«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

«Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ssr_i_pgf_avtosohranennyy.docx53.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20 с. Хатыстыр», Алданский район, РС(Я)

Разработка открытого урока

по теме «Героический эпос – духовное наследие народа»,

проводимого в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы

                                                             Составитель: учитель русского,

                                                                    эвенкийского языков и литературы

                                 Степанова С. Р.

                                               учитель изо и черчения

                                 Порядина Г. Ф.

Курс «Литература»

Раздел «Устное народное творчество»

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 7 классе  МБОУ СОШ №20 Алданского района  с.Хатыстыр Республики Саха (Якутия)  

учитель литературы Степанова С. Р., учитель ИЗО Порядина Г. Ф.

Тема: "Героический эпос – духовное наследие народа»

Класс: 7

Тип урока:  урок - обобщение

Цели урока: 

  1. Образовательная: обобщить знания о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», былине «Илья Муромец»
  2. .Развивающая: развивать навыки работы с текстом, навыки сопоставления и анализа, творческие навыки, фантазию; развивать умение внимательно слушать,  работать в группе; развивать способность к проблемному мышлению,  активно вырабатывать свою познавательную позицию, самостоятельно пополнять свои знания и применять их на практике.
  3.  Воспитательная: воспитать интерес к произведению, к национальной культуре, нравственные и духовные качества на примере положительных героев нимнгакана, олонхо и былины, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за ее героев.

Планируемый результат:

  • сформированные знания об эвенкийском нимнгакане, якутском олонхо, русских былинах;

Средства обучения:

Учебник по литературе 7 класс  автор: Г. С. Меркин,  компьютерные презентации, подготовленные учителями и учащимися

 Форма организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Групповая
  • Индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой.

Оборудование: компьютерные презентации «Героические эпосы эвенкийского, якутского, русского народов», «Поэтический мир»  дополнительная литература,  мультимедийный проектор. 

Межпредметные связи:  эвенкийская, якутская, русская литература, национальная культура, история, изобразительное искусство

УУД:

  • Регулятивные – управление своей деятельностью
  • Коммуникативные – речевая, навыки сотрудничества
  • Познавательные – работа с информацией, выполнение логических операций

Критерии оценивания

  • Анализ и сравнение литературных произведений, произведений искусства;.
  • Использование учебника, дополнительной литературы как источника информации;
  • Владение текстовым материалом героических эпосов;
  • Умение применять полученную информацию в практической деятельности
  • Умение сравнивать, сопоставлять образы литературных героев;

I. Подготовительный этап:

  • Группы учащихся готовят  сообщения по темам “Героические эпосы эвенкийского, якутского, русского народов», «Поэтический мир олонхо в произведениях искусства».
  • Учитель готовит викторину «По страницам героических эпосов»

По итогам учебного занятия:

Учащиеся должны знать: эвенкийский, якутский, русский эпосы

 Учащиеся должны уметь: уметь различать эвенкийский, якутский, русский эпосы

                                                                                         Ход урока

№ п/п

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I

Организационный момент.

Цель : постановка новой учебной задачи

2'

Постановка цели урока и мотивация учебного процесса 

Знакомятся с темой урока

Слушают учителя, осмысливают тему и цель урока

 Цель: обобщить знания о нимнгакане, олонхо, былинах; развивать монологическую речь, совершенствовать умение выступать перед аудиторией

II

Компьютерная презентация «Героические эпосы эвенкийского, якутского, русского народов»

15'

Организует индивидуальную и групповую работу.

Творческий отчет групп: защита слайдовой презентации.

Выступают перед аудиторией, внимательно слушают

Цель: дать дополнительную информацию по теме «Поэтический мир героических эпосов в произведениях искусства»

III

Компьютерная презентация «Поэтический мир героических эпосов в произведениях искусства»

5'

 Организует индивидуальную и групповую работу

Сообщения учащихся о работах художников

Принимают и сохраняют учебную цель, выступают и слушают.

Цель: развивать умение воспроизводить текст, сравнивать и анализировать учебный материал, применять полученные знания на практике, умение работать в группе.

IV

Закрепление: викторина «По страницам героических эпосов»

17'

 Проводит викторину

Участвуют в викторине

Принимают и сохраняют учебную цель, отвечают на вопросы, выполняют задания

 

Цель: провести  рефлексию  учащихся

V

Подведение итогов урока

5'

Беседует с детьми

Участвуют в обсуждении

Осуществляют рефлексию своих действий ,оценивают собственную деятельность

VI

Домашнее задание

1'

Дает задание написать сочинение «Я в мире героического эпоса»

Пишут домашнее задание

                                                         

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемая комиссия! Мы учителя МБОУ СОШ № 20 с. Хатыстыр, Алданского района Степанова С.Р., Порядина Г.Ф., проводим открытый урок по теме «Героический эпос – духовное наследие народа». Как мы все знаем, 2015 год президентом РФ В. В. Путиным объявлен Годом литературы. Этот урок проводится в рамках районного смотра-конкурса открытых уроков, посвященного Году литературы в РФ и в РС (Я).

Цели урока: 

Образовательная обобщить знания о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов; закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», былине «Илья Муромец»

Развивающая: развивать навыки работы с текстом, навыки сопоставления и анализа, творческие навыки, фантазию; развивать умение внимательно слушать,  работать в группе; развивать способность к проблемному мышлению,  активно вырабатывать свою познавательную позицию, самостоятельно пополнять свои знания и применять их на практике.

 Воспитательная: воспитать интерес к произведению, к национальной культуре, нравственные и духовные качества на примере положительных героев нимнгакана, олонхо и былины, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за ее героев.

Задачи:

  • Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.
  •  работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем,  и т.д.

Сегодня мы будем работать по группам,  послушаем информации учащихся. В ходе работы мы будем комментировать, помогать и давать информационную справку.

  1. Компьютерная презентация «Героические эпосы эвенкийского, якутского, русского народов»

Цель: обобщить знания о нимнгакане, олонхо, былинах; развивать монологическую речь, совершенствовать умение выступать перед аудиторией

1     Эвенкийский эпос - Нимнгакан

  До недавнего прошлого считалось, что у эвенков нет больших эпических сказаний, подобных героическому эпосу тюркских и монгольских народов, хотя отдельные отрывки о подвигах эвенкийских богатырей (фрагменты героических сказаний) были записаны и опубликованы уже в первом сборнике фольклорных материалов. Это сказания «Соду сордончо Солдани» («Многострадальный Солдани»), записанное на р. Урми Амурской области; «Килдынакан» («Ловкий человек») и «Дулин буга Умусниндян» («Средней земли Умусниндя»), записанные от сахалинских эвенков.

  Наиболее полная запись героического сказания «Иркисмондя сонин» («Иркисмондя-богатырь») была произведена от сказителя Н.Г. Трофимова из рода Бута в 1958 г., оленевода, жившего в то время в пос. Кутана Алданского (бывшего Учурского) района Якутской АССР.

  Сказание «Дулин буга Таргандунин» является оригинальным, уникальным произведением устного народного творчества эвенков, дошедшим до наших дней в живом бытовании. В нем отразились древнейшие представления эвенков об окружающем мире, их жизнь и  быт, культура, верования.

  По происхождению нимнгакан представляет собой архаическую форму эпоса. Можно предположить, что он зародился в период родового строя.

  Основная идея эвенкийских героических сказаний заключается в том, чтобы обустроить жизнь эвенков на земле, дать продолжение человеческого рода, наделив его благополучием и достатком, оградив от темных сил.      

  Николай Гермогенович Трофимов (1915-1971) – один из последних сказителей, сохранивших в памяти героический эпос эвенкийского народа. От сказителя С. Заболоцкого Н.Г. Трофимов выучил нимнгакан «Таргандун Средней земли», «Храбрый Содани Богатырь», «Иркисмондя богатырь», от учурского эвенка А.Колесова перенял «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде» и «Старушку Нюнгурмок». С 14 лет Трофимов пел перед значительным числом слушателей, когда после охотничьего сезона собирались в большое стойбище. В 30-е годы в Якутии кочевые эвенки стали объединяться в промысловые артели, и у сказителя появилась возможность чаще исполнять нимнгаканы и тем самым совершенствовать свое искусство. Обессмертить эвенкийские эпические сказания в исполнении талантливого певца Н.Г. Трофимова удалось Мыреевой Анне Николаевне – первому ученому-фольклористу эвенкийского народа Творчество сказителя получило признание в народе после долгих лет забвения.  

  Анна Николаевна Мыреева (1930-2013) – кандидат филологических наук, был ведущим научным сотрудником сектора эвенкийской филологии Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, эвенкийка. Родилась в п. Буяга Алданского района Республики Саха (Якутия) в семье эвенка-охотника. С отличием окончила Ленинградский госдарственный институт им. Герцена по специальности «Русский язык и литература». Трудовую деятельность начала учительницей в средней школе пос. Чагда Алданского района РС(Я).

  Научная и общественная работа Анны Николаевны Мыреевой отмечена Почетными рамотами Верховного Совета ЯАССР (1966, 1981), она награждена орденом «Знак Почета» (1971), медалями «Ветеран труда»(1987), «Ветеран тыла Великой Отечественной войны»(1992), имеет почетное звание «Заслуженный учитель РС(Я).

   Указом Президента российской Федерации В.В. Путина от 08.09.2002 г. Анна Николаевна Мыреева удостоена Государственной премии РФ в области науки и техники как составитель I эвенкийского фольклора в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» - «Эвенкийские героические сказания».

  Указом Президента РС(Я) В.А. Штырова от 26.04.2003г. награждена Знаком отличия «Гражданская доблесть». В декабре 2005 года за перевод Евангелия на эвенкийский научная и практическая деятельность Анны Николаевны Мыреевой направлена на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие языка, фольклора, культуры, традиционного образа жизни эвенков.

2   Якутский героический эпос олонхо

  Олонхо – народный эпос якутов, возникший в далекой древности, занимающий исключительное место в духовной жизни народа.

  Якутский героический эпос олонхо был открыт впервые для науки академиком Миддендорфом (1942-1945) Он зафиксировал олонхо «Эриэдэл Бэргэн»

  Полный текст олонхо впервые записан по памяти А.Я. Уваровским и опубликован в книге академика О.Н. Бетлинга «О языке якутов» в 1851г.

  Олонхосутов-сказителей считали особенными людьми. Они обладали  феноменальной памятью, фантазией, знаниями, актерским мастерством.

  Сказителей олонхо насчитывалось 700 человек, а на сегодня их осталось двое. По указу Президента РС(Я) В.А. Штырова от 29 декабря 2005г. олонхосутам-носителям Д.А. Томской, П.Е. Решетникову присуждены персональные пожизненные ежемесячные стипендии.

  25 ноября 2005 года героический эпос Олонхо решением ЮНЕСКО провозглашен шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

  Указом Президента РС(Я) В.А. Штырова этот день объявлен национальным праздником – днем Олонхо. 2006-2015 гг. объявлены «Десятилетием Олонхо»                 

     Платон Слепцов – Ойунский (1893-1939) – основоположник якутской советской литературы, поэт, драматург, прозаик, филолог.

  Родился в Таттинком улусе. В 14 лет поступил в сельскую школу. После окончания ее переехал в г. Якутск, где учился в учительской семинарии. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г. Тогда же, по заданию Ем. Ярославского, написал стихотворение «Улэьит ырыата» («Песня труженика»), ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии.

  В 1922 г. П. Сепцова-Ойунского избирают председателем Совнаркома Якутской АССР, затем председателем Центрального Исполнительного Комитета Советов ЯАССР. Член ЦИК СССР второго и третьего созывов, делегат Х съезда РКП (б), ХI Всероссийского, II Всесоюзного съезда советских писателей. На съезде был избран членом правления СП СССР. В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета СССР.

  Воссозданный им народный эпос «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Ньургун Боотур  Стремительный») (свыше 36 тыс. стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя, благодаря переводу на русский язык выдающегося русского поэта В. Державина.

  П. Слепцов-Ойунский переводил на родной язык произведения классиков русской и мировой литературы: Пушкина, Горького, Жуковского, Гете, Петефи.

  Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования, науки и культуры в республике.

  В годы культа личности П. Слепцова-Ойунского был необоснованно репрессирован и умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955г

3  Русские былины

 Главная мысль былин – высокая ценность крестьянского труда. Былинами о труде пахарей и торговых делах предваряются поэтические повествования о воинской доблести и ратных подвигах. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Илья Муромец, вставший на ноги только в зрелом возрасте, старается наверстать упущенное и покидает родное село Карачарово, чтобы стать воином и служить Руси. Дело, за которое взялся Илья, доброе: отец с матерью благословили его. Первый подвиг Ильи – победеда над чудовищем Соловьем – разбойником. Загородил Соловей нужную. народу Руси прямую дорогу – приходится ездить окольной, долгой. Очистил прямоезжую дорогу Илья – богатырь Принятый на службу к великому киевскому князю Владимиру, Илья заставил грозного Калина-царя платить дань Руси. Нет в Киеве богатыря сильнее Ильи Муромца.

Герои былин – богатыри – бьются с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягает на ее свободу и самостоятельность. Народные певцы подняли воинский подвиг на высоту самого благородного деяния, но захват чужих земель, чужих богатств они осудили.

Богатыри - воины  -- выходцы из разных сословий. Илья – крестьянский сын, Добрыня – по-видимому, княжич, а Алеша – сын попа. Но при всем различии богатыри едины в любви к своей земле. Певцы знали, что борьба за независимость и целостность Русской земли, когда угрожает жестокий неумолимый враг, должна отодвинуть в сторону все споры и различия между русскими людьми… Таков круг главных идей былин. Поэтическое понятие о «богатырской заставе» стало синонимом мужественной верности долгу, служения Родине во имя ее мирного труда, счастья и благополучия.

  1. Компьютерная презентация «Поэтический мир героических эпосов в произведениях искусства» 

Цель: дать дополнительную информацию по теме «Поэтический мир героических эпосов в произведениях искусства» 

Слово учителя: Порядина Г.Ф.

Разные люди видят и воспринимают образы  эпосов по разному, а художники, в первую очередь увидели их силу, мудрость и мужественность.

К сожалению, к эвенкийскому нимнгакану нету иллюстраций профессиональных художников, но описание окружающей среды, природы из нимнгакана ярко выражены в картинах нашего известного эвенкийского художника Николая Елисеевича Марфусалова.

Образы якутских и русских богатырей мы можем увидеть в работах Эллея Семеновича Сивцева и Виктора Михайловича Васнецова.

1. Гордостью нашего района и республики является народный художник Николай Елисеевич Марфусалов.  Николай Елисеевич родился 1 апреля 1924 г. в верховьях Амги в семье эвенков-кочевников из рода Пуягир-Джобулга. Уловить и передать дух лесного мира может лишь человек, органически слитый с природой, не отделяющий себя от деревьев, травы, реки и облаков. Подтверждением этому являются картины, созданные  Николаем Елисеевичем. В 1984 г. его картины «Бельчатник» и «Рыбак» заняли первое место на Всероссийском смотре народного творчества в Москве. В 1990 г. принял участие на Международной выставке «Арт-Арктика», где также были отмечены его талантливые работы. Полотна выставлялись в Торонто (Канада) и Анкоридже (Аляска). Часть картин приобретена для частных коллекций.

Своеобразие и художественная ценность полотен художника заключается в том, что в них приоткрывается мир, недоступный многим. Тематика картин – жизнь животных в дикой природе, оленеводов в кочевье, пейзажи родного края.  

2.  Эллэй Семенович Сивцев  

Фольклор народа Саха богат и разнообразен. Среди разных жанров его богатого фольклора выдающееся место принадлежит богатырскому эпосу – олонхо. Олонхо представляет собой эпическую поэму о героических подвигах древних богатырей. Идея установления счастливой жизни является основной в олонхо, его идеалом. Она выражается в борьбе героя против злых чудовищ в защиту людей, торжество этой идеи – в конечной победе героя, приведшего народ к счастливой жизни.

Многие иллюстрации к знаменитому якутскому олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» выполнены известным якутским художником Эллеем Семеновичем Сивцевым.

Эллей Семенович родился в декабре 1928 года в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса. В 1945 г. поступил в Якутское художественное училище и стал одним из его первых выпускников. Затем продолжил учебу в Московском государственном художественном институте им. Василия Ивановича Сурикова на факультете графики. После окончания института в 1956 г. стал членом Союза художников СССР. Вернувшись на Родину, Эллей Семенович работал в Якутском книжном издательстве художественным редактором, затем - в системе Якутских художественно - производственных мастерских Худфонда РСФСР, преподавал в художественном училище.

Награжден орденом «Знак Почета», медалью, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР.

 Иллюстрации Эллея Семеновича передают живописно-пластическим языком мифологическую картину мира народа Саха.  Богатство, красочность Якутского языка художник тонко передает через разноцветье красок.

Герои олонхо далеко не свободные люди: не только их воля подчинена воле племени, но и их жизнь принадлежит племени.

Основными орудиями богатырей являются лук, стрелы, батас-пальма, пика. Они ведут бой в одиночку. Главный герой осознает себя представителем всего племени, защищающим дело всех людей племени айыы-айма5а. Его победа над кем-нибудь  трактуется как успех всего племени – всех людей айыы, а окончательная победа его отмечается всенародным празднеством ысыах.

3.  Замечательным русским художником был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), которого мы знаем, как великого сказочника, автора знаменитых полотен «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Три царевны подземного царства», «Ковер - самолет».

Виктор Михайлович родился в 1848 г. в Вятской губернии и в Вятке провел детство – среди подлинно русской природы и живого фольклора.

Учился в Петербургской Академии художеств. Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.).  Также Виктор Михайлович создал ряд замечательных исторических полотен, прославляющих силу русских богатырей, мужество русских людей. Произведения поражают проникновением художника в историческую эпоху, события и обстановку Древней Руси.

Самое знаменитое произведение Васнецова – «Богатыри» (1881- 1898 гг.). Любой зритель свободно назовет всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к известному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, которые действуют чаще всего порознь).  Однако ни у кого не возникает сомнения, что в центре – Илья Муромец. Он воплощает силу, истоки которой – в русской земле.

У Ильи с руки свисает палица, которая у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки. Добрыня Никитич держится за меч. Меч же не просто оружие, а древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность , благородство.

У Алеши Поповича в руках лук - не богатырское оружие: из него убивают не в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит. Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно себе представить богатырей по-другому.

  1. Закрепление: викторина «По страницам героических эпосов»

Цель: развивать умение воспроизводить текст, сравнивать и анализировать учебный материал, применять полученные знания на практике, умение работать в группе.

  1. Конкурс капитанов

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть отрывка из нимнгакана, олонхо, былины.

  1. Ответы на вопросы

1.Как называют исполнителя героического эпоса?    (сказитель)

2. Где родился богатырь Илья Муромец?  (Под городом Муромом, в с. Карачарове)

3. В чем особенность коня Ньургуна Боотура? (В олонхо конь – Кун Дьоhогой тойон наделен человеческой речью, дает хозяину мудрые советы и указания. В правом ухе коня хранится живая вода, от которой мертвый оживает, слабый становится сильным)

4. Что скрывал Чаникол от своего брата Торгандуна? (прилет в его отсутствие девушек-лебедей)

5.  Какая «беда-лихота» случилась с Ильей в детстве? (у него отнялись руки и ноги)

6.  По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: «Он сидит злодей на семи дубах, На семи дубах. На сорока суках» (Соловей-разбойник)

7. Какое условие поставила Кыыс Ньургун на предложение Ньургуна Боотура выйти за него замуж? (Она попросила Нюргуна Боотура спасти ее брата Айыы Дьура5астай)

8. Сколько поколений богатырей описано в нимнгакане «Торгандун Средней земли»?  (5 поколений)

  1. Конкурс художников

За 2 минуты команды должны сделать иллюстрации к отрывкам из героических эпосов.

  1. Эстафета

Каждый участник команды должен выбрать из общего числа рисунков только свой (соответствующий своему эпосу).

  1. Блиц – турнир

Вопросы команде «Нимнгакан»:

  1. Литературный автор олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» (П. А. Ойунский)
  2. Автор картины «Богатыри» (В. М.Васнецов)
  3. Жена Торгандун. (девушка – лебедь Гахантама)
  4. Назовите три мира олонхо. (Верхний, средний, нижний)
  5. Назовите имя сказителя, от кого была записана былина «Илья Муромец»
  6. Что общего у Ильи Муромца и Ньургун Боотура? (средство передвижения - лошадь)
  7. Имя возлюбленного Айталы Куо. (Айыы Дьур5астай)
  8. Как убила девушка-лебедь Чаникол? (опрокинув на него медный котел с сухожильями)
  9. Злейший враг Ильи Муромца. (Соловей-разбойник)
  10.  Кем приходится Урун Уолан Ньургуну Боотуру? (родным братом)

Вопросы команде «Олонхо»:

  1. Автор перевода на русский язык нимнгакана. (А. Н. Мыреева)
  2. Имя эвенкийского художника. (Н. Е. Марфусалов)
  3. Кому служил Илья Муромец? (Князю Владимиру)
  4. В каком мире жил Торгандун со своим братом Чаникол?  (В Среднем)
  5. Назовите сказителей олонхо, обладателей премии Гранта президента
  6. Предмет, связанный с именем Чаникол?  (Чайник)
  7. Возлюбленная богатыря Урун Уолан. (Туйаарыма Куо)

  1.  Назовите имена богатырей на картине В. М. Васнецова  (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
  2.  Кто передал просьбу жителей Среднего мира Дьыл5а Тойону? (Птичка)
  3.  Откуда привел жену и сына Торгандун  (С Верхнего мира)

Вопросы команде «Русские былины»:

  1.  Сказитель эвенкийских нимнгакан, чей столетний юбилей отмечали недавно.
  2.  Имя художника, написавшего картину «Ньургуй Боотур Стремительный»  (Эллэй Семенович Сивцев)
  3.  Назовите имя жены Ньургун Боотура.  (Кыыс Ньургун)
  4.  Родина эвенкийского сказителя Н. Г. Трофимова. (с. Кутана Алданского района)
  5.  В каком мире живут родители Ньургуна Боотура (Айыы Сиэр Тойон, Айыы Нуоралдьын Хотун) ?  (В Верхнем мире)
  6.  Что общего у Ильи Муромца и Чаникол? (оба больные, число 33)
  7.  Название какого животного часто встречается в  сравнительных оборотах нимнгакана? (Дикий олень)
  8.  Дерево в олонхо. (Аал Луук Мас)
  9.  Кого первым встретил Торгандун в пути? (Ворону)
  10. Кем приходится Айталы Куо Ньургун Боотуру? (Родной сестрой)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

       Цель: провести  рефлексию  учащихся

  1.  Оценивание: свыше 70 баллов – «5», свыше 50 – «4»
  2. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Русское народное творчество на уроках русского языка

Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

Проект на тему "Устное народное творчество как наследие русского народа"

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

Разделы и предметы, которые  мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...