ПРОГРАММА «Юные зоологи» для учащихся 5-7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Галактионова Марина Валерьевна

 

Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова, Москва, Дрофа, 2007).

 

Цели:

Повышать биологическую грамотность учащихся.

Знакомить учащихся с методами науки и расширять их представления о многообразии животных и их значении в природе и жизни человека.

Развивать у учащихся индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, формировать коммуникативные компетенции.

Прививать нравственные качества, бережное отношение к природе.

 

Занятия рассчитаны на учащихся 5-7 классов основной школы.

 

Срок занятий: сентябрь – май. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час) или через неделю по 2 часа (экскурсии в музеи и на выставки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_zoologi_programma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №538

с углубленным изучением информационных технологий

Кировского района Санкт – Петербурга

«СОГЛАСОВАНО»

«___»___________________2010г.

МО учителей естественных наук

ГОУ СОШ №538

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом №____

От «___»_______________2010г.

Протокол №__от «___»______2010г.

Директор ГОУ СОШ №538

__________________Т.А. Огородова

ПРОГРАММА «Юные зоологи»

Для учащихся 5-7 классов

Составитель:

учитель биологии

Галактионова Марина Валерьевна

Санкт – Петербург

2010

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова, Москва, Дрофа, 2007).

Цели:

Повышать биологическую грамотность учащихся.

Знакомить учащихся с методами науки и расширять их представления о многообразии животных и их значении в природе и жизни человека.

Развивать у учащихся индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, формировать коммуникативные компетенции.

Прививать нравственные качества, бережное отношение к природе.

Занятия рассчитаны на учащихся 5-7 классов основной школы.

Срок занятий: сентябрь – май. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час) или через неделю по 2 часа (экскурсии в музеи и на выставки).

Формы занятий: беседа, лекция, викторина, практикум, экскурсия, круглый стол, спектакль.

Программа.

  1. Зоология – наука о животных. Знакомство с планом работы. Предмет науки зоология. История развития зоологии, труды Аристотеля, Ж.-Б.Ламарка и др. Обзор научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий по зоологии.
  2. Методы изучения животных. Наблюдение и эксперимент. Изучение строения и поведения животных. Изготовление влажных препаратов. Чучел, таксидермия, бальзамирование. Появление новых методов исследования в связи с развитием науки и техники: изучение родства организмов на основе сравнительного анализа ДНК, использование киносъёмки и аэрофотосъёмки, использование фотографий со спутников и радиомаячков для определения миграций животных. Введение запрета на «острые опыты».
  3. Многообразие животных и их классификация. Особенности типов животных. Самые многочисленные классы. Правила работы с определителями. 31 декабря – Международный день биологического разнообразия.
  4. Беспозвоночные животные, их многообразие и значение. Одноклеточные и многоклеточные беспозвоночные. Животные симбионты и паразиты комнатных растений. Способы выявления таких животных, способы защиты растений от паразитов.
  5. Доисторические (вымершие) животные. Динозавры. Палеонтология – наука о вымерших организмах. Многообразие существовавших ранее животных и причины их вымирания. Динозавры, их разнообразие и возможные причины вымирания (Ж.Кювье – теория катастроф, Ч.Дарвин – эволюционная теория и пр.).
  6. Животные – помощники человека. Одомашнивание животных. Понятия искусственного отбора и селекции. Приручение собаки, лошади, парнокопытных животных и отражение этого явления в художественной литературе и народном творчестве. Многообразие одомашненных животных и их значение для человека (голуби, пчёлы и др.). Выращивание животных для получения продуктов питания. Вегетарианство – отказ от употребления в пищу мяса теплокровных животных. Священное животное Древнего Египта – кошка. Памятники животным от благодарного человечества (собаке, лошади, лягушке, жуку и др.). Космические путешественники – Белка и Стрелка. Взаимопомощь человека и домашних животных.
  7. Забота человека о животных. Ветеринарная помощь больным животным. Ветеринарная служба и её роль («Если медицина спасает отдельных людей, то ветеринария спасает всё человечество». И.П.Павлов). «Гостиницы» для животных, поиск потерявшихся любимцев. Содержание служебных собак, помогающих в поисках преступников, взрывчатых веществ, наркотиков.
  8. Животные – увлечения человека. Содержание домашних и диких животных дома и уход за ними. Коллекции животных: птицы (попугаи, канарейки, амадины, астрильды, голуби и др.), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рыбки (меченосцы, гуппи, барбусы, гурами, сомики и др.), насекомые (тараканы, сверчки, бабочки, жуки и др.). Сад бабочек в Японии. Создание океанариумов. Частные зоопарки. Книги Ж..-И.Кусто и Дж.Даррела о животном мире.
  9. Создание комфортных условий для домашних животных – ответственность человека. Особенности физиологии и психологии животных, их отличия от человека. Доброе отношение, приручение, дрессура, уход и кормление, выгул, уборка за животными.
  10. Животный мир нашего региона. Видовое разнообразие животных. Наблюдение и подсчёт количества видов и примерного количества особей, встречающихся в регионе. Заповедники, заказники, национальные парки, охраняемые территории, охотничьи хозяйства региона. Профессии лесника, егеря, охотоведа. Заготовка корма для животных.
  11. Животные – паразиты человека. Наружные паразиты: вши, блохи и др. Внутренние паразиты: круглые, плоские и ленточные черви. Способы борьбы с паразитами. Соблюдение правил гигиены.
  12. Опасные и ядовитые животные. Соблюдение осторожности при обращении с любыми дикими животными. Непредсказуемость поведения животного в стрессовой для него ситуации встречи с человеком. Запрет на содержание в неприспособленных для этого домашних условиях хищных животных, крокодилов, ядовитых змей и пауков. Запрет на содержание и разведение собак агрессивных к человеку пород. Укусы животных, возможные последствия и первая помощь при укусе. Опасность бешенства.
  13. Легенды и мифы о животных. Медуза Горгона, Лернейская гидра, птицы Сирин и Феникс, Пегас, Кентавр, Сфинкс, обитатель озера Лох-Несс, кот-Баюн, олень с вишнёвым деревом на голове из рассказов барона Мюнхгаузена, священные животные.
  14. Животные, изображенные в гербах стран и городов. Лев, орёл – символы силы и могущества. Герб Российской Федерации. Гербы российских городов. «Для России характерны три стихии: лес, степь, вода» (русский историк Соловьёв), отражение этой мысли в гербах  городов России. Гербы стран и городов Европы.
  15. Моноспектакль о животном. Создание и презентация моноспектакля о животном (выбор животного определяется интересами учащихся). Подборка научного материала, стихов, прозы, иллюстраций, фотографий, рисунков, результатов личных наблюдений и исследований учащихся.

Литература.

  1. Акимушкин И. «Домашние животные».
  2. Акимушкин И. «Тропою легенд».
  3. Акимушкин И. «Следы невиданных зверей».
  4. Бабенко В., Алексеев В. «Лучезарный Аполлон», М., Школа-Пресс, 1995.
  5. Дмитриев Ю. «Домашние животные».
  6. Непомнящий Н. «Энциклопедия загадочного и неведомого. Экзотическая зоология», М., Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997.
  7. Сладков Н. «Покажите мне их», М., РОСМЭН, 1994.
  8. Старкович С. «Замечательные звери», М., РОСМЭН, 1994.
  9. Теремов А, Рохлов В. «Занимательная зоология», М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
  10. Яковлева И. «След динозавра», М., РОСМЭН, 1993.

Примерный тематический план.

Тема

Возможные формы проведения занятий

Кол-во часов

Теорет. Занятия

Практ. Занятия

1

Зоология – наука о животных.

Знакомство с планом работы, обсуждение. Викторина.

1

1

2

Методы изучения животных.

Экскурсия на природу.

1

1

3

Многообразие животных и их классификация.

Практикум.

1

1

4

Беспозвоночные животные, их многообразие и значение.

Практикум «Симбионты и паразиты комнатных растений»

-

1

5

Доисторические (вымершие) животные. Динозавры.

Видеоэкскурсия, слайды, сообщения.

1

-

6

Животные – помощники человека. Одомашнивание животных.

Регламентированная дискуссия, стендовые доклады, выставка фотографий.

-

2

7

Забота человека о животных.

Беседа с ветеринаром, работником заповедника (заказника).

2

-

8

Животные – увлечения человека.

Экскурсия на выставку животных.

-

4

9

Создание комфортных условий для домашних животных – ответственность человека.

Круглый стол.

2

-

10

Животный мир нашего региона.

Экскурсия в зоологический, краеведческий музеи, устный журнал, наблюдения за животными.

-

4

11

Животные – паразиты человека.

«Суд над аскаридой», экскурсия в музей.

-

2

12

Опасные и ядовитые животные.

Видеоэкскурсия, слайды, сообщения, стендовые доклады.

2

-

13

Легенды и мифы о животных.

Сообщения, инсценировки, конкурс рисунков.

2

-

14

Животные, изображенные в гербах стран и народов.

Исследование.

1

1

15

Моноспектакль о животном.

Создание и презентация моноспектакля о животном.

2

2

Итого:34 часа

15 часов

19 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Посвящение в юные моряки» для учащихся 1-2 классов

Игровая игра проводится вместе с Советм Старшеклассников и вокальными коллективами школы....

Образовательная программа по курсу "Юные пожарные" для учащихся 1-4 классов.

Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.Именно поэтому важно изучать пр...

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год)      Основная цель курса- поддержать  интерес к и...

Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные»

Данное мероприятие многократно использовалось при проведении предметных недель естественнонаучного направления. Викторина по зоологии для учащихся 7-х классов «Эти удивительные животные» у...

ПРОГРАММА И УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ХИМИК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Создание  кружка «Юный химик» для учеников 4-7 классов было вызвано рядом причин. 11-12 лет- это возраст наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных по...

Программа дополнительного образования для учащихся 8-11 классов "Юный интеллектуал"

Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их инт...