УМК по биологии для 6 класса по теме Царство Бактерий.rar
статья по биологии (6 класс) по теме

Фролова  Татьяна Геннадьевна

Учебно-методический комплекс  по биологии для 6 класса по теме"Царство Бактерий". Представляю конспект урока и презентацию с интерактивными заданиями.  Работаем на интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk__po_teme_carstvo_bakteriy.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Фролова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и химии, МБОУ Ильинская СОШ Красногорский район Московская область.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская  средняя общеобразовательная школа»

Красногорского  района  Московской  области

Методическая разработка  урока биологии  в 6 классе по теме: "Вездесущие невидимки или Царство Бактерии".

подготовила

учитель биологии и химии

Фролова Татьяна Геннадьевна.

Г. Красногорск

2011

Методическая разработка  урока  биологии                               в   6 классе   по теме:                                                      "Вездесущие невидимки или Царство Бактерии".

Цель урока: познакомиться с царством бактерий.

Задачи:                                                                                                                                        - познакомить учащихся  с  характерными  признаками бактерий, их отличием от растений и животных;                                                                                                             - раскрыть  особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;                                                                                                                                 - раскрыть роль бактерий в природе и  жизни человека.                                                                                                                                                                                

Вид урока: мультимедийный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация с интерактивными заданиями.              

Таблицы: “Бактерии”.

Подготовительная работа:  индивидуально учащиеся получают задания  подготовить небольшие сообщения по темам:   «Роль бактерий в природе»  и «Роль бактерий  в жизни человека».

Структура урока:

1. Организационный момент.                                                                                                                        2. Актуализация  познавательной деятельности.                                                                                    3. Изучение нового материала:                                                                                                                          - бактерии- первые живые организмы, появившиеся на нашей планете;                                                     - почему невидимки?                                                                                                                                          - строение бактерий;                                                                                                                                          - форма бактерий;                                                                                                                                                   - жизнедеятельность бактерий;                                                                                                                              - значение бактерий.

4. Закрепление                                                                                                                                                  5.  Итоги урока.                                                                                                                                              6. Домашнее задание.  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация  познавательной деятельности.

Слайд №1

Мы  с вами, ребята, живем в окружении невидимых  организмов. Миллиарды лет   эти живые организмы  были единственными обитателями нашей планеты.  Они и сейчас полноправные   хозяева на  Земле. Толща  земли, вода, воздух, они поселились даже в нашем организме!                О ком идет речь? Кто же это?

Это бактерии!  

Слайд №2

Кто такие бактерии? Чем они отличаются от растений и животных? Какое значение они имеют  в природе и жизни человека?  На эти вопросы мы сегодня и попытаемся ответить.

  Записываем тему урока: Царство Бактерий.

3. Изучение нового материала.

Бактерии- первые живые организмы, появившиеся на нашей планете.  Слайд №3

По предположению ученых именно бактерии, имеющие хлорофилл, в те далекие времена обеспечили Землю необходимым для жизни кислородом. Бактерии – прокариотические  одноклеточные организмы. Они появились 3,5 млрд. лет назад, и их возраст соответствует возрасту жизни  на  Земле. Первые эукариоты (ядерные организмы) появились через 2 млрд. лет  после появления бактерий.

Бактерии действительно вездесущи. Они встречаются в самых разнообразных  местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; особенно много их в почве.    В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.  В тех местах, где воздух свежий и помещения проветриваются бактерий меньше, а   в замкнутом пространстве   бактерий  больше. Теперь вы знаете, почему  необходимо классные помещения  часто проветривать.

Почему невидимки?   Слайд № 4

Бактерии можно увидеть только  в  микроскоп,  поэтому  их  называют  микроорганизмами. Жизнь микроорганизмов изучает наука - микробиология.   До 17 века  никто не подозревал,  что совсем рядом обитают удивительные создания природы. Человеком,  открывшим   мир микроорганизмов, стал Антонии ван Левенгук. Знаменитым  его сделало, очень  необычное увлечение. Он любил  шлифовать оптические стекла и достиг в этом  истинного мастерства. Однажды, рассматривая каплю воды, Левенгук увидел чудо – мельчайших живых существ.  Так в 1673г человек впервые познакомился с бактериями.

Строение бактерий  Слайд № 5

Давайте теперь рассмотрим строение бактерий.  Бактерии – это всего одна клетка, в которой нет ядра и многих органоидов, которые характерны для растительной клетки. У бактерий нет  внутриклеточных мембран, митохондрий, пластид. Но зато у многих есть жгутики.

Зарисуем  схематично строение бактерии, отметим простоту в строении и сравним строение бактериальной клетки с клетками растений  и животных.

Несмотря на такое простое строение,   внешне бактерии разнообразны.

Форма бактерий. Слайд № 6

Известно около 250 видов бактерий.

 

 Отметим в тетрадях   формы  бактерий

                              КОККИ    (округлая форма)

                   

                                ВИБРИОНЫ  (в виде запятой)

                    СПИРИЛЛЫ  (в виде спирали)

                       

                               БАЦИЛЛЫ   (палочковидная форма)

Как же живут такие  мелкие создания?

Рассказ учителя о жизнедеятельности бактерий. Слайды № 7-9

В процессе объяснения составляем в тетрадях  схему:

Жизнедеятельность бактерий

             ПИТАНИЕ                 ДЫХАНИЕ                ДВИЖЕНИЕ         РАЗМНОЖЕНИЕ

С помощью жгутиков или за счет волнообразных движений

1.Делением клетки

2.Выживание в неблагоприятных условиях с помощью спор

АЭРОБНОЕ (дышат кислородом)

АНАЭРОБНОЕ (не нуждаются в кислороде)

АВТОТРОФЫ

1.Фотоситнетики

2. Хемосинтетики

3.Цианобактерии

ГЕТЕРОТРОФЫ

1.Сапротрофы (веществами мертвых организмов)

2.Паразиты (веществами живых организмов)

Физкультминутка

Роль бактерий в природе. Слайды № 10-11

Ребята!

А как считаете: важны ли столь мелкие организмы в природе?

Давайте послушаем сообщения учащихся класса о значении бактерий в природе и  для человека.

 В процессе   сообщений записываем в тетрадях:

 Значение бактерий

В  ПРИРОДЕ                                                 

-  участвуют в образовании перегноя;                                                                                                                     -   превращают перегной в минеральные вещества;                                                                                    – усваивают азот из воздуха;                                                                                                                           -  переваривают клетчатку  в желудке травоядных животных.

В ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

                    - переваривают клетчатку в кишечнике человека;                                                                                              - используются в производстве сыров и кисломолочных продуктов;                                                     - бактерии используются для выщелачивания руд;                                                                          - производства лекарств;                                                                                                                          - для очистки сточных труб.

К сожалению  не все бактерии так хороши. Среди них есть  болезнетворные, которые  могут вызывать у человека и животных различные заболевания. Слайды № 12-13

Болезнетворные бактерии проникают в организм воздушно-капельным путем, через раны и слизистую оболочку, пищеварительный тракт. Симптомы болезней, вызываемых бактериями, объясняются действием ядов, вырабатываемых этими микроорганизмами или образующихся при их разрушении. Это такие страшны  заболевания, как  сибирская язва, туберкулез, холера.

Защита от бактерий. Слайд № 14

Неужели  нельзя защитить  человека  от  болезнетворных бактерий?                                                      

Оказывается можно. Человек защитить себя может сам!  

Естественная защита организма человека  основана на фагоцитозе бактерий белыми кровяными тельцами и иммунной системе, вырабатывающей антитела, которые связывают и удаляют из кровотока чужеродные белки и углеводы.

Но не всегда организм может справиться сам. И тогда на помощь приходит медицина.

«Благодетель человечества» - так говорили о Луи Пастере. Французский врач Луи Пастер первым разработал метод предупреждения инфекционных заболеваний при помощи прививок.                                                                                                                                             Прививка – это введение человеку вакцины (специального препарата), благодаря которой он становится невосприимчив к данному заболеванию.

4. Закрепление. Работа с интерактивной доской.

 Выполните задания теста.

1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.

I. Кокки

II. Бациллы

III. Вибрионы

IV. Спириллы

A. Палочковидные

Б. Шарообразные

B. Спиралевидные

Г. Изогнутые

Ответ:  I – Б,   II – А,   III – Г,  IV – В.

2. Число бактерий в проветриваемом помещении:

A. Не изменяется

Б. Увеличивается

B. Уменьшается

Ответ:  В

3. Наибольшее количество бактерий содержится в:

A. Воде

Б. Воздухе

B. Почве

Г. Горных породах

Ответ:  В.

4. Выберите правильное определение.

Эпидемия – это:

A. Массовое заболевание среди людей

Б. Вид болезни

B. Название бактерии

Г. Часть бактерии

Ответ: А.

5. Какие бактерии сыграли важнейшую роль в накоплении кислорода на земле?

Ц

И

А

Н

О

Б

А

К

Т

Е

Р

И

И

Ответ:  

Далее работа выполняется индивидуально в тетрадях, а затем проверяется.

6. Вставьте пропущенное слово. Закончите предложение.

Сапрофитные бактерии гниения являются санитарами нашей планеты, так как...

 Ответ:  питаясь органическими веществами отмерших организмов, превращают их в перегной;

7. Вставьте пропущенные слова. Закончите предложение.

Болезнетворные бактерии, поселяясь в организме человека, питаются...  отравляя...,  вызывая...

Ответ:  питаются живыми тканями,  отравляя организм продуктами своей жизнедеятельности, вызывая заболевания: ангину, туберкулез, столбняк и т. д.;

5. Итоги урока.                                                                                                                               «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует  оценки и выставляет их в журнал.

6. Домашнее задание.  § 37 (учебник И.Н. Пономаревой).                                                         Индивидуально подготовить небольшие сообщения о бактериях.                                              Примерные темы:                                                                                                                                                     «Самые-самые», «Почему бактерии улучшают состав почвы?», «Илья Ильич Мечников - великий русский биолог», «Благодетель человечества» (о Луи Пастере).

7. Литература:

1. Электронная библиотека ModernLib.Ru. Елена Бенуж «Тесты по биологии» 

2. Биология: библиотека электронных наглядных пособий. 6-9 класс. ООО “Кирилл и Мефодий”. 2003. 1 CD - ROM

3.http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=53320  - фото (земля)

4. http://floratop.ru/blog/?p=43  фото (руки и земля)

5. tihiy-don-river.narod.ru- фото (река и дерево)

6. www.newsland.ru – фото (вулкан)

7. http://sitewater.ru/page/6 - фото (капля воды)

8. http://92-38-225-52.ovz.vps.reg.ru/tags/WHO/ -фото (бактерий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

Самостоятельная работа в 5 классах на тему "Царство Бактерии"

Работа по вариантам, включает 4 вопроса различной сложности:1. задание на знание опредений;2. задание на знание функций органоидов  бактерий;3. задание с пропуском слов;4. задание на знание значе...

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...

Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов».

Проверочная работ по теме "Царство бактерий» и «Царство грибов»    разработана  и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «Ба...

Тест по биологии для 5 класса по теме "Царство Бактерии"

Тест по теме "Царство бактерии" позволяет быстро проверить усвоение материала обучающимися.Составлено по учебнику Пасечника В.В., линии "Вертикаль" для 5 класса.Можно использовать ...

Итоговый тест по биологии для 5 класса по теме «Царства Бактерии и Грибы» по учебнику В.В. Пасечника

Данный тест можно использовать при контроле и проверке знаний учащихся....