игра-детектив для школ, имеющих УОУ
материал по биологии (7 класс) по теме
Смотр знаний учащихся, посещающих учебные кружки. Занятия проводятся на пришкольном участке в летнее время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_detektiv.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новопетровская СОШ
(методическая разработка для школ,
имеющих учебно-опытные участки)
Автор разработки:
Миронова
Алла Семёновна,
учитель химии
Амурская область
Константиновский район
с. Новопетровка
2012 г.
- 1 -
Цель: Расширить кругозор учащихся; активизировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
1) Закрепление ранее полученных знаний;
- Продолжить развитие умения детей всматриваться, узнавать объекты живой и неживой природы и явления с помощью анализа;
- Привитие любви к природе, родному краю;
- Повысить культуру поведения, отношений в коллективе.
/Данное мероприятие проводится в летнее время на территории учебно-опытного участка. Является смотром знаний, полученных на занятиях кружка «Юный растениевод» в течение года/.
Ход мероприятия
Внимание! Внимание!
Вчера ночью на нашем пришкольном учебно-опытном участке побывали злоумышленники, они оставили свои следы.
Командам необходимо их отыскать; путь следования строго по нумерации маршрута (от 1 до 4).
(Объявление заранее вывешивается в день проведения игры, при входе на территорию, учебно-опытного участка. Далее ребятам, членам учебного
объединения и учащимся, которые проходят летнюю полевую практику по курсу биологии даётся подробная инструкция.
Учитель делит детей на 2 команды: «Сыщики» и «Разведчики»).
☺
Учитель. Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас принять участие в детектив – игре. Детектив по-английски «сыщик». Это слово ассоциируется со знаменитым на весь мир детективом Шерлоком Холмсом. Тайны и загадки его специальность.
Мышление его связано с необыкновенной способностью – внимательно и зорко подмечать в окружающем мире такие явления, мимо которых мы обычно проходим как слепые. А насколько наблюдательны вы, мы сейчас проверим.
- 2 –
Итак, ребята, вы прочитали объявление. И теперь вам известно,
что вчера, ночью, на нашем участке побывали злоумышленники.
Они оставили после себя следы, и наш уважаемый участковый
Жежар О.В. уже с утра провёл расследование. Но у него возникли затруднения, поскольку он изучал биологию уже давно, многое позабыл и поэтому обратился за помощью непосредственно к нам, членам учебного объединения «Юный растениевод». Ребята, вы согласны помочь?
Замечательно! Тогда за дело!
И для того, чтобы наш поиск был целенаправленным, я укажу вам ориентиры. У каждой команды будет свой маршрут. Мой вам совет следовать строго по нумерации маршрута. Не забывайте, что между командами идёт соревнование. За каждый определённый этап начисляются баллы. В конечном итоге побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Вам будут предложены подсказки, угадывая их последовательно, вы обязательно придёте к следующему пункту своего маршрута. Искать вы должны будете следы преступника.
(Учитель раздаёт командам ориентиры).
Ориентир для команды «Сыщики»
Это растение произрастает в отделе редких и исчезающих растений.
Учитель: Для того, чтобы узнать, где находится первый след вы должны установить его местонахождение. Если вы угадаете или рискнёте угадать с первой подсказки, то зарабатываете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д.
1 – я подсказка (5 баллов) | Одно из самых древних растений, культивировался ещё 9000 лет назад. | |
2 – я подсказка (4 балла) | Согласно представлениям древних греков, его первым нашёл бог Дионис, сын Зевса. | |
3 – я подсказка (3 балла) | Стебель этого растения - лиана, которая прикрепляется к опоре с помощью усиков. | |
4 – я подсказка (2 балла) | На Дальнем Востоке растёт 2 вида. Охраняется в Хинганском заповеднике. | |
5 – я подсказка (1 балл) | Бывает белый и чёрный, из него соответственно изготавливают белые и красные вина (виноград амурский). |
- 3 -
( На винограде амурском (1) и находится след, вырезанный из толстого картона на котором указан следующий этап маршрута).
След 1 ( на лозе винограда).
Были опрошены свидетели, которые проходили мимо учебно-опытного участка в 6 часов утра, и в это время там никого уже не было.
Если предположить, что у преступников не было часов, то как они могли определить время? Следующий след ищи в этом месте.
(Предполагаемый ответ детей: вероятно, они определили время по распустившимся цветкам шиповника /время раскрытия – 5 – 6 часов/ – отдел «Биологические часы» и поспешили выйти с участка до 6 часов, так как знали, что к этому времени сельчане выгоняют скот на пастбище).
След 2 (на стебле шиповника, на следу видны пятна бурого цвета).
Вы видите капли крови, возможно преступник оцарапался об острые иглы шиповника и, учитывая то, что участковый нашёл на территории фонарик. Он поспешил в отдел «Лекарственные растения», чтобы остановить кровь.
Следующий след ищи там. А конкретно – это растение - переселенец, занесённый европейцами, североамериканские индейцы называли
это растение «следом белого человека», они заметили, что оно растёт там, где прошёл белый человек.
Другими словами это самое обыкновенное и обыденное растение, растёт везде: на пустырях, на огородах, вблизи жилья. Его крупные округлые листья собраны в прикорневую розетку, а из её центра поднимается высокий стебелёк.
Это растение обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. В его плодах и листьях много слизи, и препараты из них хорошо действуют на желудок и кишечник, снимая воспаления и обволакивая.
След 3 (возле подорожника).
Ребята, не забывайте, что набег на наш пришкольный участок совершён в ночь на Ивана Купала и это не случайно! Следующий след ищите в отделе «Многолетние растения», возле спорового растения с мощным корневищем, которое имеет большие декоративные листья, называемые вайями.
(Дети замечают перерытую землю возле папоротника, который произрастает возле забора).
След 4 (на папоротнике).
Ребята, осмотритесь вокруг, обратите внимание на забор. Преступник оставил улику на месте преступления - это кусочек ткани.
- 4 -
Вам необходимо передать его лаборантам-криминалистам, которые сделают анализ и помогут нам сузить круг подозреваемых. Лаборанты ожидают вас в зелёной беседке для отдыха.
А у вас есть время для того, чтобы сделать заключение, с каким намерением злоумышленник пробрался на наш учебно-опытный участок? Особое внимание вы должны обратить на конечный объект его маршрута.
(Предполагаемые ответы детей: преступник – дилетант в биологии. Вероятно, он хотел найти клад, который по-старинному преданию можно отыскать в ночь на Ивана Купала. Цветок папоротника укажет, где зарыт клад. Преступник не знал, что папоротник – это споровое растение и оно не цветёт).
Ориентир для 2-ой команды
Это растение произрастает в отделе лекарственных растений.
1 – я подсказка (5 баллов) | Целебное растение: её настой принимают при внутренних кровотечениях, язве, воспалениях кишечника, болезни печени, а также для понижения артериального давления |
2 – я подсказка (4 балла) | Первые семена созревают уже в мае, а в период с мая по сентябрь успевают появиться 4 поколения этого неприхотливого растения. |
3 – я подсказка (3 балла) | В её зелени содержатся витамины А, В, С, железо, хром, медь, алюминий, титан, фосфор и другие микроэлементы. |
4 – я подсказка (2 балла) | В Японии, Китае, Индии из этого растения готовят супы и пюре, жарят вместе с мясом. В Китае 100 лет назад стало огородной культурой.. |
5 – я подсказка (1 балл) | Мелкие треугольные плоды его по форме напоминают заплечные котомки, которые брали с собой пастухи, отправляясь пасти скот (пастушья сумка). |
След 1 (на пастушьей сумке).
Следующий след ищите в овощном отделе, конкретно – это овощная культура, любимая всеми вами.
Если вы восстановите крылатое выражение, то получите ответ.
- 5 -
Ответ:
(Морковь – кладовая витаминов).
След 2 (на грядке с морковью). Осмотритесь внимательно, рядом находится место, где злоумышленник устроил пир. По оставшимся уликам вы должны определить: в каких отделах учебно-опытного участка он побывал и какой вред причинил. Здесь же ищи следующий след.
(На месте пребывания преступника лежит камень, возле него на земле разбросаны: плети и огрызки от огурцов, листья петрушки, бобы гороха, цветущая веточка курильского чая, листья ревеня, огрызки от редиса).
След 3 (под камнем).
Следующий след ищи в цветочно-декоративном отделе.
Разведением этого растения занимаются с древних времён. В древней индийской легенде говорится о том, что богиня любви, красоты и плодородия Лакшми появилась из его лепестков.
В XIII веке во Франции в честь этого цветка устраивали праздник. Королевой праздника выбирали самую красивую девушку. В Германии самым ловким и смелым рыцарям на рыцарских турнирах дарили их.
У нас в России этот цветок появился значительно позже, в конце XVIII века. Его привёз в подарок русскому царю немецкий посол. Прошло много лет, прежде чем это растение распространилось в России. Сейчас в садах и парках нашей страны выращиваются самой разнообразной окраски и формы лепестков: белые, жёлтые, розовые, красные. А на Гавайских островах в диком виде они бывают даже чёрные и голубые.
Царицей всех цветов называют эту благородную красавицу!
- 6 –
След 4 (на стебле розы).
(Ребята замечают несколько сломанных стеблей розы)
Ребята, вы должны взять грунт оставленный преступником на месте преступления, передать его лаборантам-криминалистам, которые сделают анализ и помогут нам сузить круг подозреваемых.
(На земле хорошо видны отпечатки от кроссовок, припорошенные растолчённым мелом).
Лаборанты ожидают вас в зелёной беседке для отдыха. А у вас есть время для того, чтобы сделать заключение, с каким намерением злоумышленник пробрался на наш учебно-опытный участок?
Особое внимание вы должны обратить на конечный объект его маршрута.
(Предполагаемые ответы детей: следует сделать вывод, что злоумышленник хорошо ориентируется на нашем учебно-опытном участке возможно, он был голоден и решил подкрепиться, но вероятнее всего, что это был влюблённый человек, потому что конечной его целью были розы – цветы любви).
(На роль лаборантов - криминалистов приглашены члены
агрохимического кружка: учащиеся 9 класса. Ход обработки вещественных доказательств смотри в Приложении.
Химики-лаборанты проводят качественные реакции на ионы: сульфат-ион, карбонат-ион, хлорид – ион, ион аммония, фосфат –ион. И делают выводы, что ткань пропитана сульфатом кальция, что характерно для профессии штукатура.
Грунт содержит известняк, следовательно, это был шофёр.
Учащиеся 9 класса коротко объясняют и показывают ребятам результаты своих исследований).
☺
Учитель. Уважаемые знатоки своего дела! Я благодарю всех вас за проведённое расследование. И хочу сказать, что вы были не только внимательными, но самое главное – вы грамотные специалисты.
Именно вы смогли раскрыть это запутанное дело и оказать помощь нашей милиции! Большое вам спасибо!
- 7 -
Приложение
Дополнительные сведения, полученные милицией
Перед совершением преступления вечером соседи видели возле школы
четырёх подозрительных личностей.
1. Штукатура, работающего в деревне.
2. Дояра.
3. Механизатора, который занимался внесением удобрений на поля колхоза.
4. Шофёра, перевозившего известняк на стройку.
Методика определения
Определённые вещества сопутствуют определённым профессиям
*Люди, работающие на ферме, имеют дело с кормами, навозом (соли аммония).
*Формула известняка – СаСО3
*В штукатурке присутствует сульфат кальция (гипс)
*Удобрения бывают калийные, фосфорные, азотные, а также смешанные.
Результаты анализа из криминалистической лаборатории
Образец | Обнаружены катионы и анионы (молекулярные уравнения) | Заключение |
Грунт | СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО2 + Н2О Бурное «вскипание» - выделяется газ без цвета, вкуса и запаха. | Преступник - шофёр |
Ткань | СаSO4 + BaCl2 = CaCl2 + BaSO4 | Преступник - штукатур |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-детектив
Смотр знаний учебного объединения "Юный растениевод", который проводится во время летней практики на пришкольном учебно-опытном участке....
Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...
Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»
Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....
Стратегические и методологические ориентиры при организации образовательного процесса в школе, имеющей полиэтнический состав обучающихся
Общемировые тенденции миграции населения привели к притоку мигрантов в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Количество мигрантов постоянно увеличивается, среди них достаточно б...
Интерактивная игра "Детектив". 5-6 класс.
Интерактивная игра представляет собой набор детективных загадок разного уровня сложности....
Логоритмические упражнения, как физкультмнутки, для учащихся начальной школы, имеющих речевые особенности развития (ТНР).
Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, желательно проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения....
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....