Урок "Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание" Биология 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок с использованием компьютерных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologiya_10_kl_gibridologicheskiy_metod_monogibridnoe_skreshchivanie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Относовская СОШ
Вяземского района Смоленской области
Учитель: Сюрина Г.А.
Конспект урока
Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
Биология 10 класс
Тема: Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.
Цели урока:
изучить основные генетические понятия;
раскрыть сущность законов генетики и их цитологические основы;
познакомить учащихся с генетической символикой;
формировать умение решать генетические задачи;
формировать ОУУН: умение ориентироваться в незнакомом тексте, умение слушать диктора при просмотре видеосюжета, умение делать умозаключения;
воспитывать уважение к людям науки, формировать представление о научной честности, трудолюбии и аккуратности, как необходимых качествах учёного ; умение организовать деловое сотрудничество в группах; развивать навыки рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты видеоурока (Инфоурок 9класс), раздаточный материал, оформление класса, бланк отметок для групп
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап.
- Добрый день! Присаживайтесь. В течение урока вы поработаете в небольших группах в научной лаборатории «Аллель» в качестве лаборантов, научных сотрудников. Каждому лаборанту и лаборатории присвоен определённый номер. За работу в каждом из трёх исследований вы будете получать жетоны. Максимальная набранная сумма жетонов поможет вашей лаборатории занять лидирующую позицию. Оценивать вашу работу в течение урока буду я (каждый правильный ответ приносит группе жетон – 1 балл), а вы сами оцените вклад каждого участника своей группы в конце урока в бланке. Лаборант заполняет бланк.
И сегодня мы с вами рассмотрим тему «Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание».
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Начнём наш урок с примера из жизни. В молодой семье родился ребёнок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребёнок родился голубоглазый.
- Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли такое?)
- Кто считает, что это возможно, поднимите руки.
- Кто считает, что это невозможно?
- Кто сомневается?
Итак, у нас появилось три мнения и нам необходимо выяснить, какое правильное. Как это можно сделать? (учащиеся предлагают варианты или затрудняются)
Подводящий диалог: когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему, чем вы пользуетесь? (правилом) Генетика как и математика - точная наука и использует правила и законы, которые можно проверить через решение задач. А знаем ли мы законы и умеем ли решать задачи? (нет) Значит, какие задачи мы должны поставить перед собой, чему научиться? (учащиеся формулируют задачи урока)
- Узнать некоторые законы генетики.
- Научиться решать генетические задачи на основе этих законов
- Доказать возможность или невозможность рождения голубоглазого ребёнка от кареглазых родителей.
Ориентировочный этап.
- Каким образом, из каких источников, мы можем получить необходимые нам знания? (Учебник, учитель, видеоматериалы, Интернет-ресурсы)
- Что мы будем использовать на уроке? (учебник, видеоматериалы, помощь учителя)
Поисково-исследовательский этап.
- Прежде чем мы приступим к нашим исследованиям, вкратце познакомимся с историей науки.
С древнейших времен люди использовали явление наследственности в практических целях. Китайские рукописи свидетельствуют о том, что около 6 тыс. лет назад сорта риса выводили путём гибридизации и отбора. За 4 тыс. лет до н.э. в Вавилоне велись записи о наследовании формы гривы у лошадей.
Но оставался вопрос ПОЧЕМУ? Почему потомки похожи на родителей, но не являются их точной копией. Ответ на этот вопрос дала молодая наука генетика.
- Вспомните материал 9 класса и ответьте на вопросы:
Что изучает генетика? (наука о закономерностях наследственности и изменчивости)
Что такое наследственность? (способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение)
Что такое изменчивость? (способность приобретать новые признаки и свойства, отличные от родителей)
Наконец, настало время приступить к нашим исследованиям. Для этого
каждая группа получает карточку с заданием. Не вдаваясь в подробности, быстро ищем ответы на вопросы группой. Время работы – 2 мин.
Изучаемые вопросы и понятия
Почему Г.Менделя считают основоположником генетики?
В чём проявилось благородство Г.Де Фриза, К.-Э.Корренса и Э.Чермака?
Понятие «чистые линии». Почему для своего исследования Мендель выбрал именно горох?
Понятие «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы»
Обсуждение результатов. Слушаем учащихся
Комментарий: аллельные гены ответственны за проявление одного признака. Разные аллельные гены несут так называемые альтернативные признаки (по типу «или-или»): цветки пурпурные или белые, семена гладкие или морщинистые…
Исследование 1. Можно ли считать альтернативными признаками пары:
Высокий-низкий, мохнатый – безрогий, круглый – овальный, морщинистый – пурпурный, нормальные крылья – короткие крылья, глухота – толстые губы?
Исследование 2.
Мендель разработал основной метод изучения наследственности – гибридологический. Сейчас вы посмотрите видеоурок и ответите на вопросы (индивидуально, устно).
1. В чём суть гибридологического метода? (скрещивание особей, различающихся каким-то признаком)
2. По какому признаку различались растения? (цвет семян)
3. Сколько признаков изучается в данном случае? (один)
4. Как называется такое скрещивание? (моногибридное)
5. Какие родительские пары подбирал Мендель для скрещивания? (чистые линии с зелёными и жёлтыми семенами)
6. Какое потомство по фенотипу он при этом получил? (жёлтое)
7. Как он объяснил полученные результаты? ( жёлтый цвет семян доминирует над зелёным)
8. Какие закономерности выявил Мендель на основе этого опыта? (закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления)
Исследование 3.
Решение задач.
Ознакомление с символикой. (учитель показывает символы, прикреплённые к занавесу доски, учащиеся называют знакомые символы. В случае затруднения учитель оказывает помощь)
Р – родители
F1 – первое поколение потомков
F2 – второе поколение потомков
G - гаметы
Х – знак скрещивания
♀ - женская особь (зеркало Венеры)
♂ - мужская особь (щит и меч Марса)
А – ген, отвечающий за доминантный признак (преобладающий, проявляющийся всегда в потомстве, подавляют действие других генов)
а – ген, отвечающий за рецессивный признак (подавляемый)
АА – гомозигота по доминантному гену (давайте вспомним, что такое зигота – это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом по одному от каждого из родителей, приставка гомо- обозначает – одинаковые, гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые гены) )
аа – гомозигота по рецессивному гену
Аа - гетерозигота
В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.
Проверка мнений на доске. (два первых варианта учитель показывает на доске в качестве образца)
Дано
А – карий цвет глаз (доминантный)
а – голубой цвет глаз (рецессивный)
Найти: Р, F
Первый случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные: Решётка Пеннета
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Второй случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Третий случай рассматривается учащимися самостоятельно (хожу по кабинету и смотрю как идет процесс решения задачи, а затем 1 ученик выходит и решает у доски)
Третий случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.
Подведение итогов:
- Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные)
- Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили 1и 2 закон (правила) Г.Менделя и научились решать генетические задачи.
Практический этап.
Учащиеся решают задачу самостоятельно в группе и сообщают результат. Учитель наблюдает за ходом решения
Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещивания»
Тема: Составление простейших схем моногибридного скрещивания
Цель: Научиться составлять простейшие схемы моногибридного скрещивания на основе предложенных данных.
Решите задачу: Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый? Какова вероятность рождения работящего ребёнка (%) в семье Емели, если жена Емели будет ленива как он сам?
Рефлексивно-оценочный этап.
Фронтальная беседа по вопросам:
1. На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).
2. Что такое моногибридное скрещивание? (скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)
3. С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)
4. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.
Решены ли поставленные нами в начале урока задачи?
1. Оцените работу каждого лаборанта в группе, подсчитайте жетоны, внесите данные в бланк.
2. Запишите каждый в своей тетради Благодарность Менделю.
3. В группе выберите лучший вариант благодарности и представьте его другим группам. (заслушивание вариантов)
Домашнее задание :
Запишите домашнее задание.
Выучить буквенную символику и термины;
§38, 39
Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии "Что такое метод проектов"-8 класс
В ходе урока учащиеся знакомятся с историей появления метода проекта, с видами проектной деятельности учащихся,с этапами выполнения проекта, учатся выбирать самостоятельно тему проекта....
Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)
Данный видео ролик знакомит коллег и учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...
Моделирование нагрудной вытачки методом шаблона. 8 класс
Цели и задачи урока дать представление о конструктивной особенности вытачки, о технике моделирования женской одежды, научить воспроизводить выкройки простейших моделей одежды, развить понимание необхл...
Формы и методы работы в классах с профильным изучением математики
Статья содержит описание форм и методов работы в классах с профильным изучением математики. Профильное изучение математики должно обеспечивать обучающимся а) возможность поступления ...
Решение систем уравнений методом подстановки 7 класс
Решение систем уравнений методом подстановки 7 класс...
Мастер-класс "Инновационные методы работы с классом"
Урок-практикум "Оказание первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных проишествиях", для учащихся 7-8 классов....
Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)
В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...