Игра-детектив
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Миронова Алла Семёновна

Смотр знаний учебного объединения "Юный растениевод", который проводится во время летней практики на пришкольном учебно-опытном участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_detektiv.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:






Муниципальное   общеобразовательное учреждение  Новопетровская СОШ























(методическая разработка для школ,



имеющих учебно-опытные участки)









                                                                Автор разработки:  



                                                Миронова                                              



                                                             Алла Семёновна,                                                                                                                                



                                                          учитель химии





















Амурская область



Константиновский район



с. Новопетровка



2009 г.








- 1 -

Цель:  Расширить кругозор учащихся; активизировать  умение применять  полученные   знания  в   нестандартных ситуациях.

Задачи:

     1)  Закрепление ранее полученных знаний;

  1. Продолжить развитие   умения  детей всматриваться, узнавать объекты живой и неживой природы и явления  с помощью анализа;
  2. Привитие любви к природе, родному краю;
  3. Повысить культуру поведения, отношений в коллективе.

/Данное  мероприятие  проводится  в летнее время и является  своего рода  смотром знаний, полученных на занятиях кружка «Юный растениевод» в течение года/.

Ход мероприятия




Внимание! Внимание!





Вчера ночью  на нашем пришкольном учебно-опытном участке  побывали  злоумышленники, они  оставили  свои следы.



Командам    необходимо   их   отыскать;  путь следования  строго по нумерации маршрута (от 1  до  4).




(Объявление  заранее вывешивается   в день проведения игры,    при  входе  на   территорию,  учебно-опытного участка. Далее ребятам, членам учебного

 объединения  и  учащимся, которые проходят летнюю полевую практику по курсу биологии даётся  подробная инструкция.

 Учитель делит детей на 2 команды:  «Сыщики» и  «Разведчики»).

     Учитель.  Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас принять участие в детектив – игре. Детектив по-английски  «сыщик». Это слово ассоциируется со знаменитым на весь мир детективом Шерлоком Холмсом. Тайны и загадки его специальность.

     Мышление  его  связано с   необыкновенной способностью – внимательно и зорко подмечать в окружающем мире такие явления, мимо которых мы обычно проходим как слепые. А насколько наблюдательны вы,  мы сейчас проверим.

     

- 2 –

 Итак,  ребята,  вы прочитали  объявление.     И   теперь  вам  известно,

что  вчера,   ночью,     на   нашем  участке  побывали    злоумышленники.  

Они  оставили   после себя следы,  и наш уважаемый участковый  

Жежар О.В.   уже с утра провёл расследование.  Но у него возникли затруднения, поскольку он изучал биологию уже  давно, многое позабыл   и поэтому   обратился  за помощью  непосредственно  к нам,   членам  учебного  объединения  «Юный растениевод». Ребята, вы согласны помочь?  

Замечательно!  Тогда за дело!  

     И для того,  чтобы  наш  поиск был  целенаправленным,   я  укажу  вам ориентиры. У каждой команды будет  свой маршрут.  Мой вам совет следовать  строго по нумерации маршрута. Не забывайте, что между командами идёт соревнование. За  каждый определённый этап  начисляются баллы. В конечном итоге побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.

     Вам   будут  предложены подсказки, угадывая их последовательно,  вы  обязательно придёте к следующему пункту  своего маршрута. Искать вы должны будете следы преступника.

(Учитель раздаёт командам ориентиры).




Ориентир для  команды «Сыщики»



Это растение  произрастает в отделе редких и исчезающих растений.




 

     Учитель: Для того,  чтобы узнать, где находится  первый  след вы должны установить  его местонахождение.   Если вы угадаете или рискнёте угадать с первой подсказки, то зарабатываете  5 баллов, со второй – 4 балла и т.д.

1 – я подсказка

(5 баллов)

Одно из самых древних растений,

культивировался ещё   9000 лет назад.

2 – я  подсказка

(4 балла)

Согласно   представлениям древних греков,

его первым нашёл  бог Дионис, сын  Зевса.

3 – я  подсказка

(3 балла)

Стебель этого растения  - лиана, которая

прикрепляется к опоре с помощью усиков.

4 – я подсказка

(2 балла)

На Дальнем Востоке  растёт 2 вида.  Охраняется   в  Хинганском   заповеднике.

5 – я  подсказка

(1 балл)

Бывает  белый   и  чёрный,   из   него                                      соответственно   изготавливают

белые  и     красные  вина

(виноград амурский).





- 3 -

     ( На винограде амурском (1)  и находится след, вырезанный  из толстого картона  на котором указан  следующий этап  маршрута).

След 1 ( на лозе винограда).

      Были опрошены свидетели, которые  проходили   мимо  учебно-опытного  участка   в 6  часов утра,   и   в  это время  там  никого  уже  не  было.

Если  предположить, что  у преступников не было часов, то как они могли определить время?  Следующий след ищи в   этом месте.

     (Предполагаемый  ответ  детей:  вероятно,   они определили время по  распустившимся цветкам шиповника   /время раскрытия – 5 – 6 часов/ –  отдел  «Биологические часы» и поспешили выйти с участка до 6 часов, так как   знали, что к  этому времени  сельчане выгоняют скот на пастбище).

След 2 (на  стебле шиповника, на следу видны пятна бурого цвета).

     Вы  видите капли крови, возможно преступник оцарапался об острые иглы шиповника  и,  учитывая то, что участковый нашёл на территории фонарик. Он поспешил в отдел «Лекарственные растения», чтобы остановить кровь.

Следующий след ищи там. А конкретно – это  растение -  переселенец, занесённый  европейцами, североамериканские индейцы называли

 это растение «следом белого человека», они заметили, что оно растёт там, где прошёл белый человек.

     Другими словами это самое обыкновенное и обыденное растение, растёт везде: на пустырях,  на огородах, вблизи жилья. Его крупные округлые листья  собраны  в прикорневую розетку,  а  из  её центра поднимается высокий стебелёк.

     Это растение обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным  и ранозаживляющим действием.  В его  плодах и листьях  много слизи, и  препараты  из них   хорошо действуют  на желудок  и кишечник, снимая воспаления и обволакивая.

След 3 (возле подорожника).

       Ребята, не  забывайте, что   набег  на  наш пришкольный участок совершён в ночь на Ивана Купала и это не случайно! Следующий след ищите в отделе «Многолетние  растения», возле  спорового  растения  с мощным корневищем,  которое имеет большие декоративные листья,   называемые вайями.

(Дети    замечают перерытую землю возле  папоротника, который произрастает возле забора).

След 4  (на папоротнике).

     Ребята,  осмотритесь вокруг,  обратите внимание на забор. Преступник оставил улику    на месте преступления  - это кусочек ткани.

- 4 -

Вам необходимо   передать его  лаборантам-криминалистам, которые сделают анализ и помогут нам сузить круг подозреваемых.  Лаборанты ожидают вас в  зелёной беседке  для отдыха.

  А  у вас есть время для того, чтобы сделать заключение, с каким намерением злоумышленник пробрался  на наш учебно-опытный участок?   Особое внимание вы должны обратить на конечный объект его маршрута.

(Предполагаемые ответы детей:  преступник  –  дилетант  в  биологии.  Вероятно, он хотел найти клад, который по-старинному  преданию можно отыскать в ночь на Ивана Купала.  Цветок папоротника укажет, где зарыт клад.  Преступник не знал, что папоротник – это споровое растение  и оно  не цветёт).


Ориентир  для   2-ой команды



Это растение  произрастает в отделе  лекарственных   растений.


1 – я   подсказка

(5 баллов)

Целебное растение: её настой принимают при внутренних кровотечениях, язве, воспалениях кишечника, болезни печени, а также для понижения артериального давления

2 – я подсказка

(4 балла)

Первые семена созревают уже в мае, а в период с мая по сентябрь успевают появиться 4 поколения этого неприхотливого растения.

3 – я подсказка

(3 балла)

В её зелени содержатся витамины А, В, С, железо, хром, медь, алюминий, титан, фосфор и другие микроэлементы.

4 – я подсказка

(2 балла)

В Японии, Китае, Индии  из этого растения готовят супы и пюре, жарят вместе с мясом. В Китае 100 лет назад стало огородной культурой..

5 – я подсказка

(1 балл)

Мелкие треугольные плоды его по форме   напоминают заплечные котомки, которые брали с собой пастухи, отправляясь пасти скот

(пастушья сумка).

След 1  (на  пастушьей сумке).

Следующий след ищите в овощном отделе, конкретно – это овощная культура, любимая  всеми вами.

Если вы восстановите крылатое выражение, то получите ответ.

- 5 -

Ответ:

(Морковь – кладовая витаминов).

След 2  (на грядке с морковью). Осмотритесь внимательно,  рядом находится место, где злоумышленник устроил пир.  По  оставшимся уликам вы должны определить:  в  каких отделах  учебно-опытного участка  он  побывал  и   какой   вред причинил. Здесь же ищи следующий след.

(На  месте  пребывания   преступника  лежит камень, возле него  на   земле  разбросаны:  плети  и  огрызки  от огурцов,  листья петрушки,   бобы гороха,  цветущая веточка курильского  чая,   листья ревеня,  огрызки от редиса).

След 3  (под камнем).

     Следующий след ищи в цветочно-декоративном отделе.

Разведением этого растения занимаются с древних времён. В древней индийской легенде говорится о том, что богиня любви, красоты и плодородия  Лакшми  появилась из   его   лепестков.

     В XIII веке во Франции  в честь этого цветка устраивали праздник. Королевой праздника выбирали самую красивую девушку. В Германии самым ловким и смелым рыцарям на рыцарских турнирах дарили  их.

     У нас в России этот цветок появился значительно позже, в конце XVIII  века. Его привёз в подарок русскому царю немецкий посол. Прошло много лет,  прежде  чем это растение распространилось в России. Сейчас в садах и парках нашей страны выращиваются самой разнообразной окраски и формы лепестков: белые, жёлтые, розовые, красные. А  на Гавайских островах в диком виде они бывают даже чёрные и голубые.

     Царицей всех цветов называют эту благородную красавицу!

- 6 –

След  4 (на стебле розы).

(Ребята замечают несколько сломанных  стеблей розы)

     Ребята, вы должны взять грунт  оставленный  преступником  на месте преступления, передать его  лаборантам-криминалистам, которые сделают анализ и помогут нам сузить круг подозреваемых.

(На земле хорошо видны отпечатки от кроссовок, припорошенные растолчённым мелом).

 Лаборанты ожидают вас в  зелёной беседке  для отдыха.  А  у вас есть время для того, чтобы сделать заключение, с каким намерением злоумышленник пробрался  на наш учебно-опытный участок?

      Особое внимание вы должны обратить на конечный объект его маршрута.  

(Предполагаемые  ответы  детей:  следует сделать вывод,  что  злоумышленник  хорошо ориентируется на  нашем  учебно-опытном  участке  возможно,    он   был  голоден  и   решил  подкрепиться,    но  вероятнее всего,  что  это  был  влюблённый  человек,  потому  что  конечной  его целью были  розы – цветы любви).

(На   роль   лаборантов - криминалистов   приглашены   члены

агрохимического   кружка:  учащиеся   9 класса.  Ход   обработки   вещественных   доказательств  смотри   в  Приложении.

Химики-лаборанты проводят качественные реакции на ионы: сульфат-ион, карбонат-ион, хлорид – ион,  ион аммония,  фосфат –ион.  И делают выводы, что ткань пропитана сульфатом   кальция,   что характерно для профессии штукатура.

Грунт содержит  известняк,  следовательно,  это был   шофёр.

Учащиеся  9 класса  коротко  объясняют  и  показывают  ребятам результаты своих  исследований).

Учитель. Уважаемые знатоки своего дела!  Я  благодарю  всех  вас  за проведённое расследование. И хочу сказать, что вы были не только внимательными, но самое главное – вы   грамотные специалисты.

Именно вы смогли раскрыть это запутанное дело и оказать помощь нашей милиции! Большое вам спасибо!

- 7 -

Приложение

 

Дополнительные сведения, полученные милицией

 Перед совершением  преступления  вечером  соседи  видели   возле школы  

четырёх   подозрительных личностей.

1. Штукатура, работающего в деревне.

2. Дояра.

3. Механизатора, который  занимался внесением удобрений на поля колхоза.

4. Шофёра,  перевозившего известняк на стройку.

Методика определения

Определённые вещества сопутствуют определённым профессиям

*Люди, работающие на ферме,  имеют дело с кормами,  навозом (соли аммония).

*Формула известняка – СаСО3

*В штукатурке присутствует сульфат кальция (гипс)

*Удобрения бывают калийные, фосфорные, азотные, а также смешанные.

Результаты анализа из криминалистической лаборатории

Образец

Обнаружены катионы и анионы

(молекулярные  уравнения)

Заключение

 Грунт

СаСО3 + 2НСl  = СаСl2 + СО2 + Н2О

Бурное «вскипание» - выделяется газ без цвета, вкуса и запаха.

Преступник - шофёр

 Ткань

СаSO4 + BaCl2 = CaCl2 + BaSO4

Преступник - штукатур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-детектив для школ, имеющих УОУ

Смотр знаний учащихся, посещающих учебные кружки. Занятия проводятся на пришкольном участке в летнее время...

Интерактивная игра "Детектив". 5-6 класс.

Интерактивная игра представляет собой набор детективных загадок разного уровня сложности....