Элективный курс "Генетика. ДНК. Я.
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

         Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение курса поможет раскрыть

закономерности генетики и молекулярной биологии – ДНК. Облегчению усвоения этих разделов будет способствовать

решение задач по генетике разных уровней сложности.Использование задач по генетики  и ДНК развивает у учащихся

логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Значительную часть курса занимают

задачи  практической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_genetika._dnk._ya..doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З.Сагдеева»

Буинского муниципального района Республики Татарстан

Программа

элективного курса по биологии

Юнусовой Гульнары Мазитовны

учителя биологии I квалификационной категории

«Генетика. ДНК. Я»

10 класс

Пояснительная записка

        Курс «Генетика. ДНК. Я» предлагается учащимся 10 классов,  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

         Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение курса поможет раскрыть закономерности генетики и молекулярной биологии – ДНК. Облегчению усвоения этих разделов будет способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

     Каждый организм – от простейшего до организма человека – проходят все этапы индивидуального развития и в каждом организме, независимости от сложности строения, происходит передача наследственной информации через ДНК. Из всего множества биологических проблем самыми захватывающими с точки зрения обучающихся являются:  работа мозга и  функционирование  ДНК. Каждый из нас неповторим не только по внешнему виду, но и по геному.

    Использование задач по генетики  и ДНК развивает у учащихся логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Значительную часть курса занимают задачи  практической направленности. Создаются условия для развития интереса к изучению биологии, умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также для развития творческих способностей. Решение задач – не самоцель, а способ усвоения теоретических основ генетики. Решение задач  позволяет сочетать абстрактное с конкретным, теоретические обобщения с фактическим материалом.

     Ознакомительно – ориентировочные и творческие проекты, предусмотренные данным курсом, призваны реализовывать исследовательские потребности учащихся

    Содержание курса поможет выбору профессии по следующим направлениям: медицина, экология, психология, педагогика.

ЦЕЛЬ   КУРСА:

  • интеграция учащихся в деятельность, направленную на развитие системного амплуа, вероятного мышления и прогнозирования  результатов.

ЗАДАЧИ  КУРСА:

  • систематизировать и углублять ведущие генетические понятия
  • раскрывать структуру и принцип функционирования молекулы ДНК
  • формировать умения анализировать, сравнивать и составлять родословную по признакам
  • развивать мыслительную активность, навыки  самостоятельной деятельности, коммуникативные способности

Требование к умениям учащихся:

  • решать генетические задачи
  • составлять  родословную своей семьи
  • уметь объяснять с биологической позиции необходимость бережного отношения к своему здоровью

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Т е м а     з а н я т и я

Кол-во часов

Задачи темы

Дата

ГЕНОМ          ЧЕЛОВЕКА

1

Вводное занятие.

1

Ознакомить с общей структурой и содержанием курса

2

Структура ДНК.  Роль ДНК в наследственности

1

Выяснить природу генетического материала - белка хромосомы

3

Природа генов

1

Изучение наследственности, связанной с корпускулярной природы гена

4

Гены и ферменты

1

Раскрыть связи между генами и ферментами  в области молекулярной генетики

5

Генетический код ДНК

1

Изучить зависимость между основаниями и аминокислотами  в генетической информации

6

Расшифровка кода ДНК

1

Установить соответствие триплетов аминокислотам  ДНК

7

Регуляция активности генов

1

Рассмотреть механизм передачи генетического материала в поколениях

8 - 9

Решение задач с геномом человека

2

Отработать технику решения задач  на уровне ДНК

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ          ИССЛЕДОВАНИЯ

10

Генетика и мой геном

1

Отработать технику решения задач и практически применять законы генетики

11

Исследования Менделя

1

Изучить главные признаки, рассмотренные Менделем

12

Наследование при скрещивании

1

Определить вероятность появления особей при скрещивании

13

Возвратное скрещивание

1

Изучить скрещивание неизвестного генотипа с рецессивным признаком

14

Независимое распределение при скрещивании

1

Установить возможность предсказания результатов скрещивания

15

Поведение хромосом как основа независимого распределения

1

Объяснить особенности передвижения хромосом во время мейоза

16 - 18

Решение задач  на основе родословной

3

Отработать методы решения задач

19

Сцепление признаков

1

Проследить рекомбинацию признаков одной хромосомы

20

Неполное сцепление

1

Изучить обмен гомологичных хромосом аллельными генами

21

Составление схем кроссинговера

1

Отработать технику составления схем кроссинговера по 3 гаметам

22 - 23

Решение задач на основе родословной

2

Отработать технику решения задач на основе родословной семьи

24

Взаимодействие генов

1

Определить фенотипические признаки в результате взаимодействия генов

25

Комплементарность

1

Изучить развитие признака определяемого двумя парами неаллельных генов

26

Полимерное действие генов

1

Объяснить развитие одного признака, контролируемого несколькими генами

27

Множественные аллели

1

Рассмотреть проявления одного признака в различных формах

28 - 29

Решение задач и составление родословной по данным признакам

2

Отработать технику решения задач  и составления родословной своей семьи

30

Наследование генов, локализованных в половых хромосомах

1

Объяснить наследование признаков, сцепленных с полом

31

Наследование летальных генов

1

Выявить причину отличия расщепления от менделевского

32

Эпистаз

1

Изучить результат подавления гена, находящего в другом локусе

33

Полигенное наследование

1

Проследить результат совместного действия генов

34

Защита зачетной работы

1

Защита проекта и презентации

 

Методические        рекомендации

        На вводном занятии следует ознакомить учащихся с общей структурой и содержанием курса, с формами и видами самостоятельных и творческих итоговых работ.

        Приступая к изучению курса, обязательно оговорить критерии оценивания учебной работы учащихся, а также учет выполнения задач. Преподаватель должен ознакомить с основными понятиями генетики и ДНК.

I раздел

      В основе изучения данного раздела осуществляется изучение наследственности, связанной с корпускулярной природой гена. Раскрываются связи между генами и ферментами  в области молекулярной генетике. Изучить зависимость между основаниями и аминокислотами  в генетической информации. Рассмотреть механизм передачи генетического материала в поколениях. Во второй половине урока следует начать работу по решению задач,  которые способствуют усвоению теоретического материала

II раздел

      В данном разделе учащиеся знакомятся  с  главными признаками, рассмотренными Менделем, раскрывают  особенности передвижения хромосом во время мейоза, учатся составлять  схему кроссинговера по 3 гаметам, осуществляют изучение  наследования признаков сцепленных с полом, раскрывают результат подавления гена. находящегося в другом локусе  В практической части занятий рекомендуется предложить учащимся решение генетических задач,  составление родословной что   позволит усвоить теоретические основы. Таким образом, прослеживается закрепление приобретенных знаний и умений. Данный курс призван быть значительно более эффективным за счет сокращения времени на устное изложение материала, применяя краткое, сжатое объяснение в сочетании с решением задач.  

     Курс завершается защитой проекта, которая проходит в форме составленной родословной и презентации.  Оценка учебных достижений учащихся осуществляется: в ходе беседы по вопросам курса; в ходе решения задач; защиты презентации и проекта.

Литература для учителя

  1. Крестьянов В.Ю., Вайнер Г.Б.  Сборник задач по генетике.  - Саратов «Лицей» 1998.
  2. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор   Биология , 1-3 тома, - Москва «Мир» 1996.
  3. Рэм Петров,  Я или не я     Москва «Молодая гвардия» 1983.
  4. С.А.Блинкин    Вторжение в тайны невидимок.   - Издательство «Просвещение», Москва 1971.
  5. Агаджаян Н.А. Кратков А.Ю.  Резервы нашего организма.  – Москва «Знание», 1990
  6. Галушкова Н.И. Биология для поступающих  в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.  Волгоград
  7. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М.,  Просвещение, 1983
  8. Атраментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биологии в школе,   №6,   1990,   стр. 37-38.

Литература для учащихся

  1.  Барабанщиков Б.И. Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. Казань, Изд-во КГУ.

 1988

       2.    Рэм Петров,  Я или не я     Москва «Молодая гвардия» 1983.

  1.  Крестьянов В.Ю., Вайнер Г.Б.  Сборник задач по генетике.  - Саратов «Лицей» 1998.

  1.  Агаджаян Н.А. Кратков А.Ю.  Резервы нашего организма.  – Москва «Знание», 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...