Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (биология, 5 класс) по теме
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_klass.doc | 126 КБ |
ktp_6_klass.doc | 127.5 КБ |
ktp_7_klass.doc | 127.5 КБ |
ktp_8_klass.doc | 131 КБ |
ktp_9_klass.doc | 104.5 КБ |
ktp_10_klass.doc | 63 КБ |
ktp_11_klass.doc | 69 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska5_kl.doc | 28 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska6_kl.doc | 25 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_7_kl.doc | 25 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_8_klass.doc | 23.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_9_kl.doc | 24 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_10-11.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Экскурсии | Практические работы | Опыты в домашних условиях | Домашнее задание | Планир. дата | Фактич. дата |
Тема 1. Введение 7 часов. | ||||||||
Что тебя окружает. 6 часов. | 1. Живая и неживая природа. | №1. Живая и неживая природа. | §1 стр.5 вопр.1-3 зад. в тетр. | |||||
2. Загадки природы. | §2 стр.7,12 заполн.табл. | |||||||
3. Единство живой и неживой природы. | §3 стр.18 вопр.1-2 | |||||||
4. Изменяется ли окружающий нас мир. | §4 | |||||||
5. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? | №1. Изучение испарения жидкостей | §5 стр.25 | ||||||
6. Могут ли в живых организмах происходить химические изменения? | §6 стр.28 Исслед. | |||||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов.1 час. | 7. Что тебя окружает. | §1 -6 Повтор. | ||||||
Тема 2. Явления природы 44 часа. | ||||||||
Многообразие природных влений. 2 ч. | 8. Всё течёт, всё изменяется. | §7 стр. 32 заполн. Табл. | ||||||
9. Чем различаются физические и химические явления? | §8 оформ. опыты | |||||||
Химические явления в живой и неживой природе. 4 часа. | 10. Как узнать, что химическая реакция произошла? | §9 зад.стр38 | ||||||
11. Можно ли повлиять на химическую реакцию? | §10 | |||||||
12. Какие условия необходимы для реакции горения? | §11 Составить правила стр46 | |||||||
13. Вещества, образуемые растениями. | §12 Зад.стр51 | |||||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 14. Химические явления в живой и неживой природе. | §13 | ||||||
Физические явления в живой и неживой природе. 6 часов. | 15. Что необходимо знать, изучая физические явления? | §14 стр.55 | ||||||
16. Магнитные и электрические явления. | №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями | §15 Оформить лаб.раб. табл. Стр.58 | ||||||
17. Механическое движение в живой и неживой природе. | §16 зад.стр.51,53 | |||||||
18. Световые явления в живой и неживой природе. | §17 зад.стр.69,70 | |||||||
19. Свет в жизни живых организмов. | §18 Зап.табл. стр72 | |||||||
20. Звуковые явления в живой и неживой природе. | № 2. Звуки в живой природе | №1. Прослушивание записей звукового общения животных. | §19 Вопр.стр.76 §14-§18 повторить | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 21. Физические явления в живой и неживой природе. | §20 | ||||||
Биологические явления. 3 часа. | 22. Как идет жизнь на земле. | §21 Стр.83 | ||||||
23. Прибор, открывающий тайны. | №2 Изучение устройства микроскопа. | §22 Оформить лаб.раб. табл. Стр.84 | ||||||
24. Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом | №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. | №2.Выращивание плесени на хлебе. | §23 Оформить лаб.раб. табл. Стр.88 + опыт | |||||
Особенности живого организма. 26 часов. | 25. Как размножаются живые организмы? | §24 Сделать схемы | ||||||
26. Как размножаются животные? | §25 табл. Стр.93,94 вопр. стр.95 | |||||||
27. Как размножаются растения? | №3.Выяснение условий прорастания семян. | §26 Наблюдение стр.96 | ||||||
28. Строение семени. | §27 | |||||||
29. Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | §28 Заполн.табл. Стр100 | |||||||
30. Как переселяются растения? | №3 Распространение плодов и семян. | §29 Сост коллекц. семян §21-§28 повт. | ||||||
31. Подведем итоги. | §30 | |||||||
32. Почему всем хватает места на земле. | §31 вопр.стр.109 | |||||||
33. Как живые организмы переносят неблагоприятные условия среды. | №4. Живые организмы зимой. | §32 Раб с табл. Стр.112 вопр. Стр116 | ||||||
34. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников. | §33 вопр. Стр121 | |||||||
35. Подведем итоги. | §34 | |||||||
36. Как питаются разные животные? | №2. Подкормка птиц. | §35 зад стр.126 | ||||||
37. Как питается растение? | № 4 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. | §36 оформ. лаб.раб. | ||||||
38.Только ли лист кормит растение? | §37 зад.стр131 | |||||||
39. Как питаются паразиты? | §38 зад.стр135 | |||||||
40. Подведем итоги. | §39 | |||||||
41. Нужны ли минеральные соли животным и человеку. | §40 сост вопр. стр.141 | |||||||
42. Можно ли жить без воды. | №4. Наблюд. за испарением воды листьями. | §41 запол. Табл. Набл. Стр143 | ||||||
43. Можно ли жить, не питаясь. | №3. Уход за аквариумом. | §42 вопр. Стр147 | ||||||
44. Как можно добыть энергию для жизни. | №5. Изучение направления движения побега. | §43 +опыт стр.150 | ||||||
45. Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | №6. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. | §44 §40-§43 повторить | ||||||
46. Подведем итоги. | §45 | |||||||
47. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. | №5. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. | §46 оформ. Лаб.раб. Зад.стр. 157 | ||||||
48. Разнообразие клеток многоклеточных организмов. | §47 вопр. Стр 159 | |||||||
49.Можно ли жить и не дышать. | №7. Измер. времени задержки дыхания и t тела. | §48 зад. Стр.163 | ||||||
50. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | §49 §46-§48 повт. | |||||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 51. Особенности живого организма. | §50 | ||||||
Тема 3. Движение в сферах планеты Земля и в космосе 9 часов. | ||||||||
8 часов. | 52. Изменение облика Земли и живых организмов. | §51 подг.сообщ. | ||||||
53. Движение литосферы. | §52 подг.сооб. Землетрясение, Вулканы | |||||||
54. Движение атмосферы. | §53 Сообщ. «Знач.ветра в природе и в жизни чел-ка» | |||||||
55. Движение гидросферы. | №4. Определение по карте основных океанических течений. | §54 подг. сообщ.по теме»Цунами» | ||||||
56. Круговорот воды в природе. | №5. Цепи передачи энергии и веществ. | §55 зад.стр.187 | ||||||
57. Взаимосвязь сфер Земли. | §56 зад.стр190 | |||||||
58. Знакомство с горными породами. | № 6. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. | §57 оформ.лаб.раб | ||||||
59. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | §59 | |||||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов.1 час. | 60. Движение в сферах планеты Земля и в космосе. | §58 | ||||||
Тема 4 . Освоение природы человеком. 4 часа. | ||||||||
61. Роль современной науки в жизни человечества. | №6. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. | §60 подг.сообщ. «Авария на Черн. АЭС» | ||||||
62. Человек – часть живой природы. | §61 Напис сочин. Стр.203 | |||||||
63. Влияние человека на биосферу. | §62 запол.табл. стр207 | |||||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 64. Освоение природы человеком. | |||||||
Подготовка творческих работ учащихся.3 часа | ||||||||
65. Выбор темы и начало работы над ней. Подготовка к защите исследовательской работы. | Индивид. задания | |||||||
66. | № 5. Живые организмы весной. | Индивид. задания | ||||||
67. Защита исследовательских работ. | Индивид. задания | |||||||
Заключение по курсу природоведения 5 класс.1 час. | ||||||||
68. Обобщение повторение и задание на лето. | Стр208-210 |
Проверочные работы- 6.
Лабораторные работы – 6 .
Экскурсии – 5 .
Практические работы – 6.
Опыты – 7.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
В 5 КЛАССЕ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Природоведение 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов.
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Экскурсии | Планир. дата | Фактич. дата |
Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями.5 часов. | |||||
Общее знакомство с растениями – 5часов | 1. Наука о растениях – ботаника. Мир растений. | №1. Мир растений вокруг нас. | |||
2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Семенные и споровые растения. | №1. «Знакомство с внешним строением цветковых и споровых растений» | ||||
3. Растение – живой организм. | |||||
4. Условия жизни растений. | |||||
5. Четыре среды жизни растений. | |||||
Тема 2. Клеточное строение растений.5 часа | |||||
6.Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата | №2. «Приемы работы с увеличительными приборами» | ||||
7.Строение растительной клетки | №3. «Знакомство с клетками растений» | ||||
8. Процессы жизнедеятельности клетки | |||||
9. Ткани растений и их виды | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 10. Общее знакомство с растениями. | ||||
Тема 3. Органы цветковых растений.17 часов. | |||||
Семя – 3ч. Корень –4 ч. Побег -9 ч. | 11. Семя и его строение. | №4. «Изучение строения семени фасоли» | |||
12. Условия прорастания семян | |||||
13. Значение семян | |||||
14. Корень и его внешнее строение | |||||
Внутреннее строение корня | |||||
15. Рост корня. | |||||
16. Значение корней и их разнообразие | |||||
17. Побег. Строение и значение для растения | №5. «Строение вегетативных и генеративных почек» | ||||
18. Почка – зачаточный побег растения | |||||
19. Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение | |||||
20. Значение листа в жизни растения | №2. Жизнь растений зимой. | ||||
21. Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей. | №6. «Внешнее и внутреннее строение стебля» | ||||
22. Видоизменения побегов. | №7. «Строение корневища, клубня или луковицы» | ||||
23. Цветок, его строение и значение | №8. «Строение соцветий» | ||||
24. Цветение и опыление растений | |||||
25. Плод. Его значение и многообразие форм. | |||||
26. Растительный организм как живая система (биосистема) | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 27. Органы цветковых растений. | ||||
Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. 11 часов. | |||||
28. Корневое питание растений | |||||
29. Воздушное питание растений и фотосинтез | |||||
30. Космическая роль зеленых растений | |||||
31. Дыхание растений и обмен веществ | |||||
32. Значение воды в жизни растений | |||||
33. Размножение и оплодотворение у растений | |||||
34.Вегетативное размножение растений | |||||
35.Использование вегетативного размножения человеком | №9. «Черенкование комнатных растений» | ||||
36. Рост и развитие растительного организма | |||||
37. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 38. Основные процессы жизнедеятельности растений. | ||||
Тема 5. Основные отделы царства растений.10 часов | |||||
39. Классификация растений | |||||
40.Водоросли. Общая характеристика | |||||
41. Многообразие водорослей, их значение | №10. «Одноклеточные водоросли» | ||||
42. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | №11. «Изучение внешнего строения моховидных» | ||||
43. Плауны, хвощи, папоротники. | №12. «Изучение внешнего строения плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных» | ||||
44. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | |||||
45. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение | №13. «Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | №3. Уголок живой природы» | |||
46. Семейства класса Двудольные растения | |||||
47. Семейства класса Однодольные растения | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 48. Основные отделы царства растений. | ||||
Тема 6. Историческое развитие растительного мира на земле.4 часа | |||||
49.Понятие об эволюции растительного мира | |||||
50. Эволюция высших растений | |||||
51. Многообразие и происхождение культурных растений | |||||
52. Дары Старого и Нового Света Бактерии. Общая характеристика | |||||
Тема 7. Царство Бактерии.4 часа. | |||||
53. Бактерии общая характеристика | |||||
54. Многообразие бактерий | |||||
55. Значение бактерий в природе и жизни человека | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 56. Царство Бактерии. | ||||
Тема 8. Царство Грибы, Лишайники.4 часа. | |||||
58.Царство Грибы. Общая характеристика | №14. «Изучение строения плесневых грибов» | ||||
59.Многообразие и значение грибов | |||||
60.Лишайники. Общая характеристика и строение | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 61. Царство Грибы, Лишайники. | ||||
Тема 9. Природные сообщества.7 часов. | |||||
62. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | |||||
63.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществ. | |||||
64.Смена природных сообществ. | |||||
65.Многообразие природных сообществ. | |||||
66. Жизнь организмов в природе. | №4. «Жизнь растений весной» | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов.1 час. | 67. Природные сообщества. | ||||
Тема 10. Заключение по курсу биологии 6 класс. 1 час. | 68. Обобщение повторение и задание на лето. |
Проверочные работы- 7.
Лабораторные работы -14. Экскурсии-4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Экскурсии | Планир. дата | Фактич. дата |
Тема 1. Общие сведения о мире животных.4 часа | |||||
| |||||
2. Среды обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах | №1. Многообразие животных в природе» | ||||
3. Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных | |||||
4. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных». | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 5. Общие сведения о мире животных. | ||||
Тема 2. Строение тела животных.2 часа. | |||||
6. Клетка. Ткани | |||||
7. Органы и системы органов. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 8. Строение тела животных. | ||||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные.4 часа. | |||||
9. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | |||||
10. Класс Жгутиконосцы | |||||
11. Тип Инфузории, или Ресничные | №1. «Изучение строения инфузории туфельки» | ||||
12. Многообразие простейших | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 13. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные. | ||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные: тип кишечнополостные.2 часа. | |||||
| 14. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. | ||||
15. Морские Кишечнополостные. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 16. Подцарство Многоклеточные животные. | ||||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.5 часов. | |||||
17. Тип Плоские черви. Белая планария | |||||
18. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | |||||
19. Тип Круглые черви. Класс Нематоды | |||||
20. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | |||||
21. Класс Малощетинковые черви | №2. «Изучение строения дождевого червя» | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 22. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | ||||
Тема 6. Тип Моллюски4 часа. | |||||
23. Общая характеристика типа Моллюски | №3. «Изучение строения раковины пресноводных и морских моллюсков» | ||||
24. Класс Брюхоногие моллюски | |||||
25. Класс Двустворчатые моллюски | |||||
26. Класс Головоногие моллюски. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 27. Тип Моллюски | ||||
Тема 7. Тип Членистоногие.6 часов. | |||||
28. Класс Ракообразные | |||||
29. Класс Паукообразные | |||||
30. Класс Насекомые | №4. «Изучение строения черного таракана (мухи)» | ||||
31. Типы развития насекомых | |||||
32. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых | |||||
33. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | №2. Вирт. Разнообр. членистоногих | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов.1 час. | 34. Тип Членистоногие. Повторение тем 4-7. | ||||
Тема 8. Тип Хордовые.31 час. | |||||
35. Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | |||||
(5 часов) | 36. Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. | №5. «Наблюдение за живыми рыбами» «Изучение внешнего строения рыб. Определение возраста по чашуе» | |||
37. Внутреннее строение костной рыбы. | №6. «Изучение скелета рыб» | ||||
38. Особенности размножения рыб | |||||
39. Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. | |||||
40. Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 41. Подтип Черепные. | ||||
(4 часа) | 42. Места обитания и внешнее строение земноводных. | ||||
43. Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных. | №7. «Изучение внутреннего строения» | ||||
44. Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | |||||
45. Многообразие земноводных. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 46. Класс Земноводные или Амфибии. | ||||
(4 часа) | 47. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. | №8. «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки» | |||
48. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | |||||
49. Многообразие пресмыкающихся. | |||||
50. Роль пресмыкающихся в природе. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | №3. Виртуально. Разнообразие животных родного края» | ||||
(6 часов) | 51. Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц. | №9. «Изучение внешнего строения птицы» | |||
52. Опорно-двигательная система птиц. Скелет и мышцы птиц. | №10. «Изучение строения скелета птицы» | ||||
53. Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | |||||
54. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц | |||||
55. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | |||||
56. Значение и охрана птиц. | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 57. Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. Класс Птицы. | ||||
(7 часов) | 58. Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | №11. «Наблюдение за млекопит. Внешнее строение» | |||
59. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. | №12. «Изучение строения скелета» | ||||
60. Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | №13. «Изучение внутреннего строения» | ||||
61. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. | |||||
62. Высшие, или Плацентарные, Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | |||||
63. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | |||||
64. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. | №4. Домашние и дикие звери. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 65. Класс Млекопитающие, или звери. | ||||
Тема 9. Развитие животного мира на земле.2 часа. | |||||
66. Доказательства эволюции животного мира. | |||||
67. Основные этапы развития животного мира на Земле. | |||||
Тема 10. Заключение по курсу биологии 7 класс. 1 час. | |||||
68. Обобщение повторение и задание на лето. |
Поверочные работы- 11.
Лабораторные работы- 13.
Экскурсии -4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 7 класс Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Практические работы | Плданир. дата | Фактич. Дата |
Тема 1. Введение.1 час. | |||||
| |||||
Тема 2. Организм человека. Общий обзор.3 часа. | |||||
2. Структура тела. Место человека в живой природе | |||||
3. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. | №1. «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной, мышечной ткани» | ||||
4. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции | №1. «Получение мигательного рефлекса и его торможение» | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 5. Организм человека. Общий обзор. | ||||
Тема 3. Опорно-двигательная система.7 часов. | |||||
6. Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей | №2. «Исследование свойств кости» | ||||
7. Скелет головы и туловища | №3. «Просмотр микропрепарата кости» | ||||
8. Скелет конечностей | №2. Роль плечевого пояса в движении. | ||||
9. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | |||||
10. Мышцы. Типы мышц, их строение и значение | |||||
11. Работа мышц | |||||
12. Нарушения осанки и плоскостопие Развитие опорно-двигательной системы | №3.Нарушение осанки» | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 13. Опорно-двигательная система. | ||||
Тема 4. Кровь. Кровообращение.8 часов. | |||||
14. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | №4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | №4. Изменение в тканях при перетяжках. | |||
15. Иммунитет | |||||
16. Тканевая совместимость и переливание крови | |||||
17. Строение и работа сердца. Круги кровообращения | №5. Природа пульса. | ||||
18. Движение лимфы | |||||
19. Движение крови по сосудам | №6 Определение скорости кровотока. | ||||
20. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | №7 Реакция на дозированную нагрузку. | ||||
21. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов Первая помощь при кровотечениях | №8 Повышение плотности мышц после работы. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час. | 22. Кровь. Кровообращение. | ||||
Тема 5. Дыхательная система. 5 часов. | |||||
23. Значение дыхания. Органы дыхания | |||||
24. Строение легких. Газообмен в легких и тканях | №5. «Определение свойств вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.» | ||||
25. Дыхательные движения | |||||
26. Регуляция дыхания | №9. Изменение обхвата грудной клетки. | ||||
27. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Первая помощь при поражении органов дыхания | №10. Определение запыленности воздуха. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 28. Дыхательная система. | ||||
Тема 6. Пищеварительная система.6 часов. | |||||
29. Значение пищи и ее состав. | |||||
30. Органы пищеварения | №11. Наблюдение за подъемом гортани. | ||||
31. Строение и значение зубов | |||||
32. Пищеварение в ротовой полости и в желудке | №6. «Действие ферментов» | ||||
33. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | |||||
34. Регуляция пищеварения . . Заболевания органов пищеварения | |||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 35. Пищеварительная система. | ||||
Тема 7. Обмен веществ и энергии.2 часа. | |||||
36. Обменные процессы в организме. | |||||
37. Нормы питания. Витамины | №12. Функциональн. пробы | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 38. Обмен веществ и энергии. | ||||
Тема 7. Мочевыделительная система.2 часа. | |||||
39. Строение и функции почек. | |||||
40. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | |||||
Тема 8. Кожа.3 часа. | |||||
41. Значение кожи и ее строение.
| |||||
42. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи . | |||||
43. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | №13. Определение жирности кожи. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 44. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа. | ||||
Тема 9. Эндокринная система.2 часа. | |||||
45. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | |||||
46. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | |||||
Тема 10. Нервная система.4 часа. | |||||
47. Значение, строение и функционирование нервной системы. | |||||
48. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы Нейрогормональная регуляция. | №14. Выяснение действий прямых и обратных связей» | ||||
49. Спинной мозг. | |||||
50. Головной мозг: строение и функции. | №15. Рефлекс при раздражении кожи. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 51. Эндокринная система. Нервная система. | ||||
Тема 11. Органы чувств. Анализаторы.4 часа. | |||||
| 52. Как действуют органы чувств и анализаторы. | ||||
53. Орган зрения и зрительный анализатор. | №16. Функции зрачка и хрусталика» | ||||
54. Заболевания и повреждения глаз. | №17. Обнаружение слепого пятна» | ||||
55.Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Органы осязания, обоняния, вкуса. | №18. Определение выносливости вестибулярного аппарата. №19. Чувствительность тактильных рецепторов. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 56. Органы чувств. Анализаторы. | ||||
Тема 12. Поведение и психика. 6 часов. | |||||
57. Врожденные формы поведения.. | |||||
58. Приобретенные формы поведения. | №20. Проверка действия закона взаимной индукции. | ||||
59. Закономерности работы головного мозга. | №21. Иллюзии установки. | ||||
60. Биологические ритмы. Сон и его значение. | |||||
61. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | №22. Тренировка памяти, внимания, воображения. | ||||
62. Воля и эмоции. Внимание Работоспособность. Режим дня. | №23. Влияние речевых инструкций на восприятие. №24. Произвольное и непроизвольное внимание. | ||||
Обобщение, повторение. Подведение итогов. 1 час | 63. Поведение и психика. | ||||
Тема 13. Индивидуальное развитие организма.4 часа. | |||||
| 64. Половая система человека. | ||||
65. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. О вреде наркогенных веществ. | |||||
66. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | |||||
67. Психологические особенности личности. | |||||
Тема 14. Заключение по курсу биологии 8 класс. 1 час. | 68. Обобщение повторение и задание на лето. |
Проверочные работы – 11.
Лабораторные работы -6.
Практические работы – 24.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 8 класс Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2010 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Планируемая дата | Фактическая дата |
Тема 1. Введение в основы общей биологии3 часа. | ||||
Введение в основы общей биологии |
| |||
| ||||
3. Многообразие форм живых организмов на Земле | ||||
Тема 2. Основы учения о клетке.10 часов. | ||||
Основы учения о клетке | 4. Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток | №1 «Многообразие клеток» | ||
5. Химический состав клетки | ||||
6. Органические вещества клетки | ||||
7. Строение клетки | ||||
8. Основные органоиды клетки растений и животных | ||||
9. Обмен веществ и энергии в клетке | ||||
10. Биосинтез белков в живой клетке | ||||
11. Биосинтез углеводов – фотосинтез | ||||
12. Обеспечение клетки энергией | ||||
13. Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке» | ||||
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).5 часов. | ||||
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 14. Типы размножения организмов | |||
15. Деление клетки. Митоз | №2 «Рассматривание препарата делящейся клетки» | |||
16. Образование половых клеток. Мейоз | ||||
17. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез | ||||
18. Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | ||||
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.11 часов. | ||||
Основы учения о наследственности и изменчивости. | 19. Наука генетика. Из истории развития генетики | |||
20. Основные понятия генетики | ||||
21. Генетические опыты Г. Менделя | ||||
22. Дигибридное скрещивание | №3. Решение генетических задач» | |||
23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер | ||||
24. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | ||||
25. Наследование признаков, сцепленных с полом | ||||
26. Наследственные болезни, сцепленные с полом | ||||
27. Наследственная (генотипическая) изменчивость | №4. Изучение изменчивости у организмов» | |||
28. Другие типы изменчивости | ||||
29. Обобщающий урок «Основы учения о наследственности и изменчивости» | ||||
Тема 5. Основы селекций растений, животных и микроорганизмов.5 часов. | ||||
Основы селекций растений, животных и микроорганизмов. | 30. Генетические основы селекции организмов | |||
31. Особенности селекции растений | ||||
32. Центры происхождения культурных растений | ||||
33. Особенности селекции животных | ||||
34. Основные направления селекции микроорганизмов | ||||
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира.5 часов. | ||||
Происхождение жизни и развитие органического мира. | 35. Представления о возникновении жизни на Земле | |||
36. Современная теория возникновения жизни на Земле | ||||
37. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | ||||
38. Этапы развития жизни на Земле | ||||
39. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | ||||
Тема 7. Учение об эволюции.11 часов. | ||||
Учение об эволюции. | 40. Идея развития органического мира в биологии | |||
41. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина | ||||
42. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | ||||
43. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | ||||
44. Современные представления об эволюции органического мира | ||||
45. Вид, его структура и особенности | ||||
46. Процесс образования видов – видообразование. | ||||
47. Понятие о микроэволюции и макроэволюции | ||||
48. Основные направления эволюции | №5. «Приспособление организмов к среде обитания» | |||
49. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | ||||
50. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции» | ||||
Тема 8. Происхождение человека. (антропогенез).6 часов | ||||
Происхождение человека. (антропогенез). | 51. Место и особенности человека в системе органического мира | |||
52. Доказательства эволюционного происхождения человека | ||||
53. Этапы эволюции вида Человек разумный | ||||
54. Биосоциальная сущность вида Человек разумный | ||||
55. Человеческие расы, их родство и происхождение | ||||
56. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | ||||
Тема 9. Основы экологии.11 часов | ||||
Основы экологии. | 57. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | |||
58. Закономерности действия факторов среды на организмы | ||||
59. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | ||||
60. Биотические связи в природе | ||||
61. Популяции как форма существования видов в природе | ||||
62.Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | ||||
63. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | ||||
64. Понятие о биогеоценозе и экосистеме | ||||
65. Развитие и смена биогеоценозов | ||||
66. Основные законы устойчивости живой природы | ||||
67. Рациональное использование природы и ее охрана | №6. «Оценка санитарно-гигиенического состояния рабочего места» | |||
Тема 10. Заключение. 1 час. | 68. Заключение по курсу «Основы общей биологии» |
Проверочные работы – 5.
Лабораторные работы – 6.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –68 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –2 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 9 класс. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова
Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Планируемая дата | Фактическая дата |
Тема 1. Введение в курс общей биологии 6 часов. | 1. Содержание и структура курса общей биологии | |||
2. Основные свойства жизни | ||||
3. Уровни организации живой материи | ||||
4. Практическое значение биологии | ||||
5. Методы биологических исследований. | ||||
6. Живой мир и культура (семинар) Обобщение | ||||
Тема 2. Биосферный уровень жизни. 9 часов. | 7. Учение о биосфере | |||
8. Происхождение живого вещества | ||||
9. Биологическая эволюция в развитии биосферы | ||||
10. Биосфера как глобальная экосистема | ||||
11. Круговорот веществ в природе | ||||
12. Человек как житель биосферы | ||||
13. Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | ||||
14. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | ||||
15. Экологические факторы и их значение Обобщение | ||||
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни. 8 часов. | 16. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | № 1 «Приспособленность растнений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | ||
17. Биогеоценоз как био- и экосистема | ||||
18. Строение и свойства биогеоценоза | ||||
19. Совместная жизнь видов в биоценозе | ||||
20. Причины устойчивости биогеоценозов | ||||
21. Зарождение и смена биогеоценозов | ||||
22. Сохранение разнообразия биогеоценозов | ||||
23. Экологические законы природопользования Обобщение | ||||
Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни. 12 часов. | 24. Вид, его критерии и структура | № 2 « Морфологические критерии, испаользуемые при определении видов» | ||
25. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | ||||
26. Популяция как основная единица эволюции | ||||
27. Видообразование – процесс увеличение видов на Земле | ||||
28. Этапы происхождения человека | ||||
29. Человек как уникальный вид живой природы Обобщение | ||||
30. История развития эволюционных идей. | ||||
31. Современное учение об эволюции | ||||
32. Результаты эволюции и ее основные закономерности | ||||
33. Основные направления эволюции | №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» | |||
34. Всемирная стратегия охраны природных видов | ||||
35. Обобщение Особенности популяционно-видового уровня жизни. |
Проверочные работы -5.
Лабораторные работы -3.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –35 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –1 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 10 класс Базовый уровень. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Тема программы (количество часов) | Тема урока | Лабораторные работы | Планируемая дата | Фактическая дата |
Тема 1. Организменный уровень жизни. 17 часов. |
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| №1 «Решение элементарных задач по генетике» | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Тема 2. Клеточный уровень жизни. 9 часов. |
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| №2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | |||
| ||||
| ||||
| ||||
Тема 3. Молекулярный уровень жизни. 8 часов. |
| |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Тема 4. Заключение. |
|
Проверочные работы -5.
Лабораторные работы -2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ГОД –35 ЧАСОВ.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ –1 ЧАС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и программы « БИОЛОГИЯ- 5-11 КЛАСС»
Под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.
Учебник: Биология 11 класс Базовый уровень. Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009 год.
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Зам. Директора на заседании МО
____________( Е.П. Кликунова) протокол №
От__ сентября 2011 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.
Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс
Учащиеся должны знать:
• положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
• относительность движения и покоя;
• понятия «вещество» и «тело»;
• примеры и основные признаки химических реакций;
• основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
• основные процессы, происходящие в живых организмах;
• примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
• причины изменения поверхности Земли;
• причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
• движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать различные явления, делать выводы;
• проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
• использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
• выявлять взаимосвязи организмов и среды;
• составлять пищевые цепи;
• находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
• объяснять причины изменения поверхности Земли;
• объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю) и имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения ж природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Курс биологии в 7 классе рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю). Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности живого организма как биосистемы, взаимосвязи между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны знать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.
На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить учащимися понимание родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс биологии «Человек и его здоровье» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека , определяется место человека в живой природе, дается топография органов, раскрываются предметы и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани, повторяется материал 7 класса о нервно-гормональной регуляции органов.
Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.
В третьей, завершающе части, рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому ученику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Изучение курса « Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года 68 часов (2 часа в неделю). Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития о разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторно-практическим работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.
Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой или деловой игры.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в полном соответствии со стандартом (полного) общего образования по биологии. Рассчитана на 70 часов (З5 часов в год, 1 час в неделю).
Программа по биологии 10-11 класс построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации живой природы, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного материала в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Это определило общее содержание данного курса.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...