Статья "Проблемные вопросы в базовых знаниях по биологии у абитуриентов, поступающих на специальность 34.02.01 Сестринское дело"
статья по биологии (9 класс) на тему
В статье приводятся примеры пробелов в знаниях у абитуриентов, поступающих на медицинские специальности
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В БАЗОВЫХ ЗНАНИЯХ ПО БИОЛОГИИ У АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Растопчина Нина Леонидовна, преподаватель биологии
ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж», г. Челябинск
Биология является основой медицины, поэтому изучению данной дисциплины в Челябинском базовом медицинском колледже уделяется особое внимание.
На первом курсе студенты осваивают общеобразовательные дисциплины, в том числе общую биологию. На втором курсе вводится целый цикл дисциплин биологического направления: «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии». Для того, чтобы максимально усвоить программу данных дисциплин необходимо иметь прочные базовые знания по биологии. В этом, несомненно, огромная роль, как общеобразовательной школы, так и первого года обучения в медицинском колледже.
После зачисления, в течение первого месяца обучения на первых курсах проводятся тестирования остаточных знаний по программе школы.
На диаграмме представлены данные входных срезов по биологии за последние три года:
Как видно, остаточные знания по биологии в базовой школьной подготовке несколько лет подряд находятся приблизительно на одинаковой отметке и не превышают 12%. Это достаточно низкий показатель.
Во время изучения предмета в колледже студенты демонстрируют недостаточные знания по биологии. В связи, с чем зачастую приходится проводить разбор основополагающего вопроса, на который будут опираться знания по изучаемой на занятии теме. Это требует дополнительного времени, как правило.
Анализ ошибок студентов при устном и письменном контроле позволил выявить следующие проблемные области:
- Трудности при изучении цитологии: незнание органоидов клетки, их функций и местонахождения
- Затруднения при характеристике химического состава клетки, путаницы при интерпретации органических и неорганических веществ, неумение приводить примеры из жизни
- Ложные представления о вирусах как организмах, имеющих цельное ядро и представленных клеткой
- Путаницы в сходстве и различиях прокариот и эукариот, бактерий и простейших
- Слабые знания по генетике, неумение логически мыслить при решении генетической задачи
- Незнание механизмов эволюции
На мой взгляд, целесообразно выделить несколько возможных причин столь низких школьных знаний по биологии, которые могут варьировать в зависимости от учебного заведения:
- более легкая школьная программа по биологии по сравнению с колледжной;
- меньший упор со стороны учителя на подготовку по данному предмету, т.к. он не входит в обязательный перечень экзаменов в форме ЕГЭ;
- низкая культура труда у обучающихся, невыполнение домашнего задания;
- отсутствие систематического контроля знаний;
- изучение темы по «шаблону»: прочитать параграф – ответить на вопросы после параграфа письменно;
- отсутствие связи изучаемой темы по предмету с реальной жизнью.
Помимо тематических затруднений у вчерашних абитуриентов имеются сложности в освоении учебного материала:
- Трудности при поиске информации в учебнике
- «Шаблонные» ответы на письменные вопросы, фразы, взятые из текста учебника, предварительно не переработанные
- Неумение выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических процессов и явлений
- «Шаблонное мышление»
- Бедный словарный и терминологический запас
Для устранения пробелов в базовых знаниях на занятиях проводится тщательная работа, направленная на:
- формирование умений логически мыслить, выявлять причинно-следственные связи, делать анализ, формулировать вывод. Для этого мной применяется методика «фишбоун», организация работы студентов в микрогруппах;
- тщательный разбор новой терминологии. Каждый новый термин объясняется, начиная с происхождения и перевода. Кроме того проводится связь термина и изучаемого материала
- работу с учебником по заполнению таблицы. Даются задания на составление сравнительной таблицы либо заполнение уже готовой. Студенту требуется время и подготовка, чтоб правильно найти материал и распределить его в соответствующие колонки.
- практические работы с заданиями, подобранными согласно базовой школьной подготовке студентов и программы курса в колледже.
- установление связи изучаемой темы и раздела с будущей профессией и реальной жизненной ситуацией.
Мониторинг успеваемости студентов проводится два раза в год: в декабре (зимняя сессия) и в июне (летняя сессия). Данные, изображенные на диаграмме, показывают, что качественный показатель знаний у одной и той же группы обучающихся увеличился:
В заключении стоит отметить, что в повышении качественного показателя знаний требуется не только подготовка учащегося, но и педагога. Необходимо вовремя выявлять проблемные области знаний у школьников или студентов и проводить мероприятия по работе над ошибками.
Только слаженная работа с обеих сторон даст не только положительный результат, но и как следствие, прочные знания у обучающихся, которые сумеют их применить в дальнейшей практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения олимпиады по учебной дисциплине иностранный язык специальностей 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело
Методическая разработка предназначена преподавателям для проведения внеаудиторной работы со студентами. Данная разработка помогает подготовить студентов к городской олимпиаде по английскому языку, нап...
Методические рекомендации для обучающихся к проведению практических занятий по дисциплине ОДП 19 Биология 1 полугодие для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 33.02.01 Фармация
Практикум по биологии включает методические рекомендации для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине ОДП 19 Биология (1 полугодие) составлены на основе рабочей программы ди...
РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...
Методическое пособие для проведения практического занятия Тема: «Здоровое питание» Дисциплина ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» Для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовый уровень подготовки Курс 2
Методическое пособие предназначено преподавателям для проведения практического занятия по указанной теме...
Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Сестринское дело курс 1 2018-2019
Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Се...
Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс 2019-2020
Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс...
Мониторинг качества образования (срез знаний) по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2 курс форма обучения очная 2020-2021
Мониторинг качества образования (срез знаний) по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2 курс форма обучения очная...