урок по теме "Лекарственные растения"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

Урок по теме "Лекарственные растения ".Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих   технологий на уроках биологии. Урок знакомит  учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет  знания о их лечебных свойствах. о роли  лекарственных растений в жизни человека и в природе.   В течении  всего урока  у учащихся формируется бережное отношение к  природе и своему здоровью., так же формируется умение  проводить наблюдения , работать  с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy__urok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый  урок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ»

Задачи:

  1. Изучить  типичные , широко  распространенные  лекарственные   растения,  учить  распознавать  и определять  эти  растения,  развивать  понятия по  систематике.
  2. Познакомить  с  лекарственными  растениями  родного  края.
  3. Продолжить   формирование  практических  умений  и  навыков  работы  с  учебником и  дополнительной  литературой,через  поиск  дополнительного материала, фактов  к  темам  урока
  4. Воспитание  чувства  гордости  за  богатства  малой  родины, эстетического  чувства  прекрасного  через  красоту  лекарственных  растений

Оборудование:

Таблицы  с  лекарственными  растениями, корзинка, костюмы, сборы  лекарственных  растений( фито чай , грудные  сборы, сборы) рецепты  салатов, витаминных  чаёв,  гербарные  экземпляры  лекарственных  растений.

                                    ХОД  УРОКА.

 Организационный  момент.

Здравствуйте,  ребята. Сегодня у нас необычный урок . Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ:

Учитель: « …. Один  человек   учился  у  мудрого  знахаря  искусству  врачевания  и как-то  раз  спросил ,когда  ему  будет,  наконец,  разрешено  лечить   людей,  ведь  он  уже  сейчас  многое  умеет. Вместо  ответа  учитель дал  ему  задание. Иди  и  принеси всё то, чем  ты будешь  лечить» Ученик  вернулся  через  неделю  и сказал учителю .  « Я не  смог  выполнить  задание  , которое  ты  поставил  передо  мной»

РЕБЯТА, КАК ВЫ  ДУМАЕТЕ  ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ?  ( примерные ответы  уч-ся:

-Так как в природе много различных растений которые могут излечивать.

-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести. )

Учитель:  ученик  сказал «…..потому что …  я не состоянии  принести  всё то , что  может  излечивать ,  так  как  в природе  каждый  минерал ,  каждое  растение, каждое  животное  целебны»

Изучение  нового  материала.

Учитель:  Сегодня  мы  поговорим  о  растениях.

ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»  (проговаривается), запись  в тетрадях  темы  урока

Эпиграфом  к  уроку  послужат  такие  слова:

                      Есть в травах и  цветах  целительная  сила

                      Для  всех,  умеющих  их  тайну  разгадать……

Учитель: Впервые  упоминания  о лекарственных  растениях  стали  известны  из  сочинения Диоскрита «О лекарственных  травах», в  котором были  описаны  более 600  растений  и рецепты  их  применения, написанного  в  древние  века. Именно  с тех  времён  известен  человеку  сад  Артемиды .  

Учитель: Волшебный  сад  Артемиды – это  сад – фармакон,  где  по легенде  росли  целебные  и  ядовитые  растения. Этот  сад  находился    на  Кавказе. В переводе  слово  «фармакон» (показывается термин )  одновременно  обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство».  Так  что  мы вполне  можем  сказать, что  сад  Артемиды – это  лекарственный  сад.

( запись  в тетради  слов -  фармакон, сад  Артемиды)

В наше  время  существуют  специальные  плантации  лекарственных  растений. Именно  с этих  плантаций  лекарственные  растения  попадают  в аптеки.

                      Инсценировка (учащиеся в роли травницы, прохожего)

Звучит  музыка.( звуки  леса - пение птиц)

( травница  собирает  растения,  кладёт  их в  корзину)

Прохожий:( удивлённо) Что  делает  эта   девочка ? Подойду  поближе…. Хорошая  погода  сегодня, не  правда ли?

Травница:  Да,  хорошая  для  того  , чтобы  травы собирать.

Прохожий: Травы  собирать?

Травница: Ну , разумеется, ведь в  дождь  это  делать  нельзя. Собранные во  время ненастья  травы  теряют  свою  целительную  силу.

Прохожий: А что  за  траву вы  собираете и как  её  используете?

Травница: ( подойдя  к доске, показывает  на  плакате  с частями  растения)                  Корни  валерианы  от  болезней  сердца,

                                    Трава крапивы  для  блеска  волос

                                Листья ноготков для  улучшения структуры  ногтей        

                               Плоды  шиповника  от  гриппа

       

Учитель:  И действительно ребята, слушая эти высказывания вспоминается  такое выражение «Подобное  лечиться  подобным». И  это  выражение   справедливо  в буквальном  смысле. Ведь на самом деле ломкие  ногти  полезно  подержать в  отваре из  ноготков, а грецкий  орех  так  похожий на  головной  мозг, улучшает  его  работу.

     

Ребята ,а как  вы думаете ,как  человек узнал, о  лекарственных свойствах  растений?

( ответы  уч-ся :

-Наблюдал  наверное за животными. )

Учитель: Верно, люди наблюдали  за  животными  и видели , что  больные  животные ели , определённые растения. Вспомните, своих  домашних  животных:  кошку, собаку. Если наблюдали  за ними ,то ,  видели , что  они  часто  едят  или  кусают  какие-то  травки. Если  же  кошка  содержится  в комнатных  условиях , то  она  часто пытается обкусывать  или съедает комнатные  растения. Такое их  поведение  показывает , что у всех живых организмов   есть потребность в  растениях.

Растений в природе  огромное количество, и  мы живя  в  Нурлатском районе    можем  пользоваться   растениями, которые растут вокруг  нас . Кроме того , учённые  давно  заметили, что  человеку полезнее те  растения, минералы, которые его  окружают .. Поэтому нам  полезнее  использовать те растения, которые растут  у нас .

ЗВУЧИТ  МУЗЫКА, (произвольная) 

Учитель: Ребята,  теперь  мы  с вами  поиграем. Вы  делитесь  на команды по 5 чел.(2 парты; раздать  листки, засечь  время 3  минут)

Задание:ВЫ ДОЛЖНЫ ЗА  5 МИНУТ ЗАПИСАТЬ  КАК  МОЖНО  БОЛЬШЕ  ЛЕКАРСТВЕННЫХ  РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ  ВЫ  ЗНАЕТЕ  В  ЛЕВОЙ  КОЛОНКЕ.

Лекарственные  растения которые вы знаете

 

ИТОГ: 1. Отложили  ручки,  взяли  карандаши. Каждая команда  

                 Подсчитывает и  называет  число  лекарственных  растений.

             2. Начинает  зачитывать  та  команда, у которой  меньше

                 список. Другая  команда в это  время  вычёркивает  совпавшие

                 лекарственные  растения.

             3 Зачитавшая  команда  вписывает в правую  колонку  растения

                 которых у них нет.

С какими  растениями вы знакомы и могли  бы  рассказать о самом  растении?( 3 примера).

Ответы  уч-ся:   Доклады  о Зверобое ,Одуванчике ,Ландыше .

                                (приложение №1 фотоизображения)

Учитель: Ребята , чтобы  лучше  запомнить  те  лекарственные растения , о которых  мы  сегодня  услышим , вы должны заполнить таблицу.

                ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

     

  Название лекарственного

                   Растения.

             Использование.

 

(Доклады  уч-ся  и одновременное  заполнение  таблицы).

Учитель: Когда  мы  начинаем  болеть, нас  могут  лечить   лекарственными  настойками  на  травах  или  отварами,  например  грудные  сборы  от  кашля,  изготавливают  мази  на  основе  трав и  мажут ими, делают  ванночки  из  трав,  например  из  коры  дуба, травы чистотела от  кожных  заболеваний.

А ещё  есть  на  Руси традиция, которая  появилась  задолго  до «диковинной  китайской травы» .И это чай.  « Диковинная  китайская  трава» - это  и есть  чайный куст, из  листьев  которого  изготавливают  современный чай - чёрный, зелёный.

-Но есть и  другой  чай…Он называется ФИТО ЧАЙ

Учитель: Вспомните,  когда вы с родителями ходили  в лес, вы собирали   множество растений   для  приготовления такого  чая.

А КАКИЕ РАСТЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФИТО ЧАЯ?

Ответы уч-ся:( Смородина, малина, зверобой , душица и т.д.)

Учитель:  Смотрите,  сколько  мы  с вами  назвали  чаёв-  из  малины,  смородины, мелиссы, шиповника, белоголовник  и много ещё  других трав  можно  назвать.

КТО  МОЖЕТ  НАЗВАТЬ  РЕЦЕПТЫ  ПРИГОТОВЛЕНИЯ  ТАКОГО  ЧАЯ?

Ответы учащихся: 2-3  рецепта  чая полезного  для  детей, общеукрепляющий, от  простуды,  витаминного  и т.д.  

 ( Приложение  № 2)

А ЧТО  ЕЩЁ  МОЖНО  ПРИГОТОВИТЬ  ИЗ  ЛЕКАРСТВЕННЫХ  РАСТЕНИЙ?

Ответы  уч-ся:  Чтобы  быть  здоровым  нужно  ещё кушать  салаты из  лекарственных  трав.

- Ассорти «РАЙСКОЕ»

- Салат «ГЕНИЙ»

 ( Приложение №3)

Раздача  рецептов  салатов  из  лекарственных  растений.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ  ЗНАНИЙ,

Учитель: Итак,  ребята ,  подведём  итоги:  мы  сегодня говорили  о лекарственных растениях  и  об  их  использовании. Так вот,  объясните ,  что же  называют  лекарственными  растениями?

Ответы  уч-ся:

-  Растения ,  которые обладают целебными свойствами, могут излечивать)

- Растения , которые применяют  в народной медицине, в фармакологии.

Учитель:  Хотелось  бы сказать ребята о том  , что  узнав о  лекарственных  растениях, их  целебных  свойствах, не  надо  сразу  спешить  в  лес  и  собирать  эти  растения. Увидев   в  лесу  медуницу, венерин  башмачок  и  другие  растения, не  надо их  срывать . Эти  растения ,  как  и  другие , находятся  под  охраной  человека . Лучше всего   воспользоваться теми  растениями и сборами ,  которые  есть в  аптеках. В них уже  есть  все  необходимые  растения  для  лечения какого-либо  заболевания.

Учитель: Вернёмся  к  эпиграфу:

           

                  ЕСТЬ  В  ТРАВАХ  И  ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ  СИЛА

                  ДЛЯ ВСЕХ , УМЕЮЩИХ  ИХ  ТАЙНУ  РАЗГАДАТЬ….

Учитель:  А  какую  тайну  мы  сегодня  разгадали с вами?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

- Тайна заключается том , что все растения нас окружающие обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.

Учитель:  Ребята ,а вам понравился сегодняшний наш урок и наша тема «Лекарственные растения» …. Очень многие поэты  и писатели посвящают свои  стихи и рассказы -  лекарственным растениям .И наш  урок  хотелось  бы  закончить  мне  словами из стихотворения С.Маршака «Ландыш»

    Чернеет лес, теплом разбуженный,

     Весенней сыростью объят.

    А уж на ниточках  жемчужины  

    От ветра каждого  дрожат.

     Бутонов круглые  бубенчики

     Ещё закрыты  и плотны,

     На солнце  раскрывает венчики

     У колокольчиков весны .

     Природой бережно спелёнутый,

     Завёрнутый в зелёный лист,

     Растёт  цветок в глуши нетронутой,

     Прохладен, хрупок и душист.

           

Учитель:  И такие строчки нам встречаются очень часто, из которых мы  узнаём всю ценность , красоту  природы.Спасибо,  ребята ,  за  сегодняшний  урок.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ:( по выбору учащегося)

1 Вы можете приготовить сообщения о каком то лекарственном

    растении.

  1. Рецепт Фито чая или же салата из лекарственных трав.
  2. Найти стихотворения в котором описывается  лекарственные травы.

Муниципальное учреждение Караульно-Горская средняя  общеобразовательная  школа Нурлатского района  Республики Татарстан.

 

                 

               

                                                    2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."

Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс

Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К  ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...

Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...

Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".

Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....