Урок природоведения "Можно ли жить без воды?"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Волкова Светлана Петровна

Урок природоведения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_mozhno_li_zhit_bez_vody.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Можно ли жить без воды»

Девиз: «Вода – это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Академик А.П.Карпинский.

Цель урока: дать представление о воде как необходимом условии для жизни живых организмов

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о значении воды для живых организмов, приспособленности организмов к добыванию и сохранению воды, ее охране.

Развивающие:

  1. развитие мышления учащихся в процессе анализа рисунков и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам;

  2. Совершенствовать коммуникативные умения;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному краю;
  2. Прививать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративный, проблемное изложение,  демонстрация, игра.

Форма обучения: классно-урочная

Оборудование:

  1. слайд-программа;
  2. музыкальное сопровождение;
  3. стакан с чистой и с грязной водой;
  4. Опыт 1. Пробирка, спиртовка, пробиркодержатель, сухие семена;
  5. Опыт 2. Клубень картофеля, промокательная бумага, нож.

Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений,  экологических плакатов.

План урока:

1. Вода – необходимое условие для жизни (обсуждение названий к рисункам, придуманных учащимися и доказывающих необходимость воды для живых организмов).

2. Вода – составная часть всех живых организмов (проведение и объяснение опытов 1-3)

3. Вода – растворитель веществ, необходимых для организма и вредных для него (выполнение в тетради задания, контролирующего знания учащихся о воде как растворителе веществ, входящих в состав живого организма)

4. Испарение воды листьями растения (инструктаж по проведению опыта в домашних условиях)

5. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни (работа над экологическими понятиями о среде обитания, взаимосвязях организмов со средой обитания)

6. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Повторение домашнего задания

        Устный опрос

1) Соли, необходимые человеку

2) Соли, вредные для организма

        Письменный опрос – по карточкам (4 учащихся)

Фронтальный опрос. Игра «Светофор». Если правильное утверждение, учащиеся поднимают красные жетоны, если нет – синие.

1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа (нет)

2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл (нет)

3) Питание животных и человека зависит от растений (да)

4) Человек получает минеральные соли с пищей (да)

5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода (нет)

6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами (нет)

7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином (да)

8) Нитраты в капусте находятся в кочерыжке (да)

9) При нехватке солей кальция разрушаются зубы (да)

III. Изучение нового материала

Учитель: 

        На прошлом занятии мы изучили необходимые для человека и животных вещества –  минеральные соли, а сегодня познакомимся с удивительным веществом, а каким, вы должны догадаться. Ученица читает стихотворение.

С листа березового капля

Скатилась около меня,

В журчащий ручеек попала, и понеслась она звеня.

И в Лену юркнула сверкая,

В великой потекла воде.

Что станет с каплей? Я не знаю!

Куда дойдет, пристанет где?

Но из таких вот капель малых

Все океаны состоят.

И капли сокрушают скалы,

Валами грозными гремят.

(Иван Федосеев).

Ученики     - Вода

Учитель.

Сегодня мы с вами расширим свои знания о воде и ее значении для живых организмов.

Каждый человек знает, что такое вода. Она нужна для приготовления пищи и других бытовых нужд, для работы промышленных предприятий, для выращивания хороших урожаев. Чтобы получить один килограмм бумаги, требуется около 700 литров воды, для изготовления автомобиля требуется количество воды, в 50 раз превышающее его вес.

        Задание: 1)Рассмотри рисунок 77 и попробуй ответить на вопрос: можно ли жить без воды?

2) Выбери 3 картинки, которые кажутся тебе более интересными, и придумай к каждой из них такое название, чтобы в нем было слово «вода»

Учитель. Велика роль воды  в жизни природы: нет жизни без воды. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и огромному давлению на дне океанов; к 700 – жаре в пустынях и к 700 – холоду в Сибири и Антарктиде. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Демонстрация таблиц, рисунков учащихся, альбома с иллюстрациями (диск 1С:Репетитор. Биология) – Вода – необходимое  условие для жизни организмов.

2. Вода – составная часть всех живых организмов (проведение и объяснение опытов 1-3 стр. 110-111 рис. 78, 79)

Учитель. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наши мозги – состоят из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

Демонстрация опытов, доказывающих наличие воды в живых организмах.

Опыт 1. Немного сухих семян нагреем в пробирке над пламенем. Вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.

- Для чего, по-твоему, нужна в семени вода?

Опыт 2. Кусочек стебля комнатного растения или  картофеля, (огурца, яблока) положи между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижми. На бумаге появится вода.

Опыт 3. Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна. Музыкальное сопровождение «Шум воды»

Вывод: Вода входит в состав всех живых организмов на Земле.

3. Вода – растворитель веществ, необходимых для организма и вредных для него 

Учитель.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые вещества  и газы.

В природе вода содержит различные растворимые вещества. Наши космонавты пьют воду, в которой содержится серебро. Эта вода называется стерильной, в ней содержится 0,1 мг/л серебра. В нашей водопроводной воде много нежелательных примесей. Поэтому для питья эту воду нужно пропустить через домашний фильтр. Если нет фильтра, то необходимо дать ей отстояться в течение суток, а затем прокипятить.

Выполнить задание в тетради

1. Сок винограда на вкус …

2. Растения всасывают из почвы растворенные в ней …

3. Слезы и пот на вкус …

Вывод: В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества

4. Испарение воды листьями растения 

Инструктаж по проведению опыта в домашних условиях. Рисунок 80 стр. 112

        Учитель Кожа человека предохраняет организм от перегревания и охлаждения, участвует в поддержании постоянной температуры тела. Часть вредных веществ, избыток солей выделяются через кожу в виде пота.

Вывод: Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы

 5. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни 

Учитель. В разных условиях обитают живые организмы, но всем им приходится обеспечивать себя водой для жизни. Поэтому у организмов появились приспособления к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни.

Приспособления организмов к добыванию и сохранению воды.

- Жители пустынь – кактусы – запасают в тканях большое количество воды и экономно ее расходуют, превращение листьев в колючки (слайд 2)

-  использование жира в качестве источника энергии и воды (слайд 3)

- активность в ночное и сумеречное время суток (слайд 4)

- особое поведение, связанное с поиском воды (слайд 5)

- переживание жаркого времени в норах (слайд 6)

- осеннее сбрасывание листвы – приспособление к перенесению неблагоприятных условий, при этом резко уменьшается испарение воды растением (слайд 7)

- довольствие водой, полученной с пищей, никогда не пьют (слайд 8)

- длинные корни (слайд 9) 

Сообщение ученика:

        Верблюд может быстро и помногу пить: за 10 минут – до 100 литров воды, которую расходует очень экономно. Способность верблюдов долго не пить заключается в том, что они могут терять до 25 %  массы тела за счет потери воды. Повышение температуры тела до 40 градусов не вызывает усиления отдачи влаги, как у других млекопитающих. Небольшое количество воды верблюды получают с расщеплением жира, который запасается в горбах. Воздух под густой шерстью спасает тело от горячего воздуха окружающей среды. В сильную жару верблюды тесно прижимаются друг к другу боками. Температура в центре скопления животных равна температуре их тела – 39 градусов, тогда как шерсть на спине и боках крайних верблюдов нагревается до 70 градусов. На ступнях верблюдов находится мозолистая подушка, которая обеспечивает передвижение по горячему песку……..

6. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Учитель: Пресная вода составляет всего около 3% водных ресурсов Земли, а на доступные людям реки, озера и болота приходится всего-навсего 0,3% пресной воды. Поэтому нужно очень беречь чистую воду. Растет население нашей планеты, растут затраты воды. С развитием промышленности во всем мире наблюдается загрязнение рек, озер вредными веществами.

Демонстрация.  Учитель берет в руки стакан с грязной водой. Примерно так выглядят сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с неприятным запахом).

Учитель добавляет грязную воду в стакан с чистой водой. Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные?

Такую воду нельзя пить. От загрязнения морей нефтью гибнет много морских животных. Человек, как и все живые организмы, скоро может остаться без чистой воды.

Ученик Жестокий мир, жестокий век…
Ну что творишь ты, человек?
Леса под корень, нефть – в реке,
И в озере и в ручейке.
В лес не войдешь – там всякий хлам.
Ты – человек? Иль просто хам?
И как ты мог природы дикой
Царем назвать себя великим?
Прекрасный, чудный лик земли
Мы истоптали, извели.
Молчат деревья, лес молчит,
Лишь грустно старый кедр скрипит.
Все меньше птиц, зверей вокруг
Так что же делать будем, друг?
Планета чистой быть должна.
Тебе и мне она нужна!
Нужна затем, чтоб просто жить,
Учиться, верить и любить.

Учитель. Что можем сделать мы, чтобы наши водоемы оставались чистыми?

Учитель. Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.

А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту? Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков?  (слайды 10-18)

Водные источники нашей местности (слайды 19-23)

IV. Закрепление

Какие выводы можно сделать по уроку? Учащиеся делают выводы (слайд 24)

         “Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь” (слайд 25)

V. Домашнее задание

Прочитать §23, опыт и наблюдение

1) Опыт, доказывающий, что листья испаряют воду;

2) Наблюдение за расходом воды в семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Будем жить и помнить"

Это сценарий мероприятия приуроченного к годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Рассчитано на детей 12-15 лет (5-9 классов). В разработке представлены в хронологическо...

Система уроков по теме «Житие Сергия Радонежского» в 8 классе. Программа по литературе под редакцией Г.С.Меркина.

Материал включает разработку уроков с использованием иннновационных педагогических технологий....

Проект урока истоков "Искусство жить в любви"

Семья в православном понимании представляет собой домашнюю церковь, в которой закладывается воспитание подрастающего поколения, основа восприятия им мира. То, что дети получат в семье, они пронесут ск...

Урок мужества "Подвигу жить в веках!"

Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Урок по теме: «Жить или курить? Или решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимости», 6 класс

Цели урока: Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?». Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленног...

презентация к уроку в 5 классе по биологии Тема урока: «Можно ли жить и не дышать?»

презентация к  уроку в 5 классе по биологии   Тема урока:  «Можно ли жить и не дышать?»...