биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся
статья (биология) по теме
Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.
Привожу примеры используемых мною диктантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioldiktant.odt | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся.
Учитель биологии ВВК
МБОУ лицей №4
Савченко.О.Р.
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. От правильной постановки контроля часто зависит успех обучения.
На уроках биологии для текущего контроля знаний я часто применяю устную проверку.
Это позволяет сразу получить информацию об уровне подготовки учащихся. При этом можно обсудить большой круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала. При необходимости одновременно можно ликвидировать имеющиеся пробелы в учебной подготовке. Поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
Однако ответы отдельных ребят не позволяют сделать объективный вывод об уровне подготовки учеников всего класса в целом и на устный опрос уходит значительная часть урока. Поэтому я стала проводить различные виды биологических диктантов. При такой форме контроля можно достаточно полно охватить знания учащихся при минимальных затратах времени. Еще одно преимущество биологического диктанта — краткие ответы. Это особенно важно для 5-7 классов, где дети пишут медленно и с трудом логически верно излагают свои мысли на бумаге.
В этих классах биологический диктант является одним из средств текущей проверки сознательного выполнения домашнего задания, можно его проводить в конце раздела или темы. Так же целесообразно проводить диктант после первого цикла усвоения знаний. Это быстрая проверка усвоения нового материала всеми учащимися в конце урока ( без оценок в журнал), с целью выявления и устранения пробелов, так как он позволяет охватить все знания из образовательной цели. Могу предложить следующий пример подобного диктанта. Урок «Побег. Строение и значение побега».
- Осевая часть побега называется - …..(стеблем)
- Боковая часть побега называется -.... (листьями)
- Зачатки новых побегов - это......(почки)
- Участок стебля, от которого отходит лист, называют ….. (узлом)
- Участки стебля между узлами называют ….(междоузлиями)
- Почка, расположенная на верхушке побега называется - …..(верхушечной)
- Снаружи почка покрыта видоизмененными листьями, которые называются …...(почечными чешуями)
- Почка, в которой находятся зачатки стебля, листьев и почек называется -....(вегетативной0
- Угол между листом и стеблем называют …..(пазухой)
- Генеративная почка — это почка, содержащая зачатки вегетативных органов и …. (цветков)
- Верхушечная часть побега, в которой формируются зачатки новых органов называется ...(конус нарастания).
Повествовательные предложения в диктанте можно заменить на вопросы. Часть диктанта можно провести , показывая необходимое место на живом побеге или рисунке на таблице.
Если позволяет оснащенность кабинета, то биологический диктант можно провести в форме динамической презентации. В центральной части слайда выводим утверждение. Через 30 секунд оно заменяется на этом слайде следующей фразой с помощью анимации. Можно под каждое утверждение использовать отдельный слайд. Текстовый диктант можно превратить в цифровой. На экране высвечиваются предполагаемые ответы на вопросы диктанта. Учитель читает вопросы, ( темп чтения ориентируется на среднего ученика), а ребята находят правильный ответ и записывают в тетрадь только номер вопроса и против него — цифру правильного ответа. Это экономит время, но не проверяется правильность написания биологических терминов.
Сэкономить собственное время учителю поможет проведение графических диктантов. Ответы записываются на листе в клеточку в одну строку, на каждый ответ — одна клеточка. На доске записываются условные обозначения ответов: неправильный — прямая линия, а правильный — уголок . Составляется набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Например: 1. Тело большинства моллюсков заключено в раковину. 2. Раковина улиток двустворчатая. 3. Снаружи тело моллюсков покрыто кожной складкой — мантией. 4. Крове- носная система моллюсков замкнутая. и т. д .Учащиеся после каждого предложения отвечают соответствующим графическим шрифтом. Учителю остается сделать собственный шаблон правильных ответов и, прикладывая его к работе ученика, легко найти ошибки. Вся стопка тетрадей проверяется очень быстро.
Перед началом проверки диктанта необходимо объяснить детям, что такая форма работы наиболее легкая, что проверяются известные факты, не требуется длительного размышления и поэтому оцениваться она будет с максимальной строгостью. Часто школьники воспринимают контроль знаний как проверку, необходимую учителю, но ни как деятельность, необходимую им самим. Чтобы изменить такое отношение можно изменить форму проверки. Можно ознакомить с вариантами ответов,чтобы каждый проверил свои ошибки и сам выставил себе оценку или провести взаимопроверку ( шкала перевода баллов в оценку сообщается дополнительно: “5» - выполнение 100 -90%, «4» - свыше 70%, «3» - не меньше 50% правильных ответов ). При такой проверке ученики сами видят свои достижения и проблемы. Ученики, не справившиеся с работой, выполняют ее дома и могут ответить во внеурочное время.
Для более быстрой обратной связи можно попросить поднять руки тем ученикам, кто не справился с первым, вторым, третьим и т. д .заданиями. Таким образом легко устанавливается утверждение, вызвавшее наибольшее затруднение и проводится корректировка знаний.
В старших классах знание биологических понятий становится необходимым. т. к. без применения терминологии не возможно объяснить материал научным языком. Если ученики их четко не усвоили, то они просто не понимают о чем идет речь на уроке. Знание биологических терминов легко проверить, используя любой вид диктанта.
Биологические диктанты мы пишем с обратной стороны тетради. Собранные в одном месте, они показывают динамику роста собственных достижений в усвоении предмета.
Так как биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели ученики при изучении той или иной темы, то для тематической проверки использую диктанты в сочетании с другими формами контроля (тестирование, решение задач, краткие самостоятельные работы).
Систематическое проведение биологических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Больше не возникает вопросов: «Вы меня сегодня не спросили, что я зря учил?!» Каждый ученик знает, что его знания будут проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие, самокритичность, ответственность, развивает навыки отвечать на слуховое восприятие, обучает концентрации внимания. .
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли дети делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнивать ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Открытые задания
Перед формулировкой задания дается инструкция: дополните. В этой форме заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися. При этом нужно формулировать такие задания, чтобы в ответе содержалось 1 –2 слова, числа, формулы и т.д.Предлагаемый ответ должен быть точным и кратким, поэтому нужно очень внимательно составлять текст задания. Для ответа отводится столько места, сколько для этого необходимо.
Методика составления открытых заданий довольно проста. Вначале разработчик формулирует вопрос, затем записывается полный предполагаемый ответ. Из ответа исключается ключевое слово (число, формула) которое ученик должен потом выписать, и формулируется тестовое задание. Число таких заданий в тесте бывает, как правило, небольшим. Они считаются более трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания; в этом случае вероятность отгадать правильный ответ равна нулю.
Биологический диктант
Быстро проверить знания учащихся всего класса по важному разделу, параграфу учебника можно при помощи биологических диктантов. Для проверки домашнего задания учитель составляет вопросы по материалу параграфа, выделяя самые главные положения. Вопросы формируются так, чтобы ответы были предельно краткими. Учащиеся пишут порядковый номер очередного вопроса и дают краткий ответ. Темп опроса регулирует преподаватель, ориентируясь на средних учеников. Он читает текст или использует магнитную ленту.
После первых занятий по генетике накапливается много терминов, без четкого знания которых затрудняется усвоение нового материала. Поэтому целесообразно дать диктант по генетическим терминам.
Термины | Ответы |
1. Гибрид | 1.Помесь |
2.Гамета | 2.Половая клетка |
3.Гаплоидная клетка | 3.Клетка с одинарным набором хромосом |
Преподаватель диктует термины, а учащиеся, ставя порядковые номера, дают определения (см. табл.)
и т. п. до 16 терминов в одном диктанте[2]
После изучения ряда тем целесообразно провести фронтальную письменную проверочную работу обобщающего характера (в течение 10 – 15 минут), чтобы выяснить степень их усвоения у всех учащихся. Такие работы составляют по вариантам, включающим один – два вопроса по разным разделам изученной темы или ряда тем.
Под заголовком введем условия диктанта: если обучающийся считает утверждение неверным, он рисует черту. Если он считает утверждение верным - уголок.
В центральной части слайда выводим утверждение. Через 30 секунд оно заменяется на этом слайде следующей фразой с помощью анимации. Можно под каждое утверждение использовать отдельный слайд.
По завершении диктанта в нижней части слайда щелчком мышки выводится решение диктанта. Учащимся удобнее всего записывать решения развивающих заданий с обратной стороны рабочей тетради. Исправления, зачеркивания, неминуемые при выполнении диктантов,– не украсят фасад тетради. Но в то же время сосредоточение решений в одном месте, самостоятельная оценка всех вариантов покажут ребятам их уровень владения разными навыками, продемонстрируют динамику его роста.
Цифровой диктант
Технология приема. Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, требует при определенном навыке 5–6 мин. Каждое утверждение произносится учителем 1–2 раза, ученики записывают свое мнение о нем в виде: 1– «согласие» или 0 – «несогласие».
Затем учитель демонстрирует (на доске или устно) правильный ответ, называет критерий оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Однако, если на этом остановиться, эффективность выполнения задания будет минимальной. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей: ученики поднимают руку, когда учитель просит сказать, кто правильно ответил на 1-й вопрос, на 2-й и т.д. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это – проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного-двух учеников – это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя.
Сама форма утверждений в цифровом диктанте тоже может нести функцию развивающего задания. Сравните: «Я утверждаю, что центр происхождения табака находится на Американском континенте» – это уровень простого воспроизведения знаний. Но «я утверждаю, что для выяснения вопроса о наследуемости интеллекта достаточно генеалогического анализа» или «в потомстве кареглазых родителей никогда не будет голубоглазых детей» – такие утверждения требуют и анализа, и других мыслительных операций.
Когда и зачем может быть использован. Прием позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания.
Возможности применения:
1) при актуализации необходимых ЗУН в начале урока, темы;
2) при оперативной диагностике уровня усвоения изученного материала в середине или конце урока;
3) для проверки домашнего задания;
4) как форма проверки самостоятельной работы для учеников, наверстывающих пропущенные по болезни занятия
Буквенный диктант
Технология приема. Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.
Когда и зачем может быть использован. Прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание.
Возможности применения:
1) прием отлично работает при введении новой темы, объяснение которой основано на актуализации опорных знаний; в этом случае зашифровывается тема урока;
2) на этапе усвоения понятийного аппарата темы;
3) на этапе предварительной диагностики перед зачетом.
Биологический диктант в форме динамической презентации.
На каждом слайде предложены определения понятий:
Макроэволюция
Биологический прогресс
Биологический регресс
Морфофизиологический регресс
Ароморфоз
Идиоадаптация
Специализация
Дегенерация
Микроэволюция
Ген
Генофонд
Мутация
Вид
Популяция
Ареал
Задача: написать понятие, которое соответствует данному определению.
Время выполнения задания -30 сек. на каждый слайд
(смена слайдов – автоматическая) всего -10 слайдов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...
нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...
Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся
Выступление на конференции...
Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся.
Тестовый контроль – одна из форм оценки знаний и умений учащихся....
Химические диктанты как форма контроля знаний по химии в 10 классе
В предложенном материале дается крактая характеристи особенностей химических диктантов по химии, указаны преимущества и недостатки такой формы контроля. Предложены три варианта химических диктантов ра...
Математический диктант как форма контроля знаний.
Математический диктант как форма контроля знаний....