Использование технологии РКМЧП по теме: "Папоротники. Хвощи. Плауны"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи.Плауны."
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.
Урок “Папоротники. Хвощи. Плауны” изучается в теме “Царство Растения”. Главная задача темы – изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений и на этой основе формирование понимания происхождения и эволюции растительного мира. Успешное изучение темы достигается проведением лабораторных и тестовых работ на уроках и выполнением школьниками индивидуальных творческих заданий на уроке и во внеурочное время.
Задачи:
· ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;
· продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
· воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.
Оборудование:
· гербарий папоротников,
· хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,
· живые комнатные растения,
· компьютер,
· CD диск 1с: школа БИОЛОГИЯ растения бактерии грибы лишайники 6 класс.
ХОД УРОКА
Вызов:(установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).
О каких организмах идет речь?
1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле.
Ответ:водоросли.
2.Эти организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор, быть одновременно и авто и гетеротрофами.
Ответ:лишайники.
3. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах.
Ответ:мхи.
Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?
4. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.
Ответ:папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными.
Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.
Ключевые слова (на доске):
· Корневище
· Вайи
· Спорангии
· Каменный уголь
· Гирлянды
· Известкование
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Итог(конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо
· знать термины: корневище, вайи, спорангии;
· понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;
· применятьполученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни.
Следующее задание:в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –
1. В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+
2. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани.+
3. Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-
4. Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы.-
Осмысление:(соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).
Открыли учебники стр.70, работаем с текстом: читая параграф 15, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 4х суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -
По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:
· Известно V
· Интересно и неожиданно +
· Противоречит моим взглядам –
· Хочу узнать подробнее ?
В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления, и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого характера:
1. В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?
2. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?
3. Почему моховидные растении – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?).
По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: “плауны” (10 сек.), “хвощи” (18 сек.), “папоротники каменноугольного
периода” (1мин.22сек.).
Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).
Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
Возврат к ключевым словам:что такое вайя, спорангии? Для чего проводят известкование почвы?
Возврат к верным – неверным суждениям:какие предложения были правильными, в каких была неточность?
Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски .
Зачитываются синквейн.
Оценивание:отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”).
Домашнее задание: параграф 15, написать эссе на тему урока (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП
РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике....
открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП
урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...
"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"
возможность использовать технологию РКПЧМ на уроке английского языка...
Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП
Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")...
Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП
Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....
Урок литературы с использованием технологии РКМЧП
Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской "Страна" с использованием РКМЧП...
«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.
Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....