Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Духовный смысл сказки» с использованием технологии РКМЧП

РКМЧП- это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике.

Три этапа технологии РКМЧП

1. Вызов

Формулирование проблемы с опорой на собственный опыт, знания и умения. Постановка вопросов и целей.

2. Осмысление

Получение новой информации, реализация целей за счет материала.

3. Рефлексия

Анализ выполнения поставленных задач  и достижения целей.

Цели:

  1. научить самостоятельно работать с текстом;
  2. пробудить интерес к созданию собственных творческих работ;
  3. научить различным видам деятельности: индивидуальным, парным, групповым.

РКМЧЛ представляет опыт реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Оборудование: мультимедийный проектор, у каждого ученика распечатка статьи  И. Ильина «Духовный смысл сказки», листы для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока

  1. Учитель читает стихотворение Сергея Острового (стихотворение перед глазами учащихся на экране).

Если ...в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что ...- птица:

Чуть спугнешь- и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...
Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где ... быть,

Там случится чудо.

-Ребята, как вы думаете, какое слово пропущено в тексте? (сказка)

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Мы будем говорить о сказке).

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о фольклорной сказке (появление, отличие от мифа, виды сказок, герои).

-Прочитайте название статьи И.Ильина. На какое слово вы обратили внимание?  (духовный).

-Выпишите это слово, разберите его по составу. Каково значение данного слова? -Подберите к нему однокоренные слова, синонимы, антонимы.

-Как вы думаете, о чем говорится в статье И.Ильина?

  1. Учитель читает реферат статьи.

                «Государи мои, Люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь,- посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной»,- вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу...»

 

С этой статьей  русский философ Ильин выступил в 1934 году в Берлине.

  1. Определите мотивацию к написанию этой статьи (тревога о судьбе России и о судьбе каждого человека в это непростое для родины время).
  2. В чем видит спасение Ильин? ( в русской сказке).Почему? (она древняя и мудрая).

                   «Она- как цветок; но не садовый, не взращенный намеренно и искусно, а как полевой  цветок,который сам обсеется, сам укоренится,сам листочки выгонит и чашечку разорвет, Божьим солнышком угрет, Божьим дождичком полит, Божьей птичкой опет, Божьей пчелке мед свой отдаст...»

  1. Нарисуйте  поэтический образ сказки.
  2. Как вы думаете, почему сказка у Ильина сравнивается с полевым цветком? А с чем  бы вы сравнили сказку? Напишите свой ассоциативный ряд, выделите в нем самое главное слово, подберите к нему имена прилагательные или глаголы.
  3. О чем человек спрашивает сказку? (о смысле земной жизни, о счастье, о судьбе...)

                     «Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века,...о том, что всем нам важно и необходимо,без чего трудно прожить...В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, наставить своих детей в глубокой жизненной мудрости.

  1. Рефлексия. Написание синквейна.

         

                               Сказка

                    Древняя и мудрая

                    Рассказывает, объясняет, наставляет

                    Как восхитительна!

                    Русская душа!

Фазы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Вызов

Индивидуальная и групповая: мозговой штурм, древо предсказаний, проблемный вопрос

-стимулирует к воспроизводству того, что знают учащиеся

-систематизирует полученную информацию

2. Осмысление

Индивидуальная, групповая, парная

-отслеживает степень активности учащихся

-предлагает различные пути чтения и размышления

3. Рефлексия

Индивидуальное осмысление приобретенных знаний, написание синквейна, сочинения

-стимулирует рефлексию

-оценивает результаты работы

               

  1. Домашнее задание.

   

И.Ильин говорил, что «все люди делятся на живущих со сказкой и живущих без сказки». Согласны ли вы с этим? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП

урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...

Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"

Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен  в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская"....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Разработка метапредметного урока алгебры в 7 классе по теме «Числовые выражения» с использованием технологии событийно-блочного подхода

Материал предназначен для проведения урока алгебры в 7 классе по УМК С. М. Никольского и др.Тема урока "Числовые выражения", данный урок является первым в теме "Одночлены". Событие...