Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Календарно-тематическое панирование по общей биологии 10 класс по программе Захарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_10_kl..doc58 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 10 КЛАСС.

Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы».

Дата

ТЕМА УРОКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Кол-во часов

Основные понятия

Домашнее задание

Биология как наука. Методы научного познания.

4 часа

1. Краткая история развития биологии.

Активизировать знания уч-ся о биологии как науке о живой природе,охарактеризовать основные направления развития современной биологии,продолжить расширение и углубление знаний об истории развития биологии с древнейших времен до настоящего времени,вызвать у уч-ся интерес к изучению общебеиологических проблем.

Клеточная, эволюционная, мутационная теории, генетика

§ 1.1

2. Сущность жизни и свойства живого.

Сформировать понятия о сущности жизни,продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого,продолжить формирование умений вычленять  и характеризовать критерии живого при изучении живой природы.

Основные свойства живой материи,открытая система,биологическая система.

§ 1.2

3. Уровни организации и методы познания живой природы.

Охарактеризовать уровни организации живого,показать их тесную взаимосвязь и соподчиненность,сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе,познакомить уч-ся с особенностями и разнообразием методов познания живого.

Методы научного познания:научный факт,научный метод,уровни организации живого:молекулярный,клеточный,организменный,популяционно-видовой,экосистемный,биосферный.

§ 1.3

4. Стартовый мониторинг за курс «Общая биология» 9 класс.

Проверить знания уч-ся за 9 класс.

Клетка.

17 часов

5. История изучения клетки. Клеточная теория.

Познакомить уч-ся с методами изучения клетки,раскрыть основные положения современной клеточной теории,закрепить умение применять эти положения для доказательства материального единства органического мира,показать роль научно-технических достижений в изучении клеток.

Прокариоты и эукариоты,клетка,клеточная теория,цитология.

§ 2.1

6. Химический состав живой природы. Неорганические вещества клетки

.Охарактеризовать химические элементы клетки,выделив особенности макро-,микро-,и ультромикроэлементов;сформировать знания о химическом составе клетки,продолжить формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об эелементарном составе клеток.

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.

§ 2.2,

7. Неорганические вещества клетки

Сформировать знания о неорганических веществах клетки, продолжить формирование умений выделять органические и неорганические вещества живых клеток.

вода

§ 2.3

8. Органические вещества клетки. Липиды.

Сформировать знания о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах,формировать умение устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.

Биополимеры,липиды,воска,фосфолипиды.

§ 2.4

9. Органические вещества клетки. Углеводы.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки на основе общей характеристики органических веществ,познакомиться с классификацией,строением и функциями углеводов,продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями веществ.

Моно-, ди- и полисахариды.

§ 2.5

10. Органические вещества клетки. Белки.

Продолжить расширение и углубление знаний о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функций белков,сформировать знания о функциях белков и их важнейшей роли в органическом мире,продолжить формировать умения выявлять связи между строением и функциями веществ.

Денатурация, ренатурация, структуры белка.

§ 2.5

11. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

Раскрыть особую роль нуклеиновых кислот в живой природе-хранение и передача наследственной информации на основе характеристики строения молекул ДНК и РНК как биополимеров,объяснить механизм удвоения ДНК,сформирвоать умени схематично изображать этот процесс.

ДНК, РНК, правила Чаргаффа

§ 2.6

12-13. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

Начать формирование знаний о строении эукариотической клетки,объяснить суть мембранного принципа её строения,познакомить со строением различных органоидов клетки.

Органоиды, пино- и фагоцитоз

§ 2.7

15. Клеточное ядро. Хромосомы.

Продолжить формирование знаний о строении эукариотической клетки на основе изучения главного органоида клетки-ядра,его функций,повторить основные понятия о хромосомном наборе клеток.

Кариотип, хроматин, хромосомы.

§ 2.8

16. Прокариотическая клетка.

Начать формирование  знаний о строении прокариотической клетки,её сходстве и различии с эукариотической клеткой.

Плазмида, бактерия, нуклеоид.

§ 2.9

17. Промежуточный мониторинг по теме: «Клетка. Химический состав клетки»

Проверить уровень усвоения материала учащимися.

18-19. Реализация наследственной информации в клетке.

 Раскрыть сущность реализации наследственной информации в клетке на основе важнейшего процесса жизнедеятельности клеток-биосинтеза белка,сформировать знания о генетической информации,генетическом коде,его свойствах,матричных реакциях,особенностях транскрипции и трансляции.

Генетический код, транскрипция, трансляция

§ 2.10

20.  Неклеточные формы жизни.

Сформировать знания о специфической форме жизни-вирусах и их особой группе-бактериофагах;о спецефических чертах строения этих форм жизни,особенностях их размножения,научном и практическом значении.

Вирусы, фаги.

§ 2.11

21. Урок – семинар «Клетка».

Обобщить и углубить знания уч-ся о строении клетки на основе сравнения прокариот и эукариот;закрепить знания об особенностях строения растительных,животных клеток и клеток грибов;углубить понимания уч-ся целостности клетки.

§ 2.1-2.11

Организм.

13 часов

22. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Сформировать знания уч-ся о том,что организм-это единое целое,показать на примерах многообразие живых организмов,продолжить развивать навыки сравнения на примере сравнения одноклеточных и многоклеточных организмов.

Одноклеточные, многоклеточные организмы, колонии.

§ 3.1

23-24. Энергетический обмен.

Углубить,расширить знания о метаболизме на основе изучения сущности энергетического обмена и особенностей трёх его этапов;убедить уч-ся в большом значении АТФ как важнейшего энергетического вещества клетки.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, анаэробы, аэробы.

§ 3.2

25-26.  Пластический обмен. Фотосинтез.

Углубить и расширить знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена;охарактеризовать две фазы фотосинтеза;обосновать космическую роль зелёных растений.

Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы,  фотолиз

§ 3.3

27. Деление клетки. Митоз.

Напомнить о роли размножения как важнейшего свойства,поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле,познакомить уч-ся с сущностью жизненного цикла клетки,раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы,углубить знания о репликации ДНК,охарактеризовать основной способ деления эукариот-митоз,раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.

Жизненный цикл клетки.

§ 3.4

28. Размножение: половое и бесполое.

Возобновить в памяти уч-ся общие сведения о  размножении в живой природе,приобретенные в предшествующих классах;систематизировать эти сведения и охарактеризовать на новой,цитологической основе,раскрыть сущность и практическое значение как бесполого,так и полового размножения

Спорообразование, фрагментация,  шизогония

§ 3.5

29-30.  Образование половых клеток. Мейоз.

Продолжить формирование знаний о половом размножении на основе процесса формирования половых гамет;познакомить уч-ся с факторами,оказывающими отрицательные воздействия на половые клетки ио последствиях таких воздействий,охарактеризовать мейоз,сформирвать знания об измении молекул ДНК и хромосом на  протяжении мейоза,раскрыть биологическое значение мейоза.

Гаметы, ово- и сперматогенез.

§ 3.6

31. Оплодотворение.

Сформировать знания  о сущности оплодотворения,объяснить особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений,продолжить формирование умения делать вывод о материальном единстве живой природы.

Наружное, внутреннее, двойное оплодотворение.

§ 3.7

32. Индивидуальное развитие организма.

Сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира,познакомить уч-ся с типами онтогенеза и его периодами:эмбриональном и постэмбриональном.

Онтогенез, эмбриогенез, энто-, мезо- и эктодерма.

§ 3.8

33. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье человека.

Сформировать знания об онтогенезе человека,продолжить развивать умение сравнивать на примере сравнения онтогенеза человека и других живых организмов,закрепит знания уч-ся о репродуктивном здоровье человека,обобщить и углубить знания уч-ся о влиянии никотина,алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие, составляющие ЗОЖ.

§ 3.9

34. Итоговый мониторинг по курсу «Общей биологии» за 10 класс.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные на уроках общей биологии, проверить уровень усвоения школьниками данного курса.

Программное обеспечение:

  1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы», М., «Дрофа», 2005,
  2. Т.А. Козлова, И.Б. Агафонова, В.И.Сивоглазов  «Методическое пособие к учебнику  «Общая биология. Базовый уровень», М., «Дрофа», 2006,
  3. Г.И. Лернер «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10 – 11 класс», М., «Аквариум»,1998,
  4. И.Р. Мухамеджанов «Тесты, зачеты, блицопросы. Биология. 10 – 11 классы», М., «ВАКО», 2006,
  5. Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова «Эволюция органического мира», М., «Просвещение», 1991,
  6. Л.А. Гребник, М.А. Солодилова  «Тесты по биологии. Пособие для учащихся и абитуриентов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006,
  7. «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007,
  8. «Биология в школе. Наследование признаков», ЗАО «Новый диск», 2007,
  9. «Открытая биология. Версия 2.6», ООО»Физикон», ЗАО «Новый диск», 2005.

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся.Знания,полученные на уроках биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека,но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде,помочь в реальной жизни.

Программа расчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы)..

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях,полученных учащимися в основной школе,и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения,экологического мышления и здорового образа жизни,на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому,наряду с освоением общебиологических теорий,изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов,в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решния прикладных задач.Профилактика СПИДА;последствия алкоголя,никотина,наркотических веществ на развитие зародыша человека;влияние мутагенов на организм человека;наследственные болезни,их причины и профилактика%медико-генетическое консультирование-эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

-ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

*основные положения биологических теорий (клеточная;эволюционная теория Ч.Дарвина);

*строение биологических объектов:клетки,генов и хромосом;

*сущность биологических процессов:размножение,оплодотворение,формирование приспособленности,круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

*вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

*биологическую терминологию и символику;

УМЕТЬ

*объяснять:роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;единство живой и неживой природы,родство живых организмов;отрицательное влияние алкоголя,никотина,наркотических веществ на развитие зародыша человека;влияние мутагенов на организм человека,экологических факторов на организмы;взаимосвязи организмов и окружающей среды.

*решать элементарные биологические задачи;составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса энергии и веществ в экосистемах.

*выявлять приспособления организмов к среде обитания,источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

*сравнивать:биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу,зародыши человека и других млекопитающих),процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.

*находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,справочниках,интернете) и критически её оценивать.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

*соблюдения мер профилактики отравлений,вирусных и других заболеваний,стрессов,вредных привычек,правил поведения в природной среде.

*оказания первой помощи при простудных и других заболеваний,отравлении пищевыми продуктами

*оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,искусственное оплодотворение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...