Интегрированное занятие в РВГ «Вулканы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Это разновозрастное интегрированное занятие в двух классах: 5 класс (природоведение) + 6 класс (география). Урок ведут два учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rvg_vulkany.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в РВГ «Вулканы. Горячие источники»

(5 класс –природоведение, 6 класс – география).

Задачи

образовательные общие:

-    изучение причин и последствий вулканизма;

5 класс:

  1. формирование представления о происхождении горячих источников и вулканов, их строении;
  2. ознакомление с понятием «сейсмически активные районы»;

6 класс:

  1. углубление и расширение знаний о происхождении и строении вулканов и горячих источников;
  2. выявление отличий действующих и потухших вулканов.

развивающие:

  1. развитие мыслительного процесса и творческих способностей обучающихся;
  2. развитие навыков самообразования;
  3. развитие умения работать в разновозрастных группах;
  4. развитие внимания, памяти, речи.

воспитательные:

  1. формирование естественнонаучного мировоззрения;
  2. формирование коммуникативных качеств учащихся, культуры общения, ответственности за учебные знания, умения и навыки каждого члена группы.  

Оборудование: учебная таблица «Типы вулканов», карта полушарий, рабочие тетради, учебники, карточки с терминами: «мантия», «магма», «лава», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».  

Место проведения: учебный кабинет биологии. Занятие проводится учителями биологии (Б) и географии (Г).

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

План занятия:

  1. организационный момент
  2. определение темы и цели занятия
  3. сообщения учащихся
  4. закрепление и повторение изученного
  5. самостоятельная работа  
  6. подведение итогов занятия  
  7. домашнее задание

План занятия:

Этапы занятия

Время этапа

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

5 класс

6 класс

5 класс

6 класс

1. Организационный момент

3 мин

Приветствуют ребят, гостей. Создают эмоциональный настрой. Мотивиру-ют учебную деятель-ность в двух классах.

Рассказывают два мифа о происхождении вулканов (приложение 1).

Слушают.

2. Определение темы и цели занятия

3 мин

Б. Задаёт вопросы для определения темы, цели и задач занятия.

Г. Записывает задачи занятия на доске.

Отвечают на вопросы, определяя тему, цель и задачи занятия.

3. Изучение нового материала

Обобщение и актуали-зация знаний

7 мин

Г. Организует выступления шестиклассников, помогает им выпол-нить схему на доске.

Б. Помогает пятиклассникам правильно сделать записи в тетрадь.

Слушают объяснения шестиклас-сников, делают записи в рабочую тетрадь.

Выступают  с сообщениями о строении вулкана и зарисовывают схему на доску. Рассказывают о продуктах извержения вулканов (приложение 2).

4. Первичное осмысление изученного материала

Обобщение и система-тизация знаний

13 мин

Г. Рассказывает о сейсмически активных зонах,  видах вулканов, горячих источниках. Организует фронтальную беседу по изучаемому материалу

(приложение 3).

Б. Размещает на доске карточки с поня-тиями, демонстрирует минеральную воду.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой.

Помогают отвечать на вопросы в случае затруднения, работают с картой.

5. Закрепление знаний.

7 мин

Б. Организует анализ сообщения и стихотворения (приложение 6).

Г. Создаёт проблем-ную ситуацию (приложение 7).

Читают стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (приложение 5).

Сообщение об извержении Везувия и гибели Помпеи (приложение 4).

6. Подведение итогов занятия.

4 мин

Б. Организует коллективный анализ работы на занятии.

Г. Размещает на доске вопросы для рефлексии.

Анализируют выполнение задач занятия, оценивают свою работу и каждого; своё состояние на занятии (приложение 8).

7. Домашнее задание.

3 мин

Организуют выбор учащимися

домашнего задания.

По выбору или вопросы на стр. 66.

По выбору или обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы.

Приложение 1:

1 миф. 

        В одном древнегреческом мифе описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, который олицетворял огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух. Рухнул Тифон на землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул его в мрачный подземный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

2 миф.

        По преданию у древних римлян бог огня и кузнечного дела Вулкан ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкане в море, у берегов Италии.  Из горы непрестанно вырывались клубы дыма и языки пламени.

          Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Приложение 2:

  Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

  Кратер – (от греч. krater – большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

  Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

  Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой куполообразные.

  Лава  имеет температуру 1000˚C  и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, оно быстро застывает и образует вулканическое стекло.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую  форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный дом. Округлые бомбы приобретают форму в полете, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма – маленькие треугольники.

Вулканические газы – это горячие газы, температура их достигает 800-1000˚C. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.

Приложение3:

 - По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

- Как называется второе жерло и кратер?

- Какие бывают типы конусов вулканов?

- Каково состояние мантии?

- Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000-2500˚C?

- Где, по-вашему, мантия станет жидкой?

- Когда магма выльется наружу, чем она станет?

- В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

- Где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

- Чем отличаются действующие, потухшие и заснувшие вулканы?

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?

Приложение 4:

          24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь…

          Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.

Приложение 5:

Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

                  (А.С. Пушкин.)

Приложение 6:

- Что вы почувствовали, прослушав описание гибели Помпеи?

- Какую угрозу несут извержения вулканов?

- Перекликается ли стихотворение Пушкина с описанием Плиния?

- Какие продукты извержения описываются в стихотворении А. С. Пушкина?

Приложение 7:

- Возможно ли извержение вулкана на территории Москвы?

        

Приложение 8:

Мне понравилось на уроке (что?).......................................................................................

Мне было (скучно, интересно, весело, познавательно)...................................................

Я на уроке чувствовал себя (неловко, уверенно)..............................................................

Я бы изменил........................................................................................................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для обучающихся коррекционной группы на тему: "Путешествие в Белую сказку"

Данный конспект интегрированного коррекционного занятия составлен педагогом-психологом Сергеевой О.П. и учителем-логопедом Филатовой Е.С. для обучающихся с ОВЗ 1-2 классов (VIII вид), входящих в ...

«Урок с использованием ЭОР» Конс.пект интегрированного занятия по ИЗО Тема занятия «Подарок для кошки Мурки»

«Урок с использованием ЭОР»Аминова Ольга Александравна, учитель информатики, воспитатель д/сМуниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа п.Северный  Хвалынского...

Итоговое занятие по познанию в старшей группе и интегрированное занятие для родителей

Занятие "Волшебный клубочек" по формированию целостной картины мираИнтегрированное занятие "Заколдованные острова " для родителей...

Интегрированный урок география-история " Вулканы и гейзеры"

Данный урок позволяет  учащимся понять межпредметную связь истории и географии...

Интегрированное занятие «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения» (презентация к занятию)

Презентация к интегрированному занятию «Конструирование моделей технических объектов для учебного макета «Изучение Правил дорожного движения»...

Открытое интегрированное занятие в 7 кл. с обучающимися с ОВЗ. Занятие психолога и учителя математики.

У детей с ОВЗ (умственная отсталость) усвоение материала вызывает трудности, в связи с их индивидуальными особенностями. В данном занятии преподнесение материала происходит с необычным сочетанием псих...

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....