План-конспект занятия "Цена жизни"
план-конспект занятия по истории (9 класс) по теме

Ветошкина Ольга Михайловна

Приобщение к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, воспитание патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-konspekt_zanyatiya_urok_muzhestva.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Ветошкина О.М.,

педагог-организатор ОДОД ГБОУ гимназии № 528

Невского района Санкт-Петербурга

План-конспект занятия для  7-9 классов.

Урок мужества  «Цена жизни».

Цель: приобщение к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, воспитание патриотизма.

Дети сидят   по кругу. Окна затемнены. В центре стоит стол.

За столом сидит Ведущий, на столе горит свеча, на доске картинки, рисунки на военную тему.

Звучит запись с голосом Левитана:

«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города... Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение... Не первый раз приходится нашему народу иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом... Красная Армия, весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами...»

Чтец

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

( песня «До свидания, мальчики» или «Священная война»)

Учитель: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

2.Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги воинов у стен Брестской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской луге и других славных местах.

3.В 65-ый раз день Победы наша страна будет праздновать также, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатили люди.

Свет гаснет, включается запись воздушной тревоги  .Лучше, если сирена будет звучать не очень громко. Звук метронома.

5.Учитель: Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это  звук воздушной тревоги  . Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.

(слайды с 3 по 10 презентация «Блокадный Ленинград»)

Ведущая. (звуки бомбандировки)

1.В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде.

2. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

3.Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так — более полугода. (видеоролик 31 01)

Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине.

Вед1.: В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки , голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, Таня вела в записной книжке страшный дневник.

Сл.12

Вед2: Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме №13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Выходят шестеро ребят с зажжёнными свечами.

Сл.11

 (После каждого имени гаснет одна свеча)

Сл. 13,14

Таня:1.«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.»

Таня:  Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.

Сл.15

2.«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

Сл.16,17

3.Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

1.Ведущ. : Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть , больше половины. Н о с ней была мама, и она держалась.

Сл.18

Таня: 4.Мама… 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

1Вед.:Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово…

Вед.2.Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня… Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире

Сл.19-21.

Ведущ3: Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева?

Объявляется минута молчания всем погибшим в этой войне.

 (слайд 21)

Вед.3 Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Чтец

1. Помните,

Через века,

Через года,

Помните!

О тех,

Кто уже не придет никогда, —

Помните!

2.Люди, покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой

Завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

В годы Великой Отечественной войны погибли более 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1 710 городов и поселков городского типа, 70 тыс.сел и деревень. Сожжено и разрушено б млн зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн человек. Страна потеряла 30 % национального богатства.

Исполнение военной песни вокальной группой. «Люди мира, на минуту встаньте.»

Учитель: Посмотрите, ребята, какое яркое, улыбающееся солнышко заглянуло к нам в класс. У него тёплые, ласковые лучи. Один из его лучиков особенный, ведь солнце всегда было символом жизни, символом мира. И этот мир, эту жизнь и это солнце подарили нам они, солдаты 41-45. Победили, чтобы жить!

Мальчикам, которым в дни Победы 1945 года было I8—2О лет, сейчас около 80 лет, а многих более старших ветеранов нет в живых. Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им.

Чтец

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Нам нужен мир — тебе, и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

III. Сценка “Должны быть сильными мужчины”.

Действующие лица:

Марина, Света, Максим, Рома.

Выходят Марина, Света, Максим, Рома.

Марина (пожимает плечами):

Я ненавижу карате и бокс

Какой от этих видов спорта прок?

Зачем вообще учиться драться

И столько этим заниматься?

Нам не нужны задиры, драчуны,

Ведь добрыми быть мальчики должны.

А эти виды спорта делают их злыми,

Жестокими, коварными, плохими.

Максим:

Ты очень ошибаешься, Марина.

Должны быть сильными мужчины.

А бокс в нас силу духа воспитает,

Она необходима нам в бою.

Тому, кто воинских искусств не изучает,

Труднее землю отстоять свою

И выгнать вон врага, да и к тому же

Не только лишь в бою характер сильный нужен.

Рома:

В обычной жизни тоже

Он всякому поможет

В учёбе и в работе нужны бодрость,

Упорство, стойкость, целеустремлённость.

Их каждый может воспитать в себе

На тренировках по борьбе,

По боксу, боевому карате.

А что до злости, тренировки те,

Наоборот, нас учат слабых защищать

И первым никогда не нападать.

Света:

Чтоб мальчику хорошим стать солдатом,

Себя готовить ему с детства надо.

И чтобы Родину надёжно защищать,

В себе характер должен мальчик воспитать.

Он и в обычной жизни тоже нужен.

А девочки, скажите, чем же хуже?

Марина:

Вы правильно, ребята, говорили.

Меня вы тоже убедили.

Займёмся этой подготовкой.

Я завтра же пойду на тренировку.

Учитель: Спасибо, ребята. Здорово, когда ребята занимаются спортом. И хорошо, если бы они пользовались этими знаниями только в мирное время на благо себе и Родине.

«Нет!» — заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам...

Должна трава зеленой быть,

А небо синим-синим!

Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

Поют на ветках птицы,

На замечательной земле

Нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее

Влюбленными глазами!

Песня. «День Победы» ( видеоролики  )

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

План-конспект урока "Образ жизни"

Урок по обществознанию по теме "Образ жизни" для учащихся 7 класса...

План-конспект занятия "Вторая жизнь бросовому материалу"

Цель занятиянаучить творчески работать с бросовым материалом.Задачи занятияОбразовательные:-формировать представление о работе с бытовыми отходами, выполнять поделки из использованных в быту предметов...

План-конспект урока. Общественная жизнь России

План-конспект урока. Общественная жизнь России...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...