Система уроков по теме «Житие Сергия Радонежского» в 8 классе. Программа по литературе под редакцией Г.С.Меркина.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Материал включает разработку уроков с использованием иннновационных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov.doc | 186 КБ |
klub_lyubiteley_russkoy_slovesnosti.ppt | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование уроков по теме «Сергий Радонежский»
Система уроков
по теме «Житие Сергия Радонежского»
8 класс
Программа по литературе Г.С.Меркина
Урок 1
Тема: «Слово о святом Сергии»
Конспект
Цель: развивать у учащихся навыки анализа информационного текста, монологической речи, логическое мышление, коммуникативные навыки средствами технологии РКМЧП и ИКТ.
Задачи:
- создать условия для расширения кругозора учащихся, углубления знаний об истории Древней Руси и личности Сергия Радонежского;
- развивать умение работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять материал в виде кластера, таблицы “ Журнал исследования”;
- продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать и отстаивать собственное мнение.
Уровень усвоения материала: сущностно – репродуктивный, частично – творческий.
Средства обучения: информационный текст из Интернета (http:// ru.wikipedia.org), иллюстрации, справочная литература/
Техническое оснащение: компьютер(ы), доступ к Интернету, проекционная система.
Ход урока.
Оргмомент. Класс разбивается на микрогруппы (по желанию учащихся или с использованием жеребьевки), выбирается хранитель времени, который фиксирует время на этапах работы в группах.
Стадия “Вызов” - прием “Ассоциации”.
УЧИТЕЛЬ. Дорогие друзья! Начинаем заседание нашего клуба «Любителей русской словесности». Слово всегда несет информацию, не важно логическую или эмоциональную. И сегодня в наши задачи входит
озвучиваю задачи (слайд №2)
УЧИТЕЛЬ.Сегодня я предлагаю вам исследовать жизнь одного из самых, на мой взгляд, великих подвижников Земли Русской. Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации о нашем герое мне встретилась такая:
«Преобразователь монашества в центральной и северной Руси, наиболее почитаемый из святых русского Cредневековья». Труд духовный совмещал он с трудом физическим. Посмотрите на эти картины. Они представляют жизнь святого.
МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Кто наш герой? (Учащиеся называют варианты).
Это части триптиха «Труды Сергия Радонежского» художника М.В.Нестерова.
ЗАДАНИЕ 1.
УЧИТЕЛЬ.А сейчас подумайте, пожалуйста, и запишите все, что вы знаете или думаете о жизни нашего земляка. Все ваши ассоциации фиксируйте в первом столбике таблицы, которая называется “Журнал исследования”.
ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Что известно по теме | Что узнал из текста. |
Времени на эту работу вам отводится 2-3 минуты, его засекает хранитель времени.
(По окончании работы учащиеся по очереди озвучивают свои варианты, а без каких – либо комментариев фиксирую их на доске.)
ЗАДАНИЕ 2.
УЧИТЕЛЬ. Следующее задание для вас, ребята, такое. Попробуйте сформулировать определение понятия “Жизнь и подвиги святого Сергия ”, используя только записи на доске, получившееся определение запишите в первый столбик “Бортового журнала”.
Жизнь и подвиги святого Сергия – это время…
Как вы думаете, верно ли вы охарактеризовали жизнь великого подвижника на данном этапе? Все ли вам известно об этом?
ЗАДАНИЕ 3. ЭТАП ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
УЧИТЕЛЬ. Для того чтобы ответить на эти вопросы вам нужно
сравнить свои знания (они – в виде записей на доске) и информацию, которая предложена в электронной энциклопедии http:// ru.wikipedia.org. (Для удобства нашей работы можно размножить статью). Вам нужно сейчас изучить в разделе статьи «Рождение и детство», «Начало монашеской жизни», «Образование Троице-Сергиевого монастыря», проанализировать, содержащуюся информацию и во второй столбик “Журнала исследования” записать всю новую для вас информацию.
Рождение и детство
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года[2].
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890
По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. |
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.
Начало монашеской жизни
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Рерих Н. К. «Сергий Строитель», 1940
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
- прочитать учебные тексты в хрестоматии «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке», «О кончине святого», «Для вас, любознательные», составить конспект. На эту работу вам отводится 15 мин.
ЗАДАНИЕ 4. ЭТАП ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.
По окончании анализа текста обменяйтесь новой информацией с одноклассниками. (На этом этапе для ускорения процесса обмена информацией и для того, чтобы каждый ученик смог проговорить новую для себя информацию необходимо разбиться на группы).
На этом этапе, ребята, работает каждый из вас: каждый рассказывает для одноклассников, что он узнал, и затем в группах на основе новых для вас сведений вам нужно составить графический конспект, или кластер, или таблицу, или диаграмму, как для вас удобнее, в презентации «Жизнь и подвиги Святого Сергия» (одна из групп). ВЫДЕЛЯЕМ ГЛАВНОЕ! Вам нужно не только компактно записать или как – либо графически оформить конспект, но и представить вашу работу одноклассникам.
Время – 10 мин.
Представлять работу группы у доски нужно каждому, т.к. работали вы все вместе и результат, следовательно, у вас общий. Представлять и защищать.
(После работы по составлению кластера и его представления необходимо проанализировать “прирост” знаний детей.)
ЗАДАНИЕ 5. АНАЛИЗ УРОВНЯ СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте сравним уровень ваших знаний в начале урока (возвращаемся к записям на доске) и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу?
Можно начать так: В начале урока я знал, что …, а сейчас знаю, что …
УЧИТЕЛЬ. Для того чтобы проверить действительно ли вы все запомнили правильно, я предлагаю вам для выполнения несколько заданий различного типа.
Выберите себе столько, сколько вы сможете или захотите выполнить. Создайте собственный электронный (или рукописный) текст.
- Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
- Жизнь Святого Сергия можно охарактеризовать как…
- В своей жизни Святой Сергий…
II. Выскажите свое мнение по поводу высказываний:
- Сергий Радонежский смог достичь святости только при абсолютном доверии к Слову Божию и вере в Силу Божию..
- Сергий Радонежский смог достичь святости, потому что был воспитан к любви к людям и Богу.
III. Создайте собственный электронный текст: свою словарную статью для энциклопедии «Жизнь Преподобного Сергия».
УЧИТЕЛЬ. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня на уроке я …
- Сложнее всего для меня было …
- Больше всего сегодня мне понравилось …
- Сегодня на уроке я чувствовал себя …
Мои одноклассники сегодня …
Спасибо за урок. До свидания.
Урок 2
Тема: «Не ужасайся, избранник мой!».
Анализ главы, посвященной встрече преподобного с Богоматерью.
По главе «Посещение Богоматерью святого» их жития Сергия Радонежского» (учебник 8 класса под редакцией Г.С.Меркина.
Форма: интегрированный урок, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и «Дебаты».
Цели урока: 1.Проанализировать поведение сторон (Преподобный и Богоматерь), проследить их эмоциональное состояние, с помощью исследования и решения проблемной ситуации дать оценку действиям каждого.
2.Развивать критическое мышление учащихся: научить кодировать информацию, воспринимать явления интегрированно, через связь с другими науками, развивать творческие способности учащихся, способность к решению жизненных проблем.
3.Воспитывать способность к сотрудничеству, к работе в группе.
Состояние
положительное
Оборудование и наглядность: 1. Бланки для построения графиков состояния героев
События
Состояние
отрицательное
2. Алгоритм написания хокку.
Строчка 1. «Он был» кем-то или чем-то или «Он видел» кого-то или что-то.
Строчка 2. Место и действие (где и что делал).
Строчка 3. Определение (как?).
3. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Ход урока № 1:
Литература и математика – науки, лежащие друг от друга на разных полюсах. В этом и заключается «изюминка» урока: познание литературы через математику. Урок был проведен в общеобразовательном классе и не требовал углубленных знаний, но прошел очень интересно и увлекательно, т.к. позволил вовлечь в работу и «математиков», и «литераторов». Точность и логичность мышления одних и образность и эмоциональность других, «перемешанные» в процессе групповой работы, способствовали максимальной эффективности урока.
Другая находка – применение исследовательского метода работы в решении проблемной ситуации: разделение класса на «мифологов», «психологов» и литературоведов». Выполнение «ролевых» заданий дает возможность проанализировать поединок героев с разных позиций, рассмотреть различные точки зрения и на их основе выработать свою. Кроме того, урок – это шаг на пути профессионального самоопределения учащихся, знакомство с особенностями профессий.
I. Дифференцированное домашнее задание к уроку.
Подобрать цитаты, характеризующие поведение Богоматери и Преподобного:
1 группа – с точки зрения мифологии;
2 группа – с точки зрения психологии;
3 группа – с точки зрения литературоведения.
II. Слово учителя
Встреча Богоматери и Преподобного Сергия – это вовсе не обычная встреча; и не потому что она происходит «не по правде», а потому, что она нарушает самые основы традиционного типа взаимоотношений божества и человека.
● Можно ли однозначно оценить поведение Преподобного и Богоматери в этом видении? Почему?
III. Постановка проблемной ситуации.
Учитель. «Поединок» Сергия с самим собой и разговор Богоматерью, его душевное состояние и внешние проявления – это то, что поможет нам понять, кто жеСергий Радонежский– святой или человек? И как, с точки зрения мифологии, можно оценить действия Богоматери.
IV. Работа в группах
Эта работа является продолжением домашнего задания. Опираясь на подобранный материал, каждый чертит «график состояния» героев. Значение плоскостей, в которых работают группы такое же, как в математике, пересечение осей – 0, нейтральная точка. Происходящие события и внутреннее состояние героев несут как положительную, так и отрицательную нагрузку, на графике это выражено через расположение от нейтральной точки.
Полученные графики помещаются на доску для использования в дальнейшей работе представителями всех групп.
V. Фронтальная беседа. Одновременно эта стадия урока – вызов для второго урока по теме.
Обсуждение в классе полученных результатов, первичные предположения о поведении героев на основе полученных фактов. Заполнение первого столбика таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»: что я знаю о поведении и состоянии героев?
Ребята, из каких областей нам нужны знания для решения поставленной проблемы, каких специалистов необходимо пригласить? (мифологов, психологов, литературоведов).
VI. Реализация смысла.
1.Для дальнейшей работы необходимо разделить класс на три группы. Дети сами решают, в какой роли они хотят попробовать себя: в роли «мифолога», «психолога» или «литературоведа».
2.Работа в группе: заполнение второго столбика таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
Возможные варианты целеполагания:
«Мифологи»: если рассматривать Сергия как мифологического (сказочного) героя, то необходимо найти в его поведении элементы ритуального (сказочного) поведения и определить их.
«Психологи»: если рассматривать Сергия как обыкновенного человека, то необходимо проанализировать его общение сБогородицей: значение жестов, мимики, соотнести это с внутренним состоянием.
«Литературоведы»: в любом случае необходимо проанализировать действия героя как персонажа литературного произведения, его речь, характеристику автором, язык главы.
VII. Рефлексия.
1.Решение проблемной ситуации.
Учитель. Мы выслушали разные точки зрения. А теперь я попрошу желающих высказать личную позицию, оценить выступления каждой группы и поделиться впечатлениями о проделанной работе.
2.Творческое задание: написание хокку о переживаниях Преподобного по алгоритму.
Строчка 1. «Он был» кем-то или чем-то или «Он видел» кого-то или что-то.
Строчка 2. Место и действие (где и что делал).
Строчка 3. Определение (как?).
3.Домашнее задание: подготовиться к уроку-викторине, ответить на вопросы на с.48-50.
Урок 3
Урок-игра «Что? Где? Когда?»
Форма урока: урок-игра
Цели урока: проверить знания учеников, развивать логическое мышление, привлечь интерес к интеллектуальным играм.
Техническое оснащение: компьютер, проекционная система.
Оборудование урока: вращающийся волчок со стрелкой, круг с цифрами, 11 конвертов с вопросами, 2 рисунка скрипичного ключа, «черный ящик», свеча, призы.
Ход урока
Класс разбивается на 4-5 команд, каждая садится за свой игровой стол. Ведущий вращает волчок и называет вопрос. Среди конвертов с вопросами должны быть 1-2 изображения скрипичного ключа, обозначающего музыкальные паузы. На обдумывание ответа командам дается 1-1,5 минуты. Ответ команды пишут на листочках, которые сдают ведущему. Его помощник фиксирует порядок сдачи ответов и их правильность. Это учитывается при поведении итогов. Право устного ответа у команды, первой нашедшей ответ. Если ответ неверный, подключается следующая команда и т.д.
Ведущий должен объяснить, что за полные ответы, с указанием названия произведения, начисляются дополнительные очки. Ответы на некоторые вопросы даны в развернутой форме. Дети, конечно, могут отвечать более кратко. Объявляются капитаны и названия команд. Во время музыкальных пауз можно послушать русские народные песни.
Вопросы:
1. Грех смертоубийства считается самым страшным. Здесь же было совершено двойное убийство. Кто и почему его совершил? (демонстрация слайда 2)
(«Сказание о Борисе и Глебе»: Сказание рассказывает, что после смерти Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя — Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве — Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы — вышегородцы, присланные коварным Святополком, — вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: мол, болен отец и желает видеть его — Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом.)
2. Музыкальная пауза.
3.Этот церковный праздник установлен 24 июля и причисляется к великим годовым праздникам Русской церкви. Назовите праздник. (Демонстрация слайда)
(В честь Бориса и Глеба)
4. Эта улица в Москве была столбовой дорогой паломников из Кремля в Троице-Сергиев монастырь. Назовите ее. (Демонстрация слайда)
(Улица Ильи́нка (в XIV—XV вв. — улица Дми́тровка, 1935—1990 — улица Куйбышева) — улица в Центральном административном округе города Москвы, на территории Китай-города. Одна из старейших улиц Москвы. Проходит от Красной площади до площади Ильинских Ворот, лежит между Никольской улицей и Варваркой. Нумерация домов ведётся от Красной площади.)
5.Кто автор этих слов: «То были на публичное обозрение выставленные земные останки легендарного первоигумена, вдохновившего Русь на освободительную, от затяжного ордынского ига, Куликовскую битву. Она-то и придала светлому имени его навеки парольное звучание нашего национального единства, согласия и ,значит, надежды»? (Демонстрация слайда )
(Леонид Леонов)
6.Какое слово необходимо вставить в этот текст, чтобы получить цитату?
«Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу _____________, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом ____________ охвачены. Князем же _____________, скипетр Русской земли державшим, был тогда православный и непобедимый ____________ Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что ____________ веру имел в старца….».(Демонстрация слайда )
(«Великий»)
7. Музыкальная пауза.
8.«Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь…». В честь кого был построен монастырь?
(В часть «Пречистой Богоматери»)
9.Река, на которой святой Сергий поставил церковь Успения Владычицы нашей Богородицы, в честь Пречистой Богоматери. (Демонстрация слайда )
(Дубенка)
10.Музыкальная пауза.
11.Где была поставлена святым Сергием церковь в честь святого Богоявления и где один из учеников Преподобного стал настоятелем? (Демонстрация слайда )
(Голутвино, Голутвинский монастырь)
12.«Черный ящик». То, что там лежит связано с первым чудом в жизни Преподобного. Именно это, взяв в руки, он поразил всех по молитве чернеца.
(Псалтырь)
13.Кого еще , кроме Пречистой Богородицы, сподобился узреть преподобный Сергий?
(Апостолов Петра и Иоанна)
14.Его имя было прославлено от этих гор до этого города. Кто он? Какие это названия? (Александр Невский) (Демонстрация слайда )
15. Музыкальная пауза.
Подведение итогов, вручение призов.
Урок 4
Урок – литературная экскурсия
Варианты проведения урока-экскурсии:
- Посещение музея древнерусского искусства.
- Посещение картинной галереи:
Остановимся у картин и икон, изображающих фрагменты жизни Сергия Радонежского, вспомним отрывки из «Жития…», почитаем эти отрывки. Рассмотрим, что изображено, оценим мастерство авторов. Демонстрация презентаций.
- Заочная экскурсия по местам, связанным с именем Сергия Радонежского (Варницы, Радонеж, Сергиев Посад). Демонстрация видеоролика, презентаций.
- Заочная экскурсия по карте жизни святого: заранее подготовим этикетки с именами исторических и религиозных деятелей (фигур), во время «экскурсии» будем прикреплять их на хронологическую карту жизни святого.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши задачи Совершенствовать умения работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать его и обобщать. Учиться совместной работе в группе, развивать умения высказывать и отстаивать собственное мнение.
Он… «Игумен всея Руси», « возбранный воевода Русской земли», «Преобразователь монашества в центральной и северной Руси, наиболее почитаемый из святых русского Cредневековья»… ?
Он был… М.Нестеров. Части триптиха «Труды Сергия Радонежского»
Тема урока Слово о святом Сергии
Жизнь и подвиги Сергия Радонежского http :// ru . wikipedia . org .
Сравним уровень ваших знаний В начале урока я знал, что …, а сейчас знаю, что …
Проверим ваши знания Закончите предложения, вставив пропущенные слова. Жизнь Святого Сергия можно охарактеризовать как… В своей жизни Святой Сергий… Выскажите свое мнение по поводу утверждений: Сергий Радонежский смог достичь святости только при абсолютном доверии к Слову Божию и вере в Силу Божию.. Сергий Радонежский смог достичь святости, потому что был воспитан к любви к людям и Богу. Создайте собственный текст : свою словарную статью для энциклопедии «Жизнь Преподобного Сергия».
Мнение об уроке Сегодня на уроке я … Сложнее всего для меня было … Больше всего сегодня мне понравилось … Сегодня на уроке я чувствовал себя … Мои одноклассники сегодня…
О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского»
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» Цели:- углубление знаний учащихся о жанре жития;- развитие навыков анализа текста;- развитие навыков выразительного ч...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Житие Сергия Радонежского"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Житие Сергия Радонежского". Также ее можно использовать на уроках по основам православной культуры....
Учебно-методическая разработка урока по литературе с использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»
Урок по изучению «Жития Сергия Радонежского» в 8 классе. Учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития, с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных ...
Презентация к уроку "Житие Сергия Радонежского. Идеальный образ русского святого" (8 класс. Программа Т.Ф. Курдюмовой)
Презентация для интерактивной доски....
Урок литературы в 7 классе по произведению "Житие Сергия Радонежского"
В течение многих десятилетий для учащихся школ России тема агиографической литературы была закрыта. Однако если мы обратимся...
Древнерусская литература, житие Сергия Радонежского
Рассказ о детстве и жизнедеятельности Преподобного Сергия Радонежского...
Интерактивный тест к интегрированному уроку литературы и ОПК в 8 классе "Знаешь ли ты Житие Сергия Радонежского"
Интерактивный тест "Знаешь ли ты Житие Сергия Радонежского"? Можно использовать на уроках литературы в 8 классе по разным программам при изучении указанной темы, а также на занятиях по ОПК п...