Рабочие программы по биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Представлены рабочие программы по биологии, УМК Сонин Н.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_6_kl.1chas.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию раздела биологии «Живой организм», 6 класс.
Курс « Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности, В тематическом планировании представлены разнообразные типы уроков, что позволит развить учебно-познавательную деятельность школьников на всех этапах урока. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное включение учащихся в решение различных познавательных задач, формирование у них приёмов работы, поэтому особое значение уделяется практической направленности учебных занятий. При усвоении знаний об особенностях строения и функций организмов, их развития многообразия решаются важнейшие воспитательные задачи. Происходит формирование научного мировоззрения, эстетическое и экологическое воспитание.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражения цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп живых организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Для повышения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столь на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразовании., обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору. Анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. Их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Временное требование к образовательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998г.).
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999г.).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ №1089 от 05.03. 2004г.).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (Приказ №1312 от 09.03.2004г.).
- Примерная программа основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 -11 классы. – М.: Дрофа, 2009 – 256с.//.
Цели изучения курса
- Приготовить школьников к усвоению элементарных понятий систематики, генетики, экологии в начале изучения биологических дисциплин.
- Усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности живых организмов, их индивидуальном и историческом развитии.
- Формировать знания о функционировании и многообразии экологических систем, их изменении под влиянием человеческой деятельности.
- Научит принимать экологически правильные решения в области природопользования.
- изучить роль биотических и абиотических факторов в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | Умение разделять процесс на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи. |
В ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему; приходить к решению проблемы; делать выводы по проблеме; | |
Классифицировать факты, явления, понятия природы. | |
Определение структуры объёма познания, поиск и выделение значимых, фундаментальных связей и отношений между частями целого | |
Использовать для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование и др.). | |
Определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов. | |
Сравнение, сопоставлении, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям , критериям. | |
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности. | |
Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации. | |
Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; развитие творческих способностей и натуралистических умений, научного мировоззрения; воспитание гуманности, экологической культуры, патриотизма; а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. | |
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ |
|
| |
| |
| |
| |
| |
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни | |
- участвовать в мероприятиях по охране природы; | |
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях | |
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственности, правовых норм, эстетических ценностей. |
Структура курса.
№п\п | Модуль (ГЛАВА) | ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Раздел1 Строение и свойства живых организмов
| 10 1 2 2 4 1 |
2 | Раздел 2 Жизнедеятельность организмов
| 23 4 2 2 2 2 2 3 3 3 |
3 | Раздел3 Организм и среда
| 2 1 1 |
4 | Всего | 35 |
5 | Резервное время | - |
Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя сентября
б) Текущий контроль – после изучения большой темы
в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест
Тема № 1 Строение и свойства живых организмов.
Цели и задачи темы.
Образовательные. Расширить представления учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях, отличающие
тела неживой природы. Углубить знания о клеточном строении растений и животных; о клетке, как
структурной и развивающей единице живого; о многообразии тканей, об органах растений.
Развивающие. Раскрыть взаимосвязь, обесчещивающую целостность живых организмов, а также показать сходства в
строение и жизнедеятельности растительной и животной клетки, как свидетельство их родства и
общности происхождения.
Воспитательные. Доказать единство происхождения всего живого. Совершенствовать умение работать с
микроскопом, наблюдать, сравнивать и делать выводы; работать с учебником.
Тема № 2 Жизнедеятельность живых организмов
Цели и задачи темы.
Образовательная. Обеспечить учащихся знаниями о жизнедеятельности организмов: питании, дыхании, передвижении веществ в растении, перенос веществ у животных, выделении, обмене веществ, как о главном признаке жизни.
Развивающая. Показать способность организмов к размножению, росту и развитию, отличающих их от неживой природы.
Воспитательная. Дать понятие об ойкумене живых организмов. Основные положения теории витализма.
Тема №3 организм и среда. Природные сообщества.
Цели и задачи темы.
Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися знаний о среде обитания организмов, о её экологических факторах
(живой и неживой природы, антропогенного фактора); раскрыть понятие природного сообщества,
показать их разнообразие, основные компоненты: производители, потребители, разрушители.
Развивающая. Сформировать умения составлять простые цепи питания, работать с натуральными объектами.
Воспитательная. Понимать важность охраны окружающей среды, прививать любовь к природе родного края.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Учебная программа сориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.; Дрофа, 2006,- 176с.;
а также методическое пособие для учителя:
- Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: . – М.; Дрофа, 2006,- 07 гг.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 2 -11 классы. . – М.; Дрофа, 2005г.
- Сборник нормативных документов. Биология /Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. . – М.; Дрофа, 2006,-
Дополнительная литература для учителя:
- Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» . – М.; Дрофа, 2006,-
- И.А. Актёров «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» . – М.; Дрофа, 2006,-
Литература для учащихся
Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс: . – М.; Дрофа, 2006,- 07 гг.;
№ урока | Дата | Название урока | Оборудование | Тип урока по дидактическим целям | Опорные знания и планируемый результат | Измерители Д\З | |||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | |||||||||||
1 | Основные свойства живых организмов | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать: Строение клетки, органоиды клетки Строение функции животной клетки. Отличие животной и растительной клетки. Уметь определять. Типы тканей Орган и системы органов. Строение и функции корня, виды корневых систем | Раздел 1; 8-11 на стр.9 | ||||||
2 | Строение растительной и животной клетки | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Раздел 3, задание 11 – 13 в «Рабочей тетради» | |||||||
3 | Строение растительной и животной клетки | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Раздел 3 о строении животной клетки | |||||||
4 | Ткани растений | Таблицы учебника | Изучение нового материала | ||||||||
5 | Ткани животных | Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Изучение нового материала | Разд. 4, с.24,25 | |||||||
6 | Органы цветкового растения. Корень | Таблицы учебника | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Разд.4, раб. Тет. | |||||||
7 | Органы цветкового растения. Побег | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд. 5.с.30, 31. раб. Тетр. | |||||||
8 | Органы и системы органов животных | Таблицы учебника | Урок применения знаний, умений, навыков. | ||||||||
9 | Органы и системы органов животных | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Стр.32,33. раб. тетрадь. Задание 22 | |||||||
10 | Растения и животные как целостные организмы | Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Изучение нового материала | Стр.22 | |||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | |||||||||||
11 | Особенности питания растительного организма | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Определять плоды, их виды. Типы семян. Однодольные и двудольные растения. Системы органов у животных организмов | Разд.11. с.68. раб.тетрадь | ||||||
12 | Воздушное питание (фотосинтез) | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.11. | |||||||
13 | Особенности питания у животных | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.12.с 74. | |||||||
14 | Особенности строения пищеварительной системы у животных | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.12.з-е с.78 | |||||||
15 | Дыханий растений | Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Изучение нового материала | Природоведение 3,5 класс. Учащиеся должны знать: Сущность понятий фотосинтез, дыхание, питание, рост. Физиологию данных процессов. значение передвижения. Понимать, как происходила эволюция систем строения скелета позвоночных животных. Внутренний и внешний скелет Роль нервной системы в передвижении. Отделы нервной системы. Ростовые вещества. Гомоны щитовидной железы, гипофиз. Биологическое значение размножения Видоизменённые побеги. Биологическое значение размножения | Разд.12, с.75 | ||||||
16 | Органы дыхания животных организмов | Таблицы учебника | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Разд.13,с.80 | |||||||
17 | Передвижение веществ в растении | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.14, с.90 | |||||||
18 | Особенности переноса веществ у животных | Таблицы учебника | Урок применения знаний, умений, навыков. | Разд.15,с.93 | |||||||
19 | Выделение у растений и позвоночных животных. | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.16, с. 98. р.т. | |||||||
20 | Обмен веществ и энергии у живых организмов | Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Изучение нового материала | Разд.17, с.114. рисунки | |||||||
21 | Опорные системы и их значение в жизни организмов | Таблицы учебника | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Разд.18, с.122-123.р.т. | |||||||
22 | Опорные системы растений и позвоночных животных. Л./р. № 9 «Строение костей» | Таблицы учебника | Урок контроля знании. | Разд.19с. 127. | |||||||
23 | Движение животных организмов | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.11. с.68. раб.тетрадь | |||||||
24 | Движение растений | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.11. | |||||||
25 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.12.с 74. | |||||||
26 | Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой | Таблицы, гербарии, натуральные объекты Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Изучение нового материала | Разд.12.з-е с.78 | |||||||
27 | Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Рост растений | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.12, с.75 | |||||||
28 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.13,с.80 | |||||||
29 | Вегетативное размножение растений. Л/р №16 « Черенкование комнатных растений» | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.14, с.90 | |||||||
30 | Половое размножение животных. | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.15,с.93 | |||||||
31 | Рост и развитие растений | Таблицы, гербарии, натуральные объекты | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Разд.16, с. 98. р.т. | |||||||
32 | Особенности индивидуального развития цветкового растения | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.17, с.114. рисунки | |||||||
33 | Рост и развитие животных | Таблицы учебника | Разд.18, с.122-123.р.т. | ||||||||
Раздел 3. Организм и среда | |||||||||||
34 | Среда обитания. Факторы среды | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Природоведение 5 класс. Знать. Определение среды обитания. Внешние факторы среды обитания: свет, влажность, температура, на живые организмы. взаимосвязь живых организмов. Уметь. Составлять цепи питания. | Разд.11. с.68. раб.тетрадь | ||||||
35 | Природные сообщества | Таблицы учебника | Изучение нового материала | Разд.11. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...