Экологическая тропа в классе!
методическая разработка по биологии по теме
В нашей школе мы решили создать на базе кабинета биологии Экологическую тропу класса.С ребятами распланировали названия и размещение станций-остановок в классе. А что у нас получилось.можно увидеть здесь.У нас оформлено с рисунками, которые легко можно подобрать. всё зависит от того,какие станции вы решите оформить.Будем рады увидеть ваши комментарии и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_2010_godu_my_reshili_sozdat_na_baze_kabineta_biologii_ekologicheskuyu_tropu.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2010 году мы решили создать на базе кабинета биологии экологическую тропу. В нашей школе есть экологическая тропа, которая проходит по пришкольному участку, но часто погодные условия не позволяют провести запланированные экскурсии, поэтому мы выступили с предложением создать экологическую тропу в классе. Активное участие в сборе материала проявили учащиеся 8 класса, Кузьмичёва Жанна и Швед Виталий. Сбор материала для проведения экскурсий и практических занятий продолжается и накапливается. Наша тропа начинается с паспорта. Информация о станции находится непосредственно у объекта изучения. Например: уголок с комнатными растениями, выключатели освещения и т.д. Зелёные стрелочки указывают направление движения по тропе. На двери кабинета объявление и паспорт тропы.
РЕБЯТА! ВНИМАНИЕ!
В кабинете биологии создана экологическая тропа. Мы приглашаем вас на интересные и увлекательные экскурсии и занятия. О чём можно узнать, путешествуя по нашей тропе? О многом!
Паспорт экологической тропы.
1. Местонахождение тропы: 2 этаж, кабинет биологии №13, МАОУ «СОШ» д. Трегубово, Чудовский район, Новгородская область. 174203.
2.Дата образования:14 марта 2010 года.
3.Станции экологической тропы:
- станция 1. Берегите электричество!
- станция 2. Всё о комнатных растениях!
- станция3. Что нужно знать о мебели!
- станция 4. Важное значение имеет освещение!
- станция 5. Проветривание помещения просто необходимо!
- станция 6. Комнатная пыль – враг №1!
- станция 7. Сменная обувь сохранит ваше здоровье!
- станция 8. Вода – наше богатство! Учись беречь воду!
- станция 9. Знает Петя, знает Гена,
Что такое гигиена!
- станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!
- станция 11. Станция пожарной безопасности!
4.Назначение экологической тропы:
- напомнит всем, что здоровье в наших руках;
- убедит, что здоровье беречь надо смолоду;
- научит тому, что мы уже знаем и умеем, но всегда об этом забываем;
- расскажет вам о том, о чём нужно рассказать другим.
Станция 1. Берегите электричество!
Сегодня нам трудно представить свою жизнь без электричества, а ведь пользоваться электричеством человек смог только с 1800 года. Первую батарею изобрёл А. Вольт. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, зачем горит электрическая лампочка в помещении? Конечно, об этом знают все – для хорошего освещения! А почему горит лампочка даже днём, когда уже светло? Обратите внимание на лампочки в вашем классе, в вашем доме. Следите и выключайте их вовремя. Берегите электроэнергию! Об этом мало кто задумывается. Во многих школах используются лампы дневного освещения (люминесцентные), эти лампы более экономичны, их светоотдача в 4-5 раз больше, а срок службы в 10-12 раз дольше. На данный момент рекомендуют использовать энергосберегающие лампы. Само название уже говорит об их назначении. |
Станция 2. Всё о комнатных растениях.
| Приобретая растение, мы, прежде всего, руководствуемся своими зрительными ощущениями, эмоциями. Другими словами, мы приобретаем растение за красивый цветок или листву. Любуясь растением, мы получаем массу положительных эмоций и это очень хорошо для здоровья. Однако, комнатные растения не только улучшают наше настроение и интерьер, но и выделяют в воздух фитонциды, которые способны убивать болезнетворные микробы, грибки. Фитонциды обладают обеззараживающими и дезинфицирующими свойствами. Очень полезны в помещении пальмы, лаванда, хлорофитум, гибискус (китайская роза), традесканции, мята, плющ и др. Растения поглощают углекислоту, а отдают кислород, а это очень важно для закрытых помещений. Известны и лечебные свойства комнатных растений (алоэ, каланхоэ, герань перистая и др.). Чтобы получить от комнатных растений максимальную пользу, необходимо за ними правильно и с любовью ухаживать. |
Станция 3. О мебели!
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как может влиять мебель на наше здоровье? Оказывается, подбор и размещение мебели в помещении тоже имеет важное значение. Мебель в классной комнате прежде всего должна соответствовать росту школьника. Например, если ваш рост до 130 см, то высота парты должна быть 54 см, а если ваш рост 145-160 см – 66см. Это имеет важное значение для выработки осанки, а следовательно и для вашего здоровья. Правильная осанка помогает лучшей работе лёгких, сердца, всех внутренних органов. Правильно развивается скелет. Правильная посадка помогает лучше писать и меньше уставать, человек вырастает стройным, подтянутым. Конечно, мебель лучше использовать из натуральной древесины и светлых тонов. Вопрос обеспечения мебелью ложится на плечи взрослых, но мы, зная требования к школьной мебели, можем принять участие в выборе мебели. Одна из главных задач для нас – беречь имущество. Помнить об этом нужно не только в школе, но и дома. |
Станция 4. Важное значение имеет освещение!
Вы обратили внимание, что парты в классе стоят так, чтобы свет от окна падал слева? В рекомендациях к подготовке домашних заданий тоже всегда упоминается о том, чтобы свет падал слева. Как вы думаете, почему? Оказывается, это не случайно. В таком положении правая рука не закрывает свет и не мешает вам писать. В классе часто для уюта используют занавески. Важно помнить, что они должны быть лёгкими, светлыми, не должны накапливать пыль и легко стираться. Не реже 3 раз в год рекомендуется мыть окна в помещении, т.к. загрязнённые стёкла пропускают свет очень плохо. Если дневного освещения недостаточно, то используется дополнительно искусственное освещение. |
Станция 5. Проветривание помещения необходимо!
Знаете ли вы, что для нашего здоровья просто необходимо проветривать помещение, потому что в результате обменных процессов в воздухе концентрируется углекислота и другие химические соединения, повышается влажность. Поэтому следует делать сквозное проветривание после уроков минут на 10, это позволяет избавиться от тяжёлого и затхлого запаха. Непродолжительное по времени проветривание необходимо проводить несколько раз в день, желательно в отсутствие детей. Исследования гигиенистов показали, что на детский организм оказывают благотворительное влияние едва ощутимые токи воздуха во время уроков, при этом улучшается работоспособность и снижается уровень простудных заболеваний. |
Станция 6. Комнатная пыль – враг № 1.
Состав и влияние на здоровье человека обычной бытовой пыли всё чаще становится предметом научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ, через биологические исследования, комнатная пыль оказалась намного опаснее уличной. Самый неприятный и опасный компонент домашней пыли – это микроскопические пылевые клещи, которые питаются нашей кожей. В 1 грамме пыли содержится до 30 тысяч таких клещей. Они не являются паразитами человека, но вызывают аллергию. В жилые помещения они попадают с обувью, на одежде. В пыли содержатся плесневые грибки и их споры, много видов опасных бактерий. Подсчитано, что за сутки мы вдыхаем 2 столовые ложки пыли. Чем мельче пыль, тем легче она попадает в наши лёгкие. Необходимо проветривать помещение и обязательно проводить влажную уборку, иначе с пылью нам не справиться. |
Станция №7. Сменная обувь сохранит наше здоровье.
Согласитесь, что очень часто мы выражаем недовольство и протест, если с нас требуют в школе сменную обувь. А оказывается, что протестуем мы совершенно напрасно. Сменная обувь поможет нам сохранить наше здоровье! Современная обувь часто имеет красивую рифлёную подошву, в бороздки которой попадает большое количество песка и земли. Грязь задерживается, высыхает, осыпается в помещении. За день она нашими ногами растирается и превращается в очень мелкую пыль, которой мы дышим. Мелкая пыль легко попадает в наши лёгкие, частицы пыли повреждают альвеолы и нарушают защитный барьер организма, открывают путь инфекциям и аллергенам. Кроме всего перечисленного, кожа наших ног должна дышать, а в уличной обуви воздух к ногам не попадает. Это приводит к развитию кожных болезней и грибков. |
Станция 8. Вода – наше богатство! Учитесь беречь воду!
Знаете ли вы, сколько воды тратим мы ежедневно? Каждый из нас расходует ежедневно в среднем около 300 литров. И что мы с ней делаем? Сколько воды мы можем за день выпить? Сколько воды нужно для приготовления пищи и для личной гигиены? Прикинули? А куда же девалась остальная вода? Она пропала, её нет. Совершенно безболезненно каждый из нас может отказаться от трети используемой воды. Воду надо экономить! Нехватка чистой пресной воды – это глобальная проблема. Мы об этом не знаем или не хотим знать. Вода зачастую напрасно льётся из нашего крана, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра. Потери обходятся в миллиарды рублей, а между тем экономия воды не требует титанических усилий. Достаточно соблюдать несложные правила и приучить себя к мелким ограничениям. |
Станция 9. Знает Петя, знает Гена, что такое гигиена!
| Мы все знаем, что нужно соблюдать личную гигиену, но часто забываем об элементарных правилах и действиях. А вот японские учёные считают, что если руки мыть не менее 15 раз в день, то можно избежать 85% заболеваний различного характера. Помните, у Владимира Маяковского: Грязные руки Грозят нам бедой. Чтобы хворь Тебя не сломила, Будь аккуратен: Перед едой Мой Руки Мылом. Чтобы избежать отравлений, опасных инфекций, необходимо мыть перед едой овощи и фрукты проточной водой. У каждого из нас должен быть для личного пользования носовой платок или бумажные платочки, или бумажные салфетки! Помни о таких простых правилах и выполняй их ежедневно! |
Станция 10. Мусорная корзина и её обитатели.
Бытовой мусор – глобальная проблема, но на этой станции мы всем напоминаем, что для фантиков, для апельсиновых корок, банановых шкурок, а главное – для использованной жевательной резинки есть в каждом классе мусорная корзинка или урна. Почему-то об этом мало кто помнит, поэтому после уроков, пройдя по школьным коридорам, можно узнать много интересного. Например, чем угощали в школьной столовой, в каком классе сегодня был именинник, узнать по брошенным листочкам оценки за проверочные и контрольные работы. Но больше всего неудобств и неприятностей причиняет жевательная резинка, которая имеет одну особенность: почему-то прилипает она к стульям и партам, умудряется пристать к одежде и обуви и даже может прилипнуть к волосам. Всё это довольно неприятно, а главное, это говорит о нашей невоспитанности и о нашем невежестве. Задумайтесь и подойдите к мусорной корзине! Она не кусается! |
Станция 11. Противопожарная безопасность!
Помни! При пожаре позвони 01! Знай правила безопасности и научи этим правилам других! Помни! Огонь не щадит никого и ничего! Не допускай пожароопасных ситуаций! Помни! Спички детям не игрушка! Не допускай паники во время пожара! Окажи помощь тем, кто в ней нуждается! Не жги сухую траву! Это опасно не только для тебя: в огне гибнут полезные насекомые, корни растений, птичьи гнёзда, семена полезных растений, обгорают стволы деревьев и кустарников. От так называемых «травяных пожаров» гибнут люди, исчезают с лица Земли населённые пункты и хозяйственные постройки. Задумайся, прежде чем бросить спичку, окурок, оставить костёр в лесу. Эти правила должен знать каждый! |
При проведении экскурсий необходимо учитывать возраст детей. Это важно при подборе дополнительного материала и практических заданий. Особый интерес вызывают экологические задачи, игровые ситуации, использование пословиц, поговорок и загадок. Здесь возможно проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций по темам станций экскурсий. На определённых станциях можно использовать и встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий. Например, пригласить для беседы с детьми поселкового фельдшера, пригласить пожарного, чтобы он рассказал о профессии пожарника, организовать экскурсию на водоканал и т.д. Экскурсию можно проводить по всем станциям в один приём, можно использовать только работу на одной станции, приурочив материал к событию или дате. Например, 15 октября, в День чистых рук, проходит практическое занятие на станции №9 «Знает Петя, знает Гена, что такое гигиена»; материал станции №8 «Вода – наше богатство! Учитесь беречь воду!» хорошо подойдёт для экскурсии в День воды, который проходит в марте; 7 апреля, в День здоровья, возможно использование материалов многих станций и т.д. Пригласив ребят на станцию №2 «Всё о комнатных растениях», можно организовать практические занятия по уходу за комнатными растениями, организовать выставку и обзор книг о комнатных растениях, если есть возможность, организовать работу с определителями комнатных растений в кабинете не только биологии, но и в других кабинетах школы. Здесь уместен материал о лекарственных свойствах комнатных растений, о которых мы не часто говорим. Старшеклассники выступают в роли экскурсоводов, организаторов игр и конкурсов. Для подбора материала возможно использование методических журналов, методических разработок, материалов периодической печати и материалов Интернета. Количество станций, их название и назначение, конечно, может быть и другим, всё зависит от нашей заинтересованности и фантазии. Надеюсь, что наша идея привлечёт ваше внимание и поможет в вашей работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "На экологической тропе" /5 класс/
Кружковые занятия проводятся с целью развития познавательного интереса к природе и привлечение внимания обучающихся младшего школьного возраста к актуальным экологическим проблемам своего региона...
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»
Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора" Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...