Структура экосистем. Пищевые связи
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме
Презентация к уроку биологии в 11 классе. В содержании отражены все основные вопросы КИМов ЕГЭ по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_ekosistem_pishchevye_svyazi.ppsx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БИОТОП БИОЦЕНОЗ Фитоценоз Зоо ценоз Мико ценоз микробоценоз Климатоп Гидротоп Эдафотоп почва Биоценоз в экосистеме Биотоп – это условия среды, видоизмененные живыми организмами Климатоп Гидротоп экотоп Эдафотоп Экотоп - первичный комплекс факторов географической среды без участия живых организмов. Экосистема Экосистема
Определяется вертикальным распределением растений, что обусловлено количеством света, температуры и влажности. Пространственная структура экосистемы
Трофическая структура экосистемы Это соотношение групп видов, занимающих определенные экологические ниши и выполняющих определенные функции в сообществе. Продуценты (производители) Консументы (потребители) Редуценты (разлагатели) Обязательные компоненты любой экосистемы
Продуценты - автотрофы, которые синтезируют из неорганических веществ органические соединения , используя в качестве источника углерода углекислый газ. Биомассу, образованную в экосистеме автотрофными организмами, называют первичной продукцией. Она служит пищей и источником энергии для остальных организмов сообщества.
гетеротрофы, потребители органического вещества: фитофаги, зоофаги, некрофаги, не способные разлагать органические вещества. К консументам относятся растительноядные, паразитические и хищные животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения. Не являются консументами : - бактерии гниения - плесневые грибы - шляпочные грибы Консументы -
гетеротрофы, разлагающие органические вещества. Редуценты перерабатывают мертвое органическое вещество ( детрит ) до минеральных соединений, которые снова могут быть использованы продуцентами. К редуцентам относятся бактерии, грибы, дождевые черви, термиты, муравьи, мокрицы, клещи, ногохвостки, нематоды и др. Редуценты -
В экосистеме связи между ее компонентами возникают прежде всего на пищевой основе. Пищевая цепь указывает путь движения органических веществ, и содержащейся в них энергии. Последовательность взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих материалы и энергию из исходного пищевого вещества, называют пищевой цепью , а каждое ее звено - трофическим уровнем . Пищевые цепи
Третий трофический уровень: хищные гетеротрофы и их паразиты - вторичные консументы . Первый трофический уровень занимают организмы автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Второй трофический уровень: растительноядные гетеротрофы (травоядные животные, паразитические растения) - первичные консументы Последний уровень занимают редуценты или детритофаги.
Преобразование солнечной энергии, накопление и перераспределение ее продуцентами, консументами, редуцентами - это основа круговорота веществ в экосистемах. Направление передачи энергии в экосистеме: продуценты консументы редуценты Первичные автотрофы Консументы 1-го порядка Консументы 2-го порядка Консументы 3-го порядка
Типы пищевых цепей Пастбищные цепи начинаются с продуцентов Детритные цепи начинаются от детрита — отмерших остатков, экскрементов; преобладают в лесах. Листовая подстилка Клевер кролик волк Фитопланктон зоопланктон плотва щука скопа ястреб-перепелятник. дождевой червь черный дрозд Детритофагами являются: мокрицы, клещи, ногохвостки, дождевые черви, нематоды.
Правило экологической пирамиды С повышением трофического уровня: - количество биомассы - ? численность хищников -? скорость размножения организмов -? II Что увеличивается- ? - размеры хищников Исключением является «перевернутая» пирамида в океане, где биомасса консументов I порядка больше биомассы продуцентов снижается снижается снижается
Правило экологической пирамиды Подобная закономерность связана с тем, что на каждом трофическом уровне организмы способны использовать лишь 10% энергии поступившей биомассы для построения своего тела. Остальная энергия (90%) расходуется на дыхание, движение, или рассеивается в виде тепла.
2. Установите правильную последовательность пищевой цепи Мышь, еж, семена ели, лисица Ястреб, гусеница, крапива, дрозд Карась, водоросль, чайка окунь 1. На основании правила экологической пирамиды определите: сколько нужно зерна, чтобы вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь полевка - хорек – филин Задания (3500 кг)
Ответьте на вопросы: Что является первичным источником энергии в экосистеме? В чем заключается космическая роль растений? В результате какого процесса освобождается энергия органических веществ в экосистеме? Какие организмы вовлекают из космоса энергию, необходимую для круговорота веществ? Какие организмы осуществляют минерализацию органических веществ?
Задача 1 Рассчитайте массу вредителей, которые уничтожают жабы на поле площадью 10 гектаров за теплое время года (150 дней), если серой жабе необходимо съесть в день 6 граммов слизней. На площади 1 гектар обитает 10 жаб.
Задача 2 Вес самки насекомоядной летучей мыши 12 граммов. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей 2 грамма. За месяц вскармливания молоком вес каждого из них достигает 6 граммов. Используя правило экологической пирамиды, определите какую массу насекомых должна съесть самка за это время, чтобы выкормить свое потомство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Дидактический материал
Изучение нового материала. Практическая работа "Составление схем передачи веществ и энергии в экосистема (пищевых цепей)"...
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Материал содержит следующую информацию: понятие "продуценты", "консументы", "редуценты", пастбищная и детритная цепи питания, правило экологической пирамиды....
Презентация "Пищевые связи"
Данную презентацию можно использовать на уроках биологии в 11 классе (базовый уроень)....
Инструкционная карта по теме "Структура экосистем"
Инструкционную карту можно использовать при проведения урока в 11 классе на тему "Структура экосистем". В нее входит работа с терминами, кластерами и таблицами....
Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"
Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения...
Разработка урока по теме "Структура экосистем"
для 9 класса...
Презентация к уроку "Структура экосистем"
для 9 класса...