Методическая разработка открытого занятия по теме "Луковичные растения, посадка, уход, размножение."
методическая разработка по экологии по теме
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по окружающему миру, биологии. Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого, лилии, гиппеаструма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок "Луковичные, посадка, уход, размножение." | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования
«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Конспект открытого занятия
Луковичные растения. Посадка, уход, размножение.
Автор работы:
Руденко Наталия Владимировна
Педагог дополнительного образования
Уварово 2016
Пояснительная записка.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление приумножать и ухаживать за ними. Не каждый может стать художником или дизайнером, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая в свою очередь, преображает, делает человека добрее. В этом помогает общение с живой природой – неиссякаемым источником вдохновения.
Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры, путём изучения растений из семейства луковичные.
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.
Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.
Актуальность: луковичные цветочные и овощные культуры могут быть использованы на уроках для организации и проведения практических работ, опыты с которыми можно проводить в течение всего года обучения. Знания, полученные обучающимися на занятиях, могут быть применены в повседневной жизни, в том числе и для облагораживания территории вокруг школы.
Новизна: занятие комплексное, направлено на интеграцию разных видов деятельности обучающегося, охватывает основные направления его развития.
Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого, чеснока, лилии, гиппеаструма.
Задачи:
- Образовательные: сформировать у обучающихся понятия о луковичных цветочных и овощных культурах, о строении луковиц, о способах их размножения (семенной, делении луковицы, посадка целой луковицы), правилах посадки и ухода за ними.
- Развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, работать самостоятельно и в группах.
- Воспитательные: создание оптимальных условий для воспитания у обучающихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
- Профориентационная: формирование знаний у обучающихся, необходимых для профессий сельскохозяйственной отрасли – растениеводства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Понятия и термины: луковичные растения, запасные питательные вещества, донце, чешуи, чешувание, бульбы, луковицы-детки, семена, побег, технология выращивания, посадка, рассада, полив, дезинфекция, перманганат калия.
Оборудование и материалы: ящики с землей, цветочные горшки, совки, лейки, клеенка, палочки, схема строения луковицы, технологическая карта посадки семян, луковиц, чешуй лилий, тарелки для семян, луковицы (гиппеаструма, лилий, чеснока, лука репчатого), полиэтиленовые пакеты с песком, изображение луковичных растений.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация схемы строения луковицы, технологических карт и натуральных объектов.
План занятия
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие. Представление себя детям.
1.2 .Подготовка аудитории к работе.
2.Основная часть.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
2.3. Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.
2.4. Физкультминутка.
2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
2.6. Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма и лука репчатого.
.
3.Подведение итогов.
3.1. Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.
3.2. Уборка рабочего места.
3.3. Анализ проделанной работы.
Ход занятия.
№ п/п | Части занятия | Организационно-методические указания | Длительность |
1 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. | Организационный момент. Подготовка аудитории к работе. Приветствие. Представление себя детям. Основная часть. Вступительное слово педагога Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия. Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные. Физкультминутка. Повторение правил по технике безопасности перед началом работы. Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма. Подведение итогов. Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе. Уборка рабочего места. Анализ проделанной работы. | В кабинете на столах расставлены ящики с землей, цветочные горшки, полиэтиленовые пакеты с песком, лейки с водой, на тарелках разложен посадочный материал(семена лука, луковицы растений).Столы застелены клеенкой. Для детей приготовлены салфетки. На стенде – схема лук, технологическая карта с изображением пошагового руководства посадки лука. -Добрый день, мои юные друзья! Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте друг с другом познакомимся. Дети называют свои имена. - Ребята, на уроке не выкрикиваем, а поднимаем руку. Когда говорит один, другие молчат. Если что то не получается, обращаетесь за помощью ко мне. На нашей планете много разнообразных растений. Каждое из них уникально. В пустыне, где нет воды, растут кактусы. В их содержится много влаги. А чтобы животные, которые хотят пить, не причинили им вред, у кактуса есть иголки. На севере, где холодно, растут очень выносливые растения, они не боятся сильных морозов и за короткое лето у них успевают вызреть семена. А некоторые растения не имеют прочного стебля, и для того чтобы дотянуться до солнца, они используют приспособления усики. Например, виноград. Много растений на планете, всех не перечислишь. На этом занятии сегодня мы с вами познакомимся с интересными представителями природы – луковичными. Изучим правила посадки и ухода за этими растениями. Наш урок будет состоять из нескольких частей. Вначале теоретическая часть, во время которой мы рассмотрим схему строения луковицы, познакомимся с представителями из семейства луковичных. Затем небольшой перерыв - физкультминутка. Затем практическая часть по посадке растений. -С древних времен человечеству известны представители луковичных. Люди используют их в пищу и как лекарственное средство, украшают ими свой сад и жилище. Эти растения уникальны. Чтобы понять, в чем их уникальность, давайте посмотрим на схему строения лука. У луковицы есть донце – это стебель, на котором крепятся видоизмененные листья – мясистые чешуи. В середине луковицы расположена почка, из которой вырастает наземная часть. А какие луковичные растения вы знаете? Дети называют названия растений. -Весной первыми зацветают подснежники, тюльпаны, нарцыссы, мускари, гиацинты и т.д. На огороде можно нарвать перышки зеленого лука. Посмотрите в весеннюю корзинку, все перечисленные цветы там. Летом собираем урожай лука репчатого и чеснока, на клумбах распускаются королевы – лилии, гладиолусы, декоративные луки и чесноки. Посмотрите в корзинку «Лето» Осенью, когда вся природа готовится к зиме, зацветают безвременник и т.д. Зимой луковичные радуют нас своими цветами дома. Это гиппеаструм, кливия и т.д. Вот мы свами и познакомились с некоторыми представителями семейства луковичные. А теперь мы будет учиться сажать эти растения разнообразными способами. Мы посадим семена лука, луковицы гиппеаструма, научимся разножать лилию с помощью чешувания. Прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Физкультминутка. Потрудились - отдохнем Встанем - глубоко вздохнем, Руки в сторону, вперед, Влево, вправо, поворот Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Правила по технике безопасности. -землю насыпать специальными совочками; -углубление делать палочкой, а не пальцами рук; -наполненные грунтом стаканчики, рассадочные ящики не ставить на край стола; -поливать стаканчики с грунтом в специальном поддоне; -воду не проливать -семена растений, луковицы и землю на вкус не пробовать; -после работы помыть руки. Чтобы вам было понятнее как сажать растения, я для вас разработала технологическую карту – схему посадки семян, луковиц, чешуй лилий. На этой карте изображена пошаговая последовательность посадки. Обращайте на нее свое внимание, если ,что то забудете. Работа технологической картой; 1 карточка - насыпаем землю в стаканчик, рассадочный ящик, песок в полиэтиленовый мешок. 2 карточка - проводим бороздки или делаем лунку палочкой для посадки семян и луковиц. 3 карточка – поливаем землю, песок. 4 карточка - кладем семена, очищаем луковицы гиппеаструма от сухих чешуй, делим луковицы лилий на чешуи. 5 карточка - засыпаем лунки с семенами землей, луковицы гиппеаструма немного заглубляем в земле, чешуи лилий кладем во влажный песок. Учащиеся с помощью педагога устанавливают ящики с растениями на столе, маркируют посадки бирками с названиями растений. Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места. Использование приема «обратная связь», когда обучающийся рассказывает, как он понял пройденный материал. -Ребята мы сегодня с вами выполнили очень большой объем работы. Узнали чем отличаются луковичные от других растений, познакомились с разнообразными видами луковичных растений, научились сажать и ухаживать за ними. Теперь на следующих уроках нам нужно будет поливать наших маленьких зеленых питомцев, а когда на улице установится постоянная теплая погода, мы посадим растения на нашу клумбу. Всем большое спасибо! | 1 мин. 2 мин. 1 мин. |
Список литературы:
В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996
В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999
М.Ф. Киреева, В.П. Грязева «Цветоводство в сельской местности», М., РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1989
Д.Б. Кудрявцев «Как вырастить цветы», М., Просвещение,1987
Ф. Мак- Миллан Броуз «Размножение растений», М., Мир, 1992
Е.Я. Мигунова перевод «Современная усадьба», «РИПОЛ КЛАССИК», издание на русском языке,1997
В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001
Журналы «Любимая дача», ЗАО «ЭДТПРЕСС-КОНЛИГА»
Журналы «Мой прекрасный сад» М., «Издательский дом «Бурда»»
Журналы «Сад своими руками»
Сайты:
http://yandex.ru/yandsearch?text=многолетние+цветы+для+ дачи
http://yandex.ru/yandsearch?text=однолетние+растения
http://yandex.ru/yandsearch?text=петуния
http://yandex.ru/yandsearch?text=ландшафтный+дизайн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"
Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"
Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"
Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...