Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Календарно-тематический план по ботанике 6 класс, по программе Пономарёвой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kal-tem_plan_po_botanike.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
иДата | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи | Практические и лабораторные работы | Основные понятия | Домашнее задание |
Введение | 1ч | |||||
1.Наука о растениях-ботаника | Сформировать у уч-ся знания о биологии как науке,изучающей живые организмы;дать понятие «царство»;раскрыть особенности представителей царства растений-дикорастущих и культурных растений;показать многообразие растений;познакомить уч-ся с методическим аппаратом учебника,рабочими тетрадями и правилами работы с ними. | Царство растений, биология | Стр 4-8,подготовиться к экскурсии. | |||
Общее знакомство с растениями | 5+1ч | |||||
2.Мир растений (урок-экскурсия) | 1ч | Познакомить уч-ся с миром растений;сформировать у них представление о многообразии жизненных форм растений,о продолжительности жизни растений,о происхождении разнообразия культурных растений;научить различать жизненные формы растений. | Царства живых организмов, жизненные формы растений. | выполнить отчет об экскурсии.§ 1 | ||
3. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений | 1ч | Познакомить уч-ся с разнообразием растений;сформировать понятие «орган»;углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;показать различия между споровыми и семенными растениями | Л/Р №1 «Знакомство с цветковым растением» | Признаки растений, основные органы растений, семенные и споровые растения. | §2,доделать Л/Р. | |
4.Семенные и споровые растения. | 1ч | Углубить знания уч-ся о внешнем строении цветкового растения;научить их работать с ручной лупой;зарисовать изучаемый объект и обозначать органы;познакомить уч-ся с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами. | Л/Р №2 «Споры папортника» | Признаки растений, основные органы растений, семенные и споровые растения. | §2, до конца доделать Л/Р | |
5. Растение-живой организм | 1ч | Познакомить уч-ся с особой единицей жизни-организмом;раскрыть сущность жизнедеятельности организма;охарактеризовать основные свойства организма как биосистемы. | Система,биосистема,обмен веществ, основные фугкции растений | §3,записи в тетради. | ||
6. Условия жизни растений. | 1ч | Сформировать у уч-ся представление об экологических факторах,влияющих на растение;показать роль биотических и абиотических факторов в жизни растений;разъяснить значение антропогенного фактора. | Факторы среды: абиотические,биотические,антропогенные.,экология,экологические факторы. | §4, записи в тетр | ||
7. Среды жизни растений. Растения Астраханской области, приспособленные к различным средам жизни. | 1ч | Сформировать представление о четырех средах жизни растений;показать особенности условий жизни растений в них;познакомить с растениями-обитателями разных сред жизни. | Среды жизни: водная,наземно-воздушная, почвенная, организменная | §5, записи в тетради, зад на стр.26 учебника,принести лук. | ||
Клеточное строение растений | 4+1ч | |||||
8.Микроскоп и лупа-приборы для изучения строения растений. | 1ч. | Повторить с уч-ся материал об устройстве увеличительных приборов для изучения растений-лупы и светового микроскопа-и правилах работы с ними;закрепить у школьников умение пользоваться увеличительными приборами;показать технику приготовления микропрепаратов;научить работать с микропрепаратами | Л/Р №3 «Приготовление микропрепарата» | Правила работы с микроскопом, микропрепарат, предметное стекло, покровное стекло. | §6, ,доделать Л/Р, принести лук | |
9. Особенности строения растительной клетки. | 1ч | Сфлормировать у уч-ся знания о частях растительной клетки (клеточной оболочке,цитоплазме,ядре,вакуоли и пластиды);раскрыть особенности строения растительной клетки;показат значение каждой части клетки;продолжить развивать у уч-ся умения работать с микроскопом и умение приготовления микропрепарата;научить школьников различать части клетки на микропрепарате,сравнивая их с изображением на таблице;научить делать схематические зарисовки клетки и обозначать её части | Л/Р №4 «Строение клетки кожицы лука» | Пластиды, вакуоли, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, цитоплазма, клеточный сок, ядро. | §7, доделать Л/Р. Доп.зад. Заложить опыт о прорастании семян фасоли,кукурузы,гороха. | |
10. Жизнедеятельность клетки. | 1ч | Познакомить уч-ся с проявлениями жизнедеятельности клетки;сформировать представления о движении, питании, дыхании, обмене веществ,росте и размножении растительных клеток. | Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, деление. | §8, записи и рисунки в тетради, заполнить таблицу. | ||
11. Ткани растений и их виды. | 1ч | Систематизировать знания уч-ся о строении и жизнедеятельности растительной клетки,сформировать представления о растительных тканях и их многообразии;раскрыть особенности строения и функций растительных тканей. | Виды тканей: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. | §9, повторить §6-9, подготовиться к проверочной работе. | ||
12. Срезовая работа по теме «Клеточное строение» | 1ч | Систематизация и обобщение знаний уч-ся о клеточном строении растений,о способах изучения клеточного строения растений с помощтю увеличительных приборов;закрепить знания о растительных тканях,их многообразии,особенностях строения и функций;контроль усвоения материала темы «Клеточное строение растений» и сформированности умения приготовить микропрепарат растения и изучить его. | Все пройденные основные понятия. | Принести заложенный опыт о прорастании семян | ||
Органы цветковых растений | 16+1 ч | |||||
13. Семя. Внутреннее и внешнее строение семени. | 1ч | Познакомить уч-ся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;продолжить формирование у них умения проводить лабораторные работы. | Л/Р №5 «Строение семени фасоли» | Проросток, кожура, рубчик, зародыш, эндосперм, зародышевый корень, стебелек, семядоли, зародышевый побег. | §10, доделать Л/Р. | |
14. Условия прорастания семян. | 1ч | Сформировать знания уч-ся об условиях прорастания семян;раскрыть понятие «прорастание»;конкретизировать условия прорастания семян;отметить влияние изменения условий на прорастание семян;показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян;формировать умение проверять (определять)всхожесть семян и правильно осуществлять посев семян. | Вода,воздух,свет. | §11, записи в тетради | ||
15. Значение семян. | 1ч | Раскрыть значение семени как органа размножения семенных растений и как единицы расселения растений по земной поверхности;показать значение семян в жизни человека. | Ораган размножения и орган расселения. | §12, схема в тетради. | ||
16. Корень. Внешнее строение корня. | 1ч | Сфрмировать знания о корне как главном вегетативном органе растения;раскрыть функции корня;показать разнообразие видов корней и типов корневых систем;охарактеризовать особенности роста корней;познакомить уч-ся с явлением геотропизма и хемотропизма корей,с практическими приемами управления развитием корневых систем растений в растениеводстве. | Л/Р №6 «Строение корня у проростка тыквы» | Главный корень,придаточные корни,боковые корни, корневые системы :мочковатая,стержневая,геотропизм,хемотропизм. | §13, записи в тетради. | |
17. Внутреннее строение корня. | 1ч | Продолжить формирование знаний о строении корня;раскрыть понятие о зонах корня;показать их размеры;познакомить с особенностями строения клеток и функциями каждой зоны корня. | Зоны корня:зона роста,зона растяжения,зона деления,зона проведения,зона всасывания, корневые волоски, нисходящий ток,восходящий ток. | §14, схемы в тетради. | ||
18. Значение корней и их разнообразие. | 1ч | Продолжить формирование знаний о функциях корня;сформировать понятие о видоизменениях корня как результата приспособления растений к новым условиям существования;расширить знания о видоизменениях корней;обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений. | Функции корня: всасывание, укрепление,вегетативное размножение, запасающая, корнеотпрыски, корнеплоды, корневые шишки. | §15, таблица. | ||
19. Побег.Строение и значение побега. | 1ч | Сформировать понятие о побеге как целостной системе органов высшего растения;показать строение побега;раскрыть функции частей побега;познакомить с типами расположения листьев и тпочек. | Побег,стебель, лист, вегетативные и генеративные почки, узел, междоузлие, пазуха листа, верхушечные и боковые почки. | §16, тетрадь. | ||
20.Развитие побегов из почек растения. | 1ч | Сформировать у уч-ся понятие «почка»;показаь особенности строения вегетативных и генеративных почек;познакомить с развитием побега из почки;раскрыть сущность роста растений;научить распознавать вегетативные и генеративные почки. | Л/Р №7 !»Строение вегетативных и генеративных почек» | Вегетативные и генеративные почки, почечные чешуи, конус нарастания, годичный побег. | §17, схема в тетради., таблицу заполнить. | |
21. Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. | 1ч | Сформировать у уч-ся знания о листе как важной боковой части побега;познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа;сформировать умение распознавать простые,сложные листья,их жилкование и положение на побеге. | Л/Р №8 «Внешнее строение листа» | Листовая пластинка, черешок, прилистник, основание, простые и сложные листья, жилки, перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование, устьице, кожица, мякоть листа. | §18, доделать Л/Р. | |
22. Значение листа в жизни растения. | 1ч | Сформировать понятие о функциях листа,раскрыть значение основных функций листа для растений в целом;показать листопад и видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания. | Синтезирование органических веществ, испарение воды, газообмен. | §19, рис. и схема в тетради. | ||
23. Стебель.Его внешнее и внутреннее строение. Значени стебля. | 1ч | Сформировать понятие о стебле как осевой части побега;познакомить уч-ся с внешним и внутренним строением стебля;раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. | Л/Р №9 «Внешнее и внутреннее строение стебля» | Кожица, пробка, чечевички, луб, кора, ситовидные трубки, лубяные волокна, трахеиды, древесные волокна, камбий, годичные кольца. | §20, доделать Л/Р. | |
24. Видоизменения подземных побегов. | 1ч | Продолжить формирование понятия «побег»;расширить знания о многообразии побегов;показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения;раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения;познаокмить с использованием корневищ,клубней и луковиц человеком;формировать умение исследовать объекты природы. | Л/Р №10 «Внешнее строение корневища и клубня» | Корневище, луковицы, столоны, клубень, донце, детки. | §21-22, таблица в тетради. | |
25. Цветок-генеративный орган. Его строение и значение. | 1ч | Сформировать у уч-ся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;раскрыть биологическое значение частей цветка; познакомить с наиболее распространенными соцветиямии показать их биологическое значение. | Л/Р №11 «Рассмотрение соцветий» | Пестик, тычинки, лепестки, венчик,чашелистики, чашечка, околоцветник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, тычиночная нить, пыльник, цветки однополые и обоеполые, растения однодомные и двудомные, соцветие. | §23, доделать Л/Р, заполнить таблицу. | |
26. Цветение и опыление растений. | 1ч | Сформировать понятие о цветении и опылении;показать взаимосвязь между цветением,опылением и оплодотворением;познакомить с различными типами опыления цветков и факторами,их определяющими;раскрыть преимущество прекрестного опыления по сравнению с самоопылением. | Л/Р №12 «Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений» | Опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, ветроопыляемые растения. | §24, доделать Л/Р | |
27. Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1ч | Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения;познакомить с разнообразием плодов и семян;показать различные приспособления плодов и семян к распространению растений,возникшие в процессе эволюции. | Покрытосеменные растения, околоплодник, плоды: многосемянки, односемянные, сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, саморазбрасывание. | §25, таблица. | ||
28. Растительный организм как живая система. | 1ч | Систематизировать знания уч-ся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме;подвести к пониманию того,что растение-целостный организм,являющийся биосистемой. | биосистема | §26, повторить пар.10-26 | ||
29. Промежуточный мониторинг по курсу «Ботаника» 6-й класс. | 1ч | Систематизировать и обобщить знания уч-ся об органах цветкового растения,об особенностях их строения и функций,о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма;повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения;закрепить понятие «биосистема». | Все основные понятия данного раздела | |||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 10ч | |||||
30. Минеральное (корневое) питание растений | 1ч | Расширить знания уч-ся о питании живых организмов;показать значение питания;познакомить с почвенным питанием растений;показать роль корневых волосков и зоны всасывания корня;расширить и углубить знания об удобрениях и их значении для роста и развития растений. | Почвенное, корневое питание, органические, минеральные удобрения, макроэлементы, подкормки. | §27, таблица. | ||
31. Воздушное питание растений и фотосинтез. | 1ч | Продолжить формирование понятия «питание растений»; познакомить с листом как специализированным органом воздушного питания;раскрыть сущность процесса фотосинтеза;охарактеризовать автотрофные и гетеротрофные организмы. | Фотосинтез, воздушное питание, хлорофилл, хлоропласты, автотрофные и гетеротрофные организмы. | §28, схема в тетради. | ||
32. Космическая роль зеленых растений. | 1ч | Познакомить уч-ся с космической ролью зелёных растений и историей её открытия; раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения. | Органическая масса, гумус. | §29, записи в тетради | ||
33. Дыхание растений и обмен веществ. | 1ч | Познакомить уч-ся с дыханием растений; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза; обосновать необходимость охраны воздуха от загрязнения. | Дыхание, обмен веществ. | §30, таблица. | ||
34. Значение воды в жизни растений. Экологические группы. Растения Астраханской области. | 1ч | Познакомить уч-ся с важной функцией листа — испарением воды; показать зависимость процесса от факторов окружающей среды; раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде; формировать умение распознавать растения разных экологических групп. | Л/Р №13 «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде. Растения Астраханской области».. | Гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты. | §31, сообщ. о растениях Аст.обл. | |
35. Размножение и оплодотворение у растений. | 1ч | Сформировать знания о размножении растений; познакомить со способами размножения растений (бесполым и половым); раскрыть сущность процесса оплодотворения у растений; рассказать о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений и его значении. | Бесполое, вегетативное размножение, размножение спорами, половое размножение, оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, сперматозоиды, зигота, эндосперм. | §32, рис в учебнике. | ||
36. Вегетативное размножение растений. | 1ч | Познакомить уч-ся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе. | Клон, выводковые почки. | §33, схема в тетради. | ||
37. Использование вегетативного размножения человеком. | 1ч | Углубить и расширить знания уч-ся о вегетативном размножении растений; показать различные способы прививки растений; раскрыть использованиеи значение вегетативного размножения в растениеводстве (цветоводстве и плодоводстве); формировать умение размножать комнатные растения вегетативным путем. | Л/Р №14 «Черенкование комнатных растений». | Искусственное вегетативное размножение, прививки, подвой, привой, прививка черенком, прививки глазком. | §34, доделать Л/Р. | |
38. Рост и развитие растительного организма. | 1ч | Сформировать понятия о росте и развитии растения; показать рост растения как количественное увеличение размеров и массы тела растения; познакомить с индивидуальным развитием растения, охарактеризовать возрастные преиоды развития цветкового растения. | Рост, развитие, онтогенез. | §35, | ||
39. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | 1ч | Продолжить формирование понятия об индивидуальном развитии растения; познакомить с периодичностью как свойством растительного ораганизма и с причинами её возникновения в процессе эволюции; раскрыть зависимость роста и развития растений от факторов окружающей среды; расширить знания уч-ся об использовании закономерностей жизни растений в растениеводстве (цветоводстве) | Периодичность, суточные ритмы, сезонная периодичность, состояние покоя. | §36, тетрадь. | ||
Основные отделы царства растений | 9ч | |||||
40. Понятие о систематике растений. | 1ч | Дать общее представление о систематике растений; познакомить с основными таксономическими группами растений; сформировать первоначальное понятие о виде растений; раскрыть правила образования названий видов. | Систематика, ареал, род, семейство, порядок, класс, отделы, бинарное название. | §37, схема | ||
41. Водоросли. Общая характеристика. | 1ч | Познакомить уч-ся с водорослями как представителями древних растений; сформировать знания об их среде обитания; раскрыть особенности строения тела водорослей; показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады; объяснить способы размножения водорослей; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника. | Слоевище (таллом), хроматофор, жгутики, зооспоры. | §38, схемы в теради. | ||
42. Многообразие водорослей и их значение. | 1ч | Познакомить уч-ся с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей; раскрыть особенности их строения и условий обитания; показать значение водорослей в природе и жизни человека; развивать умения пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты. | Л/Р №15 «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме». | Зелёные водоросли, бурые водоросли, ризоиды. | §39, рис. в учебнике, доделать Л/Р | |
43. Отдел моховидные. Общая характеристика и значение. | 1ч | Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере моховидных; показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения моховидных; раскрыть экологическую роль и хозяйственное значение. | Л/Р №16 «Изучение внешнего вида моховидных растений». | Коробочка (спорофит), протонема, печеночники, листостебельные мхи. | §40, доделать Л/Р. | |
44. Отдел папоротниковидные. Хвощи,плауны,папоротники. Общая характеристика и значение. | 1ч | Познакомить уч-ся с характерными особенностями высших споровых растений на примере папоротниковидных; показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения папоротниковидных; показать многообразие папоротниковидных и особенности их внешнего вида; раскрыть экологическую роль и хозяйственное значение, необходимость охраны. | Л/Р №17 «Изучение внешнего вида папоротниковидных растений». | Хвощи, плауны, папоротники. | §41, доделать Л/Р | |
45. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1ч | Раскрыть преимущества семенного размножения; показать особенности строения голосеменных; расширить знания о многообразии голосеменных; познакомить с размножением голосеменных на примере сосны; обосновать экологическую роль голосеменных и их значение в жизни человека; формировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам. | Л/Р №18 «Изучение внешенего вида хвойных растений». | Хвоя, шишки. | §42, доделать Л/Р. | |
46. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1ч | Углубить и обобщить знания уч-ся об особенностях среды обитания, строения и о многообразии покрытосеменных растений, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать их господствующее положение в растительном покрове Земли, обосновать необходимость бережного отношения и охраны. | Л/Р №19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | Цветковые, однодольные, двудольные | §43, доделать Л/Р. | |
47. Семейства класса Двудольные. | 1ч | Познакомить уч-ся с отличительными признакми и многообразием растений семейств розоцветных,мотыльковых,крестоцветных,паслёновых и сложноцветных класса двудольных растений; показать их биологические особенности;расширить и углубить знания уч-ся о многообразии цветковых растений;продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения,лавать морфологическую и систематическую характеристику. | Семейства: розоцветные, паслёновые, мотыльковые, крестоцветные, сложноцветные. | §44, заполнить таблицу. | ||
48. Семейства класса Однодольные. Срезовая работа по теме: «Основные отделы царства растений.» | 1ч | Познакомить уч-ся с отличительными признакми и многообразием растений семейства лилейных и злаков; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания уч-ся о многообразии цветковых растений; продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения,давать морфологическую и систематическую характеристику. | Семейства: лилейные, злаковые. Соломина, цветковые чешуи. | §45, заполнить таблицу., повторить §37-45 | ||
Историческое развитие растительного мира на Земле | 4ч | |||||
49. Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | 1ч | Сформировать представление об эволюции живого мира как историческом процессе; показать основные эволюционные события в растительном мире и их значение для дальнейшего развития; познакомить с первыми растениями суши — риниофитами. | Прогрессивное развитие, эволюция, риниофиты. | §46, схема в тетради. | ||
50. Эволюция высших растений. | 1ч | Систематизировать и обобщить знания уч-ся о специализированных органах питания наземных растений как результате эволюции растительного мира; уточнить знания о развитии процесса размножения растений; расширить знания об эволюции цветковых растений и значении палеоботаники для изучения современного растительного мира; формировать у уч-ся умение обощать имеющиеся сведения о растениях; дать представление об охране растительного мира. | Палеоботаника, реликтовые растения. | .§47, записи в тетради. | ||
51. Многообразие и происхождение культурных растений | 1ч | Расширить и углубить знания уч-ся о культурных растениях, их происхождении и многообразии; сформировать представление о центрах происхождения культурных растений; показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений; познакомить с достижениями селекции растений. | Дикорастущие, культурные растения, искусственный отбор, центры происхождения культурных растений, селекция. | §.48, выучить все центры происхождения культурных растений. | ||
52. Дары Старого и Нового Света. | 1ч | Познакомить уч-ся с основными пищевыми культурами, их происхождением; показать роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений; раскрыть значение даров Нового и Старого Света для человечества;привести уч-ся к пониманию необходимости сохранения биологического разнообразия растени, включая культурные. | Новый Свет, Старый Свет, географические открытия. | §.49, сообщение по теме. | ||
Царство Бактерии | 3ч | |||||
53. Бактерии. Общая характеристика, строение. | 1ч | Познакомить уч-ся с самой древней группой живы существ — бактериями; показать особенности строения и размножения бактерий; выявить их отличие от растений. | Бактерии, клеточная стенка, жгутики, капсула, ядерное вещество, ворсинки, аэробы, анаэробы. | .§50 | ||
54.Многообразие бактерий | 1ч | Познакомить с широким распространением бактерий; показать многообразие форм бактерий; раскрыть способы питания бактерий; охарактеризовать типы дыхания баактерий; познакомит с особым отделом бактерий — Цианобактерии. | Л/Р №20 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка» | Кокки, стрептококки, стафилококки, диплококки, бациллы, спириллы, вибрионы, сапротрофы, симбионты, паразиты. | §51, записи в тетради. | |
55. Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1ч | Познакомить уч-ся с различными группами бактерий; раскрыть их роль в природе и в жизни человека. | Бактерии гниения, бактерии разложения, антибиотики, кисломолочные бактерии, болезнетворные бактерии. | §.52, таблица в тетради. | ||
Царство Грибы. Лишайники. | 3ч | |||||
56.Царство Грибы. Общая характеристика. | 1ч | Познакомить уч-ся с характерными признакми грибов; показать их сходство с растениями и отличие от них; охарактеризовать строение грибов, типы питания, размножение; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека. | Л/Р № 21 «Изучение строения плесневых грибов». | Микология, грибница, мицелий, гифы, трутовик, мукор, пеницилл, спорангиеносцы, | §53, доделать Л/Р | |
57. Многообразие и значение грибов. | 1ч | Расширить знания уч-ся о царстве грибов, о его многообразии; о многообразии шляпочных грибов — съедобных и несъедобных; углубить знания о строении плодового тела; сформировать понятие о микоризе как симбиозе мицелия гриба с корнями растений; показать значение грибов в природе и жизни человека. | Шляпка, ножка, шляпочные, трубчатые, пластинчатые грибы, микориза, грибы съедобные и несъедобные. | §54, записи в тетради. | ||
58. Лишайники. Общая характеристика и значение. | 1ч | Познакомить уч-ся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям жизни; раскрыть их роль в природе. | Накипные, листоватые, кустистые лишайники. | .§55 | ||
Природные сообщества. | 5+1ч | |||||
59. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1ч | Познакомить уч-ся с природными сообществами; раскрыть причины их появления в природе; показать структуру сообщества и роль каждого звена, формировать понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и абиотических условий среды на определенной территории. | Природное сообщество, биогеоценоз, биосистема, экосистема, круговорот веществ и энергии, фитоциноз, растительность, местообитания (биотоп). | §.56, записи в тетради. | ||
60. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1ч | Показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; раскрыть значение ярусного расположения растений в сообществе; познакомить с типами взаимоотношений организмов; продолжить формирование понятия «биогеоценоз». | Ярусность | §57, записи в тетради | ||
61. Смена природных сообществ. | 1ч | Дать представление о развитии и смене природных сообществ; раскрыть естественные причины смены природных сообществ; показать зависимость смены природных сообществ от изменения природно-климатических условий;сформировать представление о временных и конечных сообществах; показать влияние хозяйственной деятельности человека на сообщества. | Внешние и внутренние причины, неустойчивость сообществ, конечное природное сообщество. | §58,тетрадь | ||
62. Многообразие природных сообществ. | 1ч | Познакомить уч-ся с многообразием природных сообществ и его причинами; расширить знания уч-ся о биогеоценозах; формировать представление об агроценозах и их особенностях; показать природное сообщество как часть биосферы; обосновать необходимость сохранения многообразия природных сообществ. | Лес, луг, пойменные луга, Альпийские луга. | §59, записи в тетради. | ||
63. Жизнь организмов в природе. | 1ч | Систематизировать и обобщить знания уч-ся о взаимосвязи организмов и неживой природы;продолжить формирование понятия «круговорот веществ»; раскрыть роль зелёных растений в биологческом круговороте веществ; показать значение растений на Земле; познакомить с влиянием деятельности человека на растительный мир; дать уч-ся задание на лето и проинструктировать о правилах его выполнения. | Автотрофы, гетеротрофы | §60 | ||
64. Итоговый мониторинг по курсу «Ботаника. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии. | 1ч | Системтизировать и обобщить знания уч-ся по всему курсу; познакомить с заданием на лето и проинструктировать о правилах его выполнения. | ||||
65-68. Резервное время. Повторение пройденного материала за курс 6 класса. | 4ч |
Методическое обеспечение:
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология. Растения Бактерии Грибы Лишайники», М., «Вентана–Граф», 2007,
- Рабочие программы по биологии 6 – 11 классы по программам
- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники», М., «ВАКО», 2005,
- И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: методическое пособие», М., «Вентана-Граф», 2004,
- «Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях», М., «Глобус», 2009,
- С.Н. Лебедев «Уроки биологии 6 класс с применением информационных технологий», М., «Глобус», 2009,
- Т.В. Иванова «Тесты. Биология, 6 – 11 класс», М., «Олимп», 1999,
- В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1991,
Мультимедийные средства обучения:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2006
- Мультимедийная энциклопедия «Комнатные растения» - Медиа-Арт, 1997,
- Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 6 – 7класс – ООО «Кирилл и Мефодий», 2005,
- Электронный атлас для школьника «Ботаника. 6 – 7 класс» - «Новый диск», 2004,
- «Открытая биология. Версия 2.6», ООО «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2005.
Интернет-ресурсы:
- www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
- www.intergu.ru – Интернет-сообщество учителей
- www.fcior.edu.ru/wps/portal/maun - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- www.wikipedia.org – Википедия, свободная энециклопедия.
Пояснительная записка
Курс ботаники для 6 класса имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы её устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.
В програме за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Программа расчитана на 1час в неделю, но для усиления федерального компонента, из школьного компонента выделяется дополнительный 1час и добавляется к основной программе. При этом в данном курсе рассматривается краеведческий материал, при изучении конкретных тем, так, например,при изучении темы «Различные среды жизни растений» изучаются растения Астраханской области, приспособленные как к водной среде жизни (лотос,чилим, кувшинка), так и к наземно-воздушной среде, а так же при изучении темы «Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений», рассматриваются и изучаются растения Астраханской области, относящися к различным экологическим группам. Из резервного времени взяты часы на промежуточный и итоговый мониторинг, а так же добавлены часы при изучении некоторых тем.
Учащийся должен ЗНАТЬ:
*основы жизни, размножения и развития организмов основных царств живой природы;
*основные процессы жизнедеятельности растений и других представителей изучаемых царств;
*основы эволюционных процессов, происходящих на Земле с участием растений;
*гигиенические и экологические правила формирования здорового образа жизни, способствующие сохранению физического и нравственного здоровья человека;
*различные причины видового разнообразия живой природы.
Учащийся должен УМЕТЬ:
*правильно пользоваться знаниями о живой природе;
*устанавливать гармоничные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
*применять биологические знания на практике, в сельском хозяйстве;
*соблюдать правила поведения в природе;
*готовить микропрепараты и пользоваться ими на практике;
*правильно работать с увеличительными приборами;бережно относиться к живой природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...