Урок природоведения для 5 классов по теме " Суша планеты"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Урок для обучающихся 5 класса по формированию новых знаний о рельефе, климате, реках и озёрах Африки, Южной Америки и Северной Америки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirod._5_kl._susha_planety_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе

Тема: «Суша планеты».

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать им краткую характеристику: познакомить с особенностями рельефа, климата и расположенными на них крупными горами, реками и озерами.
  2. Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, формирование у них умения работать с географической и контурной картами; узнавать материки по их контурам, по картинам, иллюстрирующим особенности рельефа, растительного и животного мира.
  3. Продолжить воспитание чувства ответственности за планету Земля.

Оборудование: физическая карта полушарий, картины с изображением материков и островов; контуры материков; индивидуальный раздаточный материал (карточки — 6 материков); карточки с названиями материков, частей света.

Мы живем точно во сне неразгаданном

На одной из удобных планет …              

                                     И. Северянин

 Ход урока

  1. Организационный момент.

Тема урока: «Суша планеты» (продолжение).

Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с тремя материками,

составляющими сушу нашей планеты, дадим им краткую характеристику. К концу урока вы должны будете: знать особенности рельефа, климата этих материков; уметь показать расположенные на них крупные горы, реки и озера.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны вспомнить краткую характеристику материков, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

  1. Актуализация знаний.

Проверка знаний о суше — материках Евразии, Австралии, Антарктиде.

1) Фронтальная беседа

- Чем образована суша нашей планеты?

(материками или континентами и многочисленными островами)

- Сколько материков на Земле? Назовите их.

- Что такое часть света? Какие части света различают на Земле?

2) Индивидуальный опрос.

- Нужно выйти к доске, показать на карте материк и дать краткую характеристику по плану: рельеф, климат, реки и озера.

(Евразия, Австралия, Антарктида)

План вывешивается на доске.

План.

1. Рельеф

2. Климат

3. Реки и озера

3) Оперативная систематизация знаний учащихся.(Работа с карточками)

- А сейчас мы поработаем в парах.

Задание: установите соответствие (соедините линиями)

1 ряд — рельеф

2 ряд — климат

3 ряд — реки и озера

Материки

Рельеф

Евразия

Рельеф очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи и гиганские равнины, например Восточно-Европейская, Западно- Сибирская

Австралия

Материк покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м)

Антарктида

В основном равнинная местность, только на востоке невысокие горы.

Материки

Климат

Евразия

Это самый холодный материк, средняя суточная температура -30 градусов С. Здесь была зарегистрирована самая низкая температура на Земле -89,2 градуса С

Австралия

Это самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков

Антарктида

Климат на материке разнообразен: от самого холодного на севере, до жаркого на юге.

Материки

Реки. Озера

Евразия

На материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река на материке — Муррей, она не пересыхает. Самое крупное озеро на материке — озеро Эйр

Австралия

Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка — Янцзы. Самое глубокое озеро мира — Байкал (1637м)

Антарктида

Нет рек, нет озер.

  1. Итак, вы установили соответствие между материками и рельефом, климатом, реками и озерами, расположенными на них.

Проверка. Учитель проходит по рядам и проверяет.

  1. Изучение нового материала.

- Продолжим знакомиться с материками планеты.

1) - Слово предоставляется ученикам, которые подготовили краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки.

(Рассказ учеников. Дополнения учителя. Демонстрация картин, иллюстрирующих особенности рельефа, растительного и животного мира материков)

Дополнительный материал: 

Северная Америка.

Обратите внимание на то, что в природных условиях Евразии и Северной Америки много сходных черт.

Например:

в рельефе — высокие горы, обширные равнины

климат — в основном умеренный и холодный, только на крайнем юге — жаркий

оба материка — богаты реками и озерами. (Название озер в Северной Америке — это все названия индейских племен живших в этих местах до прихода европейцев)

Южная Америка. 

Из всех материков больше всех заболочена Южная Америка. Климат влажный и жаркий.

Амазонку называют царицей рек! Чтобы примерно представить себе, что такое Амазонка. Попробуйте мысленно сложить вместе 25 таких рек, как Волга или 12могучих Енисеев! Амазонская равнина — это страна джунглей, лесов и болот.

2) Работа с доской. На доске появляется краткая характеристика материков.

Рельеф. В рельефе преобладают равнины. Самая высокая гора — Килиманжаро (5895м)

Климат. Это самый жаркий материк. Здесь не бывает зим. В северной части материка расположена величайшая пустыня — Сахара.

Реки. Много рек. Самая длинная река нашей планеты — Нил (6671км)

          Рельеф. Преобладают равнины. Горные цепи — Кордильеры.

           Климат. Холодный и умеренный, на юге — жаркий и влажный.

           Реки. Озера. Реки полноводны, самая крупная из них — Миссисипи. Великие озера в     одном месте.

         Рельеф. На востоке — равнины. На западе — горы Анды.

          Климат. Климат влажный и жаркий.

          Реки. Много рек. Среди них А мазонка — самая полноводная река планеты.

    Вопрос: О каком материке идет речь? Как догадались?

  1. Рассказ учителя. Острова.

- Наряду с материками, что ещё составляет сушу нашей планеты? (Острова)

- Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов — архипелаги.

- Показ на карте.

Из одиночных островов:

Самый большой остров мира — Гренландия (площадь 2млн 176тыс кв. км)

Самый крупный остров России — Сахалин (76,4тыс кв.км)

Архипелаги:

Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и др.

  1. Закрепление знаний.

1) Работа с контурной картой.

 - Откройте тетради с. 26-27.

 - Подпишите на карте названия материков и расположенных на них крупных рек, озер и гор.

 - Задание выполняйте с помощью физической карты полушарий, которая находится в учебнике на с. 70-71.

Проверка.

 - Что отметили в Африке? Что отметили в Северной Америке? Что отметили в Южной Америке? (ответы учеников)

2) Работа с контурами материков.

- Материки отличаются друг от друга своими размерами, рельефом — характером поверхности, климатом и даже красками. А еще они отличаются друг от друга — формой.

Вопрос: Контуры каких материков вы видите? (На доске — контуры материков. Ответы учеников.)

3) Игра. (работа в парах)

- А теперь немножко поиграем. У каждой пары на столе есть карточки на которых изображены контуры материков.

Задание: Положите их чистой стороной вверх. Поднимая карточку по очереди, вы должны назвать материк и дать ему краткую характеристику.

4) Игра «Самый, самый» (книга рекордов)

- При сравнении материков можно выделить самый большой и самый маленький, самый жаркий и самый холодный, самый влажный и самый сухой.

Задание: Вспомните, какой из них самый...

Самый

большой — маленький

жаркий — холодный

влажный — сухой

 5) Проверь свои знания.

Самые высокие горы планеты -  Гималаи (Евразия)

Самая длинная река планеты  -  Нил (Африка)

Самая полноводная река планеты - Амазонка (Южная Америка)

Самая низкая температура на Земле -89,2 градусов С (Антарктида)

Самый большой остров на планете - Гренландия

Самое глубокое озеро мира - Байкал (Евразия)

Самая величайшая пустыня нашей планеты — Сахара (Африка)

6) Работа с учебником, с.72

- Какие утверждения верны?  

  1. Итог урока. Выставление оценок.

- Куда вам захотелось совершить путешествие? (Каждый ученик получает корабль) На своем корабле напишите название того материка, куда вы хотели бы отправиться в путешествие. Может когда-нибудь ваше желание и исполнится.

  1. Домашнее задание.

1) Знать краткую характеристику Африки, Северной Америки, Южной Америки (по плану);

2) А знаете ли вы что можно путешествовать по разным материкам с помощью географического атласа. Совершите такое путешествие и отыщите интересные горы, реки, озера, острова. Постарайтесь запомнить их названия и расположение. А на следующем уроке проведем соревнование: кто быстрее найдет на карте тот или иной географический объект (гору, реку, озеро, остров...);

3)Пользуясь картой, определите какими океанами омывается каждый из материков, так как на следующем уроке будем изучать океаны.

- В добрый путь! Попутного ветра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Суша планеты"

План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....

Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: "Суша"

Самостоятельная работа по природоведению 5 класс по теме: Суша. Проверочная работа включает задания для проверки знаний по теме....

Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"

Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

Интерактивный урок по природоведению для 5 класса по теме: «Суша» с использованием доски SMART Board.

   Урок природоведения для 5 класса по теме: «Суша» с использованием АРМ учителя и SMART Board разработан в соответствии с  учебниками  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина....

Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"

Конспект урока в 8 классе на тему "Защитим планету"Раздаточный материалAir pollution  Acid rains  Water Pollution  Toxic materials   Plastic Wast...