Нестандартные уроки
статья по биологии на тему

В этой статье рассказывается о значимости нестандартных уроков и приводится один из примеров такого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_uroki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время школа переживает экономический и духовный кризис. Роль школы в обществе, ее значение катастрофически уменьшается из-за продолжающегося падения престижа знаний, резкого расслоения ученической среды по отношению к учению.

Для многих родителей ( даже хороших учеников ) имеет значение вовсе не

всестороннее развитие личности их детей, а сумма знаний, обеспечивающая поступление в ВУЗ с последующим занятием престижного места.

Немалое число семей, увлеченных добычей материальных благ, смотрят на школьное образование вообще как на необходимую формальность. В этих

условиях все труднее сделать учение объективно значимым видом деятельности для каждого школьника. Это, в свою очередь, уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения.

Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, брать на вооружение все то, что появляется в педагогической науке и практике, экспериментировать и критически анализировать полученные результаты.

Многие традиционные формы работы устарели и не дают желаемого результата. Нужны новые подходы к личности ученика, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности.

Я хочу рассмотреть некоторые проблемы, с которыми я сталкиваюсь при работе с учащимися. Например, это негативное отношение учащихся к учебному процессу, дисциплинарная неорганизованность учащихся на уроках биологии.

В настоящее время особенно остро встает вопрос о дисциплинарной неорганизованности учащихся на уроках. Дисциплина учащихся на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Нарушения дисциплины на уроке даже отдельными учащимися наносят серьезный вред всем учащимся класса и в приобретении знаний, и в нравственном воспитании, и в формировании навыков культуры поведения.

Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает, когда организуется целенаправленная деятельность учащихся, увлечение их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого ученика в работу. Одним из путей решения проблемы является совершенствование организации урока, поиск новых технологий. Сегодня становится ясно, что всех одинаково учить нельзя, что фронтальные методы работы на уроке должны все чаще уступать место групповой, парной, индивидуальной работе и нетрадиционным методам обучения.

Для учащихся с негативным отношением к учебе особенно важны индивидуальные задания. Учащиеся недисциплинированные и не желающие учиться, нуждаются в наиболее тонком подходе при определении индивидуальных заданий. В каждом таком школьнике важно увидеть его индивидуальность. Один груб, другой самолюбив, а между тем имеет серьезные проблемы в знаниях, третий – с завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших веру в свои силы, нужно исходить из того, что для них посильно. Например, хорошие результаты приносит работа с такими учащимися при подготовке ими различных заданий, которые можно использовать при проведении различных нестандартных уроков.

Рассмотрю роль нестандартных уроков, которые помогают в решении перечисленных выше проблем. Эти уроки также играют большую роль в повышении уровня знаний, экологического воспитания, формирования научного мировоззрения.

Глубокие знания – это понятие сущности предмета или явления, глубина –

это приближенность к истине. Тут на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Глубина знаний требует наиболее ценных мыслительных операций.

Поэтому в своей работе я стараюсь научить детей, прежде всего, мыслить, используя систему нетрадиционной методики обучения преподавания курса биологии. При этом обязательно встают такие вопросы: как привить учащимся интерес к биологии? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Все эти вопросы очень меня волнуют, поэтому стараюсь разнообразить уроки.

Обычный комбинированный  четырехэлементный урок имеет довольно жесткую структуру с малой свободой выбора деятельности для учащихся.

Они вынуждены включаться в однообразную деятельность из урока в урок, что само по себе вызывает утомление и скуку. Смена деятельности, наоборот, снимает утомление, дает новый толчок развития познавательных интересов. Однако, не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Более всего интерес вызывает у них поисковая, игровая работа, работа с дополнительной литературой, выполнение различных творческих заданий, где каждый учащийся (даже тот, у которого проблемы с дисциплиной, с негативным отношением к учебе) может проявить себя, так как чаще всего именно в этом случае достигается учащимися успех.

Это приносит удовлетворение самому ученику, дает возможность осознать собственный интеллектуальный рост. Поэтому я стараюсь максимально разнообразить методики проведения уроков с учетом содержания, целей урока, возрастных особенностей учащихся. Стремлюсь внести в свою работу элементы творчества и сделать уроки более радостными для ребят.

Каждый ребенок по-своему уникален. И если не препятствовать его развитию, то из любого нормального ученика вырастет уникальная в своем роде личность. А если ему еще и помогать, то личность эта будет ярче.

Творчество учителя плюс творчество учащихся, воплощенные в общем деле,

- это простая и емкая формула нестандартного урока. Стараясь выйти за рамки традиционных форм обучения, провожу урок - ролевую игру, урок – путешествие, урок – заочную экскурсию, урок – соревнование и другие нестандартные уроки.

Главные задачи нестандартных уроков – в систематизации фактических знаний на основе ведущих идей, в применении их для диалектико-материалистического объяснения биологических явлений, раскрытия роли науки. Они служат также целям проверки знаний и умений учащихся. При этом проверяется: овладение системой понятий, умение устанавливать связи между понятиями, применять биологические закономерности, теории.

Например, урок – игру можно рассматривать как средство экологического воспитания. Игровая деятельность детей включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной.

Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширять кругозор ребят, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в учащихся чувство ответственности за состояние родной природы.

Хороший результат приносит также проведение игры – соревнования.

Игра – соревнование часто находит свое место во внеклассной работе, при проведении декады биологии в 6, 7, 8-ых классах. Также я провожу игру – соревнование на некоторых обобщающих уроках, например, при изучении покрытосеменных растений.

Для проведения подобного урока учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.

При подготовке к этому уроку учащиеся получают задание: повторить систематику цветковых растений; повторить признаки семейств цветковых растений; нарисовать типичных представителей изученных семейств; желающие находят стихи о представителях семейств цветковых или сочиняют их сами (эти задания с интересом выполняют и слабые ученики).

Задания, которые используются при проведении этого урока, я составляю сама, а также использую работы учащихся, созданные ими в прошлые годы.

Эта игра делится на несколько этапов, на каждом из которых учащимся предлагается выполнить определенное задание ( загадки, кроссворды, ребусы, растения-символы ). В ходе игры ребята не только выполняют задания, но и отвечают на ряд дополнительных вопросов по этой теме.

После выполнения командами всех заданий учащиеся читают подготовленные стихи. Подводятся итоги игры. Делаются выводы, объявляется команда – победитель. Участники этой команды называются лучшими знатоками семейств покрытосеменных растений. Выставляются оценки ( положительные оценки получают даже самые слабые ученики, так как они всегда хорошо проявляют себя на таком уроке ).

В качестве домашнего задания ребятам можно предложить написать сказку, составить собственный кроссворд, ребус о растениях, о которых говорилось на уроке.

Работа с заданиями, которые выполняются в ходе игры, на мой взгляд, помогают развивать у учащихся наблюдательность, сообразительность, находчивость. Для того, чтобы отгадать загадки, кроссворды, ребусы, ответить на вопросы о растениях – символах ребята должны хорошо знать материал школьного курса биологии, читать дополнительную литературу.

На таком уроке царит атмосфера соперничества, ребята стараются выполнить все задания, набрать как можно больше баллов, готовятся  к уроку заинтересованно.

Считаю, что проводить такие уроки полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Нестандартные уроки и задания на уроке МХК

Использование нестандартных заданий на уроке МХК.Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...