отстоящему от современности на 4 – 4,5 млрд. лет. Уже в этот период существовала первичная атмосфера Земли: это пары Н2О, СН4, NН3, СО2, Н2, и к ним примешивались инертные газы: Аr, Хе, Кr, Не и выделяющиеся при вулканических извержениях газообразные – Н2S , НF , НСl и другие.
Однако в этот период масса Земли была незначительна, и легкие газы (Н2 и Не) ушли в мировое пространство, а О2 – незамедлительно расходовался на процессы окисления элементов, образовавших нашу планету. Таким образов первичная атмосфера протопланеты была утеряна.
Постепенно газы, вовлеченные во внутренние слои Земли, начали выделяться, и благодаря им образовалась вторичная, собственно земная атмосфера.
В состав вторичной атмосферы нашей планеты входили: СН4, NН3, СО2, Н2, водяные пары. Однако не было кислорода в атмосфере Земли и азота – важнейших составных современной атмосферы, которая состоит из N2, О2, СО2, Н2О, Аr, Н2.
Таблица о составе первичной, вторичной и современной атмосфер. (Кочкарова Зарета)
Естественно предположить, что жизнь возникла в водной среде (так как сходен солевой состав клетки и воды древнего океана). Наиболее благоприятны были районы прибрежных морей и океанов – здесь на тсыке моря, суши и воздуха создавались условия для образования сложных органических веществ и возникновения жизни.
Когда началось частичное охлаждение планеты, последняя часто вспучивалась от взрывов. Сотрясавших ее недра. В разных местах образовались кратеры, из них изливалась раскаленная лава и извергались газы, что привело к образованию гор и глубоководных впадин. Когда температура на поверхности Земли стала ниже 100°С, - начались проливные дожди. Они шли день и ночь в течение тысячелетий, вода наполняла впадины на земной поверхности, образуя моря и океаны. В горячей воде, как известно, растворяются: NН3, СО2, СН4, НСN из атмосферы, а также соли и другие вещества, вымываемые из поверхностных слоев Земли.
В то далекое время Солнце светило ярче, излучение представляло собой мощный источник энергии. Ультрафиолетовые лучи прямо попадали на Землю, так как не было еще озонового экрана. Грозы в то время были часты и необычны по своей силе, и в поверхность Земли то и дело ударяли молнии. В таких условиях между веществами, растворенными в первобытном океане, неизбежно должны были происходить химические реакции, в результате которых могли образоваться органические вещества (соединения): спирты, мочевина, альдегиды, уксусная и муравьиная кислоты, сахароза, глюкоза, аминокислоты – глицин, аланин.
XI. (Химия) Выступление учителя химии. Экспериментальные доказательства гипотезы А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле.
Учитель химии (используется схема прибора С.Миллера)
1.Предсказание А.И.Опарина получило широкое признание и было подтверждено экспериментально. Особую известность получили опыты Г.Юри и С.Миллера (1955г.), проведенные в Чикагском университете. Миллер сконструировал аппарат (см. рис.), где имитировал процессы, происходящие на земле в начале зарождения жизни. В этот аппарат вводили (через кран А) вещества, которые могли находиться в воде первобытного океана: Н2О, СО2, NН3, СГ4, Н2. Колбу Б подогревали, и вода в ней кипела, водяной пар заполнял аппарат, температура в нем поддерживалась - 80°С под давлением нескольких паскалей. В расширенной части аппарата в стеки впаяли два электрода и пропускали ток под напряжением 60000 В, дающем искровые разряды. В холодильнике водяной пар конденсировался в Н2О, которая стекала опять в колбочку. Аппарат хорошо герметизирован и работал непрерывно в течение многих часов. Уже в первые дни было отмечено изменение цвета жидкости в колбочке: из бесцветной она стала желтой, а к концу недели – темно – коричневой. При анализе раствора в нем было обнаружено присутствие большого числа органических соединений: спиртов, альдегидов, кислот (муравьиной и уксусной), сахаров, аминокислот (глицин, аланин), также получили мочевину, жирные кислоты. Как известно, аминокислоты – это те же «кирпичики», из которых построены молекулы белков.
2.Экспериментальное доказательство возможности образования аминокислот из неорганических соединений – чрезвычайно важное указание на то, что первым шагом на пути возникновения жизни на Земле был абиогенный синтез органических веществ.
(Дополнительные сходные результаты были получены отечественными учеными А.Г.Пасынским и Т.Е.Павловской. Они исследовали очень важный фактор, действие которого в начальный период было особенно важно – это ультрафиолетовое излучение.)
3.Вам было дано задание опережающего характера – получить возможные органические вещества (спирт, альгид, кислоты, углеводы, аминокислоты, белки) теоретически, записать уравнения реакций, если исходными данными были вещества вторичной атмосферы: NН3, Н2О (пары), СН4, СО2, Н2.
Ответы учащихся.
Учитель химии. При этом надо учитывать, что в составе планеты Земля присутствует большое количество неорганического углерода в виде карбидов (соединение С с Ме). Хотя карбиды этих Ме являются глубинными породами, но в отдаленные времена они могли выступать на поверхность Земли. А при взаимодействии карбидов с Н2О – образуются углеводороды:
1)Аl4С3+12Н2) 4Аl(ОН)3+3СН4
Метан
2)СаС2+2НОН Са(ОН)2+С2Н2
Ацетилен
Считают, что химическая эволюция, которая предшествовала появлению первых нуклеиновых кислот, длилась 2 млрд лет.
4.На возникновение сложного комплекса нуклеиновых кислот и белков, в котором нуклеиновые кислоты воспроизводят себя и контролируют синтез белка, потребовалось еще около 1 млрд лет.
Сначала исходная предбиологическая среда обладала зеркальной симметрией, т.е. содержала равное количество «правых» и «левых» изомеров. Затем под влиянием внешних воздействий и в силу иных причин происходит нарушение зеркальной симметрии в «первичном бульоне» и формирование хирально чистой органической среды: остались только левые аминокислоты и правые сахара. Этот этап исключительно важен, он отправная точка для последующей химической эволюции, так как образование даже сравнительно коротких цепочек белков и нуклеиновых кислот могло идти только в хирально чистой среде.
5.Как же осуществлялся на Земле синтез биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот? Для этого необходима реакция поликонденсации – соединение аминокислот в полипептидную цепочку, и при этом выделялись молекулы Н2О – ее надо удалять путем нагревания. В водной среде это невозможно! Поэтому, вопреки принятой прежде гипотезе о сплошной водной оболочке, новейшие данные геохимии, геологии все больше подтверждают мнение, что формирование биополимеров происходит не в открытом океане, а в пересыхающих морских лагунах. Адсорбируясь на илистом дне лагуны, различные мономеры подвергались полимеризации, конденсации, дегидратации под воздействием энергии Солнца. Образующиеся полимеры смывались волнами океана, обогащая «первичный бульон». Абиогенно синтез белков и нуклеиновых кислот в общих чертах воспроизведен в лабораторных условиях. Американский ученый С.Фокс в 1953 году не только синтезировал почти все аминокислоты, но и на основе полимеризации получил белковоподобные вещества, которые расщеплялись ферментами и сами обладали слабой каталитической активностью.
Через абиогенный синтез он получил и мононуклеотиды, нагревание которых в присутствии полифосфорной кислоты привело к образованию коротких цепочек нуклеиновой кислоты.
Основные экспериментальные исследования показали, что белковоподобные и простейшие нуклеиновые кислоты могли возникнуть в сравнительно простых условиях первичной Земли. Таким образом, химическая эволюция – закономерный естественный процесс, закладывали основы жизни.
XII. (Биология)
Учитель биологии. Итак, ребята, химическая эволюция – это закономерный естественный процесс, заложивший основы жизни.
Учитель биологии. А.И.Опарин предположил, что переход от химической эволюции к биологической связан с возникновением простейших органических систем – пробионтов, способных использовать из окружающей среды вещества и энергию и на этой основе осуществлять важнейшие функции – расти, подвергаться естественному отбору. Такой системой является открытая система, которую можно изобразить в виде схемы:
S А В Z
Внешняя среда Поступает в каплю Продукт реакции Внешняя среда
вещество
Моделью для пробионта явилась коацерватная капля.
Сообщение учащегося.
Коацерват – это сгусток, образовавшийся в первичном мировом океане при концентрировании раствора, состоящего из органических веществ.
Приближение коацерватных капель к организации живых систем возможным только тогда, когда она приобрела характер открытой системы. При встряхивании коацервата он разбивается на мелкие капельки. Исследования А.И.Опарина показали, что капельки коацерватов способны поглощать из окружающего раствора различные вещества (питаться), увеличиваться в размерах (расти). Вещества, поглощенные коацерватом, могут вступать между собой в реакции, а продукты реакций выделяться в окружающую среду (выделение). Между капельками коацервата происходит борьба за существование – выживают наиболее устойчивые, наиболее приспособленные к окружающей среде.
Вопрос: Можно ли коацерваты называть живыми существами?
Ответ: Нет, так как у них отсутствует главный признак живого организма – воспроизведение себе подобных, нет системы к самовоспроизведению и самообновлению.
Учитель биологии. Как же осуществился переход коацервата к простой системе, способной к самовоспроизведению?
Для формирования коацерватов достаточна концентрация 0,01 – 0,001% белка или другого полимер. Считается, что в первичном океане могло содержаться до 10% растворимых органических соединений, а в лагунах – еще больше. Процесс образования коацерватов осуществляется под влиянием межмолекулярных сил взаимодействия. И хотя в них нет совершенного обмена веществ, но их уже можно назвать самоорганизующимися системами, способными к осуществлению некоторых процессов, сходных с жизнедеятельностью клетки.
Подлинное начало биологической эволюции ознаменовано возникновением пробионтов с кодовыми отношениями между белками и нуклеиновыми кислотами. Их взаимодействие обусловило возникновение таких свойств живого, как самовоспроизведение, сохранение наследственной информации и ее передача последующими поклонениям.
Вероятно, на более ранних этапах преджизни существовали независимые друг от друга молекулярные системы белков и нуклеиновых кислот с весьма несовершенным обменом веществ и механизмом самовоспроизведения. Огромный шаг произошел именно в тот момент, когда они объединились. Способность к самовоспроизведению нуклеиновых кислот дополнилась каталитической активностью белков.
Пробионты, у которых обмен веществ сочетался со способностью к самовоспроизведению, имели наибольшую перспективу сохраниться в предбиологической эволюции, которая осуществлялась на протяжении не менее 3,5 млрд лет.
Можно предположить, что первые полинуклеотиды были проще, чем современные, содержали всего один - два десятка звеньев. Процесс редупликации проходил медленно. Однако образование на молекуле такой же по составу структуры другой молекулы возможно только на основе матричного синтеза. А это уже характерно для живой системы.
Следует отметить, что уже на ранних этапах жизни возник естественный отбор, а в процессе естественного отбора возник биогенный синтез органических веществ из неорганических.
Абиогенное вещество – органическое соединение, возникшее без участия живых организмов в результате усложнения веществ в период, предшествующий появлению жизни.
Биогенное вещество – органическое соединение, синтезированное живыми организмами. Биогенный синтез привел к появлению автотрофных организмов. Первые исходные формы, образовавшиеся в период химической эволюции, развивались в анаэробной среде, использовали готовые органические соединения – это были гетеротрофные организмы. После того как происходило обеднение первичного бульона, стали возникать другие способы обмена, основанные на энергии химических связей, - это были хемоавтотрофы (железобактерии, серобактерии).
Вопрос: Какой же следующий этап возник на заре жизни?
Ответ: Следующий этап – возникновение процесса фотосинтеза, который существенно изменил состав атмосферы – из восстановительной она превратилась в окислительную. Благодаря этому стало возможным кислородное расщепление органических веществ, при котором получается во много раз больше энергии, чем при бескислородном.
Учитель биологии. Таким образом жизнь перешла к аэробному существованию и могла выйти на сушу.
Вопрос: это были прокариоты, которые не имели обособленного ядра. Позже, под воздействием естественного отбора, клетки совершенствовались.
Вопрос: Какие же структуры появляются на Земле вслед за прокариотами?
Ответ: Вслед за прокариотами появляются эукариоты – клетки, содержащие обособленное ядро. А затем возникают специализированные клетки высших многоклеточных организмов.
Учитель биологии. Однако, ребята, существуют и другие гипотезы о происхождении жизни на земле. Об этом нам расскажет учитель химии.
XII. (Химия) Гипотезы вечности жизни.
Учитель химии. Кроме виталистического учения, было еще очень много гипотез происхождения жизни на Земле. Так возникло представление о вечности жизни во Вселенной. Появилась гипотеза панспермии, которую выдвинул немецкий химии Ю.Либих. Согласно этой гипотезе жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы и их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Сторонником гипотезы панспермии был выдающийся естествоиспытатель В.И.Вернадский. особенно активно развивал теорию панспермии шведский физик – химик Сванте Аррениус, создатель ТЭД (1907 г.). В опытах русского физика П.Н.Лебедева, открывшего давление светового потока, С.Аррениус увидел доказательство возможного переноса спор микроорганизмов с планеты на планету. Жизнь переносится, предполагал он, не в виде микроорганизмов на метеоритах, раскалывающихся при вхождении в плотные слои атмосферы, - сами споры могут перемещаться в мировом пространстве, движимые давлением солнечного света.
В дальнейшем и этот взгляд был отвергнут: в условиях космоса зачатие жизни в тех формах, которые известны на Земле, по-видимому, не могут существовать, и все попытки обнаружить в космосе какие-либо формы жизни не дали пока положительных результатов.
Тем не менее многие современные ученые высказывали гипотезы о внеземном происхождении жизни.
Так, американские ученые Ф.Крик и Л.Оргел полагают, что Земля была «заселена» какими-то разумными существами, обитателями тех планетных системе, развитие жизни на которых опередило нашу Солнечную систему на миллиарды лет.
2.Дополнение (гипотеза вечности жизни).
Существует и в настоящее время ряд сторонников панспермии. Они указывают, что Земля и окружающие ее планеты никогда не были полностью изолированы друг от друга. Напротив, между ними всегда существовала связь и обмен материей. В среднем на Землю падает около 1 тонны метеоритного вещества в сутки. Еще больше оседает пыли – до 250 т в сутки. Ряд ученых полагают, что вместе с метеоритами и пылью на Землю могут проникнуть живые и жизнеспособные организмы: споры, пыльца растений, микроорганизмы и др. Против гипотезы о переселении организмов в космическое пространство они будут убиты ультрафиолетовыми лучами, интенсивность которых в космосе очень велика, и низкой температурой космического пространства.
Но даже если бы было доказано, что жизнь занесена на Землю с других планет, то каким же образом возникла жизнь на этих планетах? По данным космологии, истории возникновения и развития планет очень близки между собой. Они проходят стадию раскаленных тел, и существование белков и жизни в таких условиях невозможно!!!
Каким же образом возникла жизнь на планетах? Приняв, таким образом, гипотезу переселения жизни с планеты на планету, мы уходим от вопроса о происхождении жизни на Земле.
Вот почему эта гипотеза не пользуется признанием биологов, хотя не лишена правдоподобия.
XIII. (Биология) Выводы.
Учитель биологии. Итак, ребята, современные знания о происхождении жизни на земле подводят нас к следующим выводам:
1.Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Биологической эволюции предшествовала длительная химическая эволюция.
2.Возникновение жизни – это этап эволюции материи во Вселенной.
3.Закономерность основных этапов возникновения жизни может быть проверена экспериментально в лаборатории и выражена в следующей схеме: атомы – простые молекулы – макромолекулы – ультрамолекулярные системы (пробионты) – одноклеточные организмы.
4.Первичная атмосфера Земли имела восстановительный характер. В силу этого первые живые организмы были гетеротрофами.
5.Дарвиновские принципы естественного отбора и выживания наиболее приспособленных можно перенести на предбиологические системы.
6.В настоящее время живое происходит только от живого (биогенно). Возможность повторного возникновения жизни на земле исключена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.
Цель урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7
План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская ги...
К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc
К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...