Урок природоведения для 5 классов по теме " Суша планеты"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок для обучающихся 5 класса по формированию новых знаний о рельефе, климате, реках и озёрах Африки, Южной Америки и Северной Америки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirod._5_kl._susha_planety_.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе
Тема: «Суша планеты».
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Цели:
- Продолжить знакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать им краткую характеристику: познакомить с особенностями рельефа, климата и расположенными на них крупными горами, реками и озерами.
- Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, формирование у них умения работать с географической и контурной картами; узнавать материки по их контурам, по картинам, иллюстрирующим особенности рельефа, растительного и животного мира.
- Продолжить воспитание чувства ответственности за планету Земля.
Оборудование: физическая карта полушарий, картины с изображением материков и островов; контуры материков; индивидуальный раздаточный материал (карточки — 6 материков); карточки с названиями материков, частей света.
Мы живем точно во сне неразгаданном
На одной из удобных планет …
И. Северянин
Ход урока
- Организационный момент.
Тема урока: «Суша планеты» (продолжение).
Постановка учебных задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с тремя материками,
составляющими сушу нашей планеты, дадим им краткую характеристику. К концу урока вы должны будете: знать особенности рельефа, климата этих материков; уметь показать расположенные на них крупные горы, реки и озера.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить краткую характеристику материков, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
- Актуализация знаний.
Проверка знаний о суше — материках Евразии, Австралии, Антарктиде.
1) Фронтальная беседа
- Чем образована суша нашей планеты?
(материками или континентами и многочисленными островами)
- Сколько материков на Земле? Назовите их.
- Что такое часть света? Какие части света различают на Земле?
2) Индивидуальный опрос.
- Нужно выйти к доске, показать на карте материк и дать краткую характеристику по плану: рельеф, климат, реки и озера.
(Евразия, Австралия, Антарктида)
План вывешивается на доске.
План. 1. Рельеф 2. Климат 3. Реки и озера |
3) Оперативная систематизация знаний учащихся.(Работа с карточками)
- А сейчас мы поработаем в парах.
Задание: установите соответствие (соедините линиями)
1 ряд — рельеф
2 ряд — климат
3 ряд — реки и озера
Материки | Рельеф |
Евразия | Рельеф очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи и гиганские равнины, например Восточно-Европейская, Западно- Сибирская |
Австралия | Материк покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м) |
Антарктида | В основном равнинная местность, только на востоке невысокие горы. |
Материки | Климат |
Евразия | Это самый холодный материк, средняя суточная температура -30 градусов С. Здесь была зарегистрирована самая низкая температура на Земле -89,2 градуса С |
Австралия | Это самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков |
Антарктида | Климат на материке разнообразен: от самого холодного на севере, до жаркого на юге. |
Материки | Реки. Озера |
Евразия | На материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река на материке — Муррей, она не пересыхает. Самое крупное озеро на материке — озеро Эйр |
Австралия | Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка — Янцзы. Самое глубокое озеро мира — Байкал (1637м) |
Антарктида | Нет рек, нет озер. |
- Итак, вы установили соответствие между материками и рельефом, климатом, реками и озерами, расположенными на них.
Проверка. Учитель проходит по рядам и проверяет.
- Изучение нового материала.
- Продолжим знакомиться с материками планеты.
1) - Слово предоставляется ученикам, которые подготовили краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки.
(Рассказ учеников. Дополнения учителя. Демонстрация картин, иллюстрирующих особенности рельефа, растительного и животного мира материков)
Дополнительный материал:
Северная Америка.
Обратите внимание на то, что в природных условиях Евразии и Северной Америки много сходных черт.
Например:
в рельефе — высокие горы, обширные равнины
климат — в основном умеренный и холодный, только на крайнем юге — жаркий
оба материка — богаты реками и озерами. (Название озер в Северной Америке — это все названия индейских племен живших в этих местах до прихода европейцев)
Южная Америка.
Из всех материков больше всех заболочена Южная Америка. Климат влажный и жаркий.
Амазонку называют царицей рек! Чтобы примерно представить себе, что такое Амазонка. Попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек, как Волга или 12могучих Енисеев! Амазонская равнина — это страна джунглей, лесов и болот.
2) Работа с доской. На доске появляется краткая характеристика материков.
Рельеф. В рельефе преобладают равнины. Самая высокая гора — Килиманжаро (5895м) Климат. Это самый жаркий материк. Здесь не бывает зим. В северной части материка расположена величайшая пустыня — Сахара. Реки. Много рек. Самая длинная река нашей планеты — Нил (6671км) |
Рельеф. Преобладают равнины. Горные цепи — Кордильеры. Климат. Холодный и умеренный, на юге — жаркий и влажный. Реки. Озера. Реки полноводны, самая крупная из них — Миссисипи. Великие озера в одном месте. |
Рельеф. На востоке — равнины. На западе — горы Анды. Климат. Климат влажный и жаркий. Реки. Много рек. Среди них А мазонка — самая полноводная река планеты. |
Вопрос: О каком материке идет речь? Как догадались?
- Рассказ учителя. Острова.
- Наряду с материками, что ещё составляет сушу нашей планеты? (Острова)
- Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов — архипелаги.
- Показ на карте.
Из одиночных островов:
Самый большой остров мира — Гренландия (площадь 2млн 176тыс кв. км)
Самый крупный остров России — Сахалин (76,4тыс кв.км)
Архипелаги:
Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и др.
- Закрепление знаний.
1) Работа с контурной картой.
- Откройте тетради с. 26-27.
- Подпишите на карте названия материков и расположенных на них крупных рек, озер и гор.
- Задание выполняйте с помощью физической карты полушарий, которая находится в учебнике на с. 70-71.
Проверка.
- Что отметили в Африке? Что отметили в Северной Америке? Что отметили в Южной Америке? (ответы учеников)
2) Работа с контурами материков.
- Материки отличаются друг от друга своими размерами, рельефом — характером поверхности, климатом и даже красками. А еще они отличаются друг от друга — формой.
Вопрос: Контуры каких материков вы видите? (На доске — контуры материков. Ответы учеников.)
3) Игра. (работа в парах)
- А теперь немножко поиграем. У каждой пары на столе есть карточки на которых изображены контуры материков.
Задание: Положите их чистой стороной вверх. Поднимая карточку по очереди, вы должны назвать материк и дать ему краткую характеристику.
4) Игра «Самый, самый» (книга рекордов)
- При сравнении материков можно выделить самый большой и самый маленький, самый жаркий и самый холодный, самый влажный и самый сухой.
Задание: Вспомните, какой из них самый...
Самый большой — маленький жаркий — холодный влажный — сухой |
5) Проверь свои знания.
Самые высокие горы планеты - Гималаи (Евразия)
Самая длинная река планеты - Нил (Африка)
Самая полноводная река планеты - Амазонка (Южная Америка)
Самая низкая температура на Земле -89,2 градусов С (Антарктида)
Самый большой остров на планете - Гренландия
Самое глубокое озеро мира - Байкал (Евразия)
Самая величайшая пустыня нашей планеты — Сахара (Африка)
6) Работа с учебником, с.72
- Какие утверждения верны?
- Итог урока. Выставление оценок.
- Куда вам захотелось совершить путешествие? (Каждый ученик получает корабль) На своем корабле напишите название того материка, куда вы хотели бы отправиться в путешествие. Может когда-нибудь ваше желание и исполнится.
- Домашнее задание.
1) Знать краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки (по плану);
2) А знаете ли вы что можно путешествовать по разным материкам с помощью географического атласа. Совершите такое путешествие и отыщите интересные горы, реки, озера, острова. Постарайтесь запомнить их названия и расположение. А на следующем уроке проведем соревнование: кто быстрее найдет на карте тот или иной географический объект (гору, реку, озеро, остров...);
3)Пользуясь картой, определите какими океанами омывается каждый из материков, так как на следующем уроке будем изучать океаны.
- В добрый путь! Попутного ветра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Суша планеты"
План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....
Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: "Суша"
Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: Суша. Проверочная работа включает задания для проверки знаний по теме....
Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"
Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....
Разработка урока Природоведение 5 класс А.А.Плешаков Н.И. Сонин тема "Суша планеты. Северная и Южная Америка. Антарктида"
Конспект урока...
презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"
Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....
Интерактивный урок по природоведению для 5 класса по теме: «Суша» с использованием доски SMART Board.
Урок природоведения для 5 класса по теме: «Суша» с использованием АРМ учителя и SMART Board разработан в соответствии с учебниками А.А. Плешакова, Н.И. Сонина....
Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"
Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"Раздаточный материалAir pollution Acid rains Water Pollution Toxic materials Plastic Wast...