ПРОГРАММА «Юные зоологи» для учащихся 5-7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова, Москва, Дрофа, 2007).
Цели:
Повышать биологическую грамотность учащихся.
Знакомить учащихся с методами науки и расширять их представления о многообразии животных и их значении в природе и жизни человека.
Развивать у учащихся индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, формировать коммуникативные компетенции.
Прививать нравственные качества, бережное отношение к природе.
Занятия рассчитаны на учащихся 5-7 классов основной школы.
Срок занятий: сентябрь – май. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час) или через неделю по 2 часа (экскурсии в музеи и на выставки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_zoologi_programma.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт – Петербурга
«СОГЛАСОВАНО» «___»___________________2010г. МО учителей естественных наук ГОУ СОШ №538 | «УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом №____ От «___»_______________2010г. Протокол №__от «___»______2010г. Директор ГОУ СОШ №538 __________________Т.А. Огородова |
ПРОГРАММА «Юные зоологи»
Для учащихся 5-7 классов
Составитель:
учитель биологии
Галактионова Марина Валерьевна
Санкт – Петербург
2010
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова, Москва, Дрофа, 2007).
Цели:
Повышать биологическую грамотность учащихся.
Знакомить учащихся с методами науки и расширять их представления о многообразии животных и их значении в природе и жизни человека.
Развивать у учащихся индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, формировать коммуникативные компетенции.
Прививать нравственные качества, бережное отношение к природе.
Занятия рассчитаны на учащихся 5-7 классов основной школы.
Срок занятий: сентябрь – май. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час) или через неделю по 2 часа (экскурсии в музеи и на выставки).
Формы занятий: беседа, лекция, викторина, практикум, экскурсия, круглый стол, спектакль.
Программа.
- Зоология – наука о животных. Знакомство с планом работы. Предмет науки зоология. История развития зоологии, труды Аристотеля, Ж.-Б.Ламарка и др. Обзор научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий по зоологии.
- Методы изучения животных. Наблюдение и эксперимент. Изучение строения и поведения животных. Изготовление влажных препаратов. Чучел, таксидермия, бальзамирование. Появление новых методов исследования в связи с развитием науки и техники: изучение родства организмов на основе сравнительного анализа ДНК, использование киносъёмки и аэрофотосъёмки, использование фотографий со спутников и радиомаячков для определения миграций животных. Введение запрета на «острые опыты».
- Многообразие животных и их классификация. Особенности типов животных. Самые многочисленные классы. Правила работы с определителями. 31 декабря – Международный день биологического разнообразия.
- Беспозвоночные животные, их многообразие и значение. Одноклеточные и многоклеточные беспозвоночные. Животные симбионты и паразиты комнатных растений. Способы выявления таких животных, способы защиты растений от паразитов.
- Доисторические (вымершие) животные. Динозавры. Палеонтология – наука о вымерших организмах. Многообразие существовавших ранее животных и причины их вымирания. Динозавры, их разнообразие и возможные причины вымирания (Ж.Кювье – теория катастроф, Ч.Дарвин – эволюционная теория и пр.).
- Животные – помощники человека. Одомашнивание животных. Понятия искусственного отбора и селекции. Приручение собаки, лошади, парнокопытных животных и отражение этого явления в художественной литературе и народном творчестве. Многообразие одомашненных животных и их значение для человека (голуби, пчёлы и др.). Выращивание животных для получения продуктов питания. Вегетарианство – отказ от употребления в пищу мяса теплокровных животных. Священное животное Древнего Египта – кошка. Памятники животным от благодарного человечества (собаке, лошади, лягушке, жуку и др.). Космические путешественники – Белка и Стрелка. Взаимопомощь человека и домашних животных.
- Забота человека о животных. Ветеринарная помощь больным животным. Ветеринарная служба и её роль («Если медицина спасает отдельных людей, то ветеринария спасает всё человечество». И.П.Павлов). «Гостиницы» для животных, поиск потерявшихся любимцев. Содержание служебных собак, помогающих в поисках преступников, взрывчатых веществ, наркотиков.
- Животные – увлечения человека. Содержание домашних и диких животных дома и уход за ними. Коллекции животных: птицы (попугаи, канарейки, амадины, астрильды, голуби и др.), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рыбки (меченосцы, гуппи, барбусы, гурами, сомики и др.), насекомые (тараканы, сверчки, бабочки, жуки и др.). Сад бабочек в Японии. Создание океанариумов. Частные зоопарки. Книги Ж..-И.Кусто и Дж.Даррела о животном мире.
- Создание комфортных условий для домашних животных – ответственность человека. Особенности физиологии и психологии животных, их отличия от человека. Доброе отношение, приручение, дрессура, уход и кормление, выгул, уборка за животными.
- Животный мир нашего региона. Видовое разнообразие животных. Наблюдение и подсчёт количества видов и примерного количества особей, встречающихся в регионе. Заповедники, заказники, национальные парки, охраняемые территории, охотничьи хозяйства региона. Профессии лесника, егеря, охотоведа. Заготовка корма для животных.
- Животные – паразиты человека. Наружные паразиты: вши, блохи и др. Внутренние паразиты: круглые, плоские и ленточные черви. Способы борьбы с паразитами. Соблюдение правил гигиены.
- Опасные и ядовитые животные. Соблюдение осторожности при обращении с любыми дикими животными. Непредсказуемость поведения животного в стрессовой для него ситуации встречи с человеком. Запрет на содержание в неприспособленных для этого домашних условиях хищных животных, крокодилов, ядовитых змей и пауков. Запрет на содержание и разведение собак агрессивных к человеку пород. Укусы животных, возможные последствия и первая помощь при укусе. Опасность бешенства.
- Легенды и мифы о животных. Медуза Горгона, Лернейская гидра, птицы Сирин и Феникс, Пегас, Кентавр, Сфинкс, обитатель озера Лох-Несс, кот-Баюн, олень с вишнёвым деревом на голове из рассказов барона Мюнхгаузена, священные животные.
- Животные, изображенные в гербах стран и городов. Лев, орёл – символы силы и могущества. Герб Российской Федерации. Гербы российских городов. «Для России характерны три стихии: лес, степь, вода» (русский историк Соловьёв), отражение этой мысли в гербах городов России. Гербы стран и городов Европы.
- Моноспектакль о животном. Создание и презентация моноспектакля о животном (выбор животного определяется интересами учащихся). Подборка научного материала, стихов, прозы, иллюстраций, фотографий, рисунков, результатов личных наблюдений и исследований учащихся.
Литература.
- Акимушкин И. «Домашние животные».
- Акимушкин И. «Тропою легенд».
- Акимушкин И. «Следы невиданных зверей».
- Бабенко В., Алексеев В. «Лучезарный Аполлон», М., Школа-Пресс, 1995.
- Дмитриев Ю. «Домашние животные».
- Непомнящий Н. «Энциклопедия загадочного и неведомого. Экзотическая зоология», М., Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997.
- Сладков Н. «Покажите мне их», М., РОСМЭН, 1994.
- Старкович С. «Замечательные звери», М., РОСМЭН, 1994.
- Теремов А, Рохлов В. «Занимательная зоология», М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Яковлева И. «След динозавра», М., РОСМЭН, 1993.
Примерный тематический план.
№ | Тема | Возможные формы проведения занятий | Кол-во часов | |
Теорет. Занятия | Практ. Занятия | |||
1 | Зоология – наука о животных. | Знакомство с планом работы, обсуждение. Викторина. | 1 | 1 |
2 | Методы изучения животных. | Экскурсия на природу. | 1 | 1 |
3 | Многообразие животных и их классификация. | Практикум. | 1 | 1 |
4 | Беспозвоночные животные, их многообразие и значение. | Практикум «Симбионты и паразиты комнатных растений» | - | 1 |
5 | Доисторические (вымершие) животные. Динозавры. | Видеоэкскурсия, слайды, сообщения. | 1 | - |
6 | Животные – помощники человека. Одомашнивание животных. | Регламентированная дискуссия, стендовые доклады, выставка фотографий. | - | 2 |
7 | Забота человека о животных. | Беседа с ветеринаром, работником заповедника (заказника). | 2 | - |
8 | Животные – увлечения человека. | Экскурсия на выставку животных. | - | 4 |
9 | Создание комфортных условий для домашних животных – ответственность человека. | Круглый стол. | 2 | - |
10 | Животный мир нашего региона. | Экскурсия в зоологический, краеведческий музеи, устный журнал, наблюдения за животными. | - | 4 |
11 | Животные – паразиты человека. | «Суд над аскаридой», экскурсия в музей. | - | 2 |
12 | Опасные и ядовитые животные. | Видеоэкскурсия, слайды, сообщения, стендовые доклады. | 2 | - |
13 | Легенды и мифы о животных. | Сообщения, инсценировки, конкурс рисунков. | 2 | - |
14 | Животные, изображенные в гербах стран и народов. | Исследование. | 1 | 1 |
15 | Моноспектакль о животном. | Создание и презентация моноспектакля о животном. | 2 | 2 |
Итого:34 часа | 15 часов | 19 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа «Посвящение в юные моряки» для учащихся 1-2 классов
Игровая игра проводится вместе с Советм Старшеклассников и вокальными коллективами школы....
Образовательная программа по курсу "Юные пожарные" для учащихся 1-4 классов.
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.Именно поэтому важно изучать пр...
Лицензированная программа историко-краеведческого объединения "Юные краеведы" для учащихся 5-8 классов средней образовательной школы
Пояснительная записка.Народ, не знающий своего прошлого,...
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс
Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) Основная цель курса- поддержать интерес к и...
Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные»
Данное мероприятие многократно использовалось при проведении предметных недель естественнонаучного направления. Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные» у...
ПРОГРАММА И УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ХИМИК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Создание кружка «Юный химик» для учеников 4-7 классов было вызвано рядом причин. 11-12 лет- это возраст наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных по...
Программа дополнительного образования для учащихся 8-11 классов "Юный интеллектуал"
Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их инт...