урок по теме "Лекарственные растения"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме
Урок по теме "Лекарственные растения ".Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания о их лечебных свойствах. о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью., так же формируется умение проводить наблюдения , работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy__urok.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Задачи:
- Изучить типичные , широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике.
- Познакомить с лекарственными растениями родного края.
- Продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой,через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока
- Воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений
Оборудование:
Таблицы с лекарственными растениями, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений( фито чай , грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаёв, гербарные экземпляры лекарственных растений.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок . Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил ,когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю . « Я не смог выполнить задание , которое ты поставил передо мной»
РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ? ( примерные ответы уч-ся:
-Так как в природе много различных растений которые могут излечивать.
-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести. )
Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то , что может излечивать , так как в природе каждый минерал , каждое растение, каждое животное целебны»
Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы поговорим о растениях.
ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» (проговаривается), запись в тетрадях темы урока
Эпиграфом к уроку послужат такие слова:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать……
Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором были описаны более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времён известен человеку сад Артемиды .
Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад находился на Кавказе. В переводе слово «фармакон» (показывается термин ) одновременно обозначает – «лекарство», «яд», и «колдовство». Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.
( запись в тетради слов - фармакон, сад Артемиды)
В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. Именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.
Инсценировка (учащиеся в роли травницы, прохожего)
Звучит музыка.( звуки леса - пение птиц)
( травница собирает растения, кладёт их в корзину)
Прохожий:( удивлённо) Что делает эта девочка ? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?
Травница: Да, хорошая для того , чтобы травы собирать.
Прохожий: Травы собирать?
Травница: Ну , разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.
Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?
Травница: ( подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения) Корни валерианы от болезней сердца,
Трава крапивы для блеска волос
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей
Плоды шиповника от гриппа
Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания вспоминается такое выражение «Подобное лечиться подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех так похожий на головной мозг, улучшает его работу.
Ребята ,а как вы думаете ,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
( ответы уч-ся :
-Наблюдал наверное за животными. )
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели , определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними ,то , видели , что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы живя в Нурлатском районе можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас . Кроме того , учённые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают .. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут у нас .
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, (произвольная)
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем. Вы делитесь на команды по 5 чел.(2 парты; раздать листки, засечь время 3 минут)
Задание:ВЫ ДОЛЖНЫ ЗА 5 МИНУТ ЗАПИСАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗНАЕТЕ В ЛЕВОЙ КОЛОНКЕ.
Лекарственные растения которые вы знаете | |
ИТОГ: 1. Отложили ручки, взяли карандаши. Каждая команда
Подсчитывает и называет число лекарственных растений.
2. Начинает зачитывать та команда, у которой меньше
список. Другая команда в это время вычёркивает совпавшие
лекарственные растения.
3 Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения
которых у них нет.
С какими растениями вы знакомы и могли бы рассказать о самом растении?( 3 примера).
Ответы уч-ся: Доклады о Зверобое ,Одуванчике ,Ландыше .
(приложение №1 фотоизображения)
Учитель: Ребята , чтобы лучше запомнить те лекарственные растения , о которых мы сегодня услышим , вы должны заполнить таблицу.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Название лекарственного Растения. | Использование. |
(Доклады уч-ся и одновременное заполнение таблицы).
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний.
А ещё есть на Руси традиция, которая появилась задолго до «диковинной китайской травы» .И это чай. « Диковинная китайская трава» - это и есть чайный куст, из листьев которого изготавливают современный чай - чёрный, зелёный.
-Но есть и другой чай…Он называется ФИТО ЧАЙ
Учитель: Вспомните, когда вы с родителями ходили в лес, вы собирали множество растений для приготовления такого чая.
А КАКИЕ РАСТЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФИТО ЧАЯ?
Ответы уч-ся:( Смородина, малина, зверобой , душица и т.д.)
Учитель: Смотрите, сколько мы с вами назвали чаёв- из малины, смородины, мелиссы, шиповника, белоголовник и много ещё других трав можно назвать.
КТО МОЖЕТ НАЗВАТЬ РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО ЧАЯ?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
( Приложение № 2)
А ЧТО ЕЩЁ МОЖНО ПРИГОТОВИТЬ ИЗ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ?
Ответы уч-ся: Чтобы быть здоровым нужно ещё кушать салаты из лекарственных трав.
- Ассорти «РАЙСКОЕ»
- Салат «ГЕНИЙ»
( Приложение №3)
Раздача рецептов салатов из лекарственных растений.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
Учитель: Итак, ребята , подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните , что же называют лекарственными растениями?
Ответы уч-ся:
- Растения , которые обладают целебными свойствами, могут излечивать)
- Растения , которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Хотелось бы сказать ребята о том , что узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок и другие растения, не надо их срывать . Эти растения , как и другие , находятся под охраной человека . Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами , которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания.
Учитель: Вернёмся к эпиграфу:
ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
ДЛЯ ВСЕХ , УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ….
Учитель: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
- Тайна заключается том , что все растения нас окружающие обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.
Учитель: Ребята ,а вам понравился сегодняшний наш урок и наша тема «Лекарственные растения» …. Очень многие поэты и писатели посвящают свои стихи и рассказы - лекарственным растениям .И наш урок хотелось бы закончить мне словами из стихотворения С.Маршака «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
На солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны .
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Учитель: И такие строчки нам встречаются очень часто, из которых мы узнаём всю ценность , красоту природы.Спасибо, ребята , за сегодняшний урок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:( по выбору учащегося)
1 Вы можете приготовить сообщения о каком то лекарственном
растении.
- Рецепт Фито чая или же салата из лекарственных трав.
- Найти стихотворения в котором описывается лекарственные травы.
Муниципальное учреждение Караульно-Горская средняя общеобразовательная школа Нурлатского района Республики Татарстан.
2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».
Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...
разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."
Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....
мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"
Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...
Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс
Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....
Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."
План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....