Использование технологии РКМЧП по теме: "Папоротники. Хвощи. Плауны"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи.Плауны."

 

Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.

Урок “Папоротники. Хвощи. Плауны” изучается в теме “Царство Растения”. Главная задача темы – изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений и на этой основе формирование понимания происхождения и эволюции растительного мира. Успешное изучение темы достигается проведением лабораторных и тестовых работ на уроках и выполнением школьниками индивидуальных творческих заданий на уроке и во внеурочное время.

 

Задачи:

·                    ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;

·                    продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;

·                    воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.

  •  

Оборудование:

·                    гербарий папоротников,

·                    хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,

·                    живые комнатные растения,

·                    компьютер,

·                    CD диск 1с: школа БИОЛОГИЯ растения бактерии грибы лишайники 6 класс.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

 

 

Вызов:(установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).

О каких организмах идет речь?

1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле.

Ответ:водоросли.

2.Эти организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор, быть одновременно и авто и гетеротрофами.

Ответ:лишайники.

3. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах.

Ответ:мхи.

Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?

4. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.

Ответ:папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными.

Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.

Ключевые слова (на доске):

·                    Корневище

·                    Вайи

·                    Спорангии

·                    Каменный уголь

·                    Гирлянды

·                    Известкование

Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).

Итог(конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо

·                    знать термины: корневище, вайи, спорангии;

·                    понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;

·                    применятьполученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни.

Следующее задание:в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –

1.                 В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+

2.                 У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани.+

3.                 Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-

4.                 Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы.-

Осмысление:(соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).

Открыли учебники стр.70, работаем с текстом: читая параграф 15, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 4х суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -

По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:

·                    Известно V

·                    Интересно и неожиданно +

·                    Противоречит моим взглядам –

·                    Хочу узнать подробнее ?

В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления, и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого характера:

1.                 В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?

2.                 Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?

3.                 Почему моховидные растении – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?).

По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: “плауны” (10 сек.), “хвощи” (18 сек.), “папоротники каменноугольного

периода” (1мин.22сек.).

Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).

Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?

Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?

О чем хотели бы узнать?

Возврат к ключевым словам:что такое вайя, спорангии? Для чего проводят известкование почвы?

Возврат к верным – неверным суждениям:какие предложения были правильными, в каких была неточность?

Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.

Защита кластеров у доски .

Зачитываются синквейн.

Оценивание:отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”).

Домашнее задание: параграф 15, написать эссе на тему урока (по желанию).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП

РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике....

открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП

урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна" с использованием РКМЧП...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....