Логоритмические упражнения, как физкультмнутки, для учащихся начальной школы, имеющих речевые особенности развития (ТНР).
методическая разработка

Перцева Ольга Владимировна

Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, желательно проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_uprazhneniya_-_fizkultminutki.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения, как физкультмнутки,

для учащихся начальной школы,

имеющих речевые особенности развития (ТНР).

Логоритмические упражнения – это упражнения, относящиеся к здоровьесберегающей технологии, которые направлены на развитие координации движений (общей моторики и моторики пальцев рук) и речи, таким образом, решают образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Логоритмические упражнения могут проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под ритмичное проговаривание поэтического материла.

Логоритмические упражнения направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя, повышать самооценку.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем участкам, которые работали).

Физкультминутки в начальных классах проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2 – 3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы. Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, рекомендовано проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.

Задачи логоритмических физкультминуток:

  1. улучшение кровообращения,
  2. снятие утомления мышц, нервной системы,
  3. коррекция звукопроизношения,
  4. формирование правильного речевого выдоха,
  5. развитие просодической и темпо-ритмической сторон речи,
  6. активизация мышления детей,
  7. развитие координации движений,
  8. создание положительных эмоций,
  9. повышение интереса к занятиям.

Физкульминутки с элементами логоритмических упражнений выполняются в тесном контакте с учителем-логопедом, который рекомендует уровень сложности речевого материала. Очень важно, что средствами логоритмических физкультминуток, помимо профилактики утомления на уроках, также формируются детские эмоции, просыпаются их мысли и фантазии, способствующие повышению качества усвоения образовательного материала детьми.


Примерные упражнения для физкультминуток с применением логоритмических упражнений.

Упражнение «Облачко»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Держит девочка в руке (с положения стоя наклоняются к полу — «срывают цветок», потом разгибаются).

Облачко на стебельке. (держат воображаемое облачко руками, за которыми тянутся вверх.)

Стоит дунуть на него - (дуют на одуванчик),

И не будет ничего. (разводят руками в стороны, качают головой.)

 

Упражнение «Ветер»

Цель: развитие согласованности речи и движений, чувства ритма, координации движений, слуховой памяти, внимания, формирование речевого выдоха.

Ветер дует нам в лицо. (машут на себя руками, после слов длинный выдох через  рот)

Закачалось деревцо. (качаются из стороны в сторону.)

Ветер тише, тише, тише, (дети приседают.)

Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)

Упражнение «Дождик»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах) 

Вышел дождик погулять! (марш) 

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами) 

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой) 

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

Упражнение «Печем оладушки»

Цель: развитие координации движений и речи, моторики пальцев рук и кистей,чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Тесто круто замесили, ух – пух! Ух - пух! (сжимать и разжимать ладошки) 

Сковородки раскалили, ух – пух! Ух - пух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ти-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)  

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)

Упражнение «Я мороза не боюсь»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я мороза не боюсь,
(шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

Упражнение «Я на скрипочке играю»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили. (показывают, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили. (прыгают)

А теперь на барабане.

Бум-бум-бум, (ритмично хлопают в ладоши)

Трам-трам-трам! (топаем ногами)

В страхе зайки разбежались по кустам. (присели)

Упражнение «А часы идут, идут»

Цель: развитие координации движений, темпо-ритмической стороны речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания, снятие зрительного напряжения и общего тонуса мышц.

Тик-так, тик-так, (голова на месте, двигаются глазки вправо-влево)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
А в часах сидит кукушка,
(дети садятся в глубокий присед)
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
(наклон вперед)
Снова спрячется за дверью, (
приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(вращение туловищем влево)
А часы идут, идут,
(ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(дети останавливаются)

Упражнение «Четыре друга»

Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.

Сидят четыре друга - (показывают цифру на пальцах)

Четыре рыбака. (имитация забрасывания удочки в реку.)

И неподвижны в речке

Четыре поплавка. (застыли на месте в любой позе.

А рядом на пригорке сидит усатый кот. (разглаживают от подбородка воображаемые длинные усы в обе стороны.)

Он тоже смотрит в речку. (большие и указательные пальцы выполняют колечки, через которые, как в глазок, смотрят.)

Добычи вкусной ждет. (гладят ладошами по животу.)

Упражнение «Медведь»

Цель: развитие просодической стороны речи, координации движений и речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (говорить низким голосом; идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют: («отмахиваться» от пчёл)

«Ж-ж-ж, ж-ж-ж» (высоким голосом прожужжать).

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Упражнение «Пять пальцев»

Цель: развитие моторики кистей и пальцев рук, активного внимания, координации движений.

На моей руке пять пальцев. (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)

Моют, чистят и строгают.

Они пилят и что-то берут,

В них таскают и ими дают.

Удивительная семья –

Полюбуйтесь, друзья! (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеют, живут дружно -

Ссориться совсем не нужно! (Хлопают в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»

Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....

Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы  является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....