Рабочие программы по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии, 6 класс УМК "Школа 2100", под редакцией Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Bunenev_6kl..doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология. Разнообразие организмов: Доядерные, Растения, Грибы, Лишайники.
Пояснительная записка.
В курсе биологии 6-го класса включён материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение – очень распространённая логическая процедура. Однако в средней и даже высшей школе её практически не уделяется достаточно внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. В программу по биологии 6 класса включено изучение сравнительного метода.
Главной особенностью программы 6 класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения их приспособленности к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Программа составлена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебных программ Образовательной системы «Школа 2100».
Программа 6-го класса знакомит учащихся с новой для них наукой биологией и посвящена изучению бактерий, грибов, растений и лишайников, в неё включён материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
2.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
- Временное требование к образовательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.).
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999г.).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ №1089 от 05.03. 2004г.).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (Приказ №1312 от 09.03.2004г.).
- Примерная программа основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лишайники авторского коллектива А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, К.Ю.Еськов //Школа 2100. образовательная программа и пути её реализации.Выпуск3.- М.: Баласс, 1999,с. 102,131.
- 4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
3.Цели изучения курса
Основной целью учебно-методического комплекса Образовательной системы «Школа 2100» являются:
- осознания учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества;
- овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей границы условия активности человечества и каждого отдельного человека;
- формирование представлений о природе как развивающей системе;
- овладении наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использование в практической жизни;
- понять историческую связь планов строения и жизнедеятельности циклов важнейших групп растительных организмов;
-изучить роль биотических и абиотических факторов в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
4. КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | умения в связной монологической форме пересказать текст учебни ка, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложе нии учителя; |
В ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему; приходить к решению проблемы; делать выводы по проблеме; | |
Классифицировать факты, явления, понятия; | |
Выявлять значение отдельных событий; | |
Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя) | |
Умения раскрыть содержание иллюстрации; | |
Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации. | |
Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; развитие творческих способностей и натуралистических умений, научного мировоззрения; воспитание гуманности, экологической культуры, патриотизма; а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. | |
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ |
|
| |
| |
| |
| |
- Пользоваться научно – популярной и периодической литературой; | |
- участвовать в мероприятиях по охране природы; | |
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях |
5.Структура курса.
№ | Модуль (ГЛАВА) | ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Бактерии | 4 |
2 | Грибы | 3 |
3 | Низшие растения | 3 |
4 | Лишайники | 1 |
5 | Высшие растения
| 20 |
3 1 16 | ||
6 | Сообщества | 3 |
Всего | 34 |
6. Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя сентября
б) Текущий контроль – после изучения большой темы
в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Технологическая карта урока.
№п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | ЗУН | Д/з | |||
Бактерии – крохотные разрушители органических веществ | Урок изучения нового материала. | Учащиеся должны называть Основные признаки типов и классов животных. Раскрывать. Строение и жизнедеятельность животных. Знать. Основные признаки отделов водорослей. Сравнивать клетки водорослей и грибов. Характеризовать среду обитания в зависимости со строением и жизнедеятельностью. Учащиеся должны называть. Основные систематические категории. Признаки царства Растения. Основные признаки отделов и классов растений. Рассказывать о строении жизнедеятельности клетки растений. Сравнивать клетки бактерий, грибов, растений. Узнавать представителей царства Растений. Характеризовать строение, жизнедеятельность, размножение растений разных отделов. Признаки усложнения растений разных отделов, среду обитания растений. Обосновывать роль растений в природе, их значение для человека, его хозяйственной деятельности. Применять знания об эволюции для установления родства растений разных отделов Называть основные признаки Царства Прокариот. Раскрывать строение и жизнедеятельность бактерий, размножение. Обосновывать роль бактерий и их значение в жизни человека. основные признаки живого. Основные признаки систематических групп. Современная систематика. для установления родства растений разных отделов | §6 | |||||
Наследование – воспроизведение детьми своих родителей | Урок изучения нового материала. | §7 | ||||||
Бактерии в организме человека | Урок изучения нового материала. | §8 | ||||||
Бактерии в природе и в промышленности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §9 | ||||||
Грибы – гетеротрофы Л/р №1 Устройство микроскопа и работа с ним. | Урок изучения нового материала. | §11 | ||||||
Размножение грибов Л/р№2 Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа | Урок изучения нового материала. | §12 | ||||||
Грибы в биосфере и в жизни человека | Урок изучения нового материала. | §13 | ||||||
Водоросли – обитатели вод Л/р№3 Изучение строения клеток кожицы лука | Урок изучения нового материала. | 14 | ||||||
Размножение водорослей | §16 | |||||||
Значение водорослей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §17 | ||||||
Лишайники – грибы неразрывно связанные с водорослями | Урок изучения нового материала. | §18 | ||||||
Листостебельные мхи –«Земноводные растения» | Урок изучения нового материала. | §19 | ||||||
Плауны, хвощи, папоротники- высшие растения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §22 | ||||||
Голосеменные – растения для полового размножения без воды. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §23 | ||||||
Самые разные цветки устроены по одному плану | Урок изучения нового материала. | §25 | ||||||
Цветок укрывает спорангии и обеспечивает встречу гамет | Урок изучения нового материала. | §26 | ||||||
Опыление: внешний мир помогает растению Л/р№4 Изучение строения цветков | Урок изучения нового материала. | §27 | ||||||
Плод – орган защиты и расселения семян | Урок изучения нового материала. | §29 | ||||||
Пробудившись, семя становится проростком | Урок изучения нового материала. | §30 | ||||||
Корень – якорь, насос и хранилище | Урок изучения нового материала. | §31 | ||||||
Побег состоит из стебля и листьев, хотя это не всегда очевидно | Урок изучения нового материала. | §32 | ||||||
Стебель – опора и транспортная магистраль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §33 | ||||||
Лист испаряет воду и усваивает свет | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | §34 | ||||||
Вегетативное размножение Как люди используют растения | Урок изучения нового материала. | §35 | ||||||
Двудольные и однодольные растения | Урок изучения нового материала. | §37 | ||||||
Семейство Мотыльковые Л/р№5 Описание двудольного растения по плану | Урок изучения нового материала. | §38 | ||||||
Семейство Паслёновые Л/р№6 Проращивание клубня картофеля. | Урок изучения нового материала. | §39 | ||||||
Семейство Крестоцветные Семейство Розоцветные | Урок изучения нового материала. | §40 | ||||||
Семейство зонтичные Семейство Сложноцветные | Урок изучения нового материала. | §42 | ||||||
Семейства Лилейных, Ландышевых, луковых | Урок изучения нового материала. | §44 | ||||||
Холод и засуха – ежегодные бедствия | Урок усвоения новых умений, навыков | §46 | ||||||
Лес: деревья создают особую среду | Урок усвоения новых умений, навыков | §47 | ||||||
Экологические проблемы – современности | Урок усвоения новых умений, навыков | 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...