Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"
учебно-методический материал по биологии (11 класс)
Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_no_1_11_klass.docx | 395.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта № 1, 11 класс
Сроки исполнения:
Урок 60. Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе»
Урок 61. Структура экосистем.
Изучить материал параграфов 6.3.4 и выполнить Проверочную работу № 1 на сайте ЯКласс.
ФИ ученика_________________________________________________________________
- Экология – это_________________________________________________________________
- Заполните таблицу «Экологические факторы»
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенный фактор |
- Биогеоценоз – это_______________________________________________________________
- Биоценоз – это_______________________________________________________________
- Биотоп__________________________________________________________________
- Верно ли равенство: биогеоценоз=биоценоз+биотоп?________________________________
- В состав биоценоза входят группы организмов:
А) Продуценты___________________________________________
Б) Консументы_____________________________________________
В) Редуценты_______________________________________________
8. Изучите на стр. 199-200 видовой состав биоценозов и заполните таблицу:
Продуценты | Консументы | Редуценты |
- Связи,которые существуют в природных сообществах называются пищевыми (цепи питания).
- Цепь питания – это___________________________________________________________
- Бывают цепи питания пастбищные. Они начинаются с живых растений (клевер-коза-волк). И детритные цепи питания. Они начинаются с отмершего органического вещества (опавшие листья, перегной, ил и т.п.): листовой опад-дождевой червь-крот.
- Цепи питания подчиняются правилу экологической пирамиды (стр204).Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5 .Правило 10%(закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.
Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.
- И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
- Решите задачу: Сколько планктона должен съесть карась, чтобы выросла щука в озере массой 5 кг?
Лабораторная работа «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе»
Цель__________________________________________________________________________
Задание 1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Задание 2. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты -
консументы 1 порядка-
консументы 2 порядка-
консументы 3 порядка -
редуценты –
Задание 3. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
- Клевер - кролик - волк
- Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник
Вывод:
Мой адрес: efimova-galina@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."
Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....
Лабораторная работа. Составление схем передачи веществ и энергии, трофических сетей, построение пирамид биомассы.
Инструктивная карточка лабораторной работы по биологии предназначается для обучающихся 11 класса и содержит все необходимые наглядные материалы, подробные описания и инструкции для выполнения работы....
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы "Тепловые эффекты при растворении веществ" с использованием электронной лаборатории MultiLab
Лабораторная работа «Тепловые эффекты при растворении веществ» (8 класс «Теория электролитической диссоциации. Растворение веществ»)....
Учебное занятие: "Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ и энергии. Правильное питание"
Я предлагаю занятие, на котором старшеклассники учатся применять знания, полученные на уроках по биологии. Тема правильного питания является востребованной в наши дни, поэтому ребята с удовольствием г...
Методическая разработка лабораторной работы "Моделирование. Составление прогноза. Тренды"
В данной лабораторной работе представлен алгоритм составления прогноза в Excel с использованием линий тренда...