Открытый урок по теме "Рыбы" 7 класс
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
План урока для обучающихся 7 класса по теме: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб». Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_rybam.docx | 73.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»
Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.
Задачи: 1. Образовательные:
- закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб
- раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
- определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
- основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.
Развивающие:
- работать с классификацией типа хордовые животные,
- научиться узнавать изученных рыб,
- уметь сравнивать особенности строения рыб,
- уметь работать с учебником,
Воспитательные:
- показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
- раскрыть относительный характер приспособленности,
- показать влияние человека на численность рыб.
Оборудование: таблицы, презентации, макбуки, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.
Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления
Ход урока:
Разминка (под музыку делают упражнения)
Эпиграф к уроку:
“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
1.Вступительное слово учителя (тема, цель)
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.
Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.
В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. Вот сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.
Таким образом, перед нами несколько основных задач :
- закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб
- раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды
- определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека
- работать с классификацией типа хордовые животные
- показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение
- раскрыть относительный характер приспособленности,
показать влияние человека на численность рыб.
- Повторение.
На первом этапе путешествия отправим гонцов разведать путь-дорогу дальную с заданиями разного уровня сложности:
На «5» - «Закончи предложения» (Задание № 75 из печатной тетради)
НА «4»- « Внутреннее строение рыб», «Строение жабр рыб»
На «3» - «Виды и функции плавников»
Задания повышенной сложности на макбуках:
1.Выбрать верные суждения
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
5. Кровеносная система рыб незамкнутая.
6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
8. Органы выделения рыб – почки. (+)
9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)
10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)
11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)
2.Используя текст и картинки решить биологическую задачу (Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?)
Пока ребята работают, мы с вами вспомним классификацию типа хордовые животные и поработаем с заданиями в конверте, в которых перемешаны категории классификации и характеристики данных категорий. Ваша задача в течение 30 секунд расположить всё в правильном порядке. Кто первым выполнит задание – приз жетон «золотая рыбка», если вы заработаете 3 и более рыбки, можете в конце урока получить положительные оценки. По команде начинаете собирать.
1 ряд – вид: карп зеркальный
2 ряд-вид: сельдь атлантическая
3 ряд- вид: акула тигровая
Слушаем правильные ответы ( по паре из каждого ряда)
Молодцы, а теперь переходим к более сложному заданию: «Напиши сочинение…»
Я выдаю лист бумаги, на котором написана тема сочинения, а вы По-очереди, от парты к парте, будете передавать лист и дописывать своё предложение по данной теме. Последняя парта зачитает ваше небольшое сочинение.
1 ряд «Кровеносная система рыб..»
2 ряд «Пищеварительная система рыб..»
3 ряд «Покровы тела у рыб..»
Заслушиваем мини-сочинения и наиболее верное оцениваем на «5», весь ряд получает жетоны-рыбки.
Подошло время заслушать наших гонцов с ответами. Учащиеся у доски и на макбуках дают свои ответы. Выдать жетоны и оценки прокомментировать.
Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой.
Релаксация (30 секунд) ( слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой)
2.Новая тема.
Какой же рыбой вы себя представили? ( ответы: акула, сом, карась, окунь и т.д.)
Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes) — класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет.
К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.
Запишите число и тему урока.
Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.
Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.
Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, айпаты, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.
1 группа – Отр Лососеобразные, 2 группа – Отр.Сельдеобразные, 3 группа – Отр.Карпообразные, 4 группа – Отр.Окунеобразные 5 группа – Отр. Осетрообразные
Задание : Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице
Отряды | Условия обитания | Особенности внешнего строения | Представители |
Лососеобразные | |||
Подвели итоги семинара.
Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда ( Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых — наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)
Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.
Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.
Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».
Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)
Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)
Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?
Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные) тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.
Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? ( на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.
3.Закрепление.
Повторим пройденный материал. Я зачитываю вам вопросы-загадки, а вы пытаетесь отгадать,о каком отряде идёт речь? Кто первым поднимает руку и верно даёт ответ-приз рыбка.
Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки ,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.
1. Рыбы- водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде
2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой
3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)
4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы
5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.
6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях
4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.
5. Рефлексия.
Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки ( одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).
5. Домашнее задание: прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд по теме: Рыбы (15 слов-заданий)
А закончить хочу урок оптимистическими словами:
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало:
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало!
Золотая рыбка решила поделиться своими морскими богатствами с вами за вашу работу на уроке , решив повысить иммунитет полезной и богатой витаминами икрой красной. Она надеется, что вы будете беречь и приумножать богатства водные.
До свидания. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "
Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....
Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.
Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....
открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"
Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности; ...