Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya-7.doc | 176 КБ |
biologiya-8.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании РМО Директор МОУ
протокол № _____ от _____________ приказ № _____ от «_____» ____________ 20 __г «_____» ____________ 20 __г
Руководитель РМО:
___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс
на 2011 - 2012 уч.год
Составитель:
Учитель биологии:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объеты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
тетради с печатной основой:
В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
№ | Тема урока | Количество часов | Прогнозируемые результаты ЗУН | Лабораторные работы Экскурсии Контрольные работы |
I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ | 5 | |||
1 | Зоология-наука о животных | 1 | Сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, интерес к изучению зоологии; ознакомит с основными компонентами учебника и правилами работы с ним. | |
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе. | 1 | Формировать понятие о средах обитания и местах обитания животных; раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе; показать влияние деятельности человека на природные сообщества. | |
3 | Классификация животных. | 1 | Формировать представление о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира (царство, тип, отряд, семейство, род, вид); раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира. | |
4 | История развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | 1 | Обобщение, систематизация, проверка знаний и умений учащихся по теме «Общие сведения о мире животных» | |
5 | Экскурсия №1 «Обитание животных в природе. Обитание в сообществах» | 1 | Уметь наблюдать сезонные изменения в жизни животных. Выполнять правила по охране природных сообществ и поведения в природе. | Экскурсия №1 |
II СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ | 2 | |||
6 | Клетка. Ткани. | 1 | Сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма. | |
7 | Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | 1 | Сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов; обобщить материал по уровням организации животного мира. | |
III ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ, ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | 4 | |||
8 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | Сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. | |
9 | Класс Жгутиконосцы. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных. | |
10 | Тип Инфузории, или Ресничные. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных. | Л/р №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» |
11 | Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «п/царство Простейшие» | 1 | Закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека. | |
IV П/ЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. | 2 | |||
12 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. | 1 | Изучить особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой их обитания. | |
13 | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «П/царство Многоклеточные животные» | 1 | Сформировать знания о многообразии, классификации и происхождении современных кишечнополостных животных, их роли в природе; обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения по материалам темы «Тип Кишечнополостные» | |
V ТИПЫ: ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ И КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ | 6 | |||
14 | Тип Плоские черви. Белая планария. | 1 | Раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания. | |
15 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 1 | Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей; сформировать у учащихся знания о циклах развития паразитических плоских червей; раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей. | |
16 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | Раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания. | |
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви; о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни; об эволюции животного мира на примере представителей этого класса. | |
18 | Класс Малощетинковые черви. | 1 | Рассмотреть строение кольчатых червей; отметить усложнение их строения по сравнению с плоскими и круглыми червями; объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей. | Л/р №2 «Внешнее строение дождевого червя» Л/р №3 «Внутреннее строение дождевого червя» |
19 | Обобщение знаний по теме «Типы: Плоские, Круглые и кольчатые черви» | 1 | Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями. | |
VI ТИП МОЛЛЮСКИ | 5 | |||
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной среде. | |
21 | Класс Брюхоногие Моллюски. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе. | |
22 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков. | Л/р №4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» |
23 | Класс Головоногие Моллюски. | 1 | Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся. | |
24 | Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски» | 1 | Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о моллюсках, о их роли в природе и жизни человека. | |
VII ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ | 7 | |||
25 | Класс Ракообразные | 1 | Раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи сих образом жизни и средой обитания; показать многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни. | |
26 | Класс Паукообразные. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания; раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека. | |
27 | Класс Насекомые. | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания. | Л/р №5 «Внешнее строение насекомых» |
28 | Типы развития насекомых. | 1 | Сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых; обобщить систематизировать и проверить знания учащихся об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих. | |
29 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | Сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда; раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства. | |
30 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | Раскрыть характерные биологические особенности насекомых – вредителей с/х растений и способы борьбы с ними. | |
31 | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие», «П/царство Многоклеточные» | 1 | Обобщить, систематизировать и контролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных; построение выводов об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего стрения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека. | |
VIII ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ. | 1 | |||
32 | Общие признаки хордовых животных. П/тип Бесчерепные. | 1 | Сформировать знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым (на примере ланцетника). | |
VIII.I. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ. | 5 | |||
33 | Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. | 1 | Раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. | Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» |
34 | Внутреннее строение костной рыбы. | 1 | Раскрыть особенности строения скелета, мышц и нервной системы рыб; расширить и углубить понятия о рефлексах, особенности строения внутренних органов и обмена веществ в связи с жизнью в воде. | Л/р №7 «Внутреннее строение тела рыбы» |
35 | Внутреннее строение и особенности размножения рыб. | 1 | Раскрыть особенности строения нервной системы рыб; особенности размножения, развития и заботы о потомстве у рыб. | |
36 | Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. | 1 | Сформировать знания о многообразии и систематических группах рыб, раскрыть черты приспособленности рыб к жизни в условиях водной среды. | |
37 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы» | 1 | Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны рыб; обобщить, систематизировать и проверить знания по материалам темы «Надкласс Рыбы» | |
VIII.II. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ. | 5 | |||
38 | Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки. | 1 | Раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни. | |
39 | Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. | 1 | Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных на суше и в воде. | |
40 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | 1 | Объяснить особенности размножения и развития земноводных; формировать знания о происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. | |
41 | Многообразие земноводных. | 1 | Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека | |
42 | Обобщение знаний по теме «Класс земноводные» | 1 | Обобщить, систематизировать и проверить знания о классе Земноводные. | |
VIII.III. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. | 4 | |||
43 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | 1 | Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. | |
44 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | 1 | Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных. | |
45 | Многообразие пресмыкающихся. | 1 | Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаках отрядов. | |
46 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся» | 1 | Раскрыть значение пресмыкающихся в природе и жизни человека, важность их охраны; обобщить, систематизировать, проверить знания о классе Пресмыкающиеся. | |
VIII.IV. КЛАСС ПТИЦЫ. | 8 | |||
47 | Общая хар-ка класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. | 1 | Раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. | Л/р №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» |
48 | Опорно – двигательная система. Скелет и мышцы птиц. | 1 | Раскрыть особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полетом. | Л/р №9 «Строение скелета птицы» |
49 | Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | 1 | Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц в связи с полетом. | |
50 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Раскрыть особенности размножения и развития птиц. | |
51 | Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. | 1 | Раскрыть особенности жизнедеятельности птиц в различные сезоны года. | |
52 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | 1 | Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам. | |
53 | Значение и охрана птиц. | 1 | Изучение роли птиц в природе и значения их в жизни человека, обоснование необходимости их охраны. | |
54 | Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» (или экскурсия «Знакомство с птицами леса») | 1 | Обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся о птицах. (Уметь наблюдать сезонные изменения в жизни птиц. Выполнять правила по охране природных сообществ и поведения в природе.) | (Экскурсия №2) |
VIII.V. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ , ИЛИ ЗВЕРИ. | 10 | |||
55 | Общая хар-ка. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих | 1 | Изучить общие черты класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания. | |
56 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. | 1 | Сформировать знания особенностей строения скелета, мускулатуры и нервной системы млекопитающих. | Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих» |
57 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | 1 | Раскрыть особенности внутреннего строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных. | |
58 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | Раскрыть особенности размножения и развития млекопитающих. | |
59 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | 1 | Ознакомить учащихся с современными представлениями о происхождении млекопитающих и биологических особенностях первозверей и сумчатых. | |
60 | Высшие, или Плацентарные, Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | 1 | Сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | |
61 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | 1 | Сформировать знания о многообразии млекопитающих; биологических особенностях ластоногих и китообразных в связи с их жизнью в воде, парнокопытных и непарнокопытных, хоботных. | |
62 | Отряд Приматы.Экологические группы млекопитающих. | 1 | Сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей отряда Приматы, особенностях строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих. | |
63 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | Сформировать знания о значении млекопитающих в жизни человека. | |
64 | Обобщение знаний по теме «Класс млекопитающие» | 1 | Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Класс Млекопитающие» | |
X. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА | 4 | |||
65 | Доказательства эволюции животного мира. | 1 | Сформировать представления об историческом развитии, причинах многообразия и многочисленности животного мира. | |
66 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | 1 | Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира. | |
67 | Обобщение знаний по теме «Животные» | 1 | Обобщить, систематизировать знания учащихся по разделу «Животные» | |
68 | Итоговое тестирование по теме «Животные» | 1 | Определить уровень подготовки учащихся. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании РМО Директор МОУ
протокол № _____ от ____________ «_____» ____________ 20 __г «_____» ____________ 20 __г
Руководитель РМО:
___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
для учащихся 8-го класса
на 2011-2012 уч.год
Составитель:
Учитель биологии:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
- Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
- Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
(полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004 - Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Школьный учебный план на 2010- 2011 учебный год.
- Программа курса «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш /Биология в основной школе: Программы. - М.:Вентана -Граф, 2006.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.
Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.
В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2005
Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю, 20 лабораторные работы.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится школьная предметная олимпиада.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.
Знать:
- систематическое положение человека и его происхождение,
- особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
- приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
- правила гигиены, сохраняющих здоровье,
- факторы, разрушающие здоровье человека,
Уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
- оказывать первую помощь при несчастных случаях,
- соблюдать правила личной и общественной гигиены,
- пользоваться микроскопом, ставить опыты,
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.
Планирование составлено на основе : примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)
Учебники и методическая литература:
- Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя М. Вентана-Граф, 2009 г.
- Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8−го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005
- О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005
4. И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.
5 А.Г. Хрипкова "Возрастная физиология и школьная гигиена".
КАЛЕНДАРНО−ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Содержание, тема | часы. | Прогнозируемый результат ЗУН | Лабораторные, практические работы | Демонстрация оборудование |
I. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР | 6 | ||||
1 | Введение. Науки об организме человека. | 1 | Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала я. | ||
2 | Структура тела. Место человека в живой природе | 1 | Знать: Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, | ||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Л.Р.№1.Действие фермента каталазы на пероксид водорода | Разложение пероксида водорода ферментом каталазой. |
4 | Ткани. | 1 | Знать: Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Л.Р.№2. Клетки и ткани под микроскопом. | |
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции. | 1 | Знать: Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы рабатываемых ими гормонов. Уметь: ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | П.Р. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение | |
6 | Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». | 1 | Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». | ||
II ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 8 | ||||
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 | Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | Л.Р.№3 "Строение костной ткани". Л.Р.№4 Состав костей. | Скелета и муляжей торса человека, черепа, кости конечн. распилов костей. |
8 | Скелет головы и туловища | 1 | Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, . | ||
9 | Скелет конечностей | 1 | Знать: Обзор скелета конечностей Скелет поясов и свободных конечностей Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | П.Р. стр. 45 П.Р. стр. 46 об. П.Р. | |
10 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | ||
11 | Мышцы человека. | 1 | Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм | Приемов первой помощи при травмах. | |
12 | Работа мышц. | 1 | Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм | ||
13 | Нарушение осанки и плоскостопия | 1 | Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | П.Р. « Проверяем правильность осанки». П.Р. « Есть ли у вас плоскостопие?» П.Р. « Гибок ли ваш позвоночник?» ( выполняются дома) | |
14 | Развитие опорно-двигательной системы. Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система | 1 | Знать: Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | Контрольная работа по теме: Опорно- двигательная система | |
III КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ | 10 | ||||
15 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | 1 | Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Л.Р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки». | Моделей сердца и торса человека, приемов измерения арт.давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. |
16 | Иммунитет | 1 | Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | ||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Знать: Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | ||
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Знать: Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | ||
19 | Движение лимфы | 1 | Отток лимфы. Функции лимфоуз лов | П.Р. Кислородное голодание | |
20 | Движение крови по сосудам. | 1 | Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. организме | П.Р. Пульс и движение крови П.Р. Определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки П.Р. Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу. + + + | |
21 | .Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 | Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | П.Р. Доказательства вреда курения Выполняется дома | |
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | Знать: Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | П.Р. Функциональная сердечно-сосудистая проба | |
23 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотечений Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | ||
24 | Контрольная работа№3 по теме: "Кровь. Кровообращение". | 1 | Контрольная работа№3 по теме: "Кровь. Кровообращение". | ||
IV ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 5 | ||||
25 | Значение дыхания. | 1 | Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | ||
26 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | Знать: Обмен газов в легких и тканях Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | Л.Р.№6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, измерение жел, приемов искусственного дыхания. |
27 | Дыхательные движения Регуляция дыхания | 1 | Знать: Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. Знать: | Л.Р. №7 Дыхательные движения П.Р. Измерение обхвата грудной клетки (Выполняется дома) | |
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. | 1 | Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, | П.Р. Определение запыленности воздуха в зимнее время | |
29 | Первая помощь при поражении органов дыхания | 1 | Знать: Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | ||
. | V ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 7 | |||
30 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения | 1 | Знать: Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.Р. Местоположение слюнных желез Выполняется дома | |
31 | Зубы | 1 | |||
32 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Л.Р.№8 Действие ферментов слюны на крахмал Л.Р.№9 Действие ферментов желудочного сока на белки (выполняется при наличии оборудования) Подготовительная часть выполняется дома | Торса человека |
33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). | ||
34 | Регуляция пищеварения. | 1 | Знать: Регуляция пищеварения. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
35 | Заболевания органов пищеварения. | 1 | Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | ||
36 | Контрольная работа по темам "Дыхание. Пищеварение". | 1 | Контрольная работа по темам "Дыхание. Пищеварение". | ||
. | VI ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ | 2 | |||
37 | Обменные процессы в организме. Нормы питания. | 1 | Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.Р. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки | |
38 | Витамины | 1 | Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
VII МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2 | ||||
39 | Строение и функции почек. | 1 | Знать: Строение и функции почек. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Р.т. "Строение почек" | |
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
VIII КОЖА | 4 | ||||
41 | Кожа. Значение и ее строение | 1 | Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы. сальные. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | Рельефной таблицы "Строение кожи". | |
42 | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. | 1 | Знать: Нарушения кожных покровов и их причины. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
43 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. | 1 | Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах. Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены, пользоваться микроскопом, ставить опыты, | ||
44 | Контрольная работа по теме: Обмен веществ и энергии, мочевыделительная система, кожа. | 1 | Контрольная работа по теме: Обмен веществ и энергии, мочевыделительная система, кожа. | ||
IX | ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА | 2 | Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
45 | Железы внешний, внутренней и смешанной секреции. | 1 | Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпо чечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
46 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
| 1 | Рельефные таблицы "Гормональная система человека". | ||
X НЕРВНАЯ СИСТЕМА | 6 | ||||
47 | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 | Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.К. Действие прямых и обратных связей | . |
48 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы | 1 | . Знать: Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.К. Штриховое раздражение кожи | |
49 | Нейрогормональная регуляция | 1 | Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
50 | Спинной мозг | 1 | Знать: строение спинного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
51 | Головной мозг: строение и функции | 1 | Знать: строение головного мозга Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.Р. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка | Модели головного мозга |
52 | Контрольная работа по теме: «Эндокринная система, нервная система.» | 1 | Контрольная работа по теме: «Эндокринная система, нервная система.» | ||
XI ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ | 4 | ||||
53 | Как действуют органы чувств и анализаторы Орган зрения и зрительный анализатор | 1 | Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе. вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный V анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.К. Сужение и расширение зрачка П.К. Принцип работы хрусталика Выполняются дома | Модели глаза, уха, определение остроты слуха |
54 | Заболевания и повреждения глаз
| 1 | Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | ||
55 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | 1 | Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприни мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.К. Проверьте ваш вестибулярный аппарат Выполняется дома | |
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса | 1 | Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.К. Раздражение тактильных рецепторов Выполняется дома | |
XII ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА | 5 | Демонстрация безусловных и условных рефлексов, выплне - ние тестов. | |||
57 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1 | Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де ят Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.Р. Перенастройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма | |
58 | Закономерности работы головного мозга Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание | 1 | Знать: Анализ волевого акта. Каче ство воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | П.Р. Изучение внимания при разных условиях | |
60 | Воля и эмоции. Внимание Работоспособность. Режим дня | 1 | Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией | ||
61 | Контрольная работа по теме: «Анализаторы, поведение и психика» или тестирование | 1 | Контрольная работа по теме: «Анализаторы, поведение и психика» или тестирование | ||
XIII ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА | 6 | ||||
62 | Половая система человека. | 1 | Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изме нения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены | ||
63 | Наследственные и врождённые заболевания. | 1 | |||
64 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | |||
65 | О вреде наркогенных веществ. | 1 | |||
66 | Психологические особенности личности | 1 | Знать: Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала. | ||
67 | К.Р. «Индивидуальное развитие» | 1 | К.Р. «Индивидуальное развитие» | ||
68 | Итоговое тестирование Обобщение изученного. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...