Методические разработки
материал по биологии по теме
Разработки уроков и внеклассных мероприятий по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 23.59 КБ |
gornye_porody.doc | 81 КБ |
zvezdam_navstrechu.docx | 30.04 КБ |
den_zemli.docx | 31.83 КБ |
mir_vody.docx | 35.3 КБ |
sporovye_rasteniya._mohovidnye.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально – познавательная игра « За здоровый образ жизни!»
для учащихся 8-11 классов
Белоногова И.А., МБОУ «Русско-Акташская сош», Альметьевский муниципальный район, Республика Татарстан
Цели: Приучать учащихся самостоятельно мыслить; развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность; расширять и углублять знания по биологии, которые могут пригодиться в жизни, стимулирование здорового образа жизни, содействие сплочению детского коллектива.
Эпиграф: «Здоровье подорвать – самого себя обворовать» (Народная мудрость)
Условия игры: Играют 2 команды по 6-8 человек. Всего 5 геймов. Конкурсы оценивают члены жюри.
План игры:
I Гейм «Дальше, дальше…»
II Гейм «Заморочки из бочки»
III Гейм «Ты – мне, я - тебе»
IV Гейм «Темная лошадка»
V Гейм «Гонка за лидером»
Первый гейм «Дальше, дальше…»
Принимают участие все участники команды. Один вопрос – 1 балл. Время – 1 минута.
Вопросы 1-ой команде:
1. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Люди с разными биологическими ритмами).
2. Сколько часов в сутки должен спать подросток (9 – 10 часов)
3. Что изучает гельминтология? (Глисты)
4. Что такое кариес? (Болезнь зубов).
5. Наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья. (Гигиена).
6. Пониженная двигательная активность.(Гиподинамия)
7. Один из способов повышения устойчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды, основанный на разумном использовании естественных факторов природы – воздуха, солнца и воды. (Закаливание).
8. Недостаточное количество железа в крови. (Анемия).
9. Повышенная чувствительность организма к воздействию факторов окружающей среды. (Аллергия)
10. Состояние полного физического, психического и социального благополучия. (Здоровье).
Вопросы 2-ой команде:
1. Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).
2. Общая реакция напряжения организма на воздействия сильных внешних или внутренних факторов.(Стресс).
3. Режим питания, включающий количество, состав и регулярность приема пищи. (Диета).
4. Способность организма защищаться от воздействия чужеродных тел и веществ. (Иммунитет).
5. Нарушение функций организма, возникающее при недостатке витаминов. (Авитаминоз).
6. Приспособление живых организмов к условиям среды обитания. (Адаптация).
7. Эмоциональность человека, его подвижность и общая активность. (Темперамент).
8. Вещество или физический агент, способный вызвать развитие злокачественных опухолей. (Канцерогент).
9. Какому русскому писателю принадлежат эти строки: «Водка белая, но красит нос и чернит репутацию». (А. П. Чехов).
10. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма. (Болезнь).
Второй гейм «Заморочки из бочки».
Участники команды по очереди достают из «бочонка» вопросы и отвечают на них.
«Заморочка» первая.
Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого чудодейственного металла изготовляли офицерскую посуду?
(Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами).
«Заморочка» вторая.
Назовите комнатное растение, которое:
- съедобно – можно положить 1 – 2 листочка в салат или съесть просто так, без приправ;
- лечит горло, голосовые связки, снижает кровяное давление, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение. (Каланхоэ).
«Заморочка» третья.
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).
«Заморочка» четвертая.
Может ли обычная розетка стать источником заболевания? (Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и электромагнитные приборы создают в квартирах пересекающиеся электромагнитные поля, которые могут изменять электромагнитное поле человека и вызывать заболевания).
«Заморочка» пятая.
Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Почему? (Быстрое привыкание, т. к. с рождения становились пассивными курильщиками).
«Заморочка» шестая.
Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).
«Заморочка» седьмая.
Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет глаз, зрачки расширенные, прыгающие; агрессивность, худоба, бледность кожных покровов).
«Заморочка» восьмая.
Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар – персонаж сказки А. Толстого «Приключения Буратино». (Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления. Кроме того, вырабатывают вещество герудин, предотвращающее свертываемость крови).
«Заморочка» девятая.
Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение, а с потом из организма уходит соль. Чем больше пьешь, тем больше потеешь, тем больше организму требуется восстановить солевой баланс – человека мучает жажда. Чтобы избежать этого, достаточно съесть с утра кусочек хлеба, посыпанный солью).
«Заморочка» десятая.
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья).
«Заморочка» одиннадцатая.
Почему человек, употребивший алкоголь, при соответствующей обстановке может получить обморожение и даже замерзнуть? (Алкоголь нарушает деятельность центра терморегуляции, человек теряет тепло, не ощущая при этом холода).
«Заморочка» двенадцатая.
Во многих сёлах России и Украины был обычай: летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу? (Молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушек содержит бактерицидные вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.)
Третий гейм «Ты мне – я тебе».
Команды задают друг другу по три вопроса, например:
1. Можно ли считать экологически чистыми овощи, выращенные только с использованием навоза? (Если выращивать овощи на почвах с интенсивным внесением навоза, то количество нитратов даже увеличивается в овощах, кроме того навоз может вызвать загрязнение продукции яйцами гельминтов и другими возбудителями заболеваний.)
2. В Арктике и Антарктиде несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе при умеренном климате часто. Почему? (В Арктике и Антарктиде воздух практически стерильный, т. к. болезнетворные бактерии и вирусы при очень низких температурах погибают, в средней полосе из-за благоприятного климата в воздухе много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.)
3. В средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков – 80 децибелов, а звук в 130 децибел вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносимые.)
4.Многие народы, живущие на территории России почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветках этого дерева живет хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните о чем говорится в песне. (Береза. Люди освещают дома березовыми лучинами; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; отвар из березовых почек лечил от болезней почек, печени, березовым веником мыли полы и парились в бане.)
5. Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдолб автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.)
6. Как добиться хорошего цвета лица, не используя косметические средства? (Надо чаще бывать на свежем воздухе, употреблять больше овощей и фруктов, избегать курения и других вредных привычек.)
Четвертый гейм «Темная лошадка».
Вопросы задает медицинский работник. Ответы на вопросы находятся в «Черном ящике».
1.В «Черном ящике» находятся биологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины.)
2.Изделие, находящееся в «Черном ящике» способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензпирен и другие ядовитые вещества; вызывающие порой судороги. (Сигарета.)
Пятый гейм «Гонка за лидером».
Каждый вопрос – 1 балл. Время – 1 минута.
Вопросы 1 – ой команде:
1. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии.(Фитонциды).
2. Гормон страха. (Адреналин).
3. Орган человека, размером с кулак. (Сердце).
4. Эмоциональное выражение потребности человека в пище. (Аппетит.)
5. Углеводород из основных продуктов обмена веществ и один из основных источников энергии. (Глюкоза.)
6. Тип питания, исключающий животную пищу. (Вегетарианство.)
7. жидкость, которую необходимо употреблять в количестве 2,5 литра в сутки. (Вода.)
8. Сок этого растения используют вместо йода, для выращивания бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел.)
9. Какое культурное растение выводит веснушки? (Петрушка.)
10. Металл, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. (Свинец.)
Вопросы 2 – ой команде:
1. Минимальное расстояние от телеэкрана, на котором надо находиться при просмотре телепередач. (3 метра.)
2. Какое комнатное растение способствует очищению воздуха в помещении? (Хлорофитум.)
3. Вещество, употребление которого вызывает быстрое привыкание и приводит к полной деградации личности. (Наркотики.)
4. Продукт из фруктов, который рекомендуется выпивать за 30 минут до еды. (Сок.)
5. «Орган злости». (Печень; застой желчи приводит к плохому настроению, беспокойству, озабоченности, злости.)
6. Комнатные растения, используемые для лечения нарывов. (Алоэ, Каланхоэ.)
7. Древнегреческий ученый, участник кулачных боев и обладатель олимпийских наград. (Пифагор.)
8. какие организмы являются биоиндикаторами чистоты воздуха? (Лишайники.)
9. Вытяжку из каких грибов давал солдатам Петр I перед битвой? (Мухоморов.)
10. Какие деревья дают человеку заряд положительной энергии? (Дуб, береза.)
Жюри объявляет результаты конкурса.
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе на тему:
«Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые»
Белоногова И.А., МБОУ «Русско-Акташская сош», Альметьевский муниципальный район, Республика Татарстан
Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, месторождениях полезных ископаемых Альметьевского района.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с географической картой, учебником.
Воспитательные:
- формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.
Оборудование:
- коллекция полезных ископаемых,
- карта полезных ископаемых Татарстана,
- знаки полезных ископаемых,
- карточки для практической работы,
- сборник П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»,
- рисунок Хозяйки Медной горы,
- салфетки.
Эпиграф к уроку: «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»
(Карел Чапек)
Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Воспитание культуры учебного труда.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)
- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)
- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)
- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)
- Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.)
- Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы).
- Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные полезные ископаемые.)
- Что называют полезными ископаемыми? (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.)
- Какими полезными ископаемыми богата наша Республика? Наш край? (Работа учащихся с географической картой – нефть, глина, известняк.)
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?
В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.
Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.
Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям формирования среди них различают осадочные, магматические и метаморфические.
Осадочные породы, как правило, обладают хорошо выраженной слоистостью. Они образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления остатков организмов. К осадочным породам относят известняки, песчаники, мергели, глины, пески, гипс, каменная соль.
Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин Земли - магмы. Такие горные породы называются магматическими, или изверженными.
Преобразование магмы в горную породу происходит в разных условиях. Когда расплав застывает на глубине, возникают так называемые глубинные, или плутонические (по имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко распространены граниты.
Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или вулканические (Вулкан - бог огня и ремесел). Из них наиболее широко развиты базальты.
Очень своеобразны горные породы третей группы. Это метаморфические, т.е. измененные породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магматических пород под влиянием высокой температуры, давления и химически активных веществ. Название пород этой группы связанно с греческим словом "метаморфоо", что значит превращаю.
При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков - мрамор, глины переходят в глиняные сланцы.
На доске схема:
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Магматическими Осадочные породы Метаморфические
Работа в тетрадях. Заполнение таблицы «Горные породы.»
№ п/п | Типы горных пород | Чем образованы | Примеры |
1 | Осадочные | Формируются путём осаждения минеральных частиц из морской воды, из обломков других горных пород или остатков организмов | Гранит, базальт Песок, мел, известняк, глина |
2 | Магматические | Образовались в результате остывания магмы. | Гранит, базальт |
3 | Метаморфические | Образуются из магматических горных пород под действием температуры и давления | Мрамор, кварцит, гнейс |
Физкультминутка
Как живёшь?
- Вот так! (Дети встают и показывают большой палец)
- Как идёшь?
-Вот так! (Дети шагают на месте)
-Как бежишь?
-Вот так! (Бег на месте)
- Как летишь?
- Вот так! (Дети машут кистями рук)
- Как плывёшь?
-Вот так! (Махи руками)
- Как шалишь?
-Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
-Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)
- А, сейчас, послушайте отрывок из одного произведения:
Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит -то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним …
- Мать ты моя, да ведь это сама…
- Ребята, кто автор этих певучих строк? Как называется это произведение? И с кем повстречались заводские? ( П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Повстречались с Хозяйкой медной горы.)
- Какие новые, непонятные для вас слова встретились в тексте? (Руда, рудник.)
Руды - это горные породы, из которых извлекают металлы. (Медная, цинковая, железная руда.)
Рудник – место добычи рудных полезных ископаемых.
С рудниками связано много поверий, легенд. Послушайте некоторые из них.
Давно это было, может тысячу лет назад, а может, и больше. Захотел жадный богач завладеть разными богатствами Урала. Поднялся он на гору Атач, да и прирос к ней. Хочет он одну ногу поднять, а не может, хочет другую, да гора не пускает – держит его за сапоги, подкованные железом. Так и остался жадный богач стоять на горной вершине.
И ещё рассказывают: Было у той горы большое сражение. Спрятались за неё уральские бойцы, а на них шло несметное войско Чингиз –Хана. И случилось чудо: сколько ни выпустят стрел воины Чингиз-хана, все стрелы к себе гора притягивает, сколько ни бросят копий, все к горе поворачивают. Легенды, конечно, выдумки. Но в каждой есть доля правды. Что же такого необычного в этой горе? (Магнитная гора состоит из магнитного железняка – магнитной руды. Вот эта руда и притягивает к себе металлические изделия.)
Люди издавна интересовались красотой и силой камня. Попробуем этим сегодня заняться и мы с вами. Хозяйка медной горы прислала нам «Чёрный ящик» с приложенной к нему запиской. Если мы с вами отгадаем , то, что находится в ящике, то Хозяйка подарит это нам.
Итак, давайте прочтём записку и попытаемся отгадать то, что находится в «чёрном ящике».
1.То, что находится в чёрном ящике, является горной породой, очень твёрдой, магматического происхождения. Состоит из трёх минералов, одним из которых является слюда. Камень бывает серого, чёрного и красноватого оттенка. Иногда эти камни называют булыжниками. Булыжниками мостят дороги. Камни необходимы каменщикам для выкладки фундамента для домов; из них сооружают колонны, памятники. А ещё камень используется в строительстве как отделочный материал. Кто бывал в метро, подземном переходе, наверняка его видел. (Гранит.)
2.Этот камень тоже твёрдый, но может легко растворяться в воде. Его добывают из земли и из некоторых озёр. Особенно много его в морях и океанах. Вы едите его каждый день, когда садитесь обедать. Кто скажет, что ставят на стол в солонках? (Поваренная соль.)
3. Этот камень относится к метаморфической горной породе. Очень хрупкий, образован раковинами древнейших одноклеточных морских животных. Его используют маляры и фармацевты. Отличное средство гигиены полости рта: из очищенного камня приготовляют зубной порошок. (Мел.)
4. А этот камень – ровесник динозавров. Долго лежал в земле без доступа кислорода и окаменел. Образовался из древних папоротников. Горит и даёт много тепла, поэтому его используют как твёрдое топливо. Самый лучший сорт этого камня – антрацит. ( Каменный уголь.)
5. Это полезное ископаемое уже миллионы лет находится под землёй и представляет собой маслянистую горючую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Используется как топливо. Кроме того, после дальнейшей переработки, используется в медицине. Из него получают вазелин, парафин. Образовалось из древних микроорганизмов, которых сейчас уже нет. Поэтому запасы этого полезного ископаемого, как и запасы каменного угля, на сегодняшний день ограничены. (Нефть.)
- Молодцы, загадки Хозяйки медной горы разгадали, а значит, получаем от неё подарки. Но я предлагаю вам ещё поработать с дарами и провести лабораторную работу.
Работа учащихся в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств, заполнение таблицы.
Практическая работа: «Изучение горных пород».
№ п/п | Название горных пород | Тип горной породы | Свойства | Способ добычи | Практи-ческое значение | |||
Цвет | Агрегат ное состояние | Прозрач- ная или непрозрачная | Плотная или рыхлая | |||||
1 | Гранит | магматичес-кая | серый, розовый | твёрдый | непрозрач- ный | плотный | карьеры | строительство |
2 | Поварен- ная соль | осадочная | бесцветная | твёрдая | прозрачная | плотная | карьеры; соляные озёра (высуши вание) | в пищу |
3 | Мел | осадочная | белый | твёрдый | непрозрач- ный | рыхлый | карьеры | для отдел ки помеще-ний; в медици- не |
4 | Каменный уголь | осадочная | чёрный | твёрдый | непрозрач- ный | плотный | шахта | топливо |
Учитель: Большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды - неисчерпаемые природные ресурсы.
В заключении темы урока хотелось бы прочесть следующие строки.
Нам власти над природой не дано,
Хоть и стремились к той великой цели,
А ведь, вторгаясь, не учли одно –
Дитя всей жизни губим в колыбели.
Природные запасы открывать
Считалось как великая удача.
Мы у природы всё должны забрать –
Первейшая была у нас задача.
Исторгнута земная благодать.
Леса, поля и реки осквернили.
Не дай бы Бог Земля моя стонать
От всех тех ран, что мы ей причинили.
Обобщение.
- Дайте классификацию горных пород.
- Охарактеризуйте осадочные породы, магматические и метаморфические.
- Какие профессии вы знаете, связанные с темой нашего урока? ( Геолог, шахтёр, оператор по добыче нефти, металлург, ювелир и др.)
-- Как рисуется проблема будущего минеральных ресурсов, угрожает ли человечеству минеральный голод?
Итоги урока, выставление оценок
Домашнее задание.
1.Чтение материала учебника с 56 – 59, ответить на вопросы с. 60-61 учебника, приготовить сообщение о полезном ископаемом или составить кроссворд по теме урока.
2. Нанести на к/к полезные ископаемые, встречающиеся на территории России.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУССКО-АКТАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Открытый урок природоведения
в 5 классе на тему:
Учитель: Белоногова Ирина Анатольевна
2011 г.
Предварительный просмотр:
ЗВЕЗДАМ НАВСТРЕЧУ
(познавательно-развлекательная игра – соревнование)
5-6 классы
Подготовила и провела учитель биологии МБОУ «Русско-Акташской сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Белоногова И.А.
Цели и задачи:
- отметить день Космонавтики;
- расширить кругозор учащихся в вопросе освоения космоса;
- углубить знания учащихся о космических исследованиях и открытиях;
- в игровой форме предоставить возможность испытать свои творческие, интеллектуальные и физические способности и возможности.
Предварительная подготовка:
- Названия команд-экипажей;
- Эмблемы;
- Экран игры-путешествия;
- Два воздушных ненадутых шарика;
- 20 различных предметов небольшого размера (например, из «Киндер-сюрпризов»).
- Четыре обруча;
- Выставка книг о космонавтике и космонавтах;
- Желтые бумажные звездочки (для подсчета результатов каждого конкурса-испытания).
Оформление:
- Экран игры-путешествия с названием команд-экипажей и этапов игры;
- Портреты космонавтов;
- Детские рисунки на космическую тему;
- Фонограммы песен «Я – Земля, я своих провожаю питомцев, сыновей, дочерей…», «Притяжение Земли», «Земля в иллюминаторе».
Правила игры:
Игра проводится в форме соревнования двух команд-экипажей по 5 человек, которые имеют названия, эмблемы, командира, штурмана, бортмеханика, радиста, стюардессу, пилота, испытателя.
Конкурсы-испытания оценивают члены жюри из числа педагогов, родителей участников и учащихся старших классов (4-5 человек).
ХОД ИГРЫ
Ведущий: 50 лет назад 12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле «Восток- 1» облетел Землю на высоте 302 км со скоростью около 28 тысяч километров в час. Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном и невозможном. Юрий Гагарин был первым, кто увидел, что Земля в самом деле круглая. И очень красивая.
Указом Президента России Д. Медведева 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. И поэтому наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем юбилейной дате и Году космонавтике.
Внимание! Внимание! Мы ведем наш репортаж с космодрома Байконур о старте двух космических кораблей: « Марс» и «Сатурн» - в космическое пространство. Командирам экипажей доложить о готовности к полету!
Командиры: Есть доложить о готовности к полету!
Товарищ председатель Государственной комиссии! Экипаж корабля « Марс» ( «Сатурн») к полету готов! Командир корабля…
1 конкурс. «Старт космического корабля»
Участвуют штурманы. Им предстоит надуть воздушный шар. Чей лопнет быстрее, тот победит. (Звучит мелодия песни «Я – Земля, я своих провожаю питомцев, сыновей, дочерей…»).
2 конкурс. «Займи свое место на корабле»
Участвуют обе команды-экипажи. Проводится игра на выбывание со стульями под быструю веселую музыку. Во время паузы игроки должны занять места на стульях, которых на один стул меньше, чем участников. Побеждает экипаж, чей игрок остался на стуле.
3 конкурс. Работа бортовых систем.
Участвуют бортмеханики. На столах раскладываются различные предметы (по 10 для каждого игрока). Бортмеханикам предлагается в течение нескольких секунд посмотреть на них и запомнить. Затем ведущий убирает по одному из предметов с каждого стола и бортмеханики должны назвать, какого предмета не хватает.
4 конкурс. Зашифрованная радиограмма.
Участвуют радисты команд. Им предстоит «расшифровать» радиограмму.
1 радиограмма. 1,3,2,4…ЖЛЕАЕБМЛАГПОЛОУЛНЧОНОГРПЗИМЕЕЛИНЯ!
(Ключом к прочтению служат первые цифры, указывающие, в каком порядке надо читать каждые четыре буквы.)
Желаем благополучного приземления!
2 радиограмма. 13 ЖЁВТЕИАЕД
24 ДМСРЧНЗМЕ!
Ждем встречи на Земле!
5 конкурс. «Как приятно оно, притяженье земли…»
Участвуют пилоты экипажей. Им предстоит под музыку песни В. Добрынина «Притяжение Земли» простоять на одной ноге в позе ласточки как можно дольше и не упасть.
6 конкурс. «Стюардесса по имени Жанна обаятельна так и желанна»
Участвуют стюардессы. Они произносят речь, обращаясь к пассажирам корабля. Выигрывает тот, кто сделает это остроумно, занимательно, наиболее интересно, образно, артистично.
7 конкурс. Капитаны, капитаны»
Капитаны отвечают на вопросы викторины.
Вопросы капитану 1- ой команды:
1. Наука о Вселенной. (Астрономия)
2. Ближайшая к нам звезда. (Солнце)
3. Спутник Земли. (Луна)
4. Учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей. (Астрология)
5. Гигантская звездная система. (Галактика)
6. Малая планета. (Астероид)
7. Форма планеты, наблюдаемой в телескоп. (Диск)
8. Главный конструктор космических аппаратов в СССР. (Королев)
9. Американский космонавт. (Астронавт)
10. Самая крупная планета Солнечной системы. (Юпитер)
Вопросы капитану 2- ой команды:
1. Внутренняя часть земного шара. (Ядро)
2. Астрономическое научно-исследовательское учреждение. (Обсерватория)
3. Хвостатая звезда. (Комета)
4. Первый советский космический корабль. (Восток)
5. Мифический юноша, поднявшийся в небо на крыльях, сделанных его отцом. (Икар)
6. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
7. Астрономический прибор. (Телескоп)
8. Первый в мире космонавт. ( Ю.А. Гагарин)
9. Газ, преобладающий в атмосфере Земли. (Азот.)
10. Автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, исследовавший поверхность Луны. (Луноход)
8 конкурс. «Самый, самый...»
Участвуют испытатели. На пол кладут четыре обруча. Испытателям завязывают глаза. Под музыку «Земля в иллюминаторе» они должны перейти в другой обруч, не наступив на него.
9 конкурс. «Стыковка»
Команды выстраиваются в колонну друг за другом, впереди капитаны берут друг друга за руки и по команде стараются перетянуть соперников за черту.
10 конкурс. «Земляне»
Игрокам нужно назвать слово, не имеющее отношение к космосу.
1. Космодром, скафандр, приземление, акваланг.
2. Луноход, вездеход, корабль, ракета.
3. Лунатик, пилот, штурман, астронавт.
4. Орбита, комета, спутник, аэродром.
5. Галактика, туманность, метеорит, звезды.
6. Невесомость, погружение, стыковка, протяжка.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш необычный космический полет. Вся система кораблей работает отлично , посадка совершена благополучно . сейчас жюри подведет окончательные результаты, и мы узнаем имена победителей. Благодарю всех за внимание. До встречи!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУССКО-АКТАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
ЗВЕЗДАМ НАВСТРЕЧУ
(познавательно-развлекательная игра – соревнование для 5-6 классов)
Подготовила и провела
Белоногова Ирина Анатольевна
2011 г.
Предварительный просмотр:
Экологический турнир « Земля у нас одна!»
Белоногова Ирина Анатольевна, учитель биологии, химии МБОУ « Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Цели: Углубление экологических знаний учащихся, формирование у них целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной системы, развитие которой оказывается во всё большей зависимости от человека; пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с живой природой; развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование экологической культуры учащихся; воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней.
Эпиграф на доске: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Участвуют две команды по 6-8 человек.
Ход мероприятия
Ведущий: 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли. Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства. В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, на котором селился человек, который возделывался его руками и который на протяжении многих веков был его кормильцем.
Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.
Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.
К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети? Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.
Конкурс «Визитка»
Команды представляют себя (название, девиз, приветствие должны отражать тематику игры).
Визитка 1-ой команды:
- Вас приветствует команда: БОЛОТО!
Бойтесь
Очень
Люди
Остаться
Только
Одни
Наш девиз: «Без природы нас чуть-чуть, а с природой - много.»
Песня: (мелодия из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!)
Изменения в природе
Происходят год от года.
С виду всё нормально, вроде,
Даже если непогода.
Только присмотритесь лучше:
Гибнут травы, гибнет лес!
Назвать всё это можно-
Технический прогресс!
Припев:
Никуда, никуда
Нельзя укрыться нам,
Но откладывать путь
Никак нельзя.
Никуда, никуда…
Но знай, что где-то там
Место есть, где ждут тебя.
Визитка 2-ой команды:
- Вас приветствует команда: БЭД !
Борцы
Экологического
Движения
Наш девиз: «Дым и газ душат нас, надо взять противогаз!»
Экологические частушки:
1.Ничего от вас не скрою,
Всё вам честно расскажу.
Про село своё большое
Разговор я поведу.
Припев:
Ёлочки-сосёночки
Зелёные, шумливее.
Мальчишечки, девчоночки -
Смешные, шаловливые!
2. Любят праздники в народе.
На гулянье в лес идут.
После праздника большого
В лесу травы не растут.
Припев.
3. Кучи мусора, бутылки…
Здесь резвилась детвора?!
Нет ответа у задачки.
Мусор убирать пора.
Припев.
4. Не кукуй, кукушка, в лес,
Вылетай на полюшко!
«БЭД» ведь всем зверям- защита,
Браконьерам – горюшко.
Припев.
Конкурс «Живая азбука»
За 1 минуту команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.
Примерные ответы:
ФЛОРА ФАУНА
Акация Аист
Берёза Барсук
Верба Варан
Горицвет Грач
Дуб Дикообраз
Ель Енот
Жасмин Жаба
Земляника Зебра
Ива Иволга
Кувшинка Кенгуру
Ландыш Лось
Медуница Медведь
Незабудка Носорог
Ольха Ондатра
Полынь Павлин
Рябина Рысь
Сосна Сыч
Тополь Тушканчик
Укроп Удав
Фиалка Фазан
Хвощ Хамелеон
Цикорий Цапля
Черёмуха Черепаха
Шалфей Шакал
Щавель Щука
Элодея Эму
Юка Юрок
Ясень Ягуар
Конкурс «Экологическое лото»
Кто быстрее отыщет окончание пословицы.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, - / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг - / будет толк.
6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
8. Рощи да леса - / родного края краса.
9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
Конкурс «Жалобная книга природы»
Ведущий предлагает командам вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», определить, о ком или о чём идёт речь и постараться разобрать жалобу.
Жалоба 1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!
Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2.
Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.
К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!
Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.
Конкурс «Первоцветы»
Нужно отыскать в тексте, ничего не изменяя названия первоцветов, спрятанных в словах.
Про лес как не рассказывать, мне он люб как осенью, весной, летом, так и зимой. Снег и воздух чист. Я как в волшебной сказке. День погож, и каждый след виден. Надо, нисколько не меняя лесной жизни, наблюдать. Вон там, недалеко, гнездо скопы, тень от него похожа на страшного косматого зверя. Ни мороз, ни какой холод не остановит весны. Вот и кончается сон трав, а у деревьев уже много сока. Весна идёт!
Конкурс «В гостях у сказки»
Составить экологическую сказку, выстроив предложения в логической последовательности.
- Филин обиделся и улетел в другой лес.
- Мыши стали поедать соты и разорили улей.
- Пришлось мужику мириться с Филином.
- Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась.
- Худо стало мужику без мёда и молока.
- Не стало Филина - расплодились мыши.
- Мало стало травы – корова не стала давать молока.
- Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.
Конкурс «Экологические ситуации»
Ситуация 1.
Серёжа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.
Ситуация 2.
Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.
Конкурс «Следопыт»
По контурам следов определить животных, которым они принадлежат.
1 команда: следы медведя, лисицы, барсука, кабана, ежа .
2 команда: следы человека, лося, волка, белки, зайца.
Конкурс «Когда наступит весна…»
Продолжить предложение: «Когда наступит весна, я…»
Варианты ответов:
- посажу дерево;
- расчищу лес от сушняка;
- не буду рвать первоцветы;
- сделаю скворечник;
- не буду разорять птичьих гнёзд;
- не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
- после сбора березового сока, отверстие на дереве заделаю;
- не буду разводить костры;
- не буду шуметь в лесу;
- не буду оставлять на природе после себя мусор;
- очищу свой школьный двор, село от мусора и др.
Конкурс «Экомост»
Ответить на вопросы блицтурнира.
Вопросы для 1-ой команды:
1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)
2. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве. (Ископаемые.)
3. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)
4. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
5. Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)
6. Экологически чистое топливо. (Водород.)
7. Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)
8. Токсичный туман. (Смог.)
9.Независимая Международная организация по охране окружающей среды. (ГРИНПИС.)
10. Индикаторы (показатели) чистоты воздуха, представляющие собой симбиоз двух организмов: гриба и водоросли. ( Лишайник.)
Вопросы для 2-ой команды:
1. Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)
2. Овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям. (Огурец.)
3. Токсичный металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец.)
4. Система длительных наблюдением за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере. (Мониторинг.)
5. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение.)
6. Токсичные вещества. (Яды.)
7. Потепление климата земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа. ( Парниковый эффект.)
8.Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)
9. Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)
10. Что изучает гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)
Подведение итогов игры.
Ведущий: Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, о только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихотворением-призывом «Люди гости на планете Земля»
На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.
Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.
Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!
Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!
Предварительный просмотр:
СВОЯ ИГРА « МИР ВОДЫ»
(Интегрированная интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников к Всемирному дню Воды, 22 марта)
Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташской сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Белоногова И.А.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан холодной чистой воды.
(В. Песков)
Цели: показать значение воды в природе и жизни человека; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду.
Правила игры
1. В игре принимают участие три команды по 5-6 человек, которые, пользуясь табло, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимет сигнальную карточку.
3. При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. В игре встречаются следующие секторы:
- «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.
- «Своя игра». Команда имеет право увеличить стоимость вопроса в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент она располагает.
- «Вопрос-аукцион». Соперники могут перекупить вопрос, поставив на кон большее количество баллов, но не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде.
Если команда идёт ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов на их счету больше. В случае игры ва-банк при неверном ответе, на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
5. Количество баллов выбранного вопроса стирается из таблицы.
Ведущий:
Живой может быть и мёртвой,
И жидкою, и очень твёрдой…
Таится может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться!
- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь в загадке? (О воде.)
- Не забыли какая сегодня дата?! (22 марта.)
22 марта отмечается очередной Всемирный день воды. Самой обыкновенной воды, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной - потому что без неё мы просто не смогли бы жить. Сегодня мы с вами будем говорить только о воде и о том, что с ней связано. Я объявляю интеллектуально-познавательную игру, посвящённую этому уникальному минералу, которая так и называется - «Мир воды».
Знакомит с условиями игры.
Первый раунд
Планета Вода | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Загадки о воде | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Вода в музыке и литературе | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Вода и её свойства | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Жизнь в воде | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Тема: ПЛАНЕТА ВОДА
Вопросы:
10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти, 75 %.)
20 баллов. Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
30 баллов. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?(В Антарктиде.)
40 баллов. Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан? ( Около 97 %.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Перечислите основные части гидросферы? (Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.)
Тема: ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что невкусна –
И горька, и солона.
(Море.)
20 баллов.
Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
(Снежинки.)
30 баллов.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
40 баллов. « Своя игра».
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
50 баллов.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман.)
Тема: ВОДА В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Вопросы:
10 баллов. Сколько лет рыбачил на море старик в известной сказке А. С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года.)
20 баллов. Как называется известный балет П.И.Чайковского, посвящённый прекраснейшим водоплавающим птицам? («Лебединое озеро».)
30 баллов. О чём писал Г.Р. Державин в следующих строках?
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синих холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.
(О водопаде. Стихотворение «Водопад».)
40 баллов. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов. (Французский писатель - лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Продолжи стихотворение Л.Мартынова:
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой…
(Дистиллированной воде.)
Тема: ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА
Вопросы:
10 баллов. Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая? (Вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в воде веществ.)
20 баллов. Почему мокрое бельё на морозе почти высыхает? ( На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лёд, но бельё всё-таки высыхает, т. к. твёрдая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар.)
30 баллов. «Кот в мешке».
Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы? (Расширение воды при замерзании, увеличение давления.)
40 баллов. Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов? (Способность воды растворять многие вещества. Растворённый в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам.)
50 баллов.
Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда? (Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений.)
Тема: ЖИЗНЬ В ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. (Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.)
20 баллов. Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжёлые животные? (В водной среде выталкивающая – архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.
30 баллов. Поверхностный слой морской воды густо заселён организмами. Как вы думаете, почему? (Это тёплый и хорошо аэрируемый слой воды.)
40 баллов. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление. ( Цветение воды – это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает осирую нехватку кислорода в водоёме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород – газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зелёные при жизни выделяют ядовитые вещества.)
50 баллов. «Вопрос-аукцион».
Известно, что на глубинах свыше 1000 м водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения. ( Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы.)
Тайм – аут.
Второй раунд
Элексир жизни | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Растворы | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Легенды и действительность | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Краеведение | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Экологический мониторинг | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Тема: ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ
Вопросы:
20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней.)
40 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевлённая вода». А сколько воды в организме человека? ( 75 %).
60 баллов. «Своя игра».
Какую воду иногда называют «живой»? (Полученную после таяния льда.)
80 баллов. Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов. (Фиточай.)
100 баллов. Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи )
Тема: РАСТВОРЫ
Вопросы:
20 баллов. Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана? (Йода и фтора.)
40 баллов. В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идёт речь, почему в нём не тонут? (Мёртвое море. Исключительная солёность этого моря - в 1 литре воды этого моря содержится более 35 граммов солей - не даёт тонуть.)
60 баллов.
В 1 литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в 2 раза меньше, чем в других морях и океанах. Какое море считается самым «пресным» ? (Каспийское море.)
80 баллов. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по
3 кг на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно).
100 баллов. «Кот в мешке».
Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Натур» опубликовал его состав: 84 % - вода; 3,6 % - углекислый газ; 12 5 – сахар; 0,2 % - жжёный сахар, который придаёт напитку цвет; 0,06 % - фосфорная кислота; 0,2 % - кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток? (Кока-кола.)
Тема: ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вопросы:
20 баллов. Как звали бога моря у древних греков? ( Посейдон.)
40 баллов. По легенде, она родилась из морской пены. (Афродита.)
60 баллов. У древних народов вода считалась символом плодородия и … (Бессмертия.)
80 баллов. «Вопрос – аукцион».
В средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду именно в виде этой геометрической фигуры. Какой? (В виде перевёрнутого равностороннего треугольника.)
100 баллов. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм? ( Богу воды.)
Тема: КРАЕВЕДЕНИЕ
Вопросы:
20 баллов. В долине какой реки расположен город Альметьевск? (В долине реки Зай.)
40 баллов. 7 августа 1939 года 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной в 52 м. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 м. Как оно называется? (Акташский провал).
60 баллов. «Кот в мешке».
Почему «Каму» можно считать главной рекой Татарстана? (Из всех больших рек на территории Татарстана «Кама» имеет наибольшую протяжённость 380 км.)
80 баллов. Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки (Ик и Иж).
100 баллов. « Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а всё таки до сего дня с любовью помню тихое тёмное озеро», - вспоминает Ф.И. Шаляпин. О каком озере Татарстана идёт речь? (Кабан).
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Вопросы:
20 баллов. Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. (Нефть и нефтепродукты.)
40 баллов. «Вопрос - аукцион».
Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. (Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)
60 баллов. Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек? (Да, произойдёт сокращение водоносности рек.)
80 баллов. Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоёмов? (Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоёма к самоочищению, сократится численность видов.)
100 баллов. Опишите, в чём преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений. (Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит её загрязнения.)
Тайм – аут.
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Урок-модуль по теме: «Отдел Моховидные, особенности их строения и жизнедеятельности.» ( Биология, 7 класс.)
Белоногова И.А., МБОУ «Русско-Акташская сош», Альметьевский муниципальный район, Республика Татарстан
Цели:
обучающая: познакомить с особенностями организации отдела моховидные, изучить особенности их жизнедеятельности и проследить усложнения в организации данных растений, углубить знании о роли моховидных в природе и жизни человека;
развивающая: развивать умение правильно проводить и оформлять лабораторные работы и определять черты сходства и различия у растений одной группы, самостоятельно составлять схемы и работать с текстом учебника, реально оценивать результаты своей работы;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к редким видам растений, чувство товарищества при групповых формах работы, умение радоваться успехам своих одноклассников.
Оборудование: таблицы, рисунки с изображением мхов, гербарные экземпляры кукушкина льна, сфагнума или других мхов, учебник, лабораторное оборудование, коллекция «Торф и его применение».
Тип урока: Урок – изучение нового материала.
Основные понятия и термины темы урока: антеридий, архегоний, гаметофит, спорофит, таллом, ризоиды, листостебельные мхи, печеночные мхи.
Ход урока
Номер УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
УЭ - 0 | Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями организации моховидных и их жизнедеятельностью, проследить усложнение организации растений и оценить использование их человеком. | Внимательно прочитайте цель урока. | ||||||
УЭ - 1 | Цель: познакомиться с основными чертами строения мхов и их классификацией. | |||||||
1.Выберите правильный ответ на вопрос: кто является предком моховидных растений ? 1.Грибы . 3.Водоросли. 2. Псилофиты. 4. Лишайники. | Прочитайте 1-ый абзац на с.50 (индивидуально0 Задание оценивается в 1 б. | |||||||
2. Дайте определения понятиям: ризоиды, гаметофит, спорофит. | Индивидуально, с. 50. Задание оценивается в 1 б. | |||||||
3. Подумайте, какие виды тканей в отличие от водорослей, встречаются у мхов? Перечислите их. (Ассимиляционная, запасающая, покровная, слабо выраженные механическая и проводящая ткани. ) | Работайте индивидуально с текстом учебника и рисунком на с.50. Задание оценивается в 5 б. | |||||||
4. Продолжите схему: Классификация отдела моховидных ………………… ………………..... 1.Маршанция 1. Кукушкин лён 2.Неккера курчавая 2. Сфагнум (Ответ: Классы печеночные и листостебельные мхи.) | Работайте индивидуально с текстом учебника и рисунком на с.51 – 53. Задание оценивается в 2б. | |||||||
5.Обсудите результаты своей работы. | С классом. | |||||||
6. Оцените свою работу по УЭ -1. | Максимальная оценка – 11 б. | |||||||
УЭ - 2 | Цель: изучить особенности строения моховидных. | |||||||
1.Рассмотрите растения кукушкин лён , сфагнум, изучите рисунки на с.52-53 учебника, гербарный материал. Выполните лабораторную работу «Строение мхов». Найдите черты сходства и отличия. Заполните таблицу: Строение мхов
| Цель: познакомиться с индивидуально. Гербарий и печатня тетрадь. Задание оценивается в 14 б. | |||||||
Черты сходства ___________________ Черты отличия ___________________ | ||||||||
2. Обсудите результаты своей работы. | С классом. | |||||||
3.Оцените результаты работы. | Максимальная оценка – 14 б. | |||||||
УЭ - 3 | Цель: изучить размножение мхов. | |||||||
1.Выслушав рассказ учителя о размножении мхов, выскажите ваше суждение. Что является ограничивающим фактором для размножения мхов? (Вода.) Что характерно для размножения мхов? (Чередование поколений, при котором преобладает половое поколение – гаметофит.) Почему мхи – тупиковая ветвь эволюции? | Внимательно слушайте учителя. Ответьте на вопросы. Задание оценивается в 2 б. | |||||||
2. Закончите предложения: Гаметофит кукушкина льна представляет собой_______ (растение в виде побега) с листьями.. Гаметофиты раздельнополы. На их верхушках развиваются ________ (органы) размножения. Для оплодотворения мхов необходима.________ (вода). После оплодотворения на верхушке ________ растения образуется спорофит в виде _______ (коробочки) со________ (спорами). | ||||||||
3. Обсудите результаты своей работы. | Максимальная оценка – 7 б. | |||||||
УЭ - 4 | Цель: познакомиться с практическим значением мхов. | |||||||
1. Подумайте и ответьте: - Почему разрастание под пологом леса кукушкина мха ведёт к заболачиванию местности? - Как образуется торф? - Как можно использовать торф в народном хозяйстве, быту, медицине, промышленности? - Назовите причины пожаров торфяников и способы защиты от них? - Почему пожары торфяников так опасны? | Работайте в группах. Обсудите вопросы, пользуясь текстом учебника, . 52-53. Задание оценивается в 5 б. | |||||||
2. Обсудите результаты своей работы. | В группе. | |||||||
3. Оцените свою работу. | Максимальная оценка – 5 б. | |||||||
УЭ - 5 | Цель: закрепить изученный материал. | |||||||
1. Программированный (графический) опрос. Читая предложенные суждения, отметьте значком __ то, что относится к вашему варианту, и значком то, что не относится. I вариант –кукушкин лён. II вариант – сфагнум. 1. Высшее растение. 2. Имеет ветвящийся побег, заканчивающийся на верхушке розеткой 3. Развиты ризоиды. 4.Местообитание – хвойный лес, влажные места. 5. Местообитание – болото. 6. Клетки двух видов: зелёные и прозрачные, способные поглощать воду в 20-25 раз больше собственной массы. 7. Плохо развиты проводящие ткани. 8. По способу питания – автотроф. 9.Для оплодотворения нужна вода. 10. Возможно, предками были псилофиты. | Работайте индивидуально по вариантам. Задание оценивается в 10 б. | |||||||
2.Обсудите (проверьте) результаты своей работы. | Взаимопроверка, проверка учителем. | |||||||
3.Оцените свою работу по УЭ - 5 | Максимальная оценка – 10 б. | |||||||
УЭ - 6 | 1.Подведение итогов. | |||||||
2.Ещё раз прочитайте цель урока. | Индивидуально. | |||||||
3. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? | Вместе с классом. | |||||||
4. Оцените свою работу на уроке. Если вы по итогам урока набрали 43 – 47 б., то получаете оценку «5», 36 - 42 б - «4», 27 – 35 б. – «3», менее 27 б. – «2». | ||||||||
Домашнее задание | Если за работу на уроке вы получили «5», то вы освобождаетесь от д/з. Если испытали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником, с.50 – 56. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...