Логоритмические упражнения, как физкультмнутки, для учащихся начальной школы, имеющих речевые особенности развития (ТНР).
методическая разработка
Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, желательно проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmicheskie_uprazhneniya_-_fizkultminutki.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмические упражнения, как физкультмнутки,
для учащихся начальной школы,
имеющих речевые особенности развития (ТНР).
Логоритмические упражнения – это упражнения, относящиеся к здоровьесберегающей технологии, которые направлены на развитие координации движений (общей моторики и моторики пальцев рук) и речи, таким образом, решают образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Логоритмические упражнения могут проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под ритмичное проговаривание поэтического материла.
Логоритмические упражнения направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя, повышать самооценку.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем участкам, которые работали).
Физкультминутки в начальных классах проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2 – 3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы. Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.
Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, рекомендовано проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.
Задачи логоритмических физкультминуток:
- улучшение кровообращения,
- снятие утомления мышц, нервной системы,
- коррекция звукопроизношения,
- формирование правильного речевого выдоха,
- развитие просодической и темпо-ритмической сторон речи,
- активизация мышления детей,
- развитие координации движений,
- создание положительных эмоций,
- повышение интереса к занятиям.
Физкульминутки с элементами логоритмических упражнений выполняются в тесном контакте с учителем-логопедом, который рекомендует уровень сложности речевого материала. Очень важно, что средствами логоритмических физкультминуток, помимо профилактики утомления на уроках, также формируются детские эмоции, просыпаются их мысли и фантазии, способствующие повышению качества усвоения образовательного материала детьми.
Примерные упражнения для физкультминуток с применением логоритмических упражнений.
Упражнение «Облачко»
Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.
Держит девочка в руке (с положения стоя наклоняются к полу — «срывают цветок», потом разгибаются).
Облачко на стебельке. (держат воображаемое облачко руками, за которыми тянутся вверх.)
Стоит дунуть на него - (дуют на одуванчик),
И не будет ничего. (разводят руками в стороны, качают головой.)
Упражнение «Ветер»
Цель: развитие согласованности речи и движений, чувства ритма, координации движений, слуховой памяти, внимания, формирование речевого выдоха.
Ветер дует нам в лицо. (машут на себя руками, после слов длинный выдох через рот)
Закачалось деревцо. (качаются из стороны в сторону.)
Ветер тише, тише, тише, (дети приседают.)
Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)
Упражнение «Дождик»
Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
Упражнение «Печем оладушки»
Цель: развитие координации движений и речи, моторики пальцев рук и кистей,чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.
Тесто круто замесили, ух – пух! Ух - пух! (сжимать и разжимать ладошки)
Сковородки раскалили, ух – пух! Ух - пух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ти-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!
Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
Упражнение «Я мороза не боюсь»
Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
Упражнение «Я на скрипочке играю»
Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили. (показывают, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили. (прыгают)
А теперь на барабане.
Бум-бум-бум, (ритмично хлопают в ладоши)
Трам-трам-трам! (топаем ногами)
В страхе зайки разбежались по кустам. (присели)
Упражнение «А часы идут, идут»
Цель: развитие координации движений, темпо-ритмической стороны речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания, снятие зрительного напряжения и общего тонуса мышц.
Тик-так, тик-так, (голова на месте, двигаются глазки вправо-влево)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
А в часах сидит кукушка, (дети садятся в глубокий присед)
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время, (наклон вперед)
Снова спрячется за дверью, (приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (дети останавливаются)
Упражнение «Четыре друга»
Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.
Сидят четыре друга - (показывают цифру на пальцах)
Четыре рыбака. (имитация забрасывания удочки в реку.)
И неподвижны в речке
Четыре поплавка. (застыли на месте в любой позе.
А рядом на пригорке сидит усатый кот. (разглаживают от подбородка воображаемые длинные усы в обе стороны.)
Он тоже смотрит в речку. (большие и указательные пальцы выполняют колечки, через которые, как в глазок, смотрят.)
Добычи вкусной ждет. (гладят ладошами по животу.)
Упражнение «Медведь»
Цель: развитие просодической стороны речи, координации движений и речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (говорить низким голосом; идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют: («отмахиваться» от пчёл)
«Ж-ж-ж, ж-ж-ж» (высоким голосом прожужжать).
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Упражнение «Пять пальцев»
Цель: развитие моторики кистей и пальцев рук, активного внимания, координации движений.
На моей руке пять пальцев. (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что-то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья! (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно -
Ссориться совсем не нужно! (Хлопают в ладоши.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
«Определение уровня речевого развития и программы коррекции речевых нарушений учащихся начальной школы»
Презентация подготовленная логопедом МАОУ СОШ №1...
Коррекция речевых нарушений на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.
Личный опыт работы по логоритмике....
Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»
Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....
«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....