Урок литературы в 5 классе по теме:"Духовный смысл сказки" с использованием технологии РКМЧП
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
РКМЧП-это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Духовный смысл сказки» с использованием технологии РКМЧП
РКМЧП- это педагогическая технология, позволяющая через активное восприятие текстовой информации включиться в осознанный мотивированный процесс ее усвоения и применения в личной практике.
Три этапа технологии РКМЧП
1. Вызов | Формулирование проблемы с опорой на собственный опыт, знания и умения. Постановка вопросов и целей. |
2. Осмысление | Получение новой информации, реализация целей за счет материала. |
3. Рефлексия | Анализ выполнения поставленных задач и достижения целей. |
Цели:
- научить самостоятельно работать с текстом;
- пробудить интерес к созданию собственных творческих работ;
- научить различным видам деятельности: индивидуальным, парным, групповым.
РКМЧЛ представляет опыт реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Оборудование: мультимедийный проектор, у каждого ученика распечатка статьи И. Ильина «Духовный смысл сказки», листы для индивидуальной работы учащихся.
Ход урока
- Учитель читает стихотворение Сергея Острового (стихотворение перед глазами учащихся на экране).
Если ...в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что ...- птица:
Чуть спугнешь- и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету...
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где ... быть,
Там случится чудо.
-Ребята, как вы думаете, какое слово пропущено в тексте? (сказка)
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Мы будем говорить о сказке).
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о фольклорной сказке (появление, отличие от мифа, виды сказок, герои).
-Прочитайте название статьи И.Ильина. На какое слово вы обратили внимание? (духовный).
-Выпишите это слово, разберите его по составу. Каково значение данного слова? -Подберите к нему однокоренные слова, синонимы, антонимы.
-Как вы думаете, о чем говорится в статье И.Ильина?
- Учитель читает реферат статьи.
«Государи мои, Люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь,- посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной»,- вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу...»
С этой статьей русский философ Ильин выступил в 1934 году в Берлине.
- Определите мотивацию к написанию этой статьи (тревога о судьбе России и о судьбе каждого человека в это непростое для родины время).
- В чем видит спасение Ильин? ( в русской сказке).Почему? (она древняя и мудрая).
«Она- как цветок; но не садовый, не взращенный намеренно и искусно, а как полевой цветок,который сам обсеется, сам укоренится,сам листочки выгонит и чашечку разорвет, Божьим солнышком угрет, Божьим дождичком полит, Божьей птичкой опет, Божьей пчелке мед свой отдаст...»
- Нарисуйте поэтический образ сказки.
- Как вы думаете, почему сказка у Ильина сравнивается с полевым цветком? А с чем бы вы сравнили сказку? Напишите свой ассоциативный ряд, выделите в нем самое главное слово, подберите к нему имена прилагательные или глаголы.
- О чем человек спрашивает сказку? (о смысле земной жизни, о счастье, о судьбе...)
«Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века,...о том, что всем нам важно и необходимо,без чего трудно прожить...В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, наставить своих детей в глубокой жизненной мудрости.
- Рефлексия. Написание синквейна.
Сказка
Древняя и мудрая
Рассказывает, объясняет, наставляет
Как восхитительна!
Русская душа!
Фазы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Вызов | Индивидуальная и групповая: мозговой штурм, древо предсказаний, проблемный вопрос | -стимулирует к воспроизводству того, что знают учащиеся -систематизирует полученную информацию |
2. Осмысление | Индивидуальная, групповая, парная | -отслеживает степень активности учащихся -предлагает различные пути чтения и размышления |
3. Рефлексия | Индивидуальное осмысление приобретенных знаний, написание синквейна, сочинения | -стимулирует рефлексию -оценивает результаты работы |
- Домашнее задание.
И.Ильин говорил, что «все люди делятся на живущих со сказкой и живущих без сказки». Согласны ли вы с этим? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП
урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...
Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"
Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская"....
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Разработка метапредметного урока алгебры в 7 классе по теме «Числовые выражения» с использованием технологии событийно-блочного подхода
Материал предназначен для проведения урока алгебры в 7 классе по УМК С. М. Никольского и др.Тема урока "Числовые выражения", данный урок является первым в теме "Одночлены". Событие...