Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Панкратова Елена Игоревна

 

    Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель постоянно находится в поиске новой информации. Для достижения эффективности урока я: 1) использую различные базы данных в образовательном процессе;

2) пользуюсь возможностями дистанционного обучения;

3) применяю учебные электронные издания, ресурсы сети Интернет и пр.;

4) разрабатываю презентации к урокам, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля учащихся;

5) осуществляю тестовый контроль знаний обучающихся с использованием ПК;

6) оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов и пр.

    Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся:  аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения; развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы;  происходит закрепление знаний о высших и низших растениях;  формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по биологии.

Пояснительная записка

    Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель постоянно находится в поиске новой информации. Для достижения эффективности урока я: 1) использую различные базы данных в образовательном процессе;

2) пользуюсь возможностями дистанционного обучения;

3) применяю учебные электронные издания, ресурсы сети Интернет и пр.;

4) разрабатываю презентации к урокам, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля учащихся;

5) осуществляю тестовый контроль знаний обучающихся с использованием ПК;

6) оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов и пр.

    Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития  личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

     В наше  время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как активность, умение добиваться поставленных целей, уметь мыслить творчески, быть способным принимать нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях. Учащемуся необходимо уметь  из огромного количества информации  выбрать именно ту информацию, которая нужна  для него самого.

    На современном уроке усвоение  знаний, умений и навыков  происходит в развивающей среде. Урок не только  дает  знания, но и  готовит к жизни учащегося. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно - значимые умения и навыки, формируются компетенции учебно-познавательной  деятельности , закрепляются  и формируются необходимые знания.

     Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют. Использование  современных  педагогических технологий над процессом обучения отслеживают, подтверждают, опровергают или  расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

   Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности.    

    Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся:  аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения; развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы;  происходит закрепление знаний о высших и низших растениях;  формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Тимонина Елена Игоревна

Класс: 6 «Б»

Дата проведения: 17.11.2010 года

Тема урока: «Голосеменные растения».

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии:  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - проблемное обучение;

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;

3. Технологии развивающего обучения.

 Уровень усвоения: творческий.

Вид урока: Презентация в Microsoft Power Point.

Учебно-методическое обеспечение:  1.  Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. -М.: Дрофа, 2010. - 272 с.

2.  Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения". - М.: Дрофа, 2010. -30 с.

 Задачи: познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений, особенностями их строения; показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Цели урока:

 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о систематике голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса Хвойные, изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных (хвойных) растений, дать понятие размножения, как основного свойства живых организмов.

    2)  Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.

    3)  Воспитательная: формировать чуткое отношение к природе, умение видеть      прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.

Методы обучения:

1) на уровне восприятия: словесные, наглядные, практические;

2) познавательный аспект: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный, исследовательский, эвристический (частично-поисковый).

  1. логический аспект: сравнение, обобщение, классификация.
  2. методы стимулирования интереса (познавательные игры, новизна)

5)методы контроля (тесты, работа с электровикториной).

Формы работы:

 индивидуальная, в парах, в группах.

Средства обучения: 

коллекция шишек, гербарные материалы, определительные карточки, инструктивные карточки, тесты. Натуральные объекты  (веточки сосны, ели, шишки). Репродукции картин И. И. Шишкина «Еловый лес», «Корабельная роща», медиапроектор, компьютер,  электросхема «Отделы растений».

Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.

 Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

                                               1) особенности строения голосеменных;

                                               2) цикл развития хвойных растений;

                                               3) строение хвои и шишек голосеменных;

                                               4) значение голосеменных в природе и жизни

                                                человека.

Учащиеся должны уметь: 1) различать виды хвойных растений;

                                               2) называть характерные признаки голосеменных

                                                   растений.

Структура урока: I.Организационный момент, постановка познавательной

                                  задачи (1-2 мин.).

                                  II. Изучение нового материала (27- 28 мин.).

                                  III. Обобщение, закрепление (6-8 мин.).

                                  IV. Выводы по уроку. Домашнее задание (1-2мин.).

Ход  урока.

I Организационный момент, готовность класса к уроку, мотивация учащихся:

Учитель: Сегодня, я расскажу вам сказку. Наша сказка, это не совсем обычная сказка. Это сказка-быль.

                              У меня для вас задание

                              На уменье и на знание:

                              Разгадайте этот ребус

                              И найдете на доске

                              Название отдела,

                              В полной красоте.

(слайд: в ребусе зашифровано слово «Голосеменные»)

Учащиеся отгадывают зашифрованное слово. Учитель доводит до сведения ребят, что на уроке работает консультант, который фиксирует правильные ответы учащихся и заносит их в оценочный лист. (За каждый правильный ответ учащийся получает один балл - эти баллы суммируются в дополнительную оценку).

Правильно! Наша сказка называется «Голосеменные». А почему она так называется, и что за тайна скрывается в этом названии, мы сегодня с вами и выясним.

Перелистаем страницы сказки:

  1. Место голосеменных в царстве природы.
  2. Главные героини: ель, сосна, лиственница.
  3. В хвойном лесу.
  4. Работа в сказочной лаборатории.
  5. Развитие голосеменных.
  6. Значение голосеменных в природе и жизни человека.

Каждая сказка чему-то учит. Какие уроки мы должны извлечь из сказки?

  1. Знать многообразие голосеменных растений, особенности их строения.
  2. Учиться наблюдать и делать выводы.
  3. Учиться видеть и находить красоту в окружающем нас мире.

Помогать сегодня в работе вам будут определительные карточки, карточки – инструкции для работы в сказочной лаборатории, тестовые задания, с которыми вы будете работать по ходу урока, а в конце урока вы сами себе поставите оценку.

II. Изучение нового материала.

1.   Ребята, а в каком царстве-государстве живут голосеменные?

(Ответы учащихся).

(На экране слайд).

Царство: Растения

Отдел: Голосеменные

В настоящее время отдел Голосеменные растения делят на 4 класса:

  1. Гинкговые
  2. Саговниковые или Цикадопсиды
  3. Гнетовые
  4. Хвойные.

Мы сегодня рассматриваем класс Хвойные.

Класс Хвойные – вечнозеленые, реже листопадные, обычно высокие деревья, иногда кустарники. Это самая многочисленная группа голосеменных растений. В растительном покрове нашей планеты хвойные леса занимают более 1/3 всей площади, покрытой лесом. Лес, особенно хвойный – это зеленое золото. Он дает возможность жить всему живому на Земле.

Ребята, а какие растения относятся к хвойным ? Эти растения также зашифрованы в нашей сказке.

(На экране слайд - ребусы, в ребусах зашифрованы: сосна, ель, лиственница).

Учащиеся дают правильные ответы, баллы проставляются в оценочный лист.

Молодцы, ребята!

2.  Следующий этап нашей сказки - групповая работа.(Класс делится на три группы, в каждой из которых две подгруппы. Подгруппы  получают маршрутные листы. Командир группы назначается  учителем.)

Ребята, в ваших маршрутных листах не указаны растения, а ведь это главные героини нашей сказки! Каждая группа получит свою героиню, вам только нужно быстро и правильно отгадать загадки.

(На экране слайд с загадками.)

                                     

     Загадки.

  1. Что же это за девица?                       2) Елочка отличная

Не швея, не мастерица,                         Только необычная-

Ничего сама не шьет,                             К холодам у этой елки

А в иголках круглый год.                     Осыпаются иголки.

               /ель/                                                /лиственница/

                       3)  В жару слезою желтой плачет,

                            А в холод слезы прячет.

                            Не лиственница и не елка,

                            Хоть есть и шишки, и иголки.

                                        /сосна/

Ряд, первым отгадавший загадку, работает с данным растением. Цель: каждая группа получила свое растение, но после выполнения данной работы у нас будет обобщенная таблица и мы сможем  сравнить изучаемые растения.

Учащиеся приступают к работе с маршрутными листами, строго выполняя инструкцию. Время работы 5 минут.

На доске таблица «Сравнительная характеристика хвойных».

Признаки сравнения

Ель

Сосна

Лиственница

Отношение к почве

Отношение к свету

Форма кроны

Продолжительность жизни хвоинок

Способ распространения семян

Таблицу заполняют командиры групп. Идет сравнение таблицы по вопросам учителя:

-Какое растение более приспособлено к свету, почве?

-Форма кроны?

-Продолжительность жизни хвоинок?

-Как распространяются семена?

Итак, ребята, вы прослушали мини-рассказы по каждому дереву, заполнили таблицу, сделали выводы. А сейчас, давайте, выделим общие признаки отдела «Голосеменные». И мы с вами подойдем к разгадке нашей тайны.

Задание: /На экране слайд/. Из перечня признаков выбрать номера тех, которые относятся к голосеменным растениям.

Ребята, на экране 12 признаков, вы сейчас у себя в тетрадях отметьте номера тех признаков, которые относятся к голосеменным растениям. В восьмом признаке новый термин для вас- фитонциды. Определение термина на доске.

/Время-1минута/.

  1. Нет корней.
  2. Листья покрыты кутикулой.
  3. Споры созревают в спорангиях
  4. Споры образуются в коробочке.
  5. Листья игловидные или чешуевидные.
  6. Для размножения необходима вода.
  7. Размножаются семенами.
  8. Выделяют фитонциды.
  9. Есть органы: корень, стебель, лист.
  10. Вместо корней – ризоиды.
  11. Размножаются спорами.
  12. Семена находятся на чешуйках шишек.

Проверяем: 2-3 человека зачитывают номера ответов, затем проверяет экран.

/2,5,7,8,9,12/.Запишите признаки в тетради.  

Фитонциды - это летучие бактерицидные вещества, выделяемые хвойными растениями. Воздух в сосновых борах почти стерилен, поэтому санатории, в которых лечат людей, заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах.

Многие русские художники воспевали в своих полотнах красоту хвойных лесов. Перед нами репродукции картин И. И. Шишкина. Посмотрите, какая красота! Ребята, а хотите сейчас сами попасть в лес?

Ведь в сказке все возможно! 

3.   Физкультминутка. (Проводит учащийся класса Фурсов Иван). 

  1. Сели прямо, руки на колени, глубоко вдохнули, выдохнули.
  2. Посмотрели в правую сторону, затем в левую; еще раз: вправо, влево;

вправо, влево.

  1. Ребята, мы в лесу. Какой чистый воздух. Закрыли глазки, дыхание спокойное, ровное, слушаем пение птиц./музыка/
  2. Открыли глаза. Встали. Не поворачивая головы, посмотрели вверх, вниз, вправо, влево; еще раз: вверх-вниз, вправо-влево. И еще: вверх-вниз, вправо-влево. Какие красавицы ели перед нами.
  3. Потянулись, сорвали шишку, бросили ее в корзину, еще раз: потянулись, сорвали - в корзину и еще: потянулись, сорвали- в корзину.
  4. Посмотрите, под елью, столько шишек! Присели, взяли шишку, положили в корзину, встали; снова присели, взяли шишку, положили в корзину, встали; и еще раз: присели, положили шишку в корзину, встали.
  5. Хорошо в лесу! Сделали глубокий вдох, потянулись, выдохнули.
  6. Сели, руки на колени, выпрямили спинки. А собранные шишки, нам пригодятся в сказочной лаборатории.
  1. Ребята, я вам предлагаю посетить сказочную лабораторию, чтобы вплотную подобраться к нашей тайне. Перед вами лежат инструктивные карты и веточки сосны и ели. По определительной карточке вы определяете вид растения, а затем выполняете все задания по инструктивной карте. 

Время выполнения: 5 минут. Ребята, кто выполнит лабораторную работу раньше, тем предлагается творческое задание: задание №3-кроссворд.

Выводы: Итак, почему голосеменные так называются?

/Ответ: семена располагаются голо, открыто на чешуйках шишек/

Какую особенность в строении семени можно отметить?

/Ответ: у них есть крылышки, для распространения ветром и запас питательных веществ/

  1. Ребята, а зачем растениям семена?

/ Ответ: для размножения/

Размножение семенами - основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами. Возникновение семенного размножения- важный этап в эволюции растений. Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

Давайте рассмотрим схему «Развитие голосеменных» на примере сосны.

/На экране слайд/.

Объяснение учителя: Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки. Одни из них зеленовато-желтые. Они собраны тесными группами у оснований молодых побегов. Это мужские шишки. На чешуях мужских шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.

Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Такие пылинки ветер переносит на большие расстояния.

Другие шишки красноватые, одиночные. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и желто- зеленые, но находятся они на вершинах молодых веток. На чешуях красноватых шишек развиваются семязачатки (семяпочки), по два на чешуе.

Созревшая пыльца высыпается, и ее подхватывает ветер. Опыление произведут те пылинки, которые будут перенесены на пыльцевходы семязачатков. После опыления семязачатков чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. В пылинках образуются мужские гаметы, а в семязачатках - женские. Оплодотворение происходит в семязачатках закрывшихся шишек. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древесневеют. Семена у сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Ребята, это очень длительный процесс. Сколько лет  должно пройти, чтобы из маленького семени выросло дерево! Поэтому деревья надо беречь, а сосну особенно. Она выделяет фитонциды, очищает воздух. Но это не единственно полезное свойство хвойных растений.

  1. Какими же полезными свойствами обладают еще хвойные растения? У Ани было задание – поработать в библиотеке с энциклопедией по биологии, а также найти эту информацию в  Интернет. Послушаем сообщение Луптаковой Ани  «Значение голосеменных в природе и жизни человека».

III. Закрепление.

Сегодня мы с вами добывали информацию, используя различные источники. Наша сказка подходит к концу. Каждая сказка чему-то  учит. Чему же нас научила сегодня сказка?

  1. Работа с электровикториной «Отделы растений». (Данная электровикторина изготовлена учащимися и уже использовалась на уроках по другим темам - картинки меняются в соответствии с изучаемыми темами).

Учащиеся должны показать представителей отдела Голосеменные и назвать их, при правильном определении Голосеменных вспыхивает зеленая лампочка, если растение не относится к Голосеменным, то вспыхивает красная лампочка. Игра активизирует внимание, вызывает интерес.

  1. Теперь работа с тестами. На листах с лабораторной работой, там, где кроссворд, у вас напечатаны тесты. В течение 3 минут вы работаете с тестом, отвечаете на все вопросы, пустых клеточек не должно остаться. А затем у нас будет взаимопроверка.

Закончили выполнение работы, поменялись работами с соседом по парте. Неправильные ответы зачеркиваете. Ответы на экране.

Ребята, а сейчас поднимите руки те, кто ответил на все вопросы.

Кто не ответил на один вопрос?

Кто не ответил на два вопроса?

А есть, кто не выполнил работу?

(Если есть необходимость, то разобрать наиболее трудные вопросы)

Консультант заканчивает свою работу, учитель подводит итоги.

IV. Домашнее задание, выводы.

Учащиеся делают выводы по уроку, на экране домашнее задание (дифференцированное).

Домашнее задание  на оценку:

«3»-прочитать параграф №16, ответить на вопросы.

«4»- составить схему значения Голосеменных в природе и народном хозяйстве с использованием ПК.

«5»- подготовить электронную презентацию «Классы Голосеменных растений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...