Элективный курс "Генетика. ДНК. Я.
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение курса поможет раскрыть
закономерности генетики и молекулярной биологии – ДНК. Облегчению усвоения этих разделов будет способствовать
решение задач по генетике разных уровней сложности.Использование задач по генетики и ДНК развивает у учащихся
логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Значительную часть курса занимают
задачи практической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_genetika._dnk._ya..doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени академика Р.З.Сагдеева»
Буинского муниципального района Республики Татарстан
Программа
элективного курса по биологии
Юнусовой Гульнары Мазитовны
учителя биологии I квалификационной категории
«Генетика. ДНК. Я»
10 класс
Пояснительная записка
Курс «Генетика. ДНК. Я» предлагается учащимся 10 классов, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение курса поможет раскрыть закономерности генетики и молекулярной биологии – ДНК. Облегчению усвоения этих разделов будет способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Каждый организм – от простейшего до организма человека – проходят все этапы индивидуального развития и в каждом организме, независимости от сложности строения, происходит передача наследственной информации через ДНК. Из всего множества биологических проблем самыми захватывающими с точки зрения обучающихся являются: работа мозга и функционирование ДНК. Каждый из нас неповторим не только по внешнему виду, но и по геному.
Использование задач по генетики и ДНК развивает у учащихся логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Значительную часть курса занимают задачи практической направленности. Создаются условия для развития интереса к изучению биологии, умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также для развития творческих способностей. Решение задач – не самоцель, а способ усвоения теоретических основ генетики. Решение задач позволяет сочетать абстрактное с конкретным, теоретические обобщения с фактическим материалом.
Ознакомительно – ориентировочные и творческие проекты, предусмотренные данным курсом, призваны реализовывать исследовательские потребности учащихся
Содержание курса поможет выбору профессии по следующим направлениям: медицина, экология, психология, педагогика.
ЦЕЛЬ КУРСА:
- интеграция учащихся в деятельность, направленную на развитие системного амплуа, вероятного мышления и прогнозирования результатов.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- систематизировать и углублять ведущие генетические понятия
- раскрывать структуру и принцип функционирования молекулы ДНК
- формировать умения анализировать, сравнивать и составлять родословную по признакам
- развивать мыслительную активность, навыки самостоятельной деятельности, коммуникативные способности
Требование к умениям учащихся:
- решать генетические задачи
- составлять родословную своей семьи
- уметь объяснять с биологической позиции необходимость бережного отношения к своему здоровью
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Т е м а з а н я т и я | Кол-во часов | Задачи темы | Дата |
ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Ознакомить с общей структурой и содержанием курса | |
2 | Структура ДНК. Роль ДНК в наследственности | 1 | Выяснить природу генетического материала - белка хромосомы | |
3 | Природа генов | 1 | Изучение наследственности, связанной с корпускулярной природы гена | |
4 | Гены и ферменты | 1 | Раскрыть связи между генами и ферментами в области молекулярной генетики | |
5 | Генетический код ДНК | 1 | Изучить зависимость между основаниями и аминокислотами в генетической информации | |
6 | Расшифровка кода ДНК | 1 | Установить соответствие триплетов аминокислотам ДНК | |
7 | Регуляция активности генов | 1 | Рассмотреть механизм передачи генетического материала в поколениях | |
8 - 9 | Решение задач с геномом человека | 2 | Отработать технику решения задач на уровне ДНК | |
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
10 | Генетика и мой геном | 1 | Отработать технику решения задач и практически применять законы генетики | |
11 | Исследования Менделя | 1 | Изучить главные признаки, рассмотренные Менделем | |
12 | Наследование при скрещивании | 1 | Определить вероятность появления особей при скрещивании | |
13 | Возвратное скрещивание | 1 | Изучить скрещивание неизвестного генотипа с рецессивным признаком | |
14 | Независимое распределение при скрещивании | 1 | Установить возможность предсказания результатов скрещивания | |
15 | Поведение хромосом как основа независимого распределения | 1 | Объяснить особенности передвижения хромосом во время мейоза | |
16 - 18 | Решение задач на основе родословной | 3 | Отработать методы решения задач | |
19 | Сцепление признаков | 1 | Проследить рекомбинацию признаков одной хромосомы | |
20 | Неполное сцепление | 1 | Изучить обмен гомологичных хромосом аллельными генами | |
21 | Составление схем кроссинговера | 1 | Отработать технику составления схем кроссинговера по 3 гаметам | |
22 - 23 | Решение задач на основе родословной | 2 | Отработать технику решения задач на основе родословной семьи | |
24 | Взаимодействие генов | 1 | Определить фенотипические признаки в результате взаимодействия генов | |
25 | Комплементарность | 1 | Изучить развитие признака определяемого двумя парами неаллельных генов | |
26 | Полимерное действие генов | 1 | Объяснить развитие одного признака, контролируемого несколькими генами | |
27 | Множественные аллели | 1 | Рассмотреть проявления одного признака в различных формах | |
28 - 29 | Решение задач и составление родословной по данным признакам | 2 | Отработать технику решения задач и составления родословной своей семьи | |
30 | Наследование генов, локализованных в половых хромосомах | 1 | Объяснить наследование признаков, сцепленных с полом | |
31 | Наследование летальных генов | 1 | Выявить причину отличия расщепления от менделевского | |
32 | Эпистаз | 1 | Изучить результат подавления гена, находящего в другом локусе | |
33 | Полигенное наследование | 1 | Проследить результат совместного действия генов | |
34 | Защита зачетной работы | 1 | Защита проекта и презентации |
Методические рекомендации
На вводном занятии следует ознакомить учащихся с общей структурой и содержанием курса, с формами и видами самостоятельных и творческих итоговых работ.
Приступая к изучению курса, обязательно оговорить критерии оценивания учебной работы учащихся, а также учет выполнения задач. Преподаватель должен ознакомить с основными понятиями генетики и ДНК.
I раздел
В основе изучения данного раздела осуществляется изучение наследственности, связанной с корпускулярной природой гена. Раскрываются связи между генами и ферментами в области молекулярной генетике. Изучить зависимость между основаниями и аминокислотами в генетической информации. Рассмотреть механизм передачи генетического материала в поколениях. Во второй половине урока следует начать работу по решению задач, которые способствуют усвоению теоретического материала
II раздел
В данном разделе учащиеся знакомятся с главными признаками, рассмотренными Менделем, раскрывают особенности передвижения хромосом во время мейоза, учатся составлять схему кроссинговера по 3 гаметам, осуществляют изучение наследования признаков сцепленных с полом, раскрывают результат подавления гена. находящегося в другом локусе В практической части занятий рекомендуется предложить учащимся решение генетических задач, составление родословной что позволит усвоить теоретические основы. Таким образом, прослеживается закрепление приобретенных знаний и умений. Данный курс призван быть значительно более эффективным за счет сокращения времени на устное изложение материала, применяя краткое, сжатое объяснение в сочетании с решением задач.
Курс завершается защитой проекта, которая проходит в форме составленной родословной и презентации. Оценка учебных достижений учащихся осуществляется: в ходе беседы по вопросам курса; в ходе решения задач; защиты презентации и проекта.
Литература для учителя
- Крестьянов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике. - Саратов «Лицей» 1998.
- Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология , 1-3 тома, - Москва «Мир» 1996.
- Рэм Петров, Я или не я Москва «Молодая гвардия» 1983.
- С.А.Блинкин Вторжение в тайны невидимок. - Издательство «Просвещение», Москва 1971.
- Агаджаян Н.А. Кратков А.Ю. Резервы нашего организма. – Москва «Знание», 1990
- Галушкова Н.И. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. Волгоград
- Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М., Просвещение, 1983
- Атраментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биологии в школе, №6, 1990, стр. 37-38.
Литература для учащихся
- Барабанщиков Б.И. Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. Казань, Изд-во КГУ.
1988
2. Рэм Петров, Я или не я Москва «Молодая гвардия» 1983.
- Крестьянов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике. - Саратов «Лицей» 1998.
- Агаджаян Н.А. Кратков А.Ю. Резервы нашего организма. – Москва «Знание», 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...